Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроке-полилоге

Разделы: Литература


“Да ведь мы – люди и на земле живем”.

С точки зрения программных требований это урок внеклассного чтения, с точки зрения характера деятельности учителя и учащихся – урок-полилог, так как в диалог вступают учитель, учащиеся, писатели, композитор и певец, герои рассказа.

На этапе подготовки к уроку учитель формулирует для себя следующие цели:

  • выявление художественного мастерства и нравственной проблематики рассказа Б.Екимова, определение универсального характера поднятых проблем в соотнесенности с инокультурной, инонациональной, иноконфессиональной традицией;
  • умение целостно воспринимать текст и интерпретировать явления культуры;
  • воспитание эмоциональной культуры, милосердия, сочувствия, толерантности и приверженности традициям своего народа, другими словами, духовно-нравственное воспитание старшеклассников.

Оборудование урока:

  • выставка книг Б.Екимова:
  • компьютерная презентация урока; (приложение)
  • портрет Б.Екимова;
  • текст рассказа Б.Екимова “Возвращение” у каждого ученика;
  • изображение Богородицы Казанской;
  • грамзапись – Ф.Шуберт “Ave Maria”;
  • предметы – реликвии, принесенные учителем и учащимися;
  • фотоматериал о святилище Реком в Цейском ущелье Северной Осетии.

Чтобы подготовить ребят к серьезному размышлению, накануне урока дано задание прочитать рассказ и передать его сюжет, принести предметы (фотографии, газетные материалы, сувениры, которые являются в доме святынями, реликвиями, и рассказать о них. Этот вид задания помогает проникнуть в суть происходящего на уроке, глубже понять основную мысль рассказа.

Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором он призывает осторожно войти в мир людей, населяющих небольшой рассказ Б.Екимова “Возвращение” и, не нарушив их покоя, не обидев неосторожным словом, не задев ничьих чувств, поразмышлять на тему: “Да ведь мы – люди и на земле живем”. Проследить, как смог автор на нескольких страницах поднять общечеловеческие проблемы.

- Хотелось бы, чтобы к концу урока мы составили впечатление о рассказе. Возможно, ваше мнение совпадет с мнением автора, - продолжает учитель.- Вчитаемся в эпиграф (на доске).

"Рассказ Бориса Екимова не отличается острым сюжетом, нет в нем занимательности. Но зато он богат человеком." (Е. Скарлыгина)

- Любопытно, возможно ли о рассказе, в котором всего два действующих лица, сказать, что он “богат человеком”?

БЕСЕДА начинается с пересказа сюжета:

- Для чего этот пересказ? (Повторное переживание текста на личностном уровне).

- Пойдем вслед за автором. Как происходит наше знакомство с героиней рассказа? Начните с имени

НА ДОСКЕ:

НАДЕЖДА –

1) ожидание, уверенность в осуществлении чего-нибудь

радостного благоприятного (на выздоровление, на благоприятный

исход…);

2) тот, на кого надеются, кто должен принести успех, радость,

благополучие

- Какое значение важнее для вас? (Оба).

- И вот Надежда в изображении Б.Екимова. Как она выглядит?

Звучит текст: “Живые мощи: под старой кофтенкой – узкие худые плечики, за ними – горб, иссохшиеся плети рук с большими ладонями и шишковатыми пальцами; под белым платком теплится, словно свеча, беззубая улыбка”.

- Согласитесь, внешность далеко не героическая. А какие детали подкупают?

- “Живые мощи” (метафора, оксюморон).

“Беззубая улыбка. Она – для всех”

- А почему же все-таки Надежа?

- Да, автор выделил ей две роли: огородницы и заступницы.

- Какая роль важнее для автора?

- Обе: и забота о душе, и забота о хлебе. Одного без другого нет.

- “Лет бабке Наде много и много”. А что за ними?

Приводятся примеры из текста: “Изработалась, устала…”,- жалуется она Богу и людям, гостям своим. – Так устала, жилочки нет живой”. И далее: “С утра до ночи старая женщина в трудах: сажает, рыхлит, поливает; недолго, по-стариковски, спит где-нибудь в меже, кинув на землю дерюжку. Подремлет, очнется – и снова за дело”. И опять она о себе: “И осталась я с тремя на руках… Работала, как об лед билась. Днем на колхоз, ночью – на себя… А потом война… Немцы все хозяйство раздергали… Утром до света на работу бежишь. А поля далекие, Теплый рын, Калиново… Везде – пешки. Какой хлебушко есть, детям оставишь. А сама – колос ухватишь, пошелушишь. В карман немного насыпешь, ребятишкам. Так и выжили”.

