Литературная гостиная «Говорит Ленинград»

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание, К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне

Класс: 6

Ключевые слова: блокада Ленинграда, Великая Отечественная война 1941-1945 гг.


Тишина. Из этой тишины возникает стук метронома. Он становится все громче, потом постепенно уходит.

1-й ведущий. Слушай нас, родная страна! Говорит Ленинград.

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиною в 900 дней и ночей. В кольце блокады Ленинграда оказалось более 2 миллионов человек.

2-й ведущий. Давайте почтим память всех мужественных жителей блокадного Ленинграда минутой молчания (Минута молчания, стук метронома, зажигаются свечи)

Песня «Ленинградский метроном» отрывок (на экране видео блокады)

Презентация

2-й ведущий (на экране тарелка радио). Нигде не значило радио так много, как в нашем городе во время войны. В августе сорок первого года, когда последние пути, ведущие из Ленинграда в страну, были перерезаны и заняты немцами, когда кольцо блокады плотно сдавило город, радио было почти единственным средством общения города со страной.

1-й чтец.

(слайды 3-4)

А город был в дремучий убран иней.
Огромные сугробы, тишина…
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюлях воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных.
Там с декабря кочуют горожане
За много верст в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий,
Отыскивая угол потеплей.
Вот женщина везет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик - это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа…
- Товарищи, мы в огненном кольце…
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот,
Завернутое в одеяло тело
Ha Охтинское кладбище везет…

3-й ведущий. Передачи по радио проводились, несмотря ни на какую обстановку внутри города, - был ли обстрел, была ли бомбежка, было ли то и другое вместе. Передачи проходили ежедневно и начинались словами: «Слушай нас, родная страна! Говорит Ленинград».

4-й ведущий. По радио очень долго не передавалось ни музыки, ни пения, но были обширные ежедневные литературные передачи - и особенно много передавалось стихов… Поэзия в те дни в Ленинграде приняла на себя благородное бремя почти всего искусства. Поэтесса Ольга Берггольц, которую называли «блокадной мадонной», почти ежедневно выступала по радио, обращалась к жителям осажденного города. Её негромкий, певучий голос, в котором слились боль, страдания и героизм защитников Ленинграда, говорил правду о городе, ничего не сглаживая, не украшая. И вся страна знала, что Ленинград и в кольце блокады продолжает жить и бороться.

1-й ведущий. Представьте себе огромную, метров в 60, нетопленую студию Ленинградского радио. В центре её стоит обыкновенная железная печка, и в ней потрескивают ножки разбитого стула. А перед микрофоном подстриженная под мальчика стоит молодая женщина. Это Ольга Берггольц собирается говорить с Ленинградом.

2-й чтец.

…Я говорю с тобой под свист снарядов,
Угрюмым заревом озарена.
Я говорю с тобой из Ленинграда,
Страна моя, печальная страна.

Кронштадтский злой, неукротимый ветер
В мое лицо закинутое бьет.
В бомбоубежище уснули дети,
Ночная стража встала у ворот.

Над Ленинградом - смертная угроза…
Бессонны ночи, тяжек день любой.
Но мы забыли, что такое слезы,
Что называлось страхом и мольбой
Я говорю: нас, граждан Ленинграда,
Не поколеблет грохот канонад,
И если завтра будут баррикады-
Мы не покинем наших баррикад,

3-й ведущий. Газеты с Большой Земли уже с трудом доходили до нас, только по радио узнавала страна, что делается в Ленинграде.

4 ведущий. У полуумираюшего Ленинграда существовала только одна форма связи с внешним миром, это «тарелка» радио. Отсюда, из этого черного круга на стене, доходили до человека людские голоса: значит, где-то за стенами его дома живут люди, живет город, страна, они борются, они сопротивляются...

Даже если радио не говорило, а только стучал метроном - и то было легче: это означало, что город жив, что сердце его бьется.

Стук метронома.

3-й чтец (два слайда)

Да, мы - в кольце. А тут еще мороз
Свирепствует, невиданный дотоле.
Торпедный катер стынет на приколе,
Автобус в ледяную корку врос;
За неименьем тока нет трамваев.
Все тихо. Город стал неузнаваем.
Вода!.. Бывало, встанешь утром рано,
И кран с его металла белизной,
Забулькает, как соловей весной
И долго будет течь вода из крана,
А нынче ледяным перстом заткнув,
Мороз оледенил блестящий клюв.
А нынче пьют из Невки, из Невы
(Метровый лед коли хоть ледоколом).
Стоят обмерзшие до синевы,
Обмениваясь шуткой невеселой,
Что уж на что, мол, невская вода,
А и за нею очередь. Беда!

