Курс разработан на базе Волжской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но может проводиться и в обычных массовых школах
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ:
На вводном занятии характеризуются цели, задачи, содержание курса.
1. “СЕМЬЯ В СВЕТЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ТРАДИЦИЙ ОБЩЕСТВА” - 4 часа.
Раскрывается зависимость прочности семьи от сохранения традиционных норм нравственности, характерных для данной культуры. Рассматриваются негативные последствия устоев семьи. Рассматривается история происхождения и развития семьи. Форма занятий: лекция, урок с использованием практических заданий – мини-тесты, обсуждение проблемных вопросов, выражение собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам.
2. “ЛИЧНОСТЬ И СЕМЬЯ” - 9 часов.
Дается представление о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека через призму семейных отношений. Преобладающей формой работы являются практические работы и уроки с использованием практических заданий.
3. “ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ” - 7 часов
Раскрываются нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. В рамках данной темы речь пойдет о таких понятиях как товарищество, дружба, любовь, культура поведения влюбленных. Тема изучается на уроках с использованием практических заданий: обсуждение проблемных вопросов, выражение собственной точки зрения по обсуждаемой проблеме, выполнение тренинговых упражнений и заданий. Учащиеся не только приобретают новые знания в области волнующих их в данном возрасте тем, но и приобретают навык позитивного общения с представителями противоположного пола.
4. “БРАК И СЕМЬЯ” - 7 часов.
Раскрывается понятие “готовность к браку”, дается характеристика основных функций семьи. Форма работы – урок с выполнением практических заданий. Учащиеся получают более полное и конкретизированное представление об институтах семьи и брака и формируют осознанное ответственное отношение к созданию будущей семьи.
5. “ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ СЕМЬИ” - 17 часов (7 часов – 10 класс, 10 часов – 11 класс).
В рамках данной темы происходит знакомство с особенностями молодой семьи, с проблемами, которые она неизбежно встретит на своем пути. Как распределить обязанности, как рассчитать семейный бюджет, кто должен создавать благоприятный психологический климат в семье, как решать спорные вопросы и кто в семье главный – ответы на все эти и многие другие вопросы дети смогут сформулировать сами в ходе изучения теоретического материала и выполнения практических заданий, проигрывания ситуаций и в ходе ролевых игр.
6. “СЕМЬЯ И ДЕТИ” - 8 часов.
Должна ли семья планировать рождение детей, сколько детей должно быть, чтобы стать счастливым отцом или матерью – эти и другие вопросы, связанные с рождением и воспитанием детей обсуждаются на уроках в рамках данной темы. Речь пойдет и о незаменимости семьи в воспитании детей. Рассматриваются основные проблемы семейного воспитания. Учащиеся смогут понять как сложно и как прекрасно быть родителем и смогут сделать первые шаги в решении проблемы “отцов и детей”.
7. “ЗАКОНЫ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ” - 7 часов.
Анализируются потребности супругов, условия их удовлетворения и последствия неудовлетворенности в браке. Дети откроют для себя секрет преодоления несовместимости в семейной жизни. Уроки проходят с обязательным выполнением практических заданий, предусмотренных программой курса.
8. “АЗБУКА ИНТИМНЫХ ОТНОШЕНИЙ”.
Рассматриваются нравственные основы интимных отношений в семье и не только. Учащиеся получат необходимый минимум знаний о сексе, болезнях, передаваемых половым путем и последствиях беспорядочной половой жизни для здоровья будущей семьи и потомства.
9. “ПОСЛЕДСТВИЯ НАРУШЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ” - 3 часа.
Анализируются причины и последствия развода для каждого члена семьи. Учащиеся получат не только теоретические знания, но и в ходе выполнения практических заданий получат алгоритм построения позитивных отношений даже в кризисных жизненных ситуациях.
Урок 26 (10 класс).
Тема: “Функции семьи”.
ЦЕЛЬ: определить значимость семьи для каждого человека и для себя лично
1. Мозговой штурм “Для чего нужна семья”.
Дети делятся на микрогруппы для определения вариантов ответа на заданный вопрос. Время работы микрогрупп – 5 минут. Далее каждая микрогруппа предлагает свои варианты ответов, учитель записывает их на доске или на листе ватмана.
Ответы будут касаться функций, выполняемых семьей как социальным институтом:
- Общение
- Совместный досуг
- Организация быта, ведение хозяйства
- Развитие физических и духовных сил
- Создание условий для профессиональной деятельности
- Создание гармонии интимных отношений
- Рождение и воспитание детей
2. Психологический практикум.
