Урок-лекция в рамках эстетических недель (8-11 классы)
Учебная дисциплина: литература.
Пояснительная записка: для глубокого изучения искусства разных эпох недостаточно уроков, выделенных программой. Для этого в нашем лицее была разработана система эстетических недель (лекции и практические занятия) для 8-11 классов, чтобы методом погружения изучать эпоху и различные виды искусства этой эпохи: музыку, живопись, архитектуру, и, наконец, литературу. Занятия проходят в лекционном зале, аудитория – воспитанники 8-11 классов. Данная разработка – это одно лекционное занятие (2 часа), которое знакомит воспитанников с западноевропейским и русским романтизмом. Материал лекции выстроен с опорой на пройденный материал и предполагает сопоставительный анализ идей классицизма и романтизма.
Задачи:
- создать представления о романтизме как ведущем направлении в литературе конца XVIII-начала XIX веков;
- выявить особенности романтизма в сопоставлении с основными принципами классицизма;
- познакомить с особенностями западноевропейского и русского романизма.
Ход занятия
Работа с аудиторией
На слайде (слайд 2,3) в хаотичном порядке расположены ключевые слова литературных методов. Задача разделить их на две группы: «классицизм», «романтизм», основываясь на своих знаниях с предыдущих лекций по классицизму.
Слайд 4. Философская основа смены литературных направлений.
Если в эпоху классицизма (17-18 век) Декарт и Кант говорят о личности самоценной, то есть руководствующейся разумом, личности рациональной, последовательной, то на рубеже 18-19 века появляется новая философия – философия Иоганна Готлиба Фихте, который выдвигает иную идею личности.
Если Кант считал, что человек разумный руководствуется принятой рациональной этикой, то Фихте это отвергал. Он в своих трудах выдвигает теорию о противостоянии «Я – не-Я»: Я – это личность, индивидуальность, которая противостоит миру вокруг, т. к. все остальное, весь мир – это не - Я. Так появляется философия субъективного идеализма, которая иллюстрирует идею свободы личности, но личности, которая дает в своей свободе свои законы.
Слайд 5. В начале 1800х гг. появляется Шеллинг со своей идеей натурфилософии: природа бессознательна (есть как есть), мир иррационален. Эта идея противостоит идеям Просвещения. Мир по природе необъясним в том, как он существует, и частью этого мира является Человек, и человеческое Я тоже иррационально и необъяснимо.
Слайд 6. От классицизма к романтизму через сентиментализм. Сопоставительная характеристика трёх направлений.
Появление романтизма невозможно представить без того, что ему дало такое направление, как сентиментализм. В переводе с франц. «sentiment» «чувствительность, чувство». Главными героями произведений были простые люди (бедные, незнатного происхождения), по своим душевным качествам превосходящие зажиточных дворян. На первом плане в произведении – восхваление вечных ценностей (дружбы и любви). В отличие от классицизма, главное для сентиментализма не разум человека, а его душа. Главные достоинства человека – чувствительность и способность к сопереживанию. В центре внимания писателей – богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. В глазах сентименталистов ценными стали страдания. Сентименталисты считали, что душевные муки помогают человеку совершенствоваться. Пейзажи становятся важной составляющей произведений, природа в произведениях сентиментализма не просто «фон», она сопереживает герою, отражает его чувства.
Главная цель произведений сентиментализма – показать торжество добра и красоты. Писатели стремились утешить человека в нелёгкой, его полной испытаний и душевных переживаний жизни. И сентиментализм, и классицизм – это литературные направления эпохи Просвещения. Главная задача этих течений была общая – сделать человека лучше. Только разными были взгляды на то, как это сделать.
Слайд 7. Сентиментализм и литература «Бури и натиска».
В 1760-1780-е годы в немецкой литературе отмечается литературное движение, которое внесло колоссальный вклад в развитие романтизма в Германии, а затем достижения немецких романтиков оказали влияние на остальную Европу, Россию и Америку.
