Конспект коррекционного занятия по преодолению нарушения лексико-грамматического строя речи у учащихся 4-го года обучения.

Разделы: Школьная психологическая служба


Коррекционно-развивающие цели:

  1. Совершенствовать лексико-грамотический строй языка учащихся с учетом современных орфоэпических, этических и культурных требований.
  2. Активизировать пассивный номинативный словарь учащихся в процессе работы над словосочетаниями.
  3. Развивать языковое чутье в процессе склонения имен существительных и составления предложений
  4. Тренировать слуховое восприятие и концентрацию внимания.

Коррекционно-образовательные цели:

  1. Повторить грамматические термины “имя существительное”, “склонение”, “падеж”, “окончание”.
  2. Закрепить навык образования предложного падежа существительных первого и третьего склонения.

Воспитательная цель:

  1. Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

Оборудование для логопеда:

  1. Таблица с названиями падежей и падежными вопросами.
  2. Карточки Е, И
  3. Карточки-лепестки со словами
  4. Предметные кабинки

Оборудование для учащихся:

  1. Карточка для индивидуальных работ № 1, №2

Ход занятия

I. Оргмомент. Развитие орфографической зоркости

Игра “Буква убежала”

Описание: На карточках написаны слова с пропущенными буквами. Ученик берет карточку, объясняет пропущенную букву и составляет со словом предложение

Зрительный диктант

Инструкция: На доске написано предложение. Молча прочтите его и запишите в тетрадь по памяти.

В термометре – ртуть.

II. Повторение

Фронтальный опрос

- Сколько падежей у существительных в русском языке? Назовите их.

- На какие вопросы отвечают существительных в предложном падеже?

III. Тренировочные упражнения

Назовите слово. Измените его по образцу.

Образец: кто? Ласточка – о ком? О ласточке.

Оборудование: предметные картинки

лошадь – о ком? - …

корова - … - …

собака - … - …

рысь - … - …

мышь - … - …

муха - … - …

кошка - … - …

Отгадайте загадки. Слова – отгадки запишите в 2 столбика с окончанием И, с окончанием Е

Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.

(курица)

Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь.
Страшен в гневе этот зверь!

(рысь)

У нее во рту пила.
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.

(щука)

Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек.

(собака)

Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она

(мышь)

3. Игра “Ромашка”

Оборудование: большой бумажный цветок. На лепестках слова с пропущенными окончаниями

на машин_ на дорог_
о матер_ в гряз_
на лошад_ о поездк_
в канав_ в тетрад_
в дал_ в кост_

4. Индивидуальная работа по карточкам.

Инструкция: вставьте пропущенные окончания.

Карточка № 1

в маск_ о книжк_
о краск_ на карусел_
на бумажк_ о защит_
на лошад_ о рыс_
в фуражк_ о школ_

Карточка № 2

о лан_ на машин_
на дорожк_ о печат_
в рубашк_ на площад_
на кроват_ в шкатулк_
на морков_ в танк_

Физпауза.

1. Упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, упражнения для глаз

2. Работа с таблицами Шульте (цифровой и буквенный вариант)

3. Закончите предложение, правильно изменив последе слово, запишите последнее слово с предлогом.

Слова для справок: отмель, газета, кровать, полка, Буренка, площадь, рубашка

Статья напечатана во вчерашней _________

Часы стоят на каминной _________

Рыбу ловили на песчаной ________

Митинг состоится на центральной _________

Бабушка заботится о своей ________

Папа ходит на работу в синей _________

Больной пролежал целую неделю в _________

6. Придумайте предложения с заданными словосочетаниями

Образец: в книжке – В книжке у брата яркие картинки.

в сумке на полке о поездке

в грязи на лошади о покупке

7. ь р ф о е л в д о а и в з
6 3 1 2 4 5 5 4 2 6 3 1

(форель в заводи)

Итог

Литература

  1. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс / Пособие для начальной и средней школы 1999 г.
  2. Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель Карпенко М.Т., 1988 г.