“Работали и работали…- вздыхает баба Надя. – В колхозе стали хорошо получать, зерном… и деньги давали. Но много трудов. Огород большой. Помолюсь – и работаю. Картошка, капуста, тыковка. Спаси Христос, все остались живые, здоровые…Повыросли…”.

- Мы подробно прочитали скупые воспоминания старухи. Что особенно поражает в ее судьбе?

ВЫВОД: ни одного дня не жила для себя. Она одна из многих, кто, прожив жизнь, ничего не отложил на “черный день”. И это не единичный образ в литературе. Вспомним “Матренин двор” А.Солженицына, “Избу” В.Распутина…

- Почему столь популярен образ женщины в современной литературе?

- Действительно, за личной драмой видится судьба целого поколения крестьянства. Это судьба многих женщин, обиженных государством, жизнью, односельчанами…

- Так о чем рассказ?

О труде и тяготах жизни (на доске).

- Случайно ли рядом со старостью появляется молодость?

- Разберемся, почему?

- Автор хочет видеть в девочке продолжение жизни, надежду на то, что жизнь не прерывается, как и все хорошее. Именно через восприятие ею событий, через ее поступки автор раскрывает главную мысль произведения: эволюцию души или, как назвал это явление великий русский писатель Лев Николаевич Толстой,… диалектику души. Перед нами ребенок, многое зависит от того, кто окажется рядом.

Значит, рассказ о юности и старости (на доске).

- Что и почему говорит Екимов о родителях девочки?

- Родители пьют. Этим все сказано.

- Ей бы очерстветь, замкнуться, бояться людей… А она?

Обратим внимание на отношение к бабе Наде, на рисунки: “На картинках – цветы, нарядные дома, а еще – простое зверье, кошки да собаки, со странными, все понимающими глазами”.

Отметим в описании картинок художественную деталь – глаза. Глаза – зеркало души, и они у животных на картинках “понимающие”. Значит, то, чего девочка недобирает в жизни, выражает в рисунках.

- Как бы вы определили главную черту характера девочки?

- Отзывчивость.

- Сама по себе возникла в девчушке отзывчивость?

- Нет, разумеется. Ее душа была пробуждена бабой Надёжей. Докажите это примерами из текста.

Баба Надя не попрекала девочку, учила добру, учила прощать, чувствовать боль других.

- Вспомните, в хатенку бабы Нади, которую Екимов сравнивает с храмом, люди устраивают паломничество, а девочка на особом положении. Но среди гостей кто-то не с добром.

- Почему иконы украли?

- А чем это было для бабы Нади? Частью имущества? Конечно, неотъемлемая ее часть.

- Какое время выбрали нелюди для своего черного дела?

“В непогожий осенний день, как раз перед Анной-зимней, пришла беда”

- Пейзаж только фон или действующее лицо?

- Докажите.

“Раздетая, в тонкой кофточке, неверными шагами, шарясь перед собой в воздухе, словно слепая, старая женщина вышла из дома, спустилась с крыльца и, ухватившись руками за планки калитки, пыталась увидеть чей-то голос, а затем попросила: “Христа ради, Христа ради…” Ей ответил лишь только ветер. Осенняя непогожая улица, темные дома и заборы молчали” (олицетворение).

Природа по-своему реагирует на состояние героини. Не мог автор допустить, чтобы в ясный, солнечный день свершилось это убийственное для бабы Нади событие

- Мы познакомились с любовно описанным портретом старой женщины. А как выглядят преступники?

- Верно. У них нет лиц. О них лишь сказано скупо: “Какие-то шаги, движенье у крыльца ли у калитки”

Действительно, если с мастерством описан портрет любимой героини, то не меньшим мастерством является в данном эпизоде отсутствие лиц.

Зато об иконах баба Надежа говорит как о живых: “Все ушли…”.

- Почему из уст Надежи мы не слышим слова “украли”?

