Романтизм в западноевропейской и русской культуре медаль

Разделы: Литература, Презентация к уроку

Классы: 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: романтизм


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (26 МБ)


Урок-лекция в рамках эстетических недель (8-11 классы)

Учебная дисциплина: литература.

Пояснительная записка: для глубокого изучения искусства разных эпох недостаточно уроков, выделенных программой. Для этого в нашем лицее была разработана система эстетических недель (лекции и практические занятия) для 8-11 классов, чтобы методом погружения изучать эпоху и различные виды искусства этой эпохи: музыку, живопись, архитектуру, и, наконец, литературу. Занятия проходят в лекционном зале, аудитория – воспитанники 8-11 классов. Данная разработка – это одно лекционное занятие (2 часа), которое знакомит воспитанников с западноевропейским и русским романтизмом. Материал лекции выстроен с опорой на пройденный материал и предполагает сопоставительный анализ идей классицизма и романтизма.

Задачи:

  • создать представления о романтизме как ведущем направлении в литературе конца XVIII-начала XIX веков;
  • выявить особенности романтизма в сопоставлении с основными принципами классицизма;
  • познакомить с особенностями западноевропейского и русского романизма.

Ход занятия

Работа с аудиторией

На слайде (слайд 2,3) в хаотичном порядке расположены ключевые слова литературных методов. Задача разделить их на две группы: «классицизм», «романтизм», основываясь на своих знаниях с предыдущих лекций по классицизму.

Слайд 4. Философская основа смены литературных направлений.

Если в эпоху классицизма (17-18 век) Декарт и Кант говорят о личности самоценной, то есть руководствующейся разумом, личности рациональной, последовательной, то на рубеже 18-19 века появляется новая философия – философия Иоганна Готлиба Фихте, который выдвигает иную идею личности.

Если Кант считал, что человек разумный руководствуется принятой рациональной этикой, то Фихте это отвергал. Он в своих трудах выдвигает теорию о противостоянии «Я – не-Я»: Я – это личность, индивидуальность, которая противостоит миру вокруг, т. к. все остальное, весь мир – это не - Я. Так появляется философия субъективного идеализма, которая иллюстрирует идею свободы личности, но личности, которая дает в своей свободе свои законы.

Слайд 5. В начале 1800х гг. появляется Шеллинг со своей идеей натурфилософии: природа бессознательна (есть как есть), мир иррационален. Эта идея противостоит идеям Просвещения. Мир по природе необъясним в том, как он существует, и частью этого мира является Человек, и человеческое Я тоже иррационально и необъяснимо.

Слайд 6. От классицизма к романтизму через сентиментализм. Сопоставительная характеристика трёх направлений.

Появление романтизма невозможно представить без того, что ему дало такое направление, как сентиментализм. В переводе с франц. «sentiment» «чувствительность, чувство». Главными героями произведений были простые люди (бедные, незнатного происхождения), по своим душевным качествам превосходящие зажиточных дворян. На первом плане в произведении – восхваление вечных ценностей (дружбы и любви). В отличие от классицизма, главное для сентиментализма не разум человека, а его душа. Главные достоинства человека – чувствительность и способность к сопереживанию. В центре внимания писателей – богатый внутренний мир человека, его чувства и эмоции. В глазах сентименталистов ценными стали страдания. Сентименталисты считали, что душевные муки помогают человеку совершенствоваться. Пейзажи становятся важной составляющей произведений, природа в произведениях сентиментализма не просто «фон», она сопереживает герою, отражает его чувства.

Главная цель произведений сентиментализма – показать торжество добра и красоты. Писатели стремились утешить человека в нелёгкой, его полной испытаний и душевных переживаний жизни. И сентиментализм, и классицизм – это литературные направления эпохи Просвещения. Главная задача этих течений была общая – сделать человека лучше. Только разными были взгляды на то, как это сделать.

Слайд 7. Сентиментализм и литература «Бури и натиска».

В 1760-1780-е годы в немецкой литературе отмечается литературное движение, которое внесло колоссальный вклад в развитие романтизма в Германии, а затем достижения немецких романтиков оказали влияние на остальную Европу, Россию и Америку.

