Урок деловая игра – путешествие развития творческого мышления в 1-м классе по теме: "Психологическая азбука для первоклашек"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели урока:

  • знакомство с предметным содержанием понятия “восприятие”;
  • осознание уникальности собственного восприятия мира;
  • закрепление пройденного материала по теме “Мои ощущения”.

Тип урока:

  • семантические трансформации с целью развития беглости и оригинальности;
  • развитие воображения и мышления.

Форма урока.

Игра-путешествие по стране “Умляндии”.

Оборудование:

  • рабочие тетради, фломастеры и цветные карандаши или краски;
  • запись рецептивной музыки (звуки моря, “машина времени”);
  • “чудесный мешочек” с набором предметов с различным запахом и вкусом;
  • набор мелких предметов;
  • персонаж “Знайка”;
  • мультимедийное оборудование (видеопроектор, компьютер), магнитофон.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Настрой на занятие.
  3. Подготовка к восприятию нового материала.
  4. Работа по теме.
  5. Подведение итогов.
  6. Домашние задание.

Ход урока

Дети рассаживаются по местам, раскладывают принадлежности. Психолог предлагает игру “Четыре стихии”.

Инструкция к игре:

Эта игра на внимание. Четыре стихии – вода, воздух, огонь и земля. По команде “земля” опустите руки вниз; по команде “воздух” поднимите руки вверх; по команде “вода” вытяните руки вперед и делайте ими плавательные движения; по команде “огонь” вращайте кистями. Кто ошибется – тот проиграл.

Психолог: Тема нашего урока “Психологическая азбука для первоклассника”. Сегодня на уроке мы, путешествуя по стране “Умляндия” с известным вам персонажем “Знайкой”, поговорим о наших ощущениях и узнаем, зачем нам нужны ощущения и какими они бывают.

Психолог: - Вы готовы путешествовать?..

Итак, закрыли глаза, звучит музыка, мы с вами перемещаемся во времени и в пространстве (музыкальная запись “машина времени”).

В стране “Умляндия” встречает детей “Знайка” (подготовленный к уроку старшеклассник – в должности менеджер по связям с общественностью из шефствующей фирмы - класса).

“Знайка”: Я рад вас приветствовать в стране “Умляндия” и знаю, что у вас экономический лицей и не просто класс, а фирма. Все ребята имеют не просто поручения, а занимают такие должности, как президент фирмы, коммерческий директор, главный бухгалтер, менеджер персонала, начальник отдела маркетинга, начальник отдела рекламы и т.д.

Я предлагаю поиграть в задания-загадки “Что за звуки?”; “Что я вижу?”; “Что я чувствую?”; “Что я осязаю?”; “Попробуй на вкус”. Те ученики, которые будут работать по правилам и будут очень активными получат в награду “лицейки”, а затем в конце нашего путешествия мы подсчитаем, у кого же окажется больше всех “лицеек”, и кто больше всех вложил сил в развитие своей фирмы. Итак, страна “Умляндия” ждет ваши необычные ответы, как можно больше вариантов ответов на все вопросы. В добрый путь.

Психолог: Откройте свои рабочие тетради и ручкой запишите в верхней части чистого листа тему “Мои ощущения”.

Ребята, а теперь ответьте на вопросы:

  1. Что мы можем ощущать?
  2. Что произойдет с человеком, если у него не будет ощущений, то есть он не будет ни видеть, ни слышать, ни чувствовать вкуса и запахов, ни чувствовать предметы на ощупь?

“Знайка” помогает провести практикум “Мои ощущения” (постоянно подбадривает и хвалит, вручает “лицейки”, заслуживших при ответах.

Задание1 называется “Что за звуки?”.

Закройте глаза и не открывайте, пока я не скажу. Слушайте звуки, которые я буду производить. Всего будет пять звуков. Отвечать, что это за звуки, можно только по моей команде.

“Знайка” шелестит пакетом, зажигает спичку, пишет на доске мелом, трогает зубцы расчески, стучит металлическим предметом по бутылке.

Что за звуки вы слышали?

Ответы детей.

