Цели: систематизация изученного о древнерусской культуре, жанрах литературы, особенностях иконописи, приобретение учащимися навыков постижения мира с помощью проектной методики, формирование ключевых компетенций старшеклассников.
Форма проведения: круглый стол.
Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран.
Предварительная работа в группах.
“Литературоведы”.
Задание: выявить особенности древнерусской литературы, установить, на какие периоды делится литература этого времени, рассказать о факторах, оказавшие влияние на становление искусства слова.
“Историки”.
Задание: выявить факторы, оказавшие влияние на формирование культуры Древней Руси.
“Искусствоведы”
Задание: подобрать материал о судьбе известных икон, выяснить художественные приемы и средства, узнать о символике цвета, сравнить по значению античный и христианский храмы, установить значение иконы в христианском храме.
По итогам работы над заданиями учащиеся оформляют презентации.
Весь материал можно посмотреть в работах старшеклассников (приложения).
Вопросы для обсуждения:
№ |
вопросы |
материал для обсуждения |
наглядный материал |
Самобытность русской культуры Влияние крещения Руси на формирование русского национального самосознания.. | |||
Периодизация древнерусской литературы. Жанровые особенности, канон, иерархия жанров. | исследовательская работа “Особенности
древнерусской литературы” автор: Мануйлова Валерия |
приложение №1 | |
Иконопись. Художественные приемы и средства. Символическое значение цвета. | проектная работа “Иконопись” автор: Чеботарев Денис |
приложение№2 | |
“Икона Владимирской Богоматери. “Троица” А.Рублева. История и сюжет” | проектная работа автор: Медведева Евгения |
приложение №3 | |
“Донская Богоматерь – русская святыня” | творческая работа автор: Круглякова Екатерина |
приложение№4 | |
Архитектура Древней Руси: строили на века. | творческая работа о храмах Древней Руси. | ||
Влияние древнерусской литературы, живописи, архитектуры на дальнейшее развитие русской и мировой культуры. Древнерусская культура как основа формирования русской духовности. | |||
Подведение итогов. Итог урока в художественной форме – синквейн. Тема: “Древнерусская культура.” Пример синквейна. Икона, |