Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является одним из основных направлений коррекционной работы по воспитанию у ребёнка здоровой речи. Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Исследованиями института физиологии детей и подростков АПН установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М. М. Кольцова).
Выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л. В. Фомина).
Критерии нормального развития функции речи и руки.
Возрастные особенности развития функции речи и руки |
||
Возраст | Навыки поведения | Речевая активность. (экспрессивная речь) |
3 месяца | Предречевые вокализации: гуканье, гуление, вскрири. | |
6 месяцев | Слоговой лепет устойчив, оформлен | |
1 год | Большой палец может быть отодвинут на 90 градусов. | Полная артикуляция слогов. Самостоятельно говорит слова. |
1 год 6 мес. – 1 год 7 мес. 1 – 2 года |
Полностью развивается хватательная
функция, кубик берёт 5 пальцами сверху. Ставит
друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. |
Скачок в формировании экспрессивной
речи: обращаясь к взрослому, называет предметы,
активно подражает речи взрослого Складывает предложения. Словарный запас 100 – 300 слов (к концу 2 года) |
2 – 3 года | Берёт кубик первыми тремя пальцами. Открывает ящик и опрокидывает всё содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы. |
Возникает описательная речь; умеет ответить на вопрос; запоминает множество двустиший, концовки песен, повторяет их. |
Примечание: когда функции пальцев рук развиты достаточно хорошо, кубик берётся 2 пальцами, за грани, можно считать, что у ребёнка полностью открылась функция речи в головном мозге.
3 - 4 года | Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из 9 кубиков. | Словарный запас возрастает в 3 – 4 раза. Может рассказать наизусть небольшую сказку. |
4 – 5 лет | Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки. | Звуковая сторона речи усвоена полностью, дифференцирует на слух и в произношении. Практически усваиваются все частные грамматические формы. |
По мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции. Тренировку пальцев рук врачи-неврологи рекомендуют начинать проводить с 6 месяцев в виде массажа кисти рук и каждого пальчика его фаланги. Разминание и поглаживание рекомендуется проводить ежедневно в течение 2–3 минут.
Приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук.
Проводимые наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
- Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
- Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
- Перебирать крупные деревянные бусы, чётки.
- Собирать, складывать пирамидки.
- Работать с вкладышами (Монтессори).
- Застёгивать пуговицы.
- Завязывать, развязывать узлы.
- Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Подготовка руки ребёнка к занятиям по письму в дошкольном возрасте.
Учёные-физиологи утверждают, что если ребёнок в период 1,5-1,8 месяцев не берёт ручку 3 пальцами, до 2 лет держит ручку в кулаке, следовательно, будут проблемы с письмом.
Чтобы помочь ребёнку избежать этих проблем, необходимо выполнять следующие рекомендации:
1. Построить упражнения таким образом, чтобы ребёнку неудобно было рисовать, держа ручку в кулаке:
- нарисовать волны (если карандаш в кулаке, то ребёнок рисует “всем телом”, пока не поймёт, что это не удобно;
- нарисовать птичек;
- изобразить солнце с лучами.
2. Задания на штриховку, рисование барашков, прямоугольных фигур (окон), составление узоров из кругов.
3. Рисование карандашами и красками различными способами.
4. Орнаменты на бумаге в клетку, повторение его на нелинованной бумаге.
5. Разнообразная работа с ножницами.
Система коррекционной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук в младшем школьном возрасте.
Если мелкая моторика пальцев рук развита недостаточно, то с первых дней занятий в школе мы можем наблюдать такие явления, как:
- гипотония - слабое сжатие ручки;
- гипертония - сильное сжатие ручки;
- макро и микрография - когда ребёнок не видит строки.
В этом случае мы будем говорить о системе коррекционной работы по следующим направлениям:
1. Развитие кинестетического праксиса (удерживание позы);
2. Развитие динамического праксиса (переключение с одного движения на другое);
3. Смысловая организация движений (проговаривание).
