ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости внедрения курса в учебно-воспитательный процесс
Индивидуально-личностная основа деятельности учреждении дополнительного образования позволяет удовлетворять запросы детей, используя потенциал их свободного времени. Занимаясь в творческих объединениях, клубах, студиях, учебных группах и других коллективах, учащиеся, как правило, приобретают знания и развивают умения и навыки в интересующем их конкретном виде деятельности.
В программе прослеживается системный подход к формированию личности, развитию познавательных и коммуникативных способностей личности. Прослеживается культурный рост и самосовершенствование, воспитание личностных и ценностно-ориентационных качеств обучаемых. Программа позволяет учащимся развивать личностные качества, познавательный и коммуникативные способности.. Внутренняя логика моей программы построена на реализации принципа системной дифференциации, являющегося ведущим механизмом психического развития.
Актуальность
В последнее время учителя начальных классов отмечают увеличение детей с трудностями в обучении, создаваемыми в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Поэтому оказание действенной психологической помощи учащимся на начальном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной.
Программа состоит из 2 учебных тем: “Развитие коммуникативных способностей” и “Развитие познавательных способностей”.
“Развитие коммуникативных способностей”
Развитые коммуникативные умения предполагают способность человека в разных ситуациях общения эффективно осуществлять речевую деятельность, то есть уметь говорить и слушать других. Основа культуры общения — соблюдение этических норм речевого поведения (речевого этикета). В этой связи можно говорить о широком и узком понимании речевого этикета. Правильное использование этикетных формул в речь помогает установлению контакта между собеседниками, поддержанию общения в тональности вежливости, доброжелательности, взаимного внимания, что в свою очередь, облегчает взаимопонимания между людьми.
Речевое обучение детей предполагает:
Во-первых, введение в их активный словарь достаточного количества этикетных стереотипов.
Во-вторых, формирование умения выбирать нужную формулу с учетом ситуации общения (с кем,где, когда, зачем говоришь).
Однако речь и поведение взаимосвязаны. Освоение ребенком собственно речевых норм осуществляется в единстве с изучением общих правил культурного поведения. Именно на такой подход ориентирован предлагаемая мною методика.
В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший — младший, знакомый — незнакомый и др.) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные формулы. Рекомендуемая нами система обучения привязывает усвоение этикетных формул и других норм поведения к типичным ситуациям общения, важным для дошкольника и младшего школьника (дом, детский сад, школа, общественный транспорт, театр и др.). Ролевые позиции общающихся в этих ситуациях определены достаточно четко: мальчик — мальчик, мальчик — девочка, девочка — девочка, брат — сестра, бабушка — внук, учитель — ученик, ребенок — взрослый (знакомый или незнакомый). Речевое поведение в каждом случае определено ролевой позицией участника общения, на осознание которой направлены различные ролевые задания и упражнения, в том числе ролевые игры, которым в книге уделяется значительное место: ведь именно в игре коммуникативные способности реализуются естественно и максимально разнообразно.
“Развитие познавательных способностей”
Познавательными способностями называются психические процессы, с помощью которых человек познает мир, себя и других людей. К таким способностям относятся :ощущение, восприятие, память, мышление и воображение. Познание невозможно без речи и внимания.
Содержание деятельности
Характеризуя программу, следует отметить её существенное отличие от других программ:
- обычно программы такого направления ориентированы на детей ЗПР, эта программа составлена для детей без отклонения в развитии. одинаково важное значение придаётся формированию самих когнитивных умений и тем знаниям, которые с их помощью приобретаются, так как эффективное развитие когнитивной сферы возможно только как “сплав” взаимосвязанных и одновременно протекающих процессов отработки когнитивных умений на основе усвоения содержательного материала.
На занятиях не ставятся отметки, но оценивание обязательно. Ребята на занятиях не боятся дать ошибочный ответ, так как все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Общая атмосфера на занятиях создаёт особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей учащихся, повышению их самооценки, уверенности в себе. Все ответы детей принимаются, внимательно выслушиваются и в итоге обсуждения приходят к правильному решению.
Отбор содержания курса осуществляется с учетом знаний о человеке, жизненного опыта учащихся, их возрастных особенностей.
С целью перехода знаний в убеждения широко используются жизненные ситуации.
Особенности структуры занятий
Тема “Вводное занятие”
Знакомство детей с работой детей на учебный год. Проведение инструктажа по технике безопасности. Первичная диагностика.
Тема: “Развитие коммуникативных способностей”
Каждое занятие смонтировано по принципу сценария. Оно должно носить занимательный, игровой характер. Игровой принцип обучения соответствует возрастным психологическим особенностям ребенка, для которого игра — типичная форма жизнедеятельности. В игре моделируются ситуации общения, распределяются роли, осуществляется выбор тех или иных форм речевого поведения, а также нравственных установок.
