И воспитание, и образование неразделимы.
Нельзя воспитывать, не передавая знания,
всякое же знание действует воспитательно.
Лев Николаевич Толстой
В настоящее время духовно-нравственное воспитание должно стоять на первом месте в развитии молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными, поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии, толерантности.
В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За несколько лет сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимает духовно-нравственное направление.
Когда заниматься духовно-нравственным воспитанием? Нужно ли это современным детям? Скажу так: «Без воспитания нет образования!» Через тексты художественной литературы происходит приобщение ребенка к вечным нравственным ценностям на уроках, во внеурочной деятельности, классных часах. Дети по-новому воспринимают художественный текст, если при его обсуждении учитель опирается на жизненный опыт ребенка.
В качестве примера напишу о внеурочном мероприятии, которое называлось «Цена ему - жизнь» в 7 классе. Целью данного урока было формирование нравственных качеств личности через осмысление рассказа Ю. Яковлева «Цветок хлеба», определение значения хлеба во время войны и в мирное время. В начале урока я показала видеоролик «Блокадный хлеб» (В.Кулаков–С.Петров) [2] (Посвящается защитникам и жителям блокадного Ленинграда, поет Э.Хиль). Это дало большую эмоциональную подготовку к изучению состава и значения хлеба. После просмотра видеоролика ведущий говорит, что 27 января 1944 года - это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Во время блокады главной ценностью был хлеб. Каков он- хлеб мира и хлеб войны? Он бывает вкусным и горьким, жарким и честным, холодным и горячим, очень разным…. Хлеб - это создание человека, без которого немыслима его жизнь.
Следующий этап работы - это просмотр видеофильма о хлебе. Как хлеб пекли во время войны, из чего его делали? На весах мы взвешивали кусочек хлеба, чтобы увидеть какова была норма отпуска хлеба в блокадном Ленинграде. Дети с ужасом смотрели на маленький кусочек.
Потом была проведена работа в группах, каждой группе дано задание, в котором рассматривались разные виды хлеба (сталинградский, тыловой, сухари, фронтовой, хлеб оккупированных территорий, концлагерей, блокадный, современный ржаной). Ребята отвечали на вопросы, и представитель от группы выступал с ответами. Выступление сопровождалось слайдами презентации. Делаем вывод, что хлеб войны… Хлеб солдатского поля… Это особый хлеб, хлеб, впитавший кровь защитников легендарного города на земле России. С хлебом нужно бережно обращаться, никогда не выбрасывать его. Когда берём в руки кусок хлеба, надо задуматься о том, труд скольких людей в нем заключен.
О тяжелых военных и послевоенных годах очень много написано произведений. На этом уроке мы обратились к рассказу Юрия Яковлева «Цветок хлеба» [3]. Говорим о бережном отношении к хлебу, о том, как бабушка испекла хлеб, передала дедушке, а дедушка, зная, что внук голоден, передал хлеб обратно, и хранится этот хлеб, где сложены самые дорогие вещи, потому что дороже хлеба ничего нет. На этом уроке показано взаимоотношение старшего поколения друг к другу. Обращаемся к названию рассказа «Цветок хлеба». Говорим о том, что бабушка испекла коржи, похожие на подсолнух. Когда берешь в руки пахучий, прогретый жаром печи - кусок хлеба, нередко испытываешь какое-то затаенное, до конца неосознанное чувство благодарности хлебу.
В конце урока звучит стихотворение Владимира Лившица «Баллада о черством куске хлеба» [1]под музыку «Лунная соната» Бетховена. Девочка так красиво прочитала стихотворение, что все присутствующие ей аплодировали. Далее ребята на желтых листочках в виде зернышек пишут, что узнали на уроке, продолжая фразу «Хлеб - это…», потом из этих зернышек складываем колоски на доске и зачитываем, приходим к выводу, что хлеб - это жизнь. Родители, присутствующие на уроке, оставили свои отзывы («эмоционально яркий урок», «учит добру», «бережному отношению к хлебу», «большое использование видеоматериалов»).
Очень важно воспитывать в детях доброту, уверенность в себе, щедрость и открытость души, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит детей к взрослой жизни, ее нормам и требованиям.
Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств». Именно школа и педагог сеет в душе детей доброту, человечность, чуткость, доброжелательность, станет для них школой «воспитания добрых чувств», и дети вырастут достойными гражданами своей страны.
Список литературы
- Баллада о чёрством куске. Владимир Лифшиц [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.stihi.ru/2014/01/27/3177, свободный. (дата обращения 03.10.2019)
- «Блокадный хлеб» (В.Кулаков–С.Петров) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=sF4g8QiqusU, свободный. (дата обращения 04.10.2019)
- Позавчера была война [Текст]: рассказы: [для детей / Ю.Я.Яковлев; ил. Ю.Зальцман].– М.: Мол. гвардия, 1970.