Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в словах и предложениях

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Школьная психологическая служба


Тема. Автоматизация звука[Р] в словах и предложениях.

Цели.

Коррекционно-образовательные:

  • закрепление правильного произношения звука Р в словах и предложениях;
  • обучение правильному грамматическому оформлению распространенных предложений.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания;
  • развитие мелкой моторики рук, дикции.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к природе.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки; профиль артикуляции; индивидуальные зеркала; индивидуальные карточки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. Отгадайте, кто он?

Кто у речки, на песке,

Дремлет с удочкой в руке?

Он вам всем давно знаком,

Он зовется … (рыбаком).

- Правильно, мой друг-рыбак. Назовите первый звук в слове “рыбак”.

- Сегодня мы с вами будем продолжать учиться правильно произносить звук Р в словах и предложениях.

2. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

- Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. “Вкусное варенье”) и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. “Дятел”).

- Как дятел стучит? (д-д-д)
Я по дереву стучу- д-д-д.
Червячка добыть хочу-д-д-д.
Хоть и скрылся под корой – д-д-д.
Все равно ты будешь мой-д-д-д.

- Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает - как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну,огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. “Грибок”).

2) Фонетико-ритмическая гимнастика.

- Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел… Отгадайте,кого?

Этот зверь на кошку похож.
Он - сильный хищник и очень пригож!
Шерсти такой не бывает у кошки.
На рыжем фоне - черные полоски.

- Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: “р-р-р”. Как рычал тигр?

- А теперь проверьте, правильно ли “работали” губы, зубы, язык? Посмотрите на профиль артикуляции. Кончик языка поднят к бугоркам и дрожит, спинка языка опускается, боковые края языка прижимаются к верхним коренным зубам. Произнесите звук Р ещё раз.

3). Автоматизация звука Р в словах.

А) – Хотите узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: “Я р-р-рыбак! Ловлю р-р-рыбу.” Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: “Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слова со звуком Р.”

- Какие слова со звуком Р произнёс мой знакомый? (Рыбак, рыба)

- Найди слова со звуком Р в пословицах.

Пир на весь мир.

Лиса и во сне кур щиплет.

Кто не работает, тот не ест.

Ссора до добра не доведёт.

- Что означает пословица “Кто не работает, тот не ест”?

Б) Игра “Назови картинку”.

- Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком Р.

Игра “День и ночь”.

- Я скажу “Ночь” и уберу 1-2 картинки, а вы закроете глазки. Когда я скажу “День”, вы откроете глазки и укажите, чего не стало.

4) Логоритмическая разминка.

- А что же делает мой знакомый? Рыбак собрал ветки для костра и пошёл обратно, напевая свою любимую песенку” Вместе весело шагать по просторам”.

Дети имитируют ходьбу и напевают песню: “Вместе весело шагать по просторам, по просторам, ра-ра-ра-ра-ра…”.

5)Работа по индивидуальным карточкам. Упражнение на развитие мелкой моторики рук.

- Посмотрите, каких рыб поймал наш рыбак. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок и одинаково раскрасьте их.

6)Звуковой анализ слова.

- Сколько звуков в слове “рыба”? (4 звука). Назовите первый звук, второй, третий, четвёртый. Выложите при помощи фишек.

Проверка.

- Сколько слогов в слове “рыба”? Отхлопайте.

7) Динамическая пауза.

- А вы, ребята хотите половить рыбу? Вот водоём. Вот удочка. Будем ловить и считать. (Одна рыба, две рыбы).

8). Автоматизация звука Р в предложении.

- Составьте предложение по картинкам. Дайте имя мальчику. В имени должен звучать звук Р.

Рома ловит рыбу.

- Составьте схему этого предложения. Назовите 1-ое, 2-ое, 3-е слово. Повтори предложение.

Рая готовит рыбный суп.

Проводится аналогичная работа.

9). Автоматизация звука [р] в чистоговорках.

- Иногда к рыбаку приходят ребятишки из соседней деревни. Тогда он с ними сочиняет разные чистоговорки. Вот одна из них.

Ра-ра-ра- высокая гора.
Ра-ра-ра- глубокая нора.
Ро-ро-ро- новое перо.
Ро-ро-ро- Рома, вымой рот.
Ру-ру-ру- скачет кенгуру.
Ры-ры-ры- красные шары.
Ры-ры-ры- много детворы.

Дети повторяют чистоговорку по опорной схеме.

3. Итог занятия.

- Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу.

- Какой звук мы повторяли?

- Дома заучите чистоговорку.