- прочитайте предложенные вам диалоги и определите функции семьи, отраженные в диалогах
(предлагаемые диалоги см. в приложении к уроку)
- определите возраст семьи – количество времени со дня образования семьи, когда на первый план в числе главных стоят определенные функции:
а) общение, досуг, создание гармонии интимных отношений
б) поддержание физических и духовных сил, ведение домашнего хозяйства, досуг
в) ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей, создание условий для профессиональной деятельности
г) создание условий для профессиональной деятельности, общение, совместный досуг, создание гармоничных интимных отношений
- какая функция семьи для вас наиболее значима?
В ходе обсуждения ответов детей следует подвести их к мысли о том, что самая важная функция семьи – это рождение и воспитание детей. В этом отношении ничто не заменит семью. Все остальные функции может выполнить общество друзей, близких людей, но рождение о полноценное воспитание детей возможно только в семье.
- чтение и анализ сказки
Предлагается прочитать на выбор сказки: А. Исаакян. “У Солнца” или английская народная сказка “Орел в голубином гнезде”.
(содержание сказок и вопросы для их анализа и обсуждения см. в приложении к уроку)
3. Дополнительный информационный материал.
РОДОСЛОВНАЯ.
Традиция составления родословной существует в России испокон веков. В русской истории трудно найти среди достопамятных личность, которая не относилась бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. “неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности” - писал А. С. Пушкин. На мысли о прошлом, о пращурах наводило все, что было вокруг и внутри дома: аллеи и деревья, посаженные предками, сами постройки, выкопанные пруды, хозяйственные книги…
Это все так называемый высший свет. Но разве меньше напоминал о предках сельский дом? Причем многими предметами быта, сделанными руками крестьян, пользовались целые поколения. Конечно, в прежнее время не было того поклонения вещью, принадлежащей деду, прадеду – предметы носили практический характер и при изнашивании выбрасывались, но многими вещами пользовались несколько десятилетий, и в этом был глубокий смысл.
Из поколения в поколение передавались семейные истории.
Далее предлагается детям составить родословную своей семьи, знакомят их с правилами составления родословной.
4. Завершение урока, получение обратной связи.
Приложения к уроку 26 (Маленкова Л. И. Я – человек!” - М., 1996 г.
Задание: соотнеси диалоги с определенной функцией семьи, которая в данном диалоге проявляется.
ДИАЛОГИ | Функции семьи |
1.Разговаривают юноша и девушка: Ю.:…Как я рад тебя видеть! Д.: Надо же, а я и не знала, что ты вернулся из армии. Здравствуй! Ю.: Ты свободна сейчас? Д.: Так, несущественные дела. Ю.: Слушай, пойдем погуляем по Арбату. Я ведь там два года не был. Мне приятно будет придти туда с тобой. Д.: С удовольствием! Но…а дела? Ю.: Не могу ли я помочь тебе? |
Общение |
2. Разговаривают юноша и девушка: Д.: Скоро наш первый совместный отпуск. Давай помечтаем, как мы его проведем. Ю.: Давай! Знаешь, мне хочется, чтобы мы поехали куда-нибудь в горы. В альплагерь. Природа замечательная! Костер, палатка, песни, новые друзья… Д.: А музеи, театры? Может быть, поедем куда-нибудь на экскурсию? В Петербург, например? Ю.: … Д.: … |
Совместный досуг |
3. Разговаривают юноша и девушка: Ю.: Ты пришла поздно, а обеда опять нет? Я уже который вечер щелкаю зубами как голодный волк. Д.: Щелкай, щелкай! Мог бы и сам чего-нибудь приготовить к моему приходу. Ведь я же на работе, занимаюсь делом, а не гуляю. В моей семье было так заведено: кто первый приходит, тот и готовит ужин. Ю.: … Д.: … |
Организация быта, ведение хозяйства |
4. Разговаривают две замужние подруги: 1п.: Давай погуляем по парку. 2п.: Нет! Я домой тороплюсь, сегодня муж придет пораньше. Мы задумали маленький праздник с сюрпризами устроить: сегодня 4 месяца со дня нашей свадьбы. Мы хотели вдвоем побыть. Послушать музыку, поболтать… 1п.: Счастливая… А я дома отдыхать не могу. Как приду – кастрюли, веник, стирка. А сам - на диване с газеткой. Поучает, что и как на ужин приготовить. 2п.: … 1п.: … |
Поддержание физических и духовных сил |
