Информатизация общества, многообразие социальных взаимодействий, рост темпа нашей жизни требуют от людей большей мобильности, расширения объема знаний, развития способностей. Все это не могло не оказать влияния на детей, их воспитание и обучение. Современная система образования предъявляет достаточно высокие требования к произвольности детского внимания, умению работать самостоятельно и контролировать результаты своей деятельности.
Первоклассники, как правило, чаще всего имеют рассеянное и неразвитое внимание. Однако по итогам наблюдений педагогов и психолога гимназии, можно сказать, что и некоторые учащиеся 2-х – 4-х классов показывают низкий уровень развития произвольного внимания.
При этом нужно не забывать о том, что хорошо развитое внимание является фактором, определяющим успешность обучения в начальной школе. Хороший уровень внимания позволяет мыслительным процессам протекать быстрее и правильнее. Действия детей становятся более организованными и аккуратными.
На протяжении последних 10 – 15 лет не перестает быть актуальной проблема развития внимания младших школьников. Но рекомендаций и практических разработок по данной теме для практических психологов мало, особенно это касается индивидуальной психокоррекционной и развивающей работы с детьми.
Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления, и играет значительную роль в регуляции интеллектуальной деятельности. По мнению П.Я. Гальперина, “внимание нигде не выступает как самостоятельный процесс, оно открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности на своем объекте, лишь как сторона или свойство этой деятельности”. [4]
Развивая внимание ребенка, специалист должен помнить, что одной из важнейших задач проводимой работы является обучение детей самоконтролю, умению спланировать свою деятельность, действовать в соответствии с намеченным планом, сравнивать свою работу с имеющимся эталоном. Своевременное и целенаправленное развитие познавательных способностей ребенка, тренировка сосредоточенной деятельности позволяют совершенствовать внимание.
Практика показывает, что значительную роль в развитии внимания у младших школьников имеет обучающая игра, так как в ней присутствует задача, правила, действия и она требует от ребят сосредоточенности.
Разработанная мной методика “Волшебные квадраты” является разновидностью обучающих игр, целью которой является развитие внимания учащихся начальной школы. Данная методика является модификацией известной цифровой головоломки “судоку” (в переводе с японского “су” - цифра, “доку” - стоящая отдельно). Кроме внимания, методика развивает логическое мышление детей. Она может быть использована в процессе индивидуальной и/или групповой работы.
Задания к методике-игре построены по принципу “от простого к сложному”. Поэтому сначала ребенок должен отыскать по одной цифре в окошке, затем по 1 – 2, далее по 2 – 3 и т.д. (см. Таблицы 1 – 7).
Перед началом работы ребенку показывается “Волшебный квадрат” и сообщается:
“Перед тобой на листке нарисован квадрат. Но это не обычный квадрат, а волшебный. Смотри, он разделен на 9 больших окошек. В каждом большом окошке есть маленькие, их тоже 9, и в них “живут” цифры от единички до девятки.
Если мы над этим большим квадратом нарисуем треугольник, то он у нас превратится в…(ребенок отвечает – дом).
Но посмотри, некоторые окошечки пустые. Как ты думаешь, почему? (ответ ребенка)
Наверно какие-то цифры успели от нас спрятаться. Куда же они исчезли? Давай поищем их.
Чтобы их найти, нам нужно помнить, что в каждой строчке, и каждом столбике, а также в каждом из 9 больших окошек цифры не повторяются. Там нет двух единичек или двух пятерок. Давай попробуем поискать”.
Ребенок начинает игру.
Если дети справились с первым заданием (см. Таблицу 8), дается более сложное, где цифры “потерялись” уже в 2 – 2 окошках/в ряду и т. д.
Самое трудное задание заключается в том, что ребенку нужно отыскать 3-4 цифры в каждом из 9 окошек (см. Таблицу 9).
“Посмотрим на 5 ряд. Здесь спрятались 2 цифры: 7 и 8. смотрим на левое пустое окошко. Можем ли мы поставить сюда число 8? Нет. Потому что в этом столбце цифра 8 уже есть. Значит, пишем сюда семерку. Теперь нам осталось вписать цифру 7 в оставшееся пустое оконце в этом ряду.
Дальше давай посмотрим на правый второй квадрат. Здесь не хватает цифр 3 и 9. Число 3 мы не можем вписать в правое окошко, ведь в столбце уже есть цифра 3. Зато мы можем “поселить” в него число 9. А для цифры 3 остается только одно пустое окошко в этом квадрате.
Аналогично “заселяем” второй левый квадрат. Осматриваемся – и видим два ряда, в которых спрятались по 2 цифры. Что делать дальше? Ответ ты знаешь сам”.
Опыт применения данной методики показывает ее эффективность при решении различных задач. Она может быть использована в работе с детьми, испытывающими трудности обучения. Хотя методика предназначена для учащихся начальной школы, отдельные таблицы могут быть использованы для работы и с более младшими и старшими детьми (с соответствующими изменениями).
Литература
- Битянова М.Р., Азарова Ж.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М., 1995. Кн. 2.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 3 кн. М., 1995. Кн. 3.
- Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5 – 9 лет. М., 2004.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.