Выявление и условие развития креативности личности. Тренинг развития творческого потенциала педагога

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка.

Человеческое мышление, способность к творчеству – величайший из даров природы. В классической системе образования учебные программы построены, как правило, на запоминании, накоплении фактов и других нетворческих формах деятельности. Поэтому большинство учащихся, особенно из числа хорошо успевающих в школе, оказывают серьезное сопротивление, если дальнейшая учеба или работа требуют от них проявления творческих способностей. Избежать таких конфликтов можно, если тренировка и поощрение творческой деятельности начнутся в самом начале образовательного процесса, еще с дошкольных учреждений, и будут продолжаться на протяжении всей трудовой – творческой! – деятельности личности. Благоприятная окружающая среда, и квалифицированное педагогическое руководство являются условиями развития творческого потенциала одаренных учащихся. В последнее время явление, обозначенное термином одаренность (феномен креативного развития), привлекает внимание профессионалов в области педагогики и психологии. Признание значимости проблемы не только привлекает к ней внимание, но и стимулирует профессионалов продвигаться по пути ее решения. Предлагаемый курс является шагом на этом пути. В условиях реформирования среднего образования система повышения квалификации педагогических кадров предусматривает условия для повышения их компетентности в вопросах выявления, поддержки и развития креативной молодежи. Знания об особенностях феномена, проблемах и многообразии проявления позволят педагогам прогнозировать развитие креативной личности и создавать условия для ее полноценной реализации. Важно сделать этот процесс радостным и эффективным для всех его участников. Упражнения, предусмотренные в программе в рамках практического занятия, дадут возможность педагогам почувствовать влияние творческой среды на собственную деятельность, будут способствовать образованию и развитию мотивации педагогических кадров для работы с креативными учащимися.

Цель: создать условия для формирования у слушателей потребности в организации работы по развитию креативности у учащихся.

Задачи курса:

1. Определить наиболее эффективные условия развития креативности в учебно-воспитательном процессе школы.

2. Познакомить слушателей с критериями выявления креативности.

3. Способствовать развитию творческого потенциала личности учителя.

Ключевые понятия курса: одаренность, креативность, креативная среда, креативная личность, креативный продукт, креативный процесс, интересы, ценности, признаки креативности, параметры креативности, черты творческой личности, прогнозирование развития.

Тематический план

№ темы Название темы К-во часов

(лекция)

К-во часов

(практ. )

Тема 1 Выявление и условия развития креативности личности. 2  
Тема 2 Развитие творческого потенциала учителя.   2

Всего: 4 часа

Содержание программы

Тема 1. Выявление и условия развития креативности личности.

Творчество как предмет исследования в психологии. Творчество и творческие способности, творчество и знания, исследовательское поведение и творчество. Понятие креативность. Подходы к исследованию креативности. Креативность как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией. Креативность как созидательный процесс. Креативность как результат деятельности, связанный с созданием нового. Креативная среда. Одаренность как феномен креативного развития. Основные параметры характеризующие креативность. Признаки и черты креативной личности. Критерии выявления креативности. Условия проявления креативности. Общие принципы обучения творчеству. Влияние учителя на развитие креативности учащихся.

Тема 2. Развитие творческого потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса.

Упражнения для развития креативности педагогов.

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют в психологии подходы к изучению креативности?

2. По каким признакам можно выявить креативного учащегося?

3. Качества, характеризующие креативную личность?

4. Какие черты творческой личности повышают вероятность реализации творческого потенциала?

5. Каковы психологические условия для развития креативной личности? Выделите наиболее значимые.

6. Как влияет личность педагога на развитие творческого потенциала одаренного учащегося? Приведите примеры.

7. В чем заключается фасилитирующее влияние личности педагога на личность ученика?

Литература:

1. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. -М. , 1981.

2. Вишнякова Н. Ф. Креативная психопедагогика: Монография. -ч. 1-Минск, 1995.