«Бу́ря и на́тиск» — название эпохи немецкой литературы с 1769 по 1785 год. Ее также называют «эпохой гениев». Это наименование появилось в результате прославления гения как «архетипа высшего человека и художника». «Буря и натиск» – это первое литературное движение, связанное с отказом от культа разума в пользу творчества, предельной эмоциональности и крайнего индивидуализма. Их можно назвать поздними сентименталистами или представителями предромантизма. Смена направлений не так стремительна и однозначна, как нам кажется, потому на творчество различных представителей того периода мы можем смотреть через призму разных направлений, повлиявших на развитие романтизма. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют «штюрмерами» (от немецкого слова «бунтарь»). Большинство участников образовавшейся группы «Бури и натиска» не достигли 30-летнего возраста, что обусловило юношеский характер движения.
Представители: Иоганн Вольфганг Гёте (роман «Страдания юного Вертера»), Фридрих Шиллер (драма «Разбойники»), Готфрид Бюргер (баллада «Ленора»).
Слайд 8, 9. Романтический герой. Что сделало его таким?
Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией.
Если Просвещение характеризует культ разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке. Развитие романтизма протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли классицистов в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».
Волна революций, прокатившаяся по Европе, принесла только кровь, нищету и разочарования. Мир казался ужасным и несправедливым, и это вызывало желание бунтовать. Основной идеей романтизма стал бунт. Поэтому героем романтизма стал бунтарь – исключительная личность и мощная натура, противопоставленная всему свету.
- романтический герой всегда одинок и отвержен
- в душе его кипят страсти
- его отличает особая чувствительность
- идеальный мир всегда находится в воображении, или далёком прошлом – обычно идеализированном средневековье
- идеальный мир противопоставлен миру реальному
Немецкий романтизм
Немецкий романтизм представлен несколькими творческими группами. Названия групп берутся от университетских городков, в которых литературные объединения образовались.
Слайд 10. Йенская школа. Представители: Новалис, Фридрих Шлегель, Август Шлегель.
Йенская школа была одной из самых влиятельных групп немецкого романтизма. Её представители разрабатывали теорию романтизма, а также создавали собственные произведения, в которых воплощали основные идеи направления.
Слайд 11. Гейдельбергская школа. Представители: Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Якоб и Вильгельм Гримм. Основные произведения: сборник народных песен «Волшебный рог мальчика», сборник народных сказок братьев Гримм. Гейдельбергская школа занималась сбором и изучением немецкого фольклора. Братья Гримм собрали и опубликовали сборник народных сказок, который стал одним из самых популярных произведений немецкого романтизма.
Слайд 12. Берлинская школа. Представители: Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих фон Клейст. Основные произведения: «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Щелкунчик» Гофмана, «Разбитый кувшин» Клейста.
Берлинская школа занималась разработкой темы фантастики и мистики в литературе. Эрнст Теодор Амадей Гофман создал ряд фантастических произведений, в которых сочетал элементы романтизма и мистики.
Слайд 13. Каноны романтизма, разработанные немцами.
Мир непостоянен, сложен, он всё время меняется. И человек, как часть этого мира, тоже. Звучит стихотворение «Изменчивость» П.Б.Шелии (1816 г.) в исполнении ученика.
Отрицание просветительского рационализма – противопоставление иррационального, разуму чувства. Полная свобода художника в выражении этих чувств. Романтическое чувство (ощущение мира вообще, его загадочности, необъяснимости, сложности), из которого человек исходит в своих конкретных переживаниях, связанных с устремленностью к идеалу.
Яркая, противоречивая, бунтующая фигура героя, яркая индивидуальность. Нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах.
В романтизме нет сословного конфликта, как в классицизме или сентиментализме; человек всегда противостоит своему окружению, окружающему миру (семье, обществу своего сословного круга, окружающему миру вообще, Богу). Конфликт всегда один – «Я – не-Я».
Характер героя субъективный. Автор вкладывал в героя свой идеал – свои понятия, свои стремления.
