Формирование читательской грамотности младших школьников при работе с познавательной литературой

Разделы: Литература, Начальная школа


Значимость формирования читательской грамотности на современном этапе развития образования в Российской Федерации в первую очередь обусловлена акцентом в образовании на формирование функциональной грамотности.

Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности [1].

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Следовательно, необходимое условие – это формирование и повышение уровня читательской грамотности школьников, которая является важнейшей составляющей функциональной грамотности [4].

Для контроля уровня сформированности читательской грамотности было создано международное сравнительное исследование качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) [7].

В исследовании PIRLS понятие «читательская грамотность» определяется следующим образом: «способность понимать и использовать письменную речь во всём разнообразии её форм для целей, требуемых обществом и/или ценных для индивида» [7].

Читательская грамотность имеет две существенные характеристики: цель чтения и читательские действия, обеспечивающие относительную полноту понимания текста.

Ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Марина Ивановна Кузнецова вслед за доктором психологических наук, профессором Галиной Анатольевной Цукерман выделяет следующие уровни оценки успешности работы над читательской грамотностью выпускников начальной школы: высокий, средний и низкий [3].

Среди важнейших проявлений читательской грамотности младшего школьника можно выделить следующие: соотнесение цели чтения и содержания прочитанного; дифференциация главной и второстепенной информации; соотнесение графической и вербальной информации; интерпретация прочитанного текста (истолкование, размышление о прочитанном в форме своеобразного диалога читателя с текстом); анализ языковых и структурных особенностей текста; рефлексивный анализ изменений своих взглядов, которые произошли под влиянием текста; сравнение своей точки зрения с мнениями других.

Основным средством формирования читательской грамотности младших школьников является текст.

На современном этапе понятие «текст» трактуется широко. Текст как в учебном процессе, так и в повседневной жизни школьников включает не только слова, но и визуальные изображения в виде диаграмм, рисунков, карт, таблиц, графиков [2].

Среди классификаций текстов важными в становлении читательской грамотности школьников являются классификации непосредственно по функционально-смысловому типу речи.

Учащимся начальной школы, как правило, предлагается стандартная классификация текстов: текст-описание, текст-рассуждение и текст-повествование.

В круг детского чтения, кроме художественной литературы, входит познавательная. Детская познавательная литература, которая в свою очередь делится на научно-художественную и научно-познавательную, включает в себя произведения, которые посвящены популяризации сведений из различных областей знаний – естествознания, истории, техники, физики и многих других.

Профессор Н.М.Дружинина сформулировала основную цель научно-познавательной детской книги – «воспитать умственную активность читателя, приобщить его к великому миру науки». Работа с такой литературой, как ни что иное, способствует формированию читательской грамотности младших школьников. Такой вывод можно сделать, исходя из актуальных для начальной школы аналитических умений, формируемых при работе с познавательной литературой, которые в свою очередь смежные с одной из главных характеристик читательской грамотности - читательскими действиями: умение определять тему и основную мысль текста; умение выделять известную и новую информацию; умение задавать познавательные вопросы к тексту; умение составлять план текста.

В основном дети на уроках литературного чтения знакомятся именно с научно-художественной литературой, среди авторов которой можно выделить К.Д.Ушинского, Е.И.Чарушина, В.В.Бианки, Б.С.Житкова и других [5].

Умение работать с литературой любого типа подразумевает под собой следующее: умение искать нужную информацию и понимать прочитанное; умение преобразовывать и интерпретировать информацию, извлечённую из текста; способность высказывать собственное суждение о прочитанном.

Для того, чтобы формировать данные умения, непосредственно связанные со становлением читательской грамотности, работа с текстом выстраивается в три этапа: работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения [6].

Текст, как главное средство формирования читательской грамотности младших школьников, требует продуманной и целенаправленной поэтапной работы, которая будет позволять извлекать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставлять думать, познавая окружающий мир.

Каждый этап работы с текстом должен преследовать определенную цель, достижение которой связано с использованием тех или иных приемов. Результаты комплексной работы учителя и учащихся в дальнейшем складываются в общую картину уровня развития читательской грамотности.

Подводя итог, хочется отметить, что читательская грамотность – это не просто способность понимать текст. Это ключевое метапредметное умение, формирующееся у младших школьников и находящее свое применение не только в рамках урока, но и во внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни в целом. Достижение педагогом успешного результата в ее формировании – это результат ежедневной кропотливой работы, с учетом особенностей использования технологий обучения, методов и приемов в педагогической практике.

Литература

  1. Постановление правительства РФ Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»: Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 №1642 (ред. от 25.01.2023). – Текст: электронный // Консультант Плюс: справочно-правовая система. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/cf742885e783e08d9387d7364e34f26f87ec138f/ (дата обращения: 27.09.2024). – Режим доступа : свободный.
  2. Валгина, Н.С. Теория текста: учебное пособие / Н.С.Валгина – Москва : Издательство «Логос», 2003. – 173 с. – ISBN 978-5-9401-0187-1. – Текст: непосредственный.
  3. Формирование читательской грамотности у младших школьников (Из опыта работы педагогов Липецкой области) / под редакцией Е.Е.Пановой. – Липецк: ГАУДПО ЛО «ИРО», 2020. – 116 с. – Текст: непосредственный.
  4. Михайлова, Н.П. Начальная школа на современном этапе развития общества / Н.П.Михайлова. // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 513-514. — Текст: электронный. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59365/ (дата обращения: 26.09.2024). – Режим доступа: свободный.
  5. Методика обучения литературному чтения: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [М.П.Воюшина, С.А.Лебедева, И.Р.Николаева] ; под ред. М.П.Воюшиной. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательский центр «Академия», 2013. – 288 с. – ISBN 978-5-7695-9678-0. – Текст: непосредственный.
  6. Сухарева, М.Н. Работа с текстом в начальной школе как одно из направлений формирования информационной и коммуникативной компетентности младшего школьника / М.Н.Сухарева. – Текст: электронный // Официальный сайт школы Рассказовского района Тамбовской области: сайт. – 2016. – URL: https://platonsk.68edu.ru/wp-content/uploads/2017/07/doklad.pdf (дата обращения: 26.09.2024). – Режим доступа: свободный.
  7. Цукерман, Г.А. Читательские умения российских четвероклассников: уроки PIRLS 2016 / Г.А.Цукерман, Г.С.Ковалева, В.Ю.Баранова // Вопросы образования. - 2018. – №1 - С. 58-76. – Текст: электронный // КиберЛенинка: научная электронная библиотека : сайт. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskie-umeniya-rossiyskih-chetveroklassnikov-uroki-pirls-2016 (дата обращения: 25.09.2024). – Режим доступа: свободный.