«Бу́ря и на́тиск» — название эпохи немецкой литературы с 1769 по 1785 год. Ее также называют «эпохой гениев». Это наименование появилось в результате прославления гения как «архетипа высшего человека и художника». «Буря и натиск» – это первое литературное движение, связанное с отказом от культа разума в пользу творчества, предельной эмоциональности и крайнего индивидуализма. Их можно назвать поздними сентименталистами или представителями предромантизма. Смена направлений не так стремительна и однозначна, как нам кажется, потому на творчество различных представителей того периода мы можем смотреть через призму разных направлений, повлиявших на развитие романтизма. Писателей, относивших себя к движению «Бури и натиска», называют «штюрмерами» (от немецкого слова «бунтарь»). Большинство участников образовавшейся группы «Бури и натиска» не достигли 30-летнего возраста, что обусловило юношеский характер движения.

Представители: Иоганн Вольфганг Гёте (роман «Страдания юного Вертера»), Фридрих Шиллер (драма «Разбойники»), Готфрид Бюргер (баллада «Ленора»).

Слайд 8, 9. Романтический герой. Что сделало его таким?

Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленной революцией.

Если Просвещение характеризует культ разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает идеал природы, чувств и естественного в человеке. Развитие романтизма протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли классицистов в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни».

Волна революций, прокатившаяся по Европе, принесла только кровь, нищету и разочарования. Мир казался ужасным и несправедливым, и это вызывало желание бунтовать. Основной идеей романтизма стал бунт. Поэтому героем романтизма стал бунтарь – исключительная личность и мощная натура, противопоставленная всему свету.

  • романтический герой всегда одинок и отвержен
  • в душе его кипят страсти
  • его отличает особая чувствительность
  • идеальный мир всегда находится в воображении, или далёком прошлом – обычно идеализированном средневековье
  • идеальный мир противопоставлен миру реальному

Немецкий романтизм

Немецкий романтизм представлен несколькими творческими группами. Названия групп берутся от университетских городков, в которых литературные объединения образовались.

Слайд 10. Йенская школа. Представители: Новалис, Фридрих Шлегель, Август Шлегель.

Йенская школа была одной из самых влиятельных групп немецкого романтизма. Её представители разрабатывали теорию романтизма, а также создавали собственные произведения, в которых воплощали основные идеи направления.

Слайд 11. Гейдельбергская школа. Представители: Клеменс Брентано, Ахим фон Арним, Якоб и Вильгельм Гримм. Основные произведения: сборник народных песен «Волшебный рог мальчика», сборник народных сказок братьев Гримм. Гейдельбергская школа занималась сбором и изучением немецкого фольклора. Братья Гримм собрали и опубликовали сборник народных сказок, который стал одним из самых популярных произведений немецкого романтизма.

Слайд 12. Берлинская школа. Представители: Эрнст Теодор Амадей Гофман, Генрих фон Клейст. Основные произведения: «Крошка Цахес», «Золотой горшок», «Щелкунчик» Гофмана, «Разбитый кувшин» Клейста.

Берлинская школа занималась разработкой темы фантастики и мистики в литературе. Эрнст Теодор Амадей Гофман создал ряд фантастических произведений, в которых сочетал элементы романтизма и мистики.

Слайд 13. Каноны романтизма, разработанные немцами.

Мир непостоянен, сложен, он всё время меняется. И человек, как часть этого мира, тоже. Звучит стихотворение «Изменчивость» П.Б.Шелии (1816 г.) в исполнении ученика.

Отрицание просветительского рационализма – противопоставление иррационального, разуму чувства. Полная свобода художника в выражении этих чувств. Романтическое чувство (ощущение мира вообще, его загадочности, необъяснимости, сложности), из которого человек исходит в своих конкретных переживаниях, связанных с устремленностью к идеалу.

Яркая, противоречивая, бунтующая фигура героя, яркая индивидуальность. Нетипичный герой в нетипичных обстоятельствах.

В романтизме нет сословного конфликта, как в классицизме или сентиментализме; человек всегда противостоит своему окружению, окружающему миру (семье, обществу своего сословного круга, окружающему миру вообще, Богу). Конфликт всегда один – «Я – не-Я».