Внутренний мир человека иррационален (Шеллинг был свидетелем первых психиатрических опытов, приоткрывших завесу сложных психических процессов в человеке). Психологическое изображение стало центральным в романтизме. Герой постоянно переживает бурю сложных эмоций.
Нет деления на положительных и отрицательных героев. Человек – двойственная фигура. Эта неоднозначность человеческой личности будет оставаться в литературе вплоть до XX и XXI века.
Интерес к загадочному, туманному, необъяснимому, сочетающему и прекрасное, и уродливое (обращение к Средним векам, к авторам со сложными персонажами – Сервантес, Шекспир).
Романтический сюжет фрагментарный, сюжет он по себе не важен. Главное не само развитие действия, а человек, его проявление, его конфликт с окружением.
Интерес экзотике, местному колориту: необычная обстановка – экзотическая, неевропейская, в которой человек чувствует себя как бы в своем мире, противопоставленном серой, обыденной действительности, её герой не принимает.
Романтическое двоемирие. Преображение действительности в искусстве через воображение художника.
Повышенный интерес к национальной культурно-исторической традиции. Романтиков вдохновляли фольклор, дикие культуры, ещё не тронутые цивилизацией – там они пытались отыскать идеальный мир.
Познание – прежде всего самопознание. Романтики интересовались вопросами бытия, мироустройства, человеческой души, судьбы и предназначения. Интересно, что депрессивные настроения и восприятия мира как жуткого и таинственного, стали импульсом для зарождения готического романа, то есть романа ужасов.
Ирония в противовес серьёзности. Вдумайтесь разве не вызывает смеха стремление познать иррациональную сущность мира?
Слайд 14. Развитие жанров. Получает новое развитие роман. Роман становится произведением не о событиях, а о человеке (исторический романтический роман – в центре все равно человек). Поскольку романтизм – это мироощущение, в лирических жанрах произошло сближение романтизма с музыкальностью (возник интерес к музыке, которая не имеет слов, каждому чувствуется своё). Излюбленные жанры: элегия, поэма, баллада, литературная сказка, готический роман.
Слайд 15. Английские романтики (Бёрнс, Скотт, Байрон, Шелли)
Роберт Бёрнс — шотландский поэт, прославившийся своими народными песнями и балладами.
Вклад Вальтера Скотта в развитие романтизма (романы «Айвенго», «Квентин Дорвард»):
- Создание исторического романа: Вальтер Скотт считается основателем исторического романа. Он первым начал подробно исследовать исторические эпохи и события, а также создавать ярких и запоминающихся персонажей, основанных на реальных людях.
- Интерес к национальной истории: Скотт проявлял большой интерес к истории Шотландии и Англии, что отразилось в его произведениях. Он стремился показать национальные особенности и дух времени через судьбы своих героев.
- Внимание к деталям: Скотт уделял большое внимание деталям и точности в описании исторических событий и обычаев. Это помогало читателям лучше понять эпоху и почувствовать её атмосферу.
Джордж Гордон Байрон – представитель революционного романтизма, известен своими бунтарскими произведениями, в которых он поднимал темы свободы, борьбы за независимость и противостояния общественному мнению. Пафос жизни и творчества Байрона – в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Сам был воплощением идей романтизма, так как погиб в Греции, куда отправился помогать повстанцам в войне за независимость от Османской империи.
Мэри Шелли — автор «Франкенштейна», одна из самых известных женщин-романтиков, она освещала темы мистики, рока и противостояния человека и природы.
Слайд 16. Озерная школа (озёрники). Это группа английских поэтов-романтиков конца XVIII — начала XIX века. Так их назвали, потому что они жили на севере Англии вокруг озера. Озёрники воспевали красоту природы, любовь к родине и свободе. К этой группе относятся Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тейлор Кольридж и Роберт Саути.
Слайд 17. Французские романтики
Виктор Гюго (1802–1885) — один из основоположников французского романтизма. Его роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) стал вершиной французского исторического романа. Гюго также известен своими стихотворениями, пьесами и повестями.
Жорж Санд (1804–1876) — псевдоним Авроры Дюдеван, французской писательницы. Она была одной из самых популярных женщин-писательниц XIX века. Её романы «Индиана» (1832) и «Консуэло» (1842–1843) стали классикой французской литературы.
Слайд 18, 19. Американские романтики
Американские романтики, Эдгар По, Вашингтон Ирвинг и Майн Рид, внесли значительный вклад в развитие романтической литературы и культуры США XIX века. Их творчество было сосредоточено на темах любви, природы, мистики, приключений и борьбы за справедливость.
Вашингтон Ирвинг создал ряд произведений, основанных на народных легендах и историях, которые он собирал во время своих путешествий по США и Европе. Его книги, такие как «Легенда о Сонной Лощине» и «Книга эскизов», стали популярными во всём мире.
Эдгар По известен своими мрачными и загадочными рассказами, которые исследуют темы смерти, безумия и сверхъестественного. Он также написал несколько стихотворений и эссе, в которых выразил свои философские взгляды на жизнь и искусство (рассказы «Падение дома Ашеров», «Похищенное письмо»)
Эмили Дикинсон – американская поэтесса. В творчестве поэтессы часто встречаются мотивы смерти и бессмертия. Она размышляла о жизни после смерти, о вечности и о том, что остаётся после человека.
Уолт Уитмен — американский поэт, автор книги «Листья травы». Основные темы его творчества: индивидуализм и самоопределение, самопознание, демократизм, свобода слова, свобода мысли, прославление обычных людей и повседневной жизни, любви к природе, темы смерти и бессмертия. Отказ от традиционных форм поэзии: он использовал свободный стих, а также экспериментировал с ритмом и рифмой.
Слайд 20. Исторические предпосылки возникновения романтизма. Русский романтизм
Немного об истории возникновения романтизма в России. Как и в Европе, он возникает как реакция на приевшуюся рассудочность и правильность классицизма. Эпоха расцвета романтизма – время после войны 1812 года, когда в России все ждали перемен. Ждали, да не дождались… Романтизм – «двуликое» литературное направление. Математически можно описать его как восходящую, а затем нисходящую кривую: в истории любого народа романтизм начинается с воодушевления, с веры в идеал свободы и борьбы, в исключительную роль личности в истории. Но после некоторого исторического пика кривая идёт на спад: здесь наступает эпоха разочарования и упадка. Например, знаменитые пушкинские строки из послания к Чаадаеву: «Товарищ, верь! Взойдёт она // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!» – это стихотворение первого, воодушевлённого «периода» романтизма. А Лермонтовская «Дума» – яркий текст «позднего» романтизма, разочаровавшегося в борьбе: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы; // Перед опасностью позорно-малодушны, // И перед властию — презренные рабы».
Слайд 21. Но теперь поговорим о чертах романтизма как литературного направления и мировоззрения на русском материале. На слайде 3 цитаты: «Романтизм — это душа»; «В душе моей цветет мой рай…»; «Жизнь и Поэзия — одно».
О чём эти цитаты из стихотворений В.А.Жуковского? Как вы их понимаете?
Романтизм обращён к переживаниям человеческой души.
В эпоху романтизма творчество поэта стало рассматриваться как один большой автобиографический роман, где стихотворения и поэмы были главами, а биография автора служила сюжетом. В эпоху классицизма, напротив, личность автора и его жизнь воспринимались как нечто постороннее, а в произведениях классицистов ценилось стремление к истине и служение разуму. Характерная черта поведения романтического героя в жизни – ориентация на какой-то романтический тип (демон, Вертер, Дон Жуан). Этот искусственный мир был для многих представителей поколения реальным. Известно, что молодые люди объяснялись в любви словами из «Кавказского пленника» А. С. Пушкина. Хорошим примером тезиса «Жизнь и Поэзия – одно» послужит судьба лорда Дж. Гордона Байрона, который разыграл свою жизнь, как пьесу, перед всей романтической Европой, и погиб в Греции, куда отправился защищать свободу греков от турок.
Слайд 22, 23. Гиганты русского романтизма. На слайде – крупно – 4 пары дат (рождение и смерть): 1783–1852; 1799–1837; 1814–1841; 1809–1852.
На слайде – даты жизни самых главных русских поэтов и писателей, в творчестве которых отражалось романтическое мировоззрение. ОТГАДАЙТЕ по датам жизни их имена, назвав имя, отчество и фамилию.
ЖУКОВСКИЙ – ПОЭТ-РОМАНТИК
В.А.Жуковский – первый Романтик с большой буквы. Молодой поэт тяжело переживал трагические превратности судьбы. Незаконнорождённый, он был усыновлён по воле родного отца А.И.Бунина приживальщиком в его доме, вынужден был носить чужую фамилию. Затем ещё один тяжкий удар: мать Марии Протасовой – любимой девушки Жуковского – не позволила дочери выйти замуж за поэта, несмотря на то что любовь молодых людей была взаимной и искренней, по-настоящему нерушимой. Влюблённые долгие годы боролись за своё счастье, надеялись смягчить сердце родительницы, но она осталась непреклонной к их мольбам. Маша была выдана за немца-доктора Мойера. Разлучённые поэт и его возлюбленная продолжали глубоко в сердце хранить верность своему чувству.
В исполнении ученика звучит стихотворение В.А.Жуковского «О милый друг!»
Для Жуковского, испытавшего сильнейшие душевные потрясения, поэзия была не только утешением, но и самой жизнью. В стихотворении «Мечты» (1824) уже зрелый поэт вспоминал молодые годы своего творчества. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Мечты!» Жизнь и Поэзия одно!
Вскоре Мария умерла при родах. Двоемирие как ключевая черта романтического мировоззрения раскрывается в стихотворении В. А. Жуковского «Голос с того света» (1815), оно было написано от лица лирической героини, которая обращается к своему любимому, перешагнув за край земного бытия: В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Голос с того света!»
Не забудем, что имя В. А. Жуковский прославили гениальные переводы немецких романтических баллад (вспомним «Ленору» Бюргера, «Лесного царя» Гёте, «Перчатку» и «Кубок» Шиллера).
Слайд 24. ПУШКИН - ПОЭТ-РОМАНТИК
Известно, что творчество А.С.Пушкина можно чётко разделить на две части: период увлечения романтизмом и время отказа от романтических штампов через самоиронию и «подтрунирование» над другими писателями-романтиками. Конечно, Пушкин подарил бы миру больше реалистических произведений, если бы не дуэль с Дантесом. Период увлечения романтизмом, в свою очередь, также делится на две части: «вольнолюбивый» петербургский период (1817-1820 гг.): всё творчество Пушкина этой юной поры от первой до последней строчки есть восславление свободы. Свободы не только антикрепостнической, но и фантастической, полной духовной свободы художника.
Второй этап периода увлечение романтизмом – бурный переход Пушкина от юности к молодости – «южная ссылка» (1820-1824 гг.) «Подогревали» романтическое мироощущение важные обстоятельства биографии поэта: статус политического ссыльного, скитальца, романтика южной природы (море, степи, горы), романтика экзотических характеров и целых национальностей (Молдавия с её цыганами, Кавказ с его борющимися за свободу горцами, татарский Крым), наконец, романтика социально-политического движения декабристов, особенно декабристов-южан. Властителем дум Пушкина и всего тогдашнего общества стал Байрон.
В Одессе поэт начал в стихах прощаться с морем, а в Михайловском попрощался раз и навсегда. Это было прощание с молодостью, с романтизмом и байронизмом. Пушкин ощутил кровное родство двух образов. Питавших мировую романтическую поэзию, и сочетал их – Байрона и Наполеона – в стихотворении «К морю». С обращения к морю пушкинский романтизм начался («Погасло дневное светило»), обращением к морю он и закончился: «Прощай же, море! Не забуду // Твоей торжественной красы!»)
Главное произведение периода ссылки в Михайловское – трагедия «Борис Годунов» – это произведение, в котором все проникнуто русским духом, глубоко верно исторической истине, и Пушкин в нём проявил себя как истинно национальный русский поэт. Уже в этот период и позднее Пушкин становится «больше», «шире» романтизма; мы уже не можем вложить его творчество в прокрустово ложе романтической литературы.
Слайд 25. ЛЕРМОНТОВ - ПОЭТ-РОМАНТИК.
Л. Н. Толстой как-то сказал о Лермонтове: «Вот кого жаль, что так рано умер. Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!» И добавлял: «Был бы жив Лермонтов., не нужен был бы ни Достоевский, ни я». Мы не будем повторять уроки литературы и вспоминать о центральных романтических мотивах его лирики – мотивах одиночества и изгнанничества, о типе «лишнего человека», который он воссоздает в романе «Герой нашего времени». Напомним лишь, что, как и Жуковский, Лермонтов обращался к немецкой романтической литературе, и несколько его хрестоматийных стихотворений являются переводами: «Из Гёте», «На севере диком стоит одиноко».
Слайд 26. На экране: иллюстрации из «Демона». Скажем несколько слов о менее знакомом вам романтическом произведении Лермонтова. Поэма «Демон», имеющая 8 редакций – произведение всей творческой жизни Лермонтова. В основу сюжета поэма положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном из рая и превращенном в дух зла. Это воссозданный «дух отрицанья иль сомненья» мятежен, непримирим, мудр, соблазнительно прекрасен и коварен. Он не удовлетворен не только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и злом в нем живет жажда идеала. Лермонтовский Демон воплощает в себе и свободный разум, и разрушительную сиглу – страсть. Судьба Демона трагична, ибо он не может достичь гармонии с миром. В Демоне идет упорная борьба между зарождающемся чувством любви и укоренившейся привычкой ко злу. «Хочу я с небом примириться // Хочу любить, хочу молиться // Хочу я веровать добру» - говорит смертельно уставшая душа Демона и покоряет этим Тамару, но, едва вступив в царство любви и гармонии, Демон разрушает его, умертвив Тамару первым же своим поцелуем. В этой поэме, как и во многих других произведениях, Лермонтов отразил «вечный ропот человека» против несовершенства мира и самого себя.
Слайд 27. ГОГОЛЬ - ПИСАТЕЛЬ-РОМАНТИК
Мало кто знает, что первое вышедшее в печать произведения Гоголя было романтической поэмой. Его «Ганц Кюхельгартен» был осмеян критиками, изъят лично Гоголем из продажи и сожжен (на последние деньги он скупил нераспроданные экземпляры и сжег их). Романтизм, вдохновленный чужим опытом (Жуковского, Пушкина и других романтиков) не прижился. Гоголевскому духу был свойственен романтизм иного типа – с национальным колоритом и мистический, фантастический. Гоголь черпал вдохновение в украинском фольклоре, гениально подхватывая и угадывая начавшееся обращение русской литературы к народности. На самом деле, именно романтическая неудовлетворенность молодого Гоголя окружающей петербургской действительностью породило желание обратиться к романтике малороссийской глубинки. Гоголь ищет в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» чувство свободы и могущества личности, и обретает радость творчества, игры и полета фантазии. Здесь выразится «идеальный мир» автора. Границы между фантастикой и действительностью у Гоголя неуловимы, хрупка граница между этими двумя мирами. Однако если в «Вечерах» торжествует гармония, то в «Миргороде» часто зло торжествует. Тема злой красоты в образе панночки возникает в творчестве Гоголя как ощущение разрушения гармонии жизни. Позже, в сборнике «Арабески», куда вошло несколько «петербургских» повестей, Н.В.Гоголь прибегает к опыту создания фантастической повести на современном материале («Портрет»). Фантастическим, сверхъестественным Гоголю представляется власть денег, все более захватывающая мир Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление человеческого духа – искусство. В повести «Невский проспект» раскрывается трагический разрыв мечты и действительности, из-за которого главный герой кончает жизнь самоубийством. А в «Записках сумасшедшего» ощущается связь с романтической темой «высокого безумия». Фантастичность повестей «Нос» и «Шинель» также подтверждает их генетическую связь с романтическим двоемирием.
Слайд 28, 29. Хочется, чтобы вы понимали, что, помимо «гигантов» русского романтизма, есть немало достойных внимания поэтов, которые практически никак не изучаются в школьной программе, но без них не было бы ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гоголя.
Слайд 30, 31. ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ
Откуда вырастает сказка? Конечно, из романтического интереса к фольклору (частный пример интереса к любой «экзотике»), из стремления найти выражение «национального духа». Интерактив: угадай сказочника и его родину.
МИСТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ
Наконец, завершить разговор о романтизме хотелось бы кратким погружением в самое яркое проявление романтического двоемирия – погружением в МИСТИЦИЗМ. В данном случае под «мистицизмом» мы понимаем особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Романтический мистицизм – это особый способ переживания сверхъестественного. Романтики считали, что мир захвачен тёмными неведомыми силами, и человек в нём словно щепка в бурном море. Стремление обнаружить сверхъестественное в естественном, заглянуть за границы реальности, проникнуть за пределы сущего, найти таинственные нити, связывающие два столь разных мира, заставляло художников-романтиков обращаться к фантастическому. Как передать таинственность и непостижимость человеческого опыта? Конечно, через мистические, порой пугающие, будоражащие воображение художественные образы.
Внимание аудитории предлагается слайд-шоу с иллюстрациями из самых известных мистических произведений.
| Страна | Автор |
Название произведения |
Америка |
Вашингтон Ирвинг |
«Жених-призрак» |
Эдгар По |
«Преждевременное погребение» |
|
Англия |
Мери Шелли |
«Франкенштейн, или Современный Прометей»» |
Джон Полидори |
«Вампир» |
|
Дж. Гордон Байрон |
«Погребение» |
|
Германия |
Готфрид Бюргер |
«Ленора» |
Вильгельм Гауф |
«Рассказ о корабле привидений» |
|
Гофман |
«Стихийный дух» |
|
Франция |
Проспер Мериме |
«Локис» |
Россия |
Василий Жуковсий |
«Людмила» |
Владимир Одоевский |
«Привидение» |
|
Антоний Погорельский |
«Лафертовская маковница» |
|
Бестужев-Марлинский |
«Страшное гадание» |
|
Михаил Загоскин |
«Вечер на хопре» |
|
Александр Пушкин |
«Пиковая дама» |
|
Николай Гоголь |
«Майская ночь, или утопленница» |
Лекция завершается командной работой
КОМАНДНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА
Представьте, что ваша команда учёных-литературоведов выступает на научной конференции, посвящённой литературе романтизма.
Вы должны подготовить мини-сообщение на 2-3 минуты, посвящённое одному отрывку из художественного произведения данной эпохи (каждая команда получает свой отрывок): В.Одоевский «Насмешка мертвеца»; А.Погорельский «Лафертовская маковница»; В.Жуковский «Голос с того света», «Бедный певец»; Дж.Г.Байрон «При виде издали деревни и школы в Гарроу на холме»
Проанализируйте отрывок. Дайте развёрнутые и доказательные ответы на вопросы:
- Какие черты литературы романтизма вы обнаружили в этом отрывке?
- В романтизме выделяются несколько разных «стилевых течений»: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный» стили, «медитативно-философский» стиль и др. К какому романтическому стилю вы бы отнесли ваш отрывок?
- Какими чертами романтического героя наделены персонажи в вашем отрывке?