- Какая черта характера старухи здесь выражена?

- Да, она лишилась части самой себя. Но она воспринимает жизнь такой, как она есть, так как баба Надежа мудра. Не случайно она даже не думает куда-то идти, что-то предпринимать. Не нужно наказания. Не думает, что можно вернуть то, что ушло. Но хочет умереть в добре.

- Так рассказ о добре с кулаками или без? (на доске)

Так своеобразно осмыслен автором мотив прощения. “Вот ушли мои заступники. Спокинули. К другим людям ушли. – объясняет она. – Там нужней”.

- Действительно там нужней?

Да, прав автор, права героиня. Они нужней тем, кто жив одним днем, без Бога в душе. Таким все “позволено”.

Борис Екимов решает нелегкую задачу: как передать мучительные чувства бабы Нади, душевное состояние?

- Какое несловарное определение чувств дает автор? Найдите в тексте.

“И она заплакала, словно лишь теперь осознала всю горечь утраты. Этой горечи было столь много, что в одной душе она не вместилась. И потому со старой женщиной плакала девочка, уже не о смерти страдая, но о жизни: своей, короткой, не больно сладкой, и той долгой, что еще теплилась рядом, в старом, изношенном, но таком добром теле бабушки Надежи.

Они были схожи: худенькая нерослая девочка и старая женщина, высохшая от жизни. И плакали одинаково: крупными белыми слезами”.

- Какими словами можно определить эти чувства?

СО-СТРАДАНИЕ, МИЛОСЕРДИЕ, ВСЕПРОЩЕНИЕ (на доске) – Значит, рассказ и об этом.

- Со-страдать – значит брать на себя боль других, часть чужих мук.

- Многое может сделать для ближнего даже самый маленький человек, когда он серьезно захочет помочь ему.

- И снова Б.Екимов преподносит урок нравственности и открывает еще одну истину. Какую?

Да. Взрослые, долг которых помочь, оказались душевно глухими. И это страшно.

- Представим, что девочка достигла бы успеха, и после ее усилий икона бы вернулась. С вашей точки зрения, хуже было бы или лучше?

- Для вас?

- Для девочки?

- Для бабы Надежи?

- А на самом деле как произошло?

- Так почему рассказ называется “Возвращение”?

Да, Богородица возвращается к Надеже, так как она праведница; к девочке – у нее чистая душа. А через них – к людям.

Нет сомнения, что эпизод, которым заканчивается рассказ, можно определить только одним словом. Это слово обозначает то, чего, как правило, не бывает, не всегда и не всем является божество, не всегда и не всем доступно высокое.

- Какое это слово?

- Чудо.

- Значит, рассказ еще о чем?

Об обыденности жизни и о чуде, о земном и небесном (на доске).

- Люди всегда живут в надежде на чудо. Но не всегда понимают, что многое зависит от них самих. Чудо открывается только тому, у кого чистая душа, кто безгрешен, бескорыстен. Примеров тому много.

Вот один из них.

(Покажем ученикам фотоматериал о святилище Реком в живописном Цейском ущелье Республики Северная Осетия-Алания. В каждой местности есть1 святые места, рассказом о которых любой учитель может обогатить урок).

Святилище выстроено без единого гвоздя и железной детали. Мастер признавался, что строить ему помогали какие-то силы. А когда не так давно святилище было сожжено, восстановили его в том же виде молодые ребята. Даже бревна они приносили пешком, далеко от этого места разувались и шли босиком.

Очень бы хотелось, чтобы еще раз прозвучали строки, описывающие чудесное возвращение Богородицы. Но вот на что хочется обратить внимание. Борис Екимов – христианин. Я – мусульманка. Несмотря на то, что принадлежу к другой вере, мне близко то, что описано в рассказе. А когда я читала этот эпизод, внутри меня звучала мелодия, рожденная в католичестве. Это “Аве Мария” Ф. Шуберта в исполнении итальянского певца Робертино Лоретти.

- Как вы думаете, дело в религии?

- А в чем?

В ВЕРЕ и БЕЗВЕРИИ (на доске) И об этом тоже наш рассказ.