Характер героя субъективный. Автор вкладывал в героя свой идеал – свои понятия, свои стремления.

Внутренний мир человека иррационален (Шеллинг был свидетелем первых психиатрических опытов, приоткрывших завесу сложных психических процессов в человеке). Психологическое изображение стало центральным в романтизме. Герой постоянно переживает бурю сложных эмоций.

Нет деления на положительных и отрицательных героев. Человек – двойственная фигура. Эта неоднозначность человеческой личности будет оставаться в литературе вплоть до XX и XXI века.

Интерес к загадочному, туманному, необъяснимому, сочетающему и прекрасное, и уродливое (обращение к Средним векам, к авторам со сложными персонажами – Сервантес, Шекспир).

Романтический сюжет фрагментарный, сюжет он по себе не важен. Главное не само развитие действия, а человек, его проявление, его конфликт с окружением.

Интерес экзотике, местному колориту: необычная обстановка – экзотическая, неевропейская, в которой человек чувствует себя как бы в своем мире, противопоставленном серой, обыденной действительности, её герой не принимает.

Романтическое двоемирие. Преображение действительности в искусстве через воображение художника.

Повышенный интерес к национальной культурно-исторической традиции. Романтиков вдохновляли фольклор, дикие культуры, ещё не тронутые цивилизацией – там они пытались отыскать идеальный мир.

Познание – прежде всего самопознание. Романтики интересовались вопросами бытия, мироустройства, человеческой души, судьбы и предназначения. Интересно, что депрессивные настроения и восприятия мира как жуткого и таинственного, стали импульсом для зарождения готического романа, то есть романа ужасов.

Ирония в противовес серьёзности. Вдумайтесь разве не вызывает смеха стремление познать иррациональную сущность мира?

Слайд 14. Развитие жанров. Получает новое развитие роман. Роман становится произведением не о событиях, а о человеке (исторический романтический роман – в центре все равно человек). Поскольку романтизм – это мироощущение, в лирических жанрах произошло сближение романтизма с музыкальностью (возник интерес к музыке, которая не имеет слов, каждому чувствуется своё). Излюбленные жанры: элегия, поэма, баллада, литературная сказка, готический роман.

Слайд 15. Английские романтики (Бёрнс, Скотт, Байрон, Шелли)

Роберт Бёрнс — шотландский поэт, прославившийся своими народными песнями и балладами.

Вклад Вальтера Скотта в развитие романтизма (романы «Айвенго», «Квентин Дорвард»):

  • Создание исторического романа: Вальтер Скотт считается основателем исторического романа. Он первым начал подробно исследовать исторические эпохи и события, а также создавать ярких и запоминающихся персонажей, основанных на реальных людях.
  • Интерес к национальной истории: Скотт проявлял большой интерес к истории Шотландии и Англии, что отразилось в его произведениях. Он стремился показать национальные особенности и дух времени через судьбы своих героев.
  • Внимание к деталям: Скотт уделял большое внимание деталям и точности в описании исторических событий и обычаев. Это помогало читателям лучше понять эпоху и почувствовать её атмосферу.

Джордж Гордон Байрон – представитель революционного романтизма, известен своими бунтарскими произведениями, в которых он поднимал темы свободы, борьбы за независимость и противостояния общественному мнению. Пафос жизни и творчества Байрона – в борьбе против тирании. Главной мечтой его была мечта о свободе человечества. Сам был воплощением идей романтизма, так как погиб в Греции, куда отправился помогать повстанцам в войне за независимость от Османской империи.

Мэри Шелли — автор «Франкенштейна», одна из самых известных женщин-романтиков, она освещала темы мистики, рока и противостояния человека и природы.

Слайд 16. Озерная школа (озёрники). Это группа английских поэтов-романтиков конца XVIII — начала XIX века. Так их назвали, потому что они жили на севере Англии вокруг озера. Озёрники воспевали красоту природы, любовь к родине и свободе. К этой группе относятся Уильям Вордсворт, Сэмюэл Тейлор Кольридж и Роберт Саути.