1-й ведущий. С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Рабочие и инженерно-технические работники получали в день всего по 250 граммов хлеба, служащие, иждивенцы и дети - по 125. Муки в этом хлебе почти не было, его пекли из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был почти единственным питанием Ленинградцев. Крошечный и невесомый ломтик. «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам...», - как говорила Ольга Берггольц.

2-й ведущий. Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками, обстрелами ленинградцы жили в неотапливаемых домах. В квартирах тускло чадили коптилки.

4-й чтец.

В ушах все время щебет птичий,
Как будто ропот льющейся воды:
От слабости. Ведь голод. Нет еды.
Который час? Не знаю. Жалко спички,
Чтобы взглянуть. Я с вечера легла,
И длится ночь без света и тепла.

На мне перчатки, валенки, две шубы
(Одна в ногах). На голове платок;
Я из него устроила щиток,
Укрыла подбородок, нос и губы
Зарылась в одеяло, как в сугроб.
Тепло, отлично. Только стынет лоб.

Лежу и думаю. О чем!? О хлебе.
О корочке, обсыпанной мукой.
Вся комната полна им. Даже мебель
Он вытеснил. Он близкий и такой
Далекий, точно край обетованный.
И самый лучший - этот пеклеванный.

Песня о хлебе («Хлеб - всему голова»)

3-й ведущий. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, спускаться на лед и делать проруби, потом под обстрелом доставлять воду домой. В городе остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу нужно было ходить пешком по занесенным снегом улицам. Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода.

4-й ведущий. Вот какую картину нарисовала Берггольц в «Ленинградской поэме»:

Я, как рубеж, запомню вечер:
Декабрь, безогненная мгла.
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
- Сменяй на платье, - говорит,
Менять не хочешь - дай по дружбе...
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню.
Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам...
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило -привести ее к себе,
Шепнув угрюмо:
- На, съешь кусочек, съешь... прости!
Мне для живых не жаль, не думай.

1-й ведущий. Острый голод давал о себе знать все сильнее, умирали молодые и старые, мужчины, женщины, дети. Дети в осажденном Ленинграде... Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей. Дети ждали хлеба. А где его взять? Матери отдавали все, что могли, что имели, только бы обменять свои вещи на хлебные карточки. Родители, лишая себя куска хлеба, поддерживали слабые детские силенки

Песня «Дети блокады» (на фоне 18 слайда)

Наш город родной над Невой
Не сломлен суровой войной.
Он в годы блокады, жестокой, нещадной,
Сражался и в холод, и в зной!
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза… лютой… смерти глядят.
Был в городе голод и мор.
Изрытый бомбежкою двор.
Но дети взрослели и выжить сумели,
Все помнится им до сих пор.
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза… лютой… смерти глядят.
Но выстоял русский народ.
И память об этом живет
В сердцах поколений.
И точное время
Ведёт непрерывный отсчёт.
Нас память уносит назад,
Туда, где сирены гудят,
Где рвутся снаряды, а дети блокады
В глаза лютой смерти глядят.
Блокадные ночи и дни,
Как долго тянулись они.
О, сколько утрат познал Ленинград
В суровые годы войны.
В суровые… годы… войны.

5-й чтец

Иду в темноте, вдоль воронок,
Прожекторы щупают небо.
Прохожие. Плачет ребенок
И просит у матери хлеба.
А мать надорвалась от ноши
И вязнет в сугробах и ямах.
- Не плачь, потерпи, мой хороший,
И что-то бормочет о граммах.
Их лиц я во мраке не вижу,
Подслушала горе вслепую,
Но к сердцу продвинулась ближе
Осада, в которой живу я.

2-й ведущий. Чтобы не заморозить детей, женщины с превеликими трудностями доставали дрова, бережно расходуя каждое полено. А если дрова кончались, в ход шла мебель, паркет и даже книги. Из ближайших водоемов таскали ведрами воду, таща их на салазках, стирали, в ледяной воде белье и чинили одежду при слабом свете коптилки, скудные продукты распределяли по дням, а в течение дня - по часам.

6-й чтец

Стрелки непочиненных часов,
Как трамваи, неподвижно стали.
Но спокойно, под набат гудков,
Девочка играет на рояле.
У нее косички за спиной.
На диване в ряд уселись куклы.
Бомба, слышишь? В корпус угловой...
Дрогнул пол... Коптилка вдруг потухла.
Кто-то вскрикнул. Стекла, как песок,
Заскрипели под ногой. Где спички?
Девочка учила свой урок,
В темноте играя по привычке.
Так еще не пел нам Мендельсон,
Как сейчас в тревогу. И весь дом был
Музыкой нежданной потрясен
В грозный час разрыва близкой бомбы.
И наутро, в очередь идя,
Постояла я под тем окошком.
Ты играешь, ты жива, дитя.
Потерпи еще, еще немножко.
Зимовать остался Мендельсон.
Как надежда, музыка бессмертна.
Стали стрелки. Город окружен.
До своих — большие километры.
Хлеб, как пряник, съеден по пути.
Раскладушка в ледяном подвале
...Но, как прежде, ровно с девяти
Девочка играет на рояле.