Чтение на фоне грамзаписи, т.е. сопоставление музыкального произведения с литературным основано на ассоциации и требует особого такта, а от учеников – осознания общности настроения музыки, голоса и фрагмента рассказа в понимании и переживании рождения чуда. А во время чтения слов “Но вдруг другие глаза увидела старая женщина. Глаза, светлый лик… Возле них жизнь прожила. Глядела со стены Богородица. В ее глазах – нежность, страдание и раздумье. И радость возвращения. Свет исцеляющий в потупленном взгляде ее (На экран проецируется изображение Богородицы. Выбор остановлен на Пресвятой Богородице, т.к. все краски, использованные для описания иконы Б.Екимовым, находим здесь; “Коричневый цвет и охристый, золотистый…Багрец и лазурь…).

После чтения эпизода зададимся вопросом:

- Разве то, что прочитано, и изумительный голос певца, и музыка, и изображение Богородицы не оказывают удивительное действие на нашу душу, схожее с чудом?

(Выразительное чтение эпизода о возвращении Богородицы ученицей и учителем способствуют обострению внимания, прививает любовь к вдумчивому чтению, воспитывает духовно богатую личность).

На доске:

"Земля круглая. Человек должен за что-то держаться, чтобы не соскользнуть" (В.Токарева)

- Попробуем сопоставить только что прочитанный рассказ со словами Виктории Токаревой. Как связаны они между собой?

Действительно, рассказ многому учит ребят, помогает понять очень важные истины, заставляет задуматься о себе, о своих поступках, о близких и дорогих людях. Поэтому следующая часть урока – рассказы учащихся о предметах (фотографиях, газетных статьях…), которые являются в домах некой святыней, реликвией, как иконы в хатке бабы Надежи.

Рассказы учащихся помогают создать на уроке ситуацию душевного непокоя, т.е. личного переживания, озабоченности. А так как учитель должен приходить на урок не с готовой истиной, не для того, чтобы возвыситься над учениками, он тоже ищет свои ответы на поставленные вопросы. Поэтому дальше последует рассказ самого учителя о своей бабушке, которую никогда не видела, но памятью о которой осталась в доме реликвия – камари (серебряный пояс к осетинскому национальному костюму).

- Девушки из фамилии надевают его один раз в жизни – в день своей свадьбы. – Действительно, писатель Екимов подарил и мне радость возвращения дорогого человека, – завершает свой рассказ учитель.

На уроке не все учащиеся класса смогли высказаться, но у всех была возможность. А учитель видел понимающие глаза ребят.

Такой доверительно-искренний характер взаимоотношений учителя и учеников позволяет прийти к выводу о том, что права Виктория Токарева, прав Борис Екимов: нам есть за что держаться, “чтобы не соскользнуть”.

- Итак, какие общечеловеческие проблемы подняты в рассказе Бориса Екимова “Возвращение”, в котором нет подробных описаний и воспоминаний, в котором мы отмечали лишь скупые фразы и штрихами очерченные детали?

Еще раз обратим внимание учащихся на доску, где в процессе урока появились следующие записи:

  • о труде и тяготах жизни;
  • о юности и старости:
  • о добре – с кулаками или без;
  • о сострадании, милосердии, всепрощении;
  • о вере и безверии (о святости и грехе);
  • о земном и небесном;
  • об обыденности и о чуде

И все это о человеке и для человека.

Борис Екимов хотел своим рассказом, я своим уроком, дети своим участием сказать, что у каждого из нас должна быть своя Богородица, своя баба Надежа, своя святыня, свой Борис Екимов, чтобы жизнь наша была “БОГАТА ЧЕЛОВЕКОМ”.

Так в процессе урока создаются условия для осмысления учащимися современных нравственных проблем. А вместе с взрослением маленькой героини рассказа происходит духовно-нравственное “взросление” девятиклассников.

 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Диалог № 6-1991год стр-15-19. “Самое прекрасное - это наша жизнь. Беседа с писателем”
  2. Учительская газета № 48-1997 год (11 ноября).
  3. Волга № 11-1984 год стр-162-164.
  4. Волга № 3- 1988 год
  5. Литературная Россия № 16- 1991 г. Стр.9.
  6. Литературное обозрение № 7-1980 г. Стр.38-46.
  7. Литературная газета № 12- 1989 г.
  8. Рассказы Бориса Екимова в периодических изданиях.