Слайд 17. Французские романтики

Виктор Гюго (1802–1885) — один из основоположников французского романтизма. Его роман «Собор Парижской Богоматери» (1831) стал вершиной французского исторического романа. Гюго также известен своими стихотворениями, пьесами и повестями.

Жорж Санд (1804–1876) — псевдоним Авроры Дюдеван, французской писательницы. Она была одной из самых популярных женщин-писательниц XIX века. Её романы «Индиана» (1832) и «Консуэло» (1842–1843) стали классикой французской литературы.

Слайд 18, 19. Американские романтики

Американские романтики, Эдгар По, Вашингтон Ирвинг и Майн Рид, внесли значительный вклад в развитие романтической литературы и культуры США XIX века. Их творчество было сосредоточено на темах любви, природы, мистики, приключений и борьбы за справедливость.

Вашингтон Ирвинг создал ряд произведений, основанных на народных легендах и историях, которые он собирал во время своих путешествий по США и Европе. Его книги, такие как «Легенда о Сонной Лощине» и «Книга эскизов», стали популярными во всём мире.

Эдгар По известен своими мрачными и загадочными рассказами, которые исследуют темы смерти, безумия и сверхъестественного. Он также написал несколько стихотворений и эссе, в которых выразил свои философские взгляды на жизнь и искусство (рассказы «Падение дома Ашеров», «Похищенное письмо»)

Эмили Дикинсон – американская поэтесса. В творчестве поэтессы часто встречаются мотивы смерти и бессмертия. Она размышляла о жизни после смерти, о вечности и о том, что остаётся после человека.

Уолт Уитмен — американский поэт, автор книги «Листья травы». Основные темы его творчества: индивидуализм и самоопределение, самопознание, демократизм, свобода слова, свобода мысли, прославление обычных людей и повседневной жизни, любви к природе, темы смерти и бессмертия. Отказ от традиционных форм поэзии: он использовал свободный стих, а также экспериментировал с ритмом и рифмой.

Слайд 20. Исторические предпосылки возникновения романтизма. Русский романтизм

Немного об истории возникновения романтизма в России. Как и в Европе, он возникает как реакция на приевшуюся рассудочность и правильность классицизма. Эпоха расцвета романтизма – время после войны 1812 года, когда в России все ждали перемен. Ждали, да не дождались… Романтизм – «двуликое» литературное направление. Математически можно описать его как восходящую, а затем нисходящую кривую: в истории любого народа романтизм начинается с воодушевления, с веры в идеал свободы и борьбы, в исключительную роль личности в истории. Но после некоторого исторического пика кривая идёт на спад: здесь наступает эпоха разочарования и упадка. Например, знаменитые пушкинские строки из послания к Чаадаеву: «Товарищ, верь! Взойдёт она // Звезда пленительного счастья, // Россия вспрянет ото сна // И на обломках самовластья // Напишут наши имена!» – это стихотворение первого, воодушевлённого «периода» романтизма. А Лермонтовская «Дума» – яркий текст «позднего» романтизма, разочаровавшегося в борьбе: «К добру и злу постыдно равнодушны, // В начале поприща мы вянем без борьбы; // Перед опасностью позорно-малодушны, // И перед властию — презренные рабы».

Слайд 21. Но теперь поговорим о чертах романтизма как литературного направления и мировоззрения на русском материале. На слайде 3 цитаты: «Романтизм — это душа»; «В душе моей цветет мой рай…»; «Жизнь и Поэзия — одно».

О чём эти цитаты из стихотворений В.А.Жуковского? Как вы их понимаете?

Романтизм обращён к переживаниям человеческой души.

В эпоху романтизма творчество поэта стало рассматриваться как один большой автобиографический роман, где стихотворения и поэмы были главами, а биография автора служила сюжетом. В эпоху классицизма, напротив, личность автора и его жизнь воспринимались как нечто постороннее, а в произведениях классицистов ценилось стремление к истине и служение разуму. Характерная черта поведения романтического героя в жизни – ориентация на какой-то романтический тип (демон, Вертер, Дон Жуан). Этот искусственный мир был для многих представителей поколения реальным. Известно, что молодые люди объяснялись в любви словами из «Кавказского пленника» А. С. Пушкина. Хорошим примером тезиса «Жизнь и Поэзия – одно» послужит судьба лорда Дж. Гордона Байрона, который разыграл свою жизнь, как пьесу, перед всей романтической Европой, и погиб в Греции, куда отправился защищать свободу греков от турок.