Когда вы ощущаете различные звуки (шумы, музыку, речь), у вас возникают слуховые ощущения. Через какую часть тела поступают они?

Дети: Через уши.

Психолог: запишите словосочетание “через уши”, и от слова “слуховые” проведите к нему стрелочку.

“Знайка”: задание 2 называется “Что я вижу?”.

Посмотрите, что вы видите (психолог в это время зажигает спичку). Правильно, пламя. Какого оно цвета? Какого размера – большое или маленькое?

А теперь, что вы видите? “Незнайка” показывает любой предмет.

Дети называют предмет, а далее отвечают на вопросы.

Какого цвета? Большой или маленький? Какой формы? (поощрение “лицейками”)

Психолог: Когда вы ощущаете цвет, форму, размер предмета, то есть видите его, то какие ощущения у вас возникают?

Дети: Зрительные (“Знайка” в это время раздает “лицейки”).

Психолог: Запишите себе в рабочую тетрадь новый вид ощущений – зрительные. Как вы думаете, через какие органы чувств, части тела поступают к нам зрительные ощущения? Правильно, через глаза. Запишите это себе в рабочую тетрадь – вниз от слова “зрительные” поставьте стрелку и под ней напишите “через глаза”.

Дети выполняют задание.

“Знайка”: А теперь посмотрите на экран, внимательно наблюдайте, а затем ответьте на вопрос: Когда мы чувствуем или различаем запахи, какие ощущения у нас возникают?

Дети: Обонятельные.

Психолог: Напишите это себе в рабочую тетрадь. Через какой орган чувств мы чувствуем запахи? Правильно, через нос. Напишите “через нос” под словом “обонятельные” и проведите стрелку.

“Знайка”: Задание 4 – “Что я осязаю?”.

Закройте глаза, правую руку поставьте локтем на парту и ладошкой поверните вверх. Глаза, пока я не разрешу, не открывайте – иначе будет неинтересно. Сейчас я положу каждому на ладонь несколько предметов. Вы будете их осязать, то есть чувствовать их прикосновение.

Как вы думаете, когда вы чувствуете предмет на ощупь, какие ощущения у вас возникают?

Дети: Осязательные.

Психолог: Правильно. Запишите это в рабочую тетрадь. Как мы чувствуем предметы на ощупь? Правильно, через кожу. Запишите словосочетание “через кожу” под словом “осязательные”.

Дети выполняют задание.

Психолог: Мы с вами сейчас покажем “Знайке”, как на уроке необходимо отдыхать. Физминутка под музыку.

“Знайка”: Я вам приготовил угощение это и будет пятым заданием: “Попробуй на вкус”.

Сейчас, глядя на жидкость в стакане, вы можете ответить, какая она на вкус? Да правильно, необходимо попробовать. Следовательно, когда мы ощущаем вкус чего-то, то какие ощущения у вас возникают?

Дети: Вкусовые.

Психолог: Правильно, запишите это в рабочую тетрадь. Через какой орган чувств поступают вкусовые ощущения? Правильно, через язык. Итак, мы с вами познакомились с нашими умными помощниками в деле познания окружающего мира – с нашими ощущениями. Какие бывают ощущения – расскажите. Дети рассказывают на основе составленной ими схеме “Мои ощущения”.

“Знайка”: Ребята, а сейчас я предлагаю вам просмотреть сюжет и на листе бумаги с помощью красок, фломастеров, карандашей рассказать о своих ощущениях после просмотра (видео-сюжет “Природа по временам года”). Дети работают под музыку.

Подведение итогов. Обсуждение вопросов по рисункам и объяснение домашнего задания.

Домашнее задание: найти и принести один предмет, необычный на ощупь, на звук, на вкус, на запах, на цвет и форму. Этот предмет будет участвовать в конкурсе на самый “ощутимый” предмет.

Прощание с персонажем. Музыка (“машина времени”) – путешествие в пространстве и во времени. возвращение в класс. Подведение итогов по количеству полученных “лицеек” продвижение по карте “Успешности”.

Список литературы

  1. К. Платонов “Занимательная психология”, Питер, 1999 г.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной, М.: ТЦ “Сфера”, 1999 г.