Ведущий 1. А вот одна из самых известных историй. На 2 линии Васильевского острова, в доме 13 , жила большая семья Савичевых: самой младшей была Таня – весёлая, жизнерадостная девочка, общая любимица. До нас дошли девять листков из дневника Тани. Страшные записи, потрясшие миллионы сердец.

4-й ведущий. Когда началась война, семья Савичевых решила остаться в Ленинграде и помогать фронту. Мать шила обмундирование для бойцов, брат Лёка работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была на оборонных работах, два Таниных дяди — Василий и Алексей — несли службу в ПВО. А Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить зажигательные бомбы и рыть траншеи.

1-й ведущий. Но кольцо блокады сжималось, и жить в осаждённом городе становилось всё тяжелее. Однажды не вернулась с работы Нина, и мама отдала младшей Тане её записную книжку, которая стала страшным дневником.

2-й ведущий. Таня всё чаще открывала записную книжку и однажды подвела страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».

Судьба юной ленинградки стала олицетворением стойкости и страданий, которые выпали на долю всех детей блокады.

Ведущий 3: А Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисунки мир увидел 65 лет спустя. Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки.

(На экране работы Вали Тонск)

ВЕДУЩИЙ 4: Трудно себе представить, но в этих условиях в городе продолжало работать 39 школ. Маленькие ленинградцы хотели учиться.

ЧТЕЦ 1

На фоне 25 слайда (музыка)

Девчонка руки протянула,
И головой – на край стола,
Сначала думали – уснула,
А оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки – после похорон.

ЧТЕЦ 2

Блокада. Далеко как это слово
От наших с вами мирных дней.
Произношу его и вижу снова
Голодных, умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи вмёрзли на пути,
И матерей, которые не в силах.
Своих детей на кладбище везти.

Ведущий 1. 27 января освобождение Ленинграда от вражеской блокады было завершено. Это был праздник со слезами на глазах. В городе гремел салют!

ВЕДУЩИЙ 2: Есть в Петербурге самое большое в мире кладбище – Пискарёвское. Нет, не по площади, а по количеству людей, похороненных в его братских могилах. Этот мемориал – символ стойкости, мужества и силы духа. Выросли поколения, не знавшие войны и блокады. Но никакие сроки не смогут заслонить величия подвига ленинградцев – подвига, равного которому не знает история.

ЧТЕЦ 5:

Вот опять – через столько лет!
Эта женщина в День Победы,
Не венок, не цветы, а хлеб
Принесла на могилу деда.

Исполнение песни учащимися «Ведь мы же с тобой ленинградки»

Ты знаешь, ты помнишь, подруга,
Хоть память о том тяжела.
Жестоко военная вьюга,
По улицам мертвым мела.
Мы горечь потерь без остатка
Испили до самого дна.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Развалины милого дома,
Где мы тебя ждали всегда.
И яростный пульс метронома
Средь крови, железа и льда.
Листочки на школьной тетрадке:
"Все умерли. Таня одна..."
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Мы знали отчаяние и смелость
В блокадных ночах без огня
А главное - страшно хотелось
Дожить до победного дня,
И ради него, без оглядки,
Мы отдали юность сполна
Ведь мы же с тобой ленинградки,
мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
мы знаем, что значит война.

Салютов рассыпятся искры.
Свой шаг ускоряют года -
По небом просторным и чистым
Все краше встают города...
Пусть внуки уснули в кроватках,
Ведь детям нужна тишина.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.
Ведь мы же с тобой ленинградки,
Мы знаем, что значит война.

Учитель. Сегодня о своей блокадной истории расскажет Фукшанская Марина Игоревна, которая работает в нашей школе. Её мама была ребёнком во время блокады Ленинграда.
(Слайды об истории семьи)

Слова учителя о 80-летии Победы. 80 лет…Чем больше проходит лет после той страшной войны, тем острее мы осознаем величие народного подвига. В этом нам помогают фильмы, книги, песни о Великой Отечественной. Завершить нашу литературную гостиную «Говорит Ленинград» мы хотим песней «Победная».

Песня «Победная» Таисия Повалий