5. Разговаривают юноша и девушка: Ю.: Опять ты с тетрадями сидишь весь вечер! Надоело! Другие жены с мужьями – в театр, в кино, на дискотеку…Нужно же было тебе выбрать эту профессию. Д.: Иди сам, куда хочешь! Я же ничего не успеваю. И в школе, и дома … дела! Дела! Дела! И ты меня не понимаешь… И не жалеешь… (плачет). Ю.: Извини, я погорячился… Д.: .. Ю.: … 6. Разговаривают юноша и девушка: Д.: Ты меня любишь? Ю.: Конечно, люблю! Д.: Но ты так редко говоришь мне об этом… Ю.: Ты хочешь. Чтобы я это повторял каждый день? Д.: Да! Ю.: Но это же глупо! Д.: Может быть. Но мне так хочется. Ю.: Хорошо, хорошо… Д.: Возможно, ты уже не хочешь быть моим мужем? Ю.: конечно, хочу. Ты это знаешь. До чего же ты смешная.. Ведь нам так хорошо вдвоем. |
Создание условий для профессиональной
деятельности Создание гармонии интимных отношений |
7. Разговаривают 7 детей утром в детском
саду: 1: Мой папа гулял со мной, он меня учил кататься на коньках. 2: А мы с папой ходили в кино. И еще он мне разное, очень интересное рассказывал. 3: А мы с папой сами смастерили вертолет. Это игрушка такая из бумаги, для ветра. Как подует ветер, так она и крутится. 4: А я гуляла с мамой, а папа сдавал последний экзамен. Он рассказывал мне, как это трудно. Теперь мой папа будет инженер. 5.: А у нас дома в воскресенье был настоящий субботник – все трудились. Папа сказал: это полезно – мускулы тренировать. И я тоже помогала. Мама нас хвалила! 6: А моя мама всегда играет со мной и в куклы, и в мяч… думаете папа не играет со мной? Еще как! Научил в шашки играть: я у него уже один раз выиграла. А бабушка мне вчера сказки рассказывала, про меня тоже… 7: А я играю с соседским Колей…А маме и папе некогда. |
Рождение и воспитание детей |
Уроки 31 – 32 (10 класс).
Тема: “Будни супружеской жизни” (Психологический практикум).
ЦЕЛЬ: тренинг навыков позитивного общения, конструктивного поведения в конфликтной ситуации.
“Любовная лодка разбилась о быт”
В. Маяковский.
1. “Мозговой штурм” . Тема: “Техника безопасности домашней ссоры”.
Дети работают в микрогруппах. Время для обсуждения: 5-7 минут. Далее проводится работа с классом: предлагаемые правила ведения домашней ссоры записываются на доске или листе ватмана. Некоторые из них можно прокомментировать или обсудить.
Выводы: учитывать и во возможности избегать следующих тактик поведения.
Мужская манера ведения ссоры:
- Отказ от обсуждения. Когда вы распаляетесь все больше, а муж говорит: я не желаю говорить об этом”. В таком случае партнер сохраняет имидж сдержанного и разумного человека, а вы завелись. Понимая, что не хватает выдержки, вы все-таки ничего не можете поделать. Что делать? Покажите партнеру, что понимаете его: “Я знаю, что ты не любишь споров…” Затем плавно переходите к причине ссоры: “Но я очень хочу расставить все точки над i”
- Молчание. Вы, заводясь, что-то объясняете супругу, а в ответ тишина. Молчание для него защитная стена, надежда избежать скандала. Но вас это бесит больше, чем возражения. Что делать? Найдите другой способ пообщаться с партнером, например, напишите ему письмо или попробуйте обсудить волнующий вас вопрос, когда вы оба будете настроены более миролюбиво.
- Взрыв. Вы в который раз пытаетесь пообщаться на волнующую тему, а супруг отшучивается. Но под внешним спокойствием бурлят эмоции и в конце концов прорываются наружу: “Ты несешь чушь, противно слушать!” Агрессивность мужа позволяет вам занять положение оскорбленной невинности. Поостыв, он испытывает чувство стыда, извиняется. Какое-то время в доме царит мир, затем все повторяется. Что делать? Научитесь спускать на тормозах мелкие конфликты, не доводя число отрицательных эмоций до критической массы. Вежливость по отношению к близкому чаще всего гасит агрессию.
- Грубость. Если ссоры уже стали вашим образом жизни, муж постепенно переходит на новый уровень, выискивая у жены самые болевые точки: “То что ты начала поправляться, еще не повод вымещать раздражение на мне”. Или: “Ты точная копия своей мамы”. Пары, которые общаются на таком уровне уже на пути к разводу. И пусть муж брызжет ядом только в пылу ссоры, вы все равно долго чувствуете себя обиженной. Что делать? Не поддавайтесь искушению язвительно пройтись по адресу его проплешины – это только подольет масла в огонь. Спокойно объясните любимому, что считаете его поведение недостойным, и выйдите из комнаты.
