Литература
-
"В начале было слово…". Рецензия на сборник стихотворений кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью" 2007
Появилась новая книга стихотворений - сборник кумылженских самодеятельных поэтов "С верой, надеждой, любовью". Поэтов - наших земляков волнует то, чем живет страна, ее заботы; они активно участвуют в формировании общественного сознания молодежи и зрелых людей, стучатся в наши сердца, высекают из них искры сопереживания и благодарности. Люди в стихотворениях кумылженских поэтов черпают силы друг в друге, в славных традициях далекого и недавнего прошлого, в природе. Это жизнь, освященная Богом.
-
В Петербург Достоевского (по роману «Преступление и наказание») 2015
Урок посвящен сквозной теме русской классической литературы – образу Петербурга и его роли в раскрытии идейного замысла романа. Цель урока: использование информационных объектов коллекции ЦОР для выявления роли образа Петербурга в раскрытии идейного замысла романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
-
"В Петербурге Достоевского" или "Лик мира сего". Урок по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" 2013
Петербург Достоевского — город контрастов, где нечем дышать: «униженных и оскорбленных» и «сильных мира сего», город равнодушия и бесчеловечности, город-убийца, город-призрак, город-тупик. Петербург давно перестал быть только городом, стал символом. Урок показывает специфику Петербурга Достоевского и подводит учащихся к осмыслению главного конфликта романа ‒ между Раскольниковым и миром, который он отрицает.
-
"В Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всём земном шаре" (по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", 10-й класс) 2005
Изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» уместнее начать с изучения темы Петербурга и его влияния на судьбы героев. При разработке урока акцент делался прежде всего на связь образа Петербурга с образом Петербурга его предшественников, на эволюцию этого образа в русской литературе. Одной из основных целей урока было показать учащимся особенности города «униженных и оскорбленных», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образом Петербурга в произведениях 1810-60-х годов. При этом одновременно учащиеся подводятся к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром.
-
В поисках капитана Гранта (мастерская по роману Ж.Верна "Дети капитана Гранта" в 6-м классе) 2004
Предлагаемая мастерская ориентирована на 11-12-летних мальчишек и девчонок, которым близок жанр приключения. Раскрывается процесс подготовки школьников к заключительному уроку по роману "Дети капитана Гранта", в ходе которого каждый вел путевой дневник, являющийся не только средством контроля за чтением, но и элементом творческого осмысления романа.
-
В поисках правды и красоты… 2010
Цель урока - поддерживать интерес обучающихся к изучению истории русского искусства, раскрыть своеобразие глубоко национального таланта мастера исторического жанра В.И. Сурикова, учить составлять тексты искусствоведческого характера.
-
"В поисках пристанища…" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть") 2012
В ходе урока происходит осмысление понятия совести как ответственности за свои поступки на основе анализа художественного текста.
-
"В поисках сокровищ" (урок внеклассного чтения в 5-м классе по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2008
Это произведение выбрано с целью, привлечь учащихся к чтению художественной литературы. У них во время урока формируются навыки составления плана, пересказа текста, развиваются творческие способности (инсценирование эпизодов), активизируется мыслительная деятельность. Так же ребята учатся отличать добро от зла, хорошие поступки от плохих, взаимопомощи. Они становятся участниками событий, благодаря иллюстрациям к роману, ими созданными.
-
В поисках счастья (по произведениям писателей второй половины XIX века) 2010
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Школьники, рассуждая, находя главное, через понимание литературно-художественного произведения и персонажей как воплощения особенностей авторского видения мира и человека приходят к пониманию философского понятия «счастье».
-
"В России невозможности нет" (на материале рассказа Н.С.Лескова "Старый гений"), 8-й класс 2013
Урок литературы в 8-м классе «В России невозможности нет» представляет собой комбинированный урок обобщения изученного на материале рассказа Н.С. Лескова «Старый гений», сочетающий в себе элементы повторения, обобщения изученного и работу по развитию речи учащихся. На уроке используются межпредметные связи между литературой и обществознанием, литературой и живописью.
-
"В сердце светит Русь" (Образ Родины в лирике С.А. Есенина) 2007
Урок раскрывает образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина. В ходе урока применяются следующие методические приемы: рассказ преподавателя, сообщения студентов, выразительное исполнение стихотворений поэта. При подготовке к уроку студенты, работая в группах, учили стихотворения поэта, писали сочинения-миниатюры, готовили сообщения о жизни и творчестве Есенина, выставку рисунков, основанных на восприятии произведений поэта, создавали мультимедийные презентации.
-
В сказочном царстве 2012
Разработка внеклассного мероприятия, в котором участвуют две или более команд, возглавляемых своими капитанами. Урок состоит из нескольких конкурсов. Независимое жюри выставляет командам оценки на подготовленных альбомных листах, на которых написаны цифры от 1 до 5. Каждый член жюри получает один комплект перед началом мероприятия.
-
В таинственном мире баллады 2012
Мероприятие представляет собой театральную гостиную для учащихся старших классов. В сценарии обозначены баллады, на материале которых строится гостиная. Расписаны роли для участников и чтецов. Данное мероприятие знакомит учащихся не только с самим жанром баллады, но с историей развития жанра, с характерными особенностями данного жанра, с писателями и поэтами, обращавшимися в своем творчестве к балладам.
-
В творческой лаборатории писателя, или Новые формы работы на уроке литературы 2012
Цель урока литературы в 7-м классе по творчеству Н.С. Лескова: создание образовательной среды урока, способствующей развитию творческой самостоятельности ученика. На уроке реализуется идея непрерывного обогащения духовной культуры ученика за счет индивидуальной, творческой, созидательной деятельности в процессе освоения содержания нового художественного произведения.