На занятии дети должны чувствовать себя достаточно раскованно: свободно говорить, смеяться двигаться. Прилагаемые к урокам песни будут оживлять атмосферу занятий, создавать эмоциональный тонус, содействовать усвоению коммуникативных установок в конкретной ситуации общения. Эффективное восприятие материал; обеспечат картинки, работа с которыми может органически включаться занятие.
Тема “Развитие познавательных способностей”
Каждое занятие состоит не менее чем из 4 частей, каждая из которых представляет собой диагностические, развивающие тренинговые упражнения и игры.
Тема :“Итоговое занятие”
Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные” (совместно с родителями)
Цели и задачи
Основная цель программы: формирование учащегося как личности, способной к саморазвитию, самоорганизации и самоопределению.
Поставленные на реализацию такие задачи: обучающая, развивающая, воспитывающая и оздоровительная.
Обучающая:
*сформировать представление о внутреннем мире человека, гражданских качествах личности и ее нравственной культуре;
Развивающая:
*способствовать возникновению потребности в нравственном самосовер -шенствовании;
* развивать:
- мышление (абстрактное, логическое, наглядно-образное, словесно- логическое, практическое, теоретическое, реалистическое);
- воображение (активное, пассивное (произвольное и непроизвольное), воссоздающие, антиципирующие, творческое);
- внимание (произвольное и непроизвольное);
- память (произвольную, механическую, логическую, кратковременную, непроизвольную, долговременную, оперативную, промежуточную), гибкость мысли, быстроту и критичность ума (которые являются базой для усвоения математики на более высоком, качественном уровне;
- мотивацию к познанию окружающего мира.
Воспитывающая:
* прививать навыки культурного поведения;
* помочь учащимся в овладении элементами самовоспитания.
Оздоровительная: формирование здорового образа жизни.
Основными принципами работы программы являются:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Методы работы
Выбор методов обусловлен содержанием воспитания и обучения, а также достигнутым уровнем развития детского коллектива, возрастными особенностями детей, особенностями взаимодействия между педагогом и детьми.
Методы формирования взглядов и обмен информацией:
- повествование;
- объяснение;
- диалог;
- доказательство;
- рассказ;
- рассуждение;
- беседа.
Методы организации деятельности:
- состязание;
- показ примеров и образцов;
-с оздание ситуации успеха;
- перспектива.
Методы стимулирования и мотивации;
Методы стимулирования интереса к учению:
- игры;
- соревнования;
- познавательные беседы;
- создание ситуации успеха;
- эмоционально-нравственных ситуаций;
- творческие задания
Методы стимулирования долга и ответственности:
- убеждение;
- требование;
- поощрение;
- порицание;
- наказание;
- поручение.
Формы работы
Основной формой образовательного процесса является учебное занятие, а так же индивидуальная, групповая и коллективная работы, работы в парах, занятие-сказка, конкурс, подвижные игры и массовые мероприятия.
Формы организации занятий:
- учебное занятие;
- открытое занятие;
- экскурсии;
- организация праздников;
- театрализованное занятие;
- участие в выставках и конкурсах различного уровня;
-у частие в воспитательных мероприятиях МОУ ДОД “ЦЮТ”.
Особенности организации образовательного процесса
Программа рассчитана на 4 года обучения для детей 7-11 лет, в группе 10 человек. Набор осуществляется на основе свободного выбора. В кружке занимаются дети младшего школьного возраста 2 раза в неделю по 2 часа, за учебный год осваивают программу за 144 часа.
Прогнозируемый результат
Одним из важных конкретных результатов является развитие разных форм и видов процесса мыслительного анализа, под которым мы понимаем процесс выделения в объекте различных сторон. Свойств, связей, отношений, и соответствующих им форм и видов процессов синтеза. А так же овладеть культурой общения в коллективе и нравственными общепринятыми нормами поведения, выработать потребность и ценность к труду.
Формы подведения итогов
При подведении итогов реализация программы используется итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование родителей и учащихся, тестирование психологических процессов у ребят.
Последовательность тем и корректировка часов в учебно-тематическом плане может меняться в зависимости от материальной базы, времени года, уровня подготовленности детей.