- Нетерпение. В самый неподходящий момент муж вдруг говорит: “Не можешь ли ты закрыть книгу (оторваться от телевизора, прекратить свою болтовню по телефону и т.д.) и выслушать меня?” Ваше предложение обсудить проблему позже возмутит мужа. Что делать? Оторвитесь от дел и выслушайте его. Бог с ним, с поворотом сюжета в сериале, зато муж уверится в том, что он для вас самое главное, независимо от исхода разговора.
- Стремительность. Вы рассказали мужу о том, что вас волнует, и в ответ услышали: “Чего ты ждешь от меня? Все и так совершенно ясно, нужно просто…” Вы чувствуете: он вас слушает невнимательно и даже не очень понимает, в чем суть вопроса. Мужчины, как правило, думают, что от них ждут немедленного решения проблем, а женщине надо просто поговорить, чтобы настроиться принять решение. Что делать? Выслушайте совет. Ведь супруг старается помочь как умеет. А потом объясните, что вам хотелось бы рассмотреть все возможные варианты. И если он готов сделать это вместе с вами, поблагодарите его.
Женская манера ведения ссоры.
- Обобщение. Вы с брюзжанием собираете разбросанную мужем одежду: “Ты никогда не убираешь за собой!” Партнер уходит в защиту, перечисляя все те случаи, когда он вымыл посуду или выносил мусор. Вы, естественно, комментируете качество этой работы. Что делать? Старайтесь не делать обобщений и не произносить слов “никогда” и “всегда”. Говорите только о конкретной ситуации: “дорогой, когда ты сможешь убрать свои бумаги со стола?”
- Телепатические способности. В пылу спора вы применяете “секретное оружие”: “Ты всегда не мог терпеть мою маму!” Он или оправдывается, или остается невозмутимым, второе происходит чаще. Что делать? Никогда не утверждайте, что знаете его мысли. Лучше попробуйте его спросить следующее: “Ты можешь объяснить, почему ведешь себя таким образом?” Дайте ему время подумать и не переходите к обсуждению другой темы, пока не получите ответ.
- Сведение счетов. Выясняя отношения с мужем, вы вдруг вспоминаете о его старых грехах. Подобный экскурс в историю вообще лишит вас возможности что-либо решить, ведь вы обсуждаете несколько вопросов одновременно. Что делать? Сконцентрируйте внимание на его поведении в будущем.
- Слезы. Вы не выдерживаете накала накала страстей и разражаетесь слезами. Это чисто женский способ воздействия, который ведет в никуда: если муж начнет сочувствовать, вы скоро успокоитесь, но обида и гнев не растают бесследно. Если же он останется равнодушным, вы разозлитесь еще больше. Что делать? Постарайтесь подавить желание поплакать и облачите свои мысли в слова. Скажите партнеру, что он вас обидел, этим вы не позволите неприятным эмоциям захлестнуть вас с головой.
- Нравоучения. Когда вы в раздражении, то ваша просьба навести порядок на полке звучит как приглашение к ссоре. Вы чувствуете себя на коне, а он изображает жертву. Что делать? Попробуйте попросить о том же, но в другой форме и не тогда, когда супруг занят чем-то для него важным. Что делать? Попробуйте попросить о том же, но в другой форме и не тогда, когда супруг занят чем-то важным.
- Голодный паек. После ссоры вы заявляете мужу: “да как ты смеешь лезть ко мне после этого?!” Собственно говоря, вы заявляете о начале сексуальной забастовки. Что ж, не удивляйтесь, когда он начнет искать утешения на стороне. Что делать? Составьте перечень черт или поступков мужа, которые вас раздражают, поговорите с ним об этом. А в заключение скажите: “зато в постели ты был бесподобен!”
2. Психологический практикум. Проигрывание предлагаемых учителем конфликтных ситуаций.
Дети делятся на микрогруппы-семьи. Предлагаемые ситуации каждая семья, возможно, решит по-своему. Обсуждается, какой способ решения конфликта для данной конкретной ситуации был наиболее эффективным.
3. Психологический практикум. Обсуждение конфликтных ситуаций и поиск путей их решения, возникших в конкретной молодой семье.
Учитель зачитывает письма вчерашней школьницы, недавно вышедшей замуж, где она описывает проблемы, с которыми ей пришлось столкнуться в замужестве. Дети предлагают свои варианты решения этих проблем. Далее можно сравнить предлагаемые детьми варианты с теми путями решения, которые предпринял для сохранения своей семьи автор писем (тексты писем в приложении к уроку)
4. Завершение урока, получение обратной связи.