-
В театре Ивана Андреевича Крылова 2007
Урок-мастерская проводится в актовом зале с учащимися 6-х классов. Проведена предварительная работа по изучению басен И.А. Крылова: чтение, обсуждение, викторины. Участниками являются все присутствующие: актеры (специально подготовленные ученики), участники конкурсов, зрители.
-
"В театре Николая Васильевича Гоголя" (по комедии «Ревизор») 2009
Целью урока является знакомство учащихся с творчеством и сценической историей комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»; раскрытие идейного замысла комедии; знакомство с театральными терминами.
-
"В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа и мысли". А.П.Чехов 2019
Цель урока: показать, что произведения А.П.Чехова современны; расширить знания учащихся об А.П.Чехове.
-
"В чем подлинное богатство человека?" Урок литературы по стихотворению Р.Бернса "Честная бедность" 2012
В статье представлен урок – аналитическая беседа по изучению жизни и творчества великого шотландского поэта Р.Бернса. Использована технология индивидуальных опережающих заданий с текстами стихотворений, биографической и критической литературой. Ее результаты в виде сообщений и творческого "продукта" - поэтического герба предъявлены на уроке. Смысл стихотворения постигается через проблемные вопросы.
-
«В чём сила героев сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»?» Разработка урока 2024
В данной публикации автор предлагает разнообразные инструменты и формы работы для познавательного и увлекательного анализа учащимися сказки Х.Х.Андерсена «Снежная королева»: работа в группах по стратегии Джигсо, утверждения правда/ложь, заполнение «слепого» текста, само-взаимопроверка по критериям, составление маршрута героя, описание иллюстрации/-ий, их сопоставление, сочинение пятистишия(синквейна), применение межпредметных знаний (например, географии). Приложены листы оценивания.
-
"В чем смысл жизни?" (по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина "Премудный пескарь") 2009
Автор в статье раскрывает художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина; развивает умение работать с текстом художественного произведения; дает характеристику литературному герою; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
"В этой книге: чудесная поэзия исконного языка и народная мудрость" (Ф.Гладков) (по сборнику П.П. Бажова "Малахитовая шкатулка") 2008
Урок обобщения изученного на уроках, посвящённых творчеству П.П. Бажова, позволяет не только расширить представления учащихся о жанровых особенностях сказа, но и способствует развитию навыков исследовательской работы в группе, прививает навык презентации своей исследовательской работы. В процессе подготовки к уроку учащиеся получают первые навыки работы на ПК. Большой дополнительный материал, привлекаемый в процессе подготовки к уроку, расширит кругозор детей, послужит воспитанию познавательной активности, интереса к культурному наследию русского народа, гордости за свою страну, не скудеющую талантами.
-
В.А. Жуковский. Баллада "Светлана" 2011
Предлагаемый материал осуществляет несколько целей и задач. Он является составляющим в ряде уроков по обучению анализу стихотворного текста. Помогает яснее понять такой литературный термин, как баллада. Раскрывает мастерство и новаторство В.А. Жуковского. Позволяет привить такие нравственные ценности, как любовь, вера в Бога.
-
В.А.Жуковский "Кубок". Понятие о балладе 2022
Цели урока: ознакомить учащихся с понятием «баллада», текстом и нравственным содержанием произведения; понять смысл баллады «Кубок»; проанализировать поступки героев баллады; провести наблюдение за языком баллады.
-
В.А.Осеева "Почему" 2020
Цели урока: отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике; находить части текста и самостоятельно выстраивать их в нужной последовательности; наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; совершенствовать умение работать с текстом, формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию и делать выводы.
-
В.Г. Короленко в якутской ссылке 2012
Тему Якутии в русской литературе освещали писатели, которые непосредственно побывали здесь. В своих произведениях они передавали личные впечатления. Урок знакомит учеников с этими писателями.
-
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой». Философский, символический и экологический аспекты повести. 11-й класс 2014
На уроке учащиеся анализируют философские, символические, экологические аспекты повести, сопоставляют героев, учатся выявлять авторскую позицию, работать в группах, выявлять общность между образами произведения и фольклора.
-
В.К. Арсеньев – исследователь, путешественник 2014
Владимир Клавдиевич Арсеньев − выдающийся путешественник и ученый, внесший большой вклад в изучение Восточной Азии. Научное и литературное наследие В.К. Арсеньева не потеряло своей актуальности; ученые и исследователи многих стран постоянно обращаются к нему, находя ценные данные о природе, истории и этнографии Дальнего Востока.
-
В.М. Гаршин. "Лягушка-путешественница" 2009
Урок предусматривает использование малых фольклорных жанров, пословиц, музыкального произведения Чайковского "Времена года".
-
В.М. Тушнова "Стихи о дочери" 2009
Данный урок проводился в четвертом классе по учебнику М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой во втором полугодии. В системе уроков чтения эти произведения В.Тушновой представлены в поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы…» наряду с другими известными поэтами: В.Я. Брюсовым, С.А. Есениным, Н.С. Гумилевым, М.И. Цветаевой, А.Т. Твардовским, Н.М. Рубцовым.
-
В.М. Шукшин. Жизнь и творчество. Анализ рассказа "Чудик" 2012
В памяти народа В.М. Шукшин навсегда останется выдающимся писателем, актером, кинорежиссером. Но, помимо этого, у Василия Макаровича был еще один дар – дар любви к родине, к матери, своим близким. Представленный урок посвящен жизни и творчеству Шукшина, в котором также приводится подробный анализ его рассказа «Чудик».