Рекомендуется проводить следующие упражнения:
1. Упражнения на отработку силы пальцев и кисти рук (с использованием пластилина, прищепок, эспандера, щелчков разными пальцами);
2. Упражнения на расслабление (“погладим котёнка”, “маляр” и др.);
3. Нейропсихологическое расслабление:
- массаж;
- упражнения для удержания позы: работа в тетрадях в клетку, рисование точек по образцу;
- упражнения на переключение позы: “зайчик-пальчик, коза, кольцо, бинокль, кулак, ребро, стол, стул, гнездо, яичко в гнезде, чашка, улитка, цветок, колокольчик, бочонок, солнце” и др.
- выкладывание палочек различными пальцами;
- посыпание песочка: горстью, щепоткой, разными пальцами;
4. Упражнения на ритмическую организацию движений.
Примечание: когда ребёнок производит
ритмическое движение пальцами рук, то в лобной и
височных долях головного мозга возникает
усиление электрических колебаний и как
следствие - развитие речевых функций.
хлопки;
Из опыта работы.
В практике логопедической работы на каждом занятии провожу игры с выкладыванием палочек, кружочков, пальчиковые игры, игры с кубиками, разминание пальцев рук с помощью карандашей. Ребята всегда ждут этих минут, часто сами предлагают: “Давайте поиграем”. Разучиваем элементы игр по отдельности, отрабатываем точные движения пальцев рук, кистей.
Когда отработано несколько игр, объединяем их по смыслу и у нас получаются настоящие маленькие спектакли. Вот один из них
1. Дружно в пальчики играем, Речь успешно развиваем. |
разминание и поглаживание каждого пальчика |
2. Гости. Русская игра. | Ладони сомкнуты, пальцы прижаты друг к другу. |
– Мама, мама! | Мизинцы по очереди 4 раза постукивают друг о друга. |
- Что? Что? Что? | 3 раза постукивают друг о друга большие пальцы. |
- А к нам гости! | Постукивают мизинцы. |
- Ну и что? | Постукивают большие падьцы. |
- Здрасьте! Здрасьте! | По очереди перекрещиваются средние и ука зательные пальцы. Остальные пальчики не отрываются друг от друга. |
- Чмок, чмок, чмок! | Одновременное постукивание больших и маленьких пальцев. |
- Здрасьте! Здрасьте!
- Чмок, чмок, чмок.
3. Встряхиваем кисти рук. Чем же мы займём гостей?
(дети выбирают ранее разученные пальчиковые игры: в футбол, баскетбол, танцы, игра на фортепьяно и др.)
Хорошо, играем в футбол!
Начинаем с тренировки.
Тренировка: на парте перед каждым учеником разложено 10 кружков: 5 для правой руки, 5 для левой руки.
1) Пальчики под счёт одновременно “расходятся” в разные стороны от большого пальца к мизинцу;
2) “прыжки” пальчиками по кружкам в том же направлении;
3) “забивание голов”: щелчки по очереди пальцами левой руки, правой руки, одновременно;
4) “бег” пальчиков по столу.
Игра в футбол (по ходу стихотворения повторяются движения пальцев, отработанные на “тренировке”).
Пальчики в футбол играют,
Все друг дружку обгоняют.
Все бегом, вприпрыжку, вскачь,
Все хотят ударить в мяч.
Каждый забивает гол!
Хорошо играть в футбол!
4. Руки левой, правой руки сложены в “замок”, волнообразные движения рук.
В пальчики с тобой играем,
А урок наш продолжаем
Большой выбор пальчиковых игр, комплексы упражнений для пальчиковой гимнастики можно найти в следующих книгах:
- Белая А. Я., Мирясова В. И. Пальчиковые игры (для развития речи дошкольников). Пособие для родителей и педагогов. Москва, 1999.
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Индивидуально–подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Москва, 1999.
- Лопухина И. С. Логопедия. Речь. Ритм. Движение.
- Рузина М. С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. Санкт–Петербург, 1997.
- В. В. Цвынтарный Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт–Петербург, 1999.
Хотелось бы ещё раз отметить, что заботиться о своевременном развитии речи ребёнка необходимо с первых недель его жизни и помнить о том, что чем выше двигательная активность ребёнка, степень сформированности тонких движений пальцев рук, тем лучше развита его речь.