Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения). 6-й класс

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 6

Ключевые слова: внеклассное чтение, мифы Древней Греции


УМК по литературе для 6-го класса под ред. В.Я.Коровиной.

УУД

  • Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, участвовать в творческом процессе, стремление к красоте;
  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, уметь пересказывать прочитанный текст;
  • Регулятивные: строить продуктивные взаимодействия со сверстниками и взрослыми, целеполагание, планирование, саморегуляция;
  • Коммуникативные: владение монологической формой устной речи, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и с учителем, уметь обосновывать и высказывать свое собственное мнение.

Предметные результаты:

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания,
  • определять связь художественных средств выразительности современного языка с историей их возникновения,
  • умение пересказывать литературное произведение,
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям мировой литературы и изучение влияния мировой культуры на богатство современного русского языка и литературы.

Межпредметные связи: МХК, русский язык, биология.

Основные виды деятельности: Выразительное чтение и пересказ мифов. Устные ответы на вопросы. Игровые виды деятельности.

Оборудование: использование ИКТ (подготовленная учителем презентация).

Домашнее задание к уроку:

  • Группа учащихся готовит сценку (под руководством учителя).
  • Читать мифы по книге Н.А.Кун «Мифы Древней Греции» (обязательно об основных олимпийских богах).
  • Поисковая деятельность: Найти ответ на вопрос «Названия каких цветов/растений восходит к древнегреческих мифов?» (устно).

Ход урока

1. Оргмомент. Вступительное слово учителя

Слайд 1.
В течение двух предшествующих уроков мы с вами совершали путешествие в древний мир Греции, познакомились с одним из самых сильных и могучих его героев – Гераклом. Сегодня мы с вами продолжим изучение мира древних греков и познакомимся с другими персонажами древнегреческих мифов.

2. Актуализация знаний

Слайд 2.

Учитель: Задание классу: Давайте вспомним, что такое «миф»?

Учащиеся дают ответ, проверяется по записи на слайде.

3. Усвоение новых знаний

Слайд 3.

Учитель: Предлагаю вам познакомиться еще с одним древнегреческим мифом. Его сюжет художник эпохи Возрождения Сандро Ботичелли изобразил на своей картине «Суд Париса». Познакомят вас с этим мифом ваши одноклассники.

Учитель представляет участников сценки и роли, которые они исполняют.

Учащиеся (сценка готовится учащимися заранее) разыгрывают сценку.

Сценарий сценки «Суд Париса» (материал на основании Н.А.Кун «Мифы Древней Греции»)

Оборудование: стол, яблоко.

Роли: Рассказчик, Парис, Гермес, Эрида, Афина, Афродита, Гера.

Рассказчик: Однажды боги пировали на Олимпе: праздновали свадьбу одной из богинь. Под пение муз и игру Аполлона танцевали и богиня-воительница Афина, и юная Артемида, но всех богинь превосходила красой вечно юная богиня Афродита. Веселились боги. Одну лишь богиню раздора Эриду не пригласили на свадебный пир.  (появляется Эрида, огорчена, качает головой, в руках у нее яблоко, кладет его на стол и уходит). Глубоко затаила в сердце она обиду. Придумала богиня Эрида, как отомстить богам, как возбудить раздор между ними. Она взяла золотое яблоко из далеких садов гесперид. Одно лишь слово написано было на этом яблоке – «Прекраснейшей». Тихо подошла Эрида к пиршественному столу, и для всех невидимая, бросила на стол золотое яблоко. Увидали боги яблоко, и тотчас возник спор между тремя богинями: женой Зевса Герой (появляется Гера, рассказчик делает паузу, дает ей возможность подойти к столу и увидеть яблоко), воительницей Афиной (появляется Афина, рассказчик делает паузу, дает ей возможность подойти к столу и увидеть яблоко), богиней любви Афродитой (появляется Афродита, рассказчик делает паузу, дает ей возможность подойти к столу и увидеть яблоко). Зевс поручил Гермесу рассудить их спор.

Гермес: (появляется, забирает у них яблоко): Гера, Афина, Афродита, я знаю, как разрешить этот спор. Вам следует перенестись в окрестности Трои, на склоны высокой Иды. Там вы увидите прекрасного сына царя Трои Приама – Париса. Он должен будет решить, которой из вас должно принадлежать яблоко, которая из всех – прекраснейшая.

Рассказчик: Быстро понеслись Гермес и три богини на склоны Иды к Парису.

Гермес: (вручает яблоко появляющемуся Парису) Возьми это яблоко, Парис. Ты видишь, перед тобой стоят три богини. Отдай яблоко той из них, которая самая прекрасная. Зевс повелел тебе быть судьей в споре богинь. (Парис берет яблоко и склоняет голову, Гермес уходит).

Парис: Я смущен и не могу решить, которая из Вас прекраснейшая.

Гера: Отдай это яблоко мне, и я дам тебе власть над всей Азией.

Афродита: Отдай это яблоко мне, и я подарю тебе военную славу и победу над сильнейшими воинами.

Афродита: Отдай это яблоко мне, и я отдам тебе в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды.

Парис: Я отдаю это яблоко Афродите – Прекраснейшей из богинь. (отдает яблоко ей с поклоном головы).

Рассказчик: С этих самых пор Парис стал любимцем Афродиты, и она во всем стала ему помогать, что бы он ни предпринял. А Гера и Афина возненавидели Париса, возненавидели они и Трою и всех троянцев и решили погубить город и весь народ. Много бед принес людям этот спор трех богинь.

