Литература
-
Виртуальная экскурсия, посвященная 190-летию со дня рождения Н.А. Некрасова, "В краю моем родимом" 2013
Нетрадиционный урок в форме виртуальной экскурсии, посвящённой 190-летию со дня рождения Н. А. Некрасова обеспечивает знакомство учащихся 5-го класса с историей села Грешнева – родового имения Н. А. Некрасова. В ходе экскурсии показано, какое влияние оказала малая родина на творчество Н. А. Некрасова. Цель урока: прививать любовь к творчеству Н. А. Некрасова; воспитывать чувство любви, гордости, патриотизма к истории Родины, родному краю.
-
Конспект урока словесности "Лицо" В.Хлебникова … в слове". 5-й класс 2013
Ребята уже знакомы с произведением В.Хлебникова, но первое восприятие состоялось на звуковом уровне. Итогом первого впечатления стали рисунки, в которых учащиеся постарались передать смысл услышанного. Рисунок стал способом смысловой интерпретации. Далее было предложено прозаическое сжатие текста. Данный урок – это поиск путей развития речетворчества учащихся.
-
Внеклассное мероприятие по творчеству С.Есенина «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким "Русь"» 2013
В статье представлено внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С.А. Есенина. Раскрыты особенности творчества С.А. Есенина. Декламируя на мероприятии произведения С.А. Есенина, студенты учатся выразительно читать со сцены лирические произведения.
-
Урок внеклассного чтения по теме "Связь поколений. Почитание старших". 8-й класс 2013
Важное место в школьном образовании занимает нравственное и духовное воспитание обучающихся. В последнее время наблюдается тенденция к утрате такой нравственной категории, которая ценилась нашими предками с древнейших времен, как почитание родителей, уважение старших. Разговор на уроке пойдет о бережном отношении к дедушкам и бабушкам, о воспитании чувства уважения к престарелым людям. Урок призван продолжить учить ребят анализировать, сопоставлять, обобщать, выражать свое отношение к прочитанному.
-
Литературный анализ поэтического текста 2013
Основная цель урока - дать учащимся представление об анализе художественного поэтического текста в единстве содержания и формы на примере анализа поэтического текста Ф. И.Тютчева "Есть в осени первоначальной...". Урок составлен на основе технологии дифференцированного обучения. Учащиеся учатся планировать работу внутри группы, осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, анализировать, систематизировать материал, использовать литературоведческие термины.
-
Урок литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Детство поэта. Стихотворение "Парус"». 6-й класс 2013
Урок прежде всего должен привлечь внимание обучающихся к произведениям поэта. По своей типологии урок является обучающим и направлен на знакомство учеников с биографией поэта, анализ его лирического произведения, а также на сопоставление литературного произведения с произведениями других видов искусства.
-
Урок-спектакль по комедии "Ревизор". 8-й класс 2013
Комедия «Ревизор» – широкая картина чиновничье-бюрократического правления России. Гениальный писатель сумел так нарисовать каждый образ, что он не теряет своего индивидуального своеобразия и в то же время представляет собой типическое явление жизни. Учащимся нравится читать комедию, еще интереснее, когда они ставят его на сцене. Темы, поднятые Гоголем в пьесе, актуальны в наше время.
-
Две России в "Записках охотника" И.С. Тургенева. 10-й класс 2013
Автор знакомит учащихся с циклом рассказов И.С.Тургенева "Записки охотника". Обращает внимание учащихся на идейное и эстетическое своеобразие данных рассказов на примере трех произведений ("Бурмистр", "Бирюк", "Певцы"). Ученики совершенствуют навыки анализа художественного произведения, развивают логическое мышление, художественное видение, речь и внимание.
-
Интегрированный урок "литература + ОПК" по теме "История вечной любви" (Повесть о Петре и Февронии) 2013
На уроке анализируется произведение, уделяется внимание нравственным ценностям человека.
-
"Встреча с сиренью". Урок-размышление, подготовка к сочинению по личным наблюдениям. 8-й класс 2013
Мистический, загадочный образ сирени на уроках русского языка ‒ лишь объект изображения при описании картины. Особенность урока в том, что сирень становится действующим лицом, героем сочинения-размышления (эссе, новеллы). Форма работы: анализ, выявление ассоциаций.
-
Произведения современной детской литературы. Тема: "Постановка "вечных" вопросов в современной детской литературе" 2013
Цели занятия: познакомить учащихся с фактами биографии современных писателей (Ю.Вознесенской); нравственной и философской проблематикой произведения; показать пути становления характера главного героя; выявить традиционные в русской литературе жизненные ценности, образы родины, дома, семьи.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Помните…" для 6–7-х классов школы VIII вида 2013
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида, посвященный празднованию Дня Победы.
-
Эта вечная тайна – женщина… (по роману А.С. Пушкина "Капитанская дочка") 2013
Статья сможет оказать практическую помощь учителям при организации работы по обобщению знаний, подготовить учащихся к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
-
Сочинения-миниатюры на основе цитат (по роману Л.Н. Толстого "Война и мир") 2013
В статье рассматриваются особенности сочинений-миниатюр на основе цитаты (на примере романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир"). Выделяются следующие виды миниатюр: дополнение, штрихи к портрету, комментарий, размышление, дискуссия, истолкование. Комментируются учебные задачи миниатюр. Приводится пример включения сочинения-миниатюры в урок по теме: "Образ Наташи Ростовой".
-
"Лишь слову жизнь дана…" 2013
Главное на уроках русского языка и литературы – внимание к слову. Именно этому необходимо научить даже не самых читающих школьников. Как начинается работа хорошего думающего читателя? Попытаться увидеть отличие художественного словоупотребления от «нормального», пытаться понять, что же «зашифровал» автор в слове-образе. Совершить «раскопки» значения слова, тонкости его смысла, особенности его употребления в каждом произведении, у каждого автора, совершенно необходимо, для того, чтобы дети научились понимать художественный текст.
-
Урок по теме "Костюм как функциональная художественная деталь в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". 9‒11-й класс 2013
Урок формирует у учащихся представления о важности такой художественной детали, как костюм, без которой не может быть в полной мере понято литературное произведении и цельность характеров его героев.
-
