Коррекционно-развивающие цели:
- Совершенствовать лексико-грамотический строй языка учащихся с учетом современных орфоэпических, этических и культурных требований.
- Активизировать пассивный номинативный словарь учащихся в процессе работы над словосочетаниями.
- Развивать языковое чутье в процессе склонения имен существительных и составления предложений
- Тренировать слуховое восприятие и концентрацию внимания.
Коррекционно-образовательные цели:
- Повторить грамматические термины “имя существительное”, “склонение”, “падеж”, “окончание”.
- Закрепить навык образования предложного падежа существительных первого и третьего склонения.
Воспитательная цель:
- Воспитывать интерес и уважение к русскому языку.
Оборудование для логопеда:
- Таблица с названиями падежей и падежными вопросами.
- Карточки Е, И
- Карточки-лепестки со словами
- Предметные кабинки
Оборудование для учащихся:
- Карточка для индивидуальных работ № 1, №2
Ход занятия
I. Оргмомент. Развитие орфографической зоркости
Игра “Буква убежала”
Описание: На карточках написаны слова с пропущенными буквами. Ученик берет карточку, объясняет пропущенную букву и составляет со словом предложение
Зрительный диктант
Инструкция: На доске написано предложение. Молча прочтите его и запишите в тетрадь по памяти.
В термометре – ртуть.
II. Повторение
Фронтальный опрос
- Сколько падежей у существительных в русском языке? Назовите их.
- На какие вопросы отвечают существительных в предложном падеже?
III. Тренировочные упражнения
Назовите слово. Измените его по образцу.
Образец: кто? Ласточка – о ком? О ласточке.
Оборудование: предметные картинки
лошадь – о ком? - …
корова - … - …
собака - … - …
рысь - … - …
мышь - … - …
муха - … - …
кошка - … - …
Отгадайте загадки. Слова – отгадки запишите в 2 столбика с окончанием И, с окончанием Е
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(курица)
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти – рожки.
С виду кроток, но не верь.
Страшен в гневе этот зверь!
(рысь)
У нее во рту пила.
Под водой она жила
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала.
(щука)
Заворчал живой звонок,
Лег у двери поперек.
(собака)
Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она
(мышь)
3. Игра “Ромашка”
Оборудование: большой бумажный цветок. На лепестках слова с пропущенными окончаниями
на машин_ на дорог_ о матер_ в гряз_ на лошад_ о поездк_ в канав_ в тетрад_ в дал_ в кост_
4. Индивидуальная работа по карточкам.
Инструкция: вставьте пропущенные окончания.
Карточка № 1
в маск_ о книжк_ о краск_ на карусел_ на бумажк_ о защит_ на лошад_ о рыс_ в фуражк_ о школ_
Карточка № 2
о лан_ на машин_ на дорожк_ о печат_ в рубашк_ на площад_ на кроват_ в шкатулк_ на морков_ в танк_
Физпауза.
1. Упражнения для снятия напряжения с мышц спины и шеи, упражнения для глаз
2. Работа с таблицами Шульте (цифровой и буквенный вариант)
3. Закончите предложение, правильно изменив последе слово, запишите последнее слово с предлогом.
Слова для справок: отмель, газета, кровать, полка, Буренка, площадь, рубашка
Статья напечатана во вчерашней _________
Часы стоят на каминной _________
Рыбу ловили на песчаной ________
Митинг состоится на центральной _________
Бабушка заботится о своей ________
Папа ходит на работу в синей _________
Больной пролежал целую неделю в _________
6. Придумайте предложения с заданными словосочетаниями
Образец: в книжке – В книжке у брата яркие картинки.
в сумке на полке о поездке
в грязи на лошади о покупке
7. ь р ф о е л | в | д о а и в з |
6 3 1 2 4 5 | 5 4 2 6 3 1 |
(форель в заводи)
Итог
Литература
- Узорова О.В., Нефедова Е.А. Русский язык. Правила и упражнения. 1-5 класс / Пособие для начальной и средней школы 1999 г.
- Сборник загадок. Пособие для учителя. Составитель Карпенко М.Т., 1988 г.