Учитель: о последствиях этого спора мы поговорим с Вами чуть позже, когда будем изучать произведения Гомера. А теперь давайте поблагодарим наших актеров.

Учитель: для подготовки к сегодняшнему уроку Вы читали различные древнегреческие мифы, только что ребята инсценировали один из них. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете основных героев мифов и что вы знаете о них.

Слайды 4–7.

При открытии слайда демонстрируется только изображение, учащиеся называют его и рассказывают, что им известно об этом герое из прочитанных ранее мифов (пересказ мифов).

Слайд 8.

Учитель: Известно ли Вам, названия каких цветов восходит к древнегреческим мифам? Давайте вместе с Вами украсим нашу пустую клумбу
(на слайде – пустая клумба, по мере разговора появляются изображения).

Появляется на слайде изображение и надпись, ученики рассказывают известные им легенды, связанные с названием этих цветов. Если затрудняются, учитель помогает.

Опорный материал для слайда (материал использован - Е.Б.Руденко «Древнегреческие легенды о происхождении названий цветов»)

Адонис (от финикийского – владыка) был возлюбленным самой богини любви Афродиты, ее неизменным спутником. Но боги, а, тем более, богини, ревнивы. Богиня охоты Артемида наслала на Адониса дикого кабана, который убил его. Кровь Адониса Афродита окропила нектаром, и та превратилась в цветы – адонисы.

Афродита горько оплакивает любимого, и из ее слез вырастают анемоны.

Зависть сгубила и Пеона, целителя олимпийских богов, ученика бога врачевания Асклепия. Когда он вылечил бога подземного царства Аида, учитель возненавидел ученика. Опасаясь мести Асклепия, Пеон обратился к богам, которых он лечил, и те превратили его в пышный цветок – пион.

«Гиацинт» по-гречески означает «цветок дождей», но греки связывают его название с легендарным юношей Гиацинтом. от, как водится в легендах, дружил с богами, особенно ему покровительствовали бог Аполлон и бог южного ветра Зефир Однажды Аполлон и Гиацинт соревновались в метании диска. И когда диск метнул бог Аполлон, Зефир, желая победы Гиацинту, сильно подул. Увы, неудачно. Диск изменил траекторию, попал в лицо Гиацинту и убил его. Опечаленный Аполлон превратил капли крови гиацинта в прекрасные цветы. Форма их цветков с одной стороны напоминал букву «альфа», с другой – букву «гамма» (инициалы Аполлона и Гиацинта).

Гвоздика. Согласно древней легенде, как-то раз богиня Артемида, дочь Зевса и Латоны, возвращаясь с охоты, увидела пастушка, который играл на флейте. Он не подозревал о том, что звуки флейты напугали и разогнали всех зверей в округе. Разгневанная неудачной охотой богиня выпустила стрелу и остановила сердце прекрасного музыканта. Но очень скоро гнев богини сменился на милость и раскаяние. Она воззвала к богу Зевсу и попросила его превратить мертвого юношу в красивый цветок. С тех самых пор греки называют гвоздику цветком Зевса, мудрого и могучего бога, который подарил юноше бессмертие.

Нарцисс

В древнегреческой легенде красивый молодой юноша Нарцисс жестоко отверг любовь нимфы. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит". В жаркий полдень истомленный зноем молодой Нарцисс наклонился попить из ручья, и в его светлых струях увидел свое отражение. Никогда раньше не встречал Нарцисс подобной красоты и потому потерял покой. Каждое утро он приходил к ручью, погружал свои руки в воду, чтобы обнять того, кого видел, но все было тщетно. Нарцисс перестал есть, пить, спать, потому что не в силах был отойти от ручья, и таял почти на глазах, пока не исчез бесследно. А на земле, где его видели, последний раз вырос душистый белый цветок холодной красоты. С тех пор мифические богини возмездия фурии украшали свои головы венками из нарциссов.  У разных народов и в разные времена нарцисс пользовался любовью и имел различное значение. Персидский царь Кир называл его "созданием красоты, бессмертною усладою".  Древние римляне желтыми нарциссами встречали победителей битв. Изображение этого цветка встречается на стенах древней Помпеи. У китайцев он обязателен в каждом доме в новогодний праздник, и особенно много нарциссов разводят в Гуанчжоу (Кантоне), где их выращивают в стеклянных чашках в сыром песке или в залитых водой небольших камешках.

4. Анализ содержания итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Слайд 9.

Учитель: Вот видите, ребята, какой красивой и яркой стала наша клумба. Но не только цветы служат украшением для наших садов и радуют своей красотой наш глаз. Украшением для слуха является богатая и грамотная речь. Я предлагаю Вам поговорить о крылатых выражениях.

5. Изучение нового учебного материала

Слайд 10.

Учитель: Давайте с Вами вспомним, что такое крылатые выражения, о них Вы говорили на уроках русского языка при изучении раздела «Лексикология».

Учащиеся дают определение, сверяют его с появляющейся записью на слайде. Определение фиксируется в тетради.

Учитель: Давайте подготовим в тетради для нашей работы таблицу (на слайде). И разберем первый афоризм – «Авгиевы конюшни» (в соответствии со столбцами в таблице учащиеся делают запись в тетради и сверяют со слайдом».

6. Информация о домашнем задании

Проводится инструктаж по его выполнению. Слайд 11.

  • Завершить таблицу, подобрать не менее 3 крылатых выражений.
  • Подготовить сообщение о Геродоте (известные факты биографии, самое известное произведение).
  • По желанию: «Какие мифологические сюжеты отражены в произведениях живописи, скульптуры и архитектуры? (По 2-3 произведениям)».

7. Рефлексия

Слайд 12.