Слайд 22, 23. Гиганты русского романтизма. На слайде – крупно – 4 пары дат (рождение и смерть): 1783–1852; 1799–1837; 1814–1841; 1809–1852.

На слайде – даты жизни самых главных русских поэтов и писателей, в творчестве которых отражалось романтическое мировоззрение. ОТГАДАЙТЕ по датам жизни их имена, назвав имя, отчество и фамилию.

ЖУКОВСКИЙ – ПОЭТ-РОМАНТИК

В.А.Жуковский – первый Романтик с большой буквы. Молодой поэт тяжело переживал трагические превратности судьбы. Незаконнорождённый, он был усыновлён по воле родного отца А.И.Бунина приживальщиком в его доме, вынужден был носить чужую фамилию. Затем ещё один тяжкий удар: мать Марии Протасовой – любимой девушки Жуковского – не позволила дочери выйти замуж за поэта, несмотря на то что любовь молодых людей была взаимной и искренней, по-настоящему нерушимой. Влюблённые долгие годы боролись за своё счастье, надеялись смягчить сердце родительницы, но она осталась непреклонной к их мольбам. Маша была выдана за немца-доктора Мойера. Разлучённые поэт и его возлюбленная продолжали глубоко в сердце хранить верность своему чувству.

В исполнении ученика звучит стихотворение В.А.Жуковского «О милый друг!»

Для Жуковского, испытавшего сильнейшие душевные потрясения, поэзия была не только утешением, но и самой жизнью. В стихотворении «Мечты» (1824) уже зрелый поэт вспоминал молодые годы своего творчества. В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Мечты!» Жизнь и Поэзия одно!

Вскоре Мария умерла при родах. Двоемирие как ключевая черта романтического мировоззрения раскрывается в стихотворении В. А. Жуковского «Голос с того света» (1815), оно было написано от лица лирической героини, которая обращается к своему любимому, перешагнув за край земного бытия: В исполнении ученика звучит отрывок из стихотворения В.А.Жуковского «Голос с того света!»

Не забудем, что имя В. А. Жуковский прославили гениальные переводы немецких романтических баллад (вспомним «Ленору» Бюргера, «Лесного царя» Гёте, «Перчатку» и «Кубок» Шиллера).

Слайд 24. ПУШКИН - ПОЭТ-РОМАНТИК

Известно, что творчество А.С.Пушкина можно чётко разделить на две части: период увлечения романтизмом и время отказа от романтических штампов через самоиронию и «подтрунирование» над другими писателями-романтиками. Конечно, Пушкин подарил бы миру больше реалистических произведений, если бы не дуэль с Дантесом. Период увлечения романтизмом, в свою очередь, также делится на две части: «вольнолюбивый» петербургский период (1817-1820 гг.): всё творчество Пушкина этой юной поры от первой до последней строчки есть восславление свободы. Свободы не только антикрепостнической, но и фантастической, полной духовной свободы художника.

Второй этап периода увлечение романтизмом – бурный переход Пушкина от юности к молодости – «южная ссылка» (1820-1824 гг.) «Подогревали» романтическое мироощущение важные обстоятельства биографии поэта: статус политического ссыльного, скитальца, романтика южной природы (море, степи, горы), романтика экзотических характеров и целых национальностей (Молдавия с её цыганами, Кавказ с его борющимися за свободу горцами, татарский Крым), наконец, романтика социально-политического движения декабристов, особенно декабристов-южан. Властителем дум Пушкина и всего тогдашнего общества стал Байрон.

В Одессе поэт начал в стихах прощаться с морем, а в Михайловском попрощался раз и навсегда. Это было прощание с молодостью, с романтизмом и байронизмом. Пушкин ощутил кровное родство двух образов. Питавших мировую романтическую поэзию, и сочетал их – Байрона и Наполеона – в стихотворении «К морю». С обращения к морю пушкинский романтизм начался («Погасло дневное светило»), обращением к морю он и закончился: «Прощай же, море! Не забуду // Твоей торжественной красы!»)