2. Учебно-тематический план
№
|
Тема | Количество занятий по годам обучения | |||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
2. | Развитие коммуникативных способностей | 8 | 12 | 12 | 20 |
3. | Развитие познавательных способностей | 62 | 58 | 58 | 50 |
4. | Заключительное занятие | 1 | 1 | 1 | 1 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Должны уметь:
Мышление
- уметь устанавливать иерархию понятий;
- вычленять более широкие и более узкие, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
- делать выводы, сопоставлять, сравнивать, анализировать, устанавливать простые закономерности;
- уметь дать обоснованное доказательство, развернуть аргументацию;
- научиться таким элементам анализа, как выявление связей между явлениями и понятиями: противоположность, часть и целое;
Память
- запоминать и воспроизводить смысл, существо материала, доказательство, аргументацию;
- правильно ставить цели для запоминания материала.
В процессе обучения восприятие становится:
- более анализирующим;
- более дифференцирующим;
- принимает характер организованного наблюдения;
- изменяется роль слова в восприятии.
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательно-развивающей программы
6.1.Формы занятий планируемых по каждой теме
№ | Название темы | Формы занятий |
1. | Вводное занятие | Беседа, подвижные игры |
2. | Развитие коммуникативных способностей | Тематически связанные рассказы из жизни мальчика Феди, его близких и друзей |
3. | Развитие познавательных способностей | Занятие, игра, беседа. |
4. | Итоговое занятие | Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные”, совместно с родителями. |
6.2. Дидактический материал
Папки с дидактическим, методическим и информационным материалами по всем учебным темам:
- наглядные пособия
- подборка информационной и справочной литературы
- набор дидактического материала для проведения учебных занятий по каждому разделу
- кассеты с записями детской музыки и т.д.
- треугольники
- разрезные картинки
- книги серии “Развивающие игры”
6.3.Техническое оснащение занятий
На занятиях используется следующие материалы:
- простой и цветные карандаши;
- тетради;
- линейки;
- краски;
- настольные игры;
- цветная и белая бумаги.
Оборудование:
- столы;
- стулья;
- магнитофон;
- учебная доска.
6.4. Приемы и методы организации учебно - воспитательного процесса
№ | Название темы | Формы занятий | Методы |
1. | Вводное занятие | Беседа, подвижные игры | Объяснительно-иллюстративный |
2. | Развитие коммуникативных способностей | Дидактические беседы, ролевые и подвижные игры | Репродуктивный, частично- поисковый,
стимулирования, порицания, контроля |
3. | Развитие познавательных способностей | Занятие, игра, беседа | Репродуктивный, частично- поисковый,
стимулирования, порицания, контроля |
4. | Итоговое занятие | Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные” (совместно с родителями) |
Стимулирования, награждения |
6.5 Приемы отслеживания результатов
Основными приемами отслеживания результатов являются наблюдение за индивидуальной и групповой деятельностью. Так же итоговая диагностика, которая включает в себя анкетирование и тестирование родителей и учащихся. Итог обучения в объединении - праздник “Вот какие мы, ребята заводные”.
№ | Название темы | Формы занятий | Подведение итогов |
1. | Вводное занятие | Беседа, подвижные игры | Диагностика психических процессов |
2. | Развитие коммуникативных способностей | Ролевые игры | Наблюдение, занятие - игра |
3. | Развитие познавательных способностей | Занятие, игра, беседа. | Занятие-игра,тестирование |
4. | Итоговое занятие | Праздник “Вот какие мы, ребята, заводные”, совместно с родителями. | Занятие-игра |
7. Библиография
Для детей:
1.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. “Тренируем память”, М. ООО Изд-во “Росмэн-Пресс”-2005г.
2.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. “Тренируем мышления”, М. ООО Изд-во “Росмэн-Пресс”-2003г.
3.Завязкин О.В. “Играя, развиваем память”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
4.Завязкин О.В. “Играя, развиваем внимание”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
5.Завязкин О.В. “Играя, развиваем логику”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
6.Завязкин О.В. “Играя, развиваем воображение”, ЗАО “БАО - Пресс”,-2005г.-16с.
7.Никитин Ю.З., Никитина Е. Ю. “Сборник игр для детей”, М. “Изд-во “Металл”,-1995г.
Для взрослых:
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Коррекционно-развивающие упражнения для учащихся 1-3 классов.-М.,1993.
2. Айзенк Х. и Эванс Д. Как проверить способности вашего ребенка.- М., 1996.
3. Баррет С.Тайны мозга .-Санкт- Петербург,1997.
4. Башаева Т.В. Развития восприятия удетей.- Ярославль, 1998.
5. Бесова М.А. В школе и на отдыхе.-Ярославль,1998.
6.Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры.- Ярославль,1996.
7.Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика. — М.: Генезис, 2001.
8. Венгер Л.А., Венгер А.А. Домашняя школа мышления. - М.,1985.
9.ДеннисонП., Деннисон Г. Гимнастика для
развития умственных способностей.-М.,1992.
10.Дьяченко О.М. Лото “Веселые человечки”. – М.:
Линка-пресс, 2003.