Технология формирования имиджа учителя

Разделы: Школьная психологическая служба


Ренуара спросили: “Метр, что важнее в искусстве как или что?”

Ренуар ответил: “Важно – кто!”

Сегодня мы продолжим разговор об имидже педагога (это 2-е занятие) и познакомимся с технологией его формирования.

- Вспомните определение имиджа.

Имидж – это представления о человеке, складывающиеся на основе его внешнего облика, привычек, манере говорить, менталитете, поступков и т.д.

- Что является составляющими имиджа?

Составляющие имиджа:

1. образ (то, что возникает с приходом человека и остается, когда человек уходит)

2. внешний аспект (манеры, походка, жесты, мимика, одежда, прическа)

3. внутренний аспект (интеллект, помыслы, эрудиция, духовность, интересы)

4. процессуальный аспект (темперамент, темп, пластичность, деятельность, эмоции)

5. ядро имиджа (позиции, установки, легенда) – должно соответствовать психологии победителя:

- высокая самооценка

- оптимизм

- вера в добро

- умение чувствовать и сопричаствовать происходящему

- умение меняться, воспринимать новое

- Какие виды имиджа вам известны?

Виды имиджа:

1) воспринимаемый – это то, как нас видят другие, как к нам относятся

2) требуемый

а) личностный (образ человека с его внутренними качествами)

б) профессиональный (образ человека в профессиональной характеристике)

Имидж педагога имеет определенный набор характеристик или компонентов, его формирующих.

- Какие характеристики имиджа вам знакомы?

Наиболее значимыми являются:

1. Профессиональная компетентность

Под профессиональной компетентностью понимают владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, определяющих сформированность педагогической деятельности, общения и личности как носителя определенных ценностей и идеалов.

Психологическая структура деятельности учителя включает:

а) операционно-мотивационное направление

- Какие цели ставит учитель на своем уроке?

(обучающие, развивающие и воспитательные цели, направлены на разные стороны психического развития школьников)

б) исполнительное направление (то, что делают дети на уроке для достижения этих целей и каким образом)

в) контрольно-оценочное направление (оценка итогов работы, постановка новых задач)

Далее педагогам предлагается определить свою профессиональную компетентность.

См. приложение № 1

2. Педагогическая эрудиция – своеобразный запас знаний, который учитель применяет для решения педагогических ситуаций как совокупность внешних и внутренних условий. Педагогическая ситуация определяется самим педагогом во взаимодействии с учениками и взаимодействии школьников между собой.

3.педагогическое мышление и интуиция необходима учителю для предвидения развития ситуации без полного ее анализа.

См. приложение № 2

4. Педагогическая рефлексия – это способность учителя мысленно представить себе возникшую ситуацию у ребенка и на ее основе сложить представление о себе. Педагогическая рефлексия позволяет ответить на вопросы: “Что у меня получилось? Что не удалось? Как сделать, чтобы было еще лучше?”

5. Педагогическая импровизация поможет найти учителю неожиданные решения и мгновенное воплощение. Педагогической импровизации свойственна сиюминутность, единство интуитивного и логического.

См. приложение № 3

6. Педагогическое общение, являясь и компонентом профессиональной компетентности, и компонентом имиджа учителя, направлено на создание благоприятного психологического климата на уроке.

- Как определить благоприятный или неблагоприятный климат на уроке?

Критерии благоприятного психологического климата:

1) формирование определенных межличностных отношений в классе, которые должны целенаправленно формироваться учителем;

2) формирование позитивной Я-концепции;

3) развитие уверенности в себе, в своих силах, в своем потенциале.

- Какие вы помните функции педагогического общения? (таблица из приложения № 4)

1) информационная – обмен познавательной и аффективно- оценочной информацией.

50-90% информации идет через невербальные средства общения, следовательно, надо учить педагогов развивать данную сферу.

2) социально-перцептивная – восприятие социальных объектов.

“Из всех умений, определяющих общение, умение слушать является самым необходимым и именно оно требует совершенствования в нашем мире” (Атватер И.- 1984.)

3) самопрезентативная

Вступая во взаимоотношения с детьми, учитель как бы “предлагается” им в качестве партнера по общению.

“Не измученный, усталый и опустошенный, а интересный, духовно богатый, идейно зрелый человек может стать властителем дум и чувств нового поколения” (Сластенин В.А.-1990)

4) интерактивная состоит в обмене образами, идеями, действиями.

Система “учитель – ученик” является ассиметричным общением, т.к. присутствует социальное доминирование педагога над ребенком.

5) аффективная заключается в эмоциональной стимуляции, разрядке, психологическом комфорте и контроле аффекта, создание социально значимого аффективного отношения.

Педагогов необходимо научить приемам, снимающим напряжение и стимулирующим учебную деятельность учащихся на уроке,

В результате формирования имиджа у каждого педагога становится индивидуальный, только ему присущий стиль педагогической деятельности.

Далее проводится диагностика стиля педагогической деятельности, используя литературу, данную в приложении.

Приложение 5