3. Доровский А. И. Дидактические основы развития одаренности учащихся. - М. : Российское педагогическое агентство, 1998.

4. Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.

5. Латыпов Н. Минута на размышление. Основы интеллектуального тренинга. - Спб. : Питер, 2005.

6. Меерович М. И. , Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практич. Пособие. - Мн. : Харвест, 2003.

7. Основы психологии: Практикум / Ред. - сост. Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001

8. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.

9. Психология одаренности: от теории к практике// Под ред. Ушакова Д. В. - М. : ПЕРСЭ, 2000.

10. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000.

11. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб. : Питер, 2004.

12. Суворов В. В. Психологическая и онтологическая семантика креативности. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. С. 13-15.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

по проблеме

“Психологические условия развития креативности личности”.

1. Одаренность как педагогический и психологический феномен.

2. Психологическая готовность учителя к работе с одаренными детьми.

3. Школьные проблемы одаренных детей.

4. Особенности социализации креативной личности.

5. Развитие и становление личности творчески одаренного ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Богоявленская М. Е. Природа проблемм одаренных. // Одаренный ребенок, №4- 2004. с. 58-60.
  2. Боно Э. Учите своего ребенка мыслить. – Мн. . 2005.
  3. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб. , 2001.
  4. Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии. // Одаренный ребенок, №1-2005. С. 66-76.
  5. Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную. // Одаренный ребенок, №1-2005. с. 28-29.
  6. Кашапов М. М. , Адушева Ю. А. Абнотивность как качество педагога, значимое для работы с одаренными учащимися разного возраста. // Одаренный ребенок, №6- 2004. С. 48-50.
  7. Мальнева Е. М. Ролевые игры как средство активизации творческого мышления. // Одаренный ребенок, №2 – 2005. с. 56-58.
  8. Моренко Е. С. Становление личности творчески одаренного ребенка. // Одаренный ребенок, №1- 2005. с. 77-80.
  9. Одаренные дети: Пер. с англ. / Общ. Ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого; Предисл. В. М. Слуцкого. -М. : Прогресс, 1991.
  10. Психология Одаренности детей и подростков. / Под. ред. Лейтеса Н. С. М. : Академия,1996.
  11. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. - М. : Издательский центр “Академия”, 2000.
  12. Толмачева Н. А. Одаренность как педагогический и психологический феномен. // Одаренный ребенок, №4-2004. с. 58-60.

Тема 2. Развитие творческого потенциала учителя.

Цель: Развитие актуальной креативности педагогов.

Содержание тренинга.

Нельзя создавать новое ни в одной сфере жизни не обладая творческими способностями. Главное, что творческие способности можно развивать не только в других, но и в себе, прежде всего в себе. Чтобы быть эффективным педагогом и сохранить при этом профессиональное здоровье необходимо видеть, находить и создавать новое в профессии. А как найти новое? По мнению Сергея Гиппиуса так: “Трудное сделать привычным, привычное - легким, легкое – красивым. ” Подумайте над собственными рецептами.

1. Принятие правил группой.

2. Упражнение “Сбор урожая на поле ассоциаций”.

Цель: Создание комфортной творческой атмосферы, знакомство.

Инструкция: Назовите свое имя. Подберите к нему эпитет. Сравните себя с каким- либо объектом, подбирая ассоциации-метафоры.

Упражнение “Рассказ из заголовков”.

Автор упражнения Э. Де Боно.

Цель: Развитие дивергентного мышления.

Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).

Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).

Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

Упражнение “Композиция из предметов”.

Автор упражнения А. И. Копытин.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Упражнение “Клипмейкеры”.

Автор упражнения Володина-Панченко Н. В.

Цель: Развитие творческого воображения.

Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.

После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа. Демонстрация творческих продуктов педагогами осуществляется только пожеланию

Организация окончания тренинга:

Обращаясь к участникам тренинга, расскажите о том, что сегодня было важным и необычным именно для вас. Придумайте и произнесите пожелание своим коллегам на прощание.