Главное произведение периода ссылки в Михайловское – трагедия «Борис Годунов» – это произведение, в котором все проникнуто русским духом, глубоко верно исторической истине, и Пушкин в нём проявил себя как истинно национальный русский поэт. Уже в этот период и позднее Пушкин становится «больше», «шире» романтизма; мы уже не можем вложить его творчество в прокрустово ложе романтической литературы.

Слайд 25. ЛЕРМОНТОВ - ПОЭТ-РОМАНТИК.

Л. Н. Толстой как-то сказал о Лермонтове: «Вот кого жаль, что так рано умер. Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!» И добавлял: «Был бы жив Лермонтов., не нужен был бы ни Достоевский, ни я». Мы не будем повторять уроки литературы и вспоминать о центральных романтических мотивах его лирики – мотивах одиночества и изгнанничества, о типе «лишнего человека», который он воссоздает в романе «Герой нашего времени». Напомним лишь, что, как и Жуковский, Лермонтов обращался к немецкой романтической литературе, и несколько его хрестоматийных стихотворений являются переводами: «Из Гёте», «На севере диком стоит одиноко».

Слайд 26. На экране: иллюстрации из «Демона». Скажем несколько слов о менее знакомом вам романтическом произведении Лермонтова. Поэма «Демон», имеющая 8 редакций – произведение всей творческой жизни Лермонтова. В основу сюжета поэма положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном из рая и превращенном в дух зла. Это воссозданный «дух отрицанья иль сомненья» мятежен, непримирим, мудр, соблазнительно прекрасен и коварен. Он не удовлетворен не только миром, но и самим собой. Вместе с отрицанием и злом в нем живет жажда идеала. Лермонтовский Демон воплощает в себе и свободный разум, и разрушительную сиглу – страсть. Судьба Демона трагична, ибо он не может достичь гармонии с миром. В Демоне идет упорная борьба между зарождающемся чувством любви и укоренившейся привычкой ко злу. «Хочу я с небом примириться // Хочу любить, хочу молиться // Хочу я веровать добру» - говорит смертельно уставшая душа Демона и покоряет этим Тамару, но, едва вступив в царство любви и гармонии, Демон разрушает его, умертвив Тамару первым же своим поцелуем. В этой поэме, как и во многих других произведениях, Лермонтов отразил «вечный ропот человека» против несовершенства мира и самого себя.

Слайд 27. ГОГОЛЬ - ПИСАТЕЛЬ-РОМАНТИК

Мало кто знает, что первое вышедшее в печать произведения Гоголя было романтической поэмой. Его «Ганц Кюхельгартен» был осмеян критиками, изъят лично Гоголем из продажи и сожжен (на последние деньги он скупил нераспроданные экземпляры и сжег их). Романтизм, вдохновленный чужим опытом (Жуковского, Пушкина и других романтиков) не прижился. Гоголевскому духу был свойственен романтизм иного типа – с национальным колоритом и мистический, фантастический. Гоголь черпал вдохновение в украинском фольклоре, гениально подхватывая и угадывая начавшееся обращение русской литературы к народности. На самом деле, именно романтическая неудовлетворенность молодого Гоголя окружающей петербургской действительностью породило желание обратиться к романтике малороссийской глубинки. Гоголь ищет в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» чувство свободы и могущества личности, и обретает радость творчества, игры и полета фантазии. Здесь выразится «идеальный мир» автора. Границы между фантастикой и действительностью у Гоголя неуловимы, хрупка граница между этими двумя мирами. Однако если в «Вечерах» торжествует гармония, то в «Миргороде» часто зло торжествует. Тема злой красоты в образе панночки возникает в творчестве Гоголя как ощущение разрушения гармонии жизни. Позже, в сборнике «Арабески», куда вошло несколько «петербургских» повестей, Н.В.Гоголь прибегает к опыту создания фантастической повести на современном материале («Портрет»). Фантастическим, сверхъестественным Гоголю представляется власть денег, все более захватывающая мир Эта зловещая сила посягает на высочайшее проявление человеческого духа – искусство. В повести «Невский проспект» раскрывается трагический разрыв мечты и действительности, из-за которого главный герой кончает жизнь самоубийством. А в «Записках сумасшедшего» ощущается связь с романтической темой «высокого безумия». Фантастичность повестей «Нос» и «Шинель» также подтверждает их генетическую связь с романтическим двоемирием.

Слайд 28, 29. Хочется, чтобы вы понимали, что, помимо «гигантов» русского романтизма, есть немало достойных внимания поэтов, которые практически никак не изучаются в школьной программе, но без них не было бы ни Пушкина, ни Лермонтова, ни Гоголя.

Слайд 30, 31. ФЕНОМЕН ЛИТЕРАТУРНОЙ СКАЗКИ

Откуда вырастает сказка? Конечно, из романтического интереса к фольклору (частный пример интереса к любой «экзотике»), из стремления найти выражение «национального духа». Интерактив: угадай сказочника и его родину.

МИСТИЧЕСКИЙ РОМАНТИЗМ

Наконец, завершить разговор о романтизме хотелось бы кратким погружением в самое яркое проявление романтического двоемирия – погружением в МИСТИЦИЗМ. В данном случае под «мистицизмом» мы понимаем особый способ понимания и восприятия мира, основанный на эмоциях, интуиции и иррационализме. Романтический мистицизм – это особый способ переживания сверхъестественного. Романтики считали, что мир захвачен тёмными неведомыми силами, и человек в нём словно щепка в бурном море. Стремление обнаружить сверхъестественное в естественном, заглянуть за границы реальности, проникнуть за пределы сущего, найти таинственные нити, связывающие два столь разных мира, заставляло художников-романтиков обращаться к фантастическому. Как передать таинственность и непостижимость человеческого опыта? Конечно, через мистические, порой пугающие, будоражащие воображение художественные образы.

Внимание аудитории предлагается слайд-шоу с иллюстрациями из самых известных мистических произведений.

Страна

Автор

Название произведения

Америка

Вашингтон Ирвинг

«Жених-призрак»
«Сонная лощина»

Эдгар По

«Преждевременное погребение»
«Чёрный кот»
«Маска красной смерти»

Англия

Мери Шелли

«Франкенштейн, или Современный Прометей»»

Джон Полидори

«Вампир»

Дж. Гордон Байрон

«Погребение»

Германия

Готфрид Бюргер

«Ленора»

Вильгельм Гауф

«Рассказ о корабле привидений»

Гофман

«Стихийный дух»

Франция

Проспер Мериме

«Локис»

Россия

Василий Жуковсий

«Людмила»

Владимир Одоевский

«Привидение»
«Насмешка мертвеца»

Антоний Погорельский

«Лафертовская маковница»

Бестужев-Марлинский

«Страшное гадание»

Михаил Загоскин

«Вечер на хопре»

Александр Пушкин

«Пиковая дама»

Николай Гоголь

«Майская ночь, или утопленница»
«Страшная месть», «Портрет», «Нос», «Вий»

Лекция завершается командной работой

КОМАНДНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ЭПОХИ РОМАНТИЗМА

Представьте, что ваша команда учёных-литературоведов выступает на научной конференции, посвящённой литературе романтизма.

Вы должны подготовить мини-сообщение на 2-3 минуты, посвящённое одному отрывку из художественного произведения данной эпохи (каждая команда получает свой отрывок): В.Одоевский «Насмешка мертвеца»; А.Погорельский «Лафертовская маковница»; В.Жуковский «Голос с того света», «Бедный певец»; Дж.Г.Байрон «При виде издали деревни и школы в Гарроу на холме»

Проанализируйте отрывок. Дайте развёрнутые и доказательные ответы на вопросы:

  1. Какие черты литературы романтизма вы обнаружили в этом отрывке?
  2. В романтизме выделяются несколько разных «стилевых течений»: «готический» стиль, «античный», «древнерусский», «фольклорный» стили, «медитативно-философский» стиль и др. К какому романтическому стилю вы бы отнесли ваш отрывок?
  3. Какими чертами романтического героя наделены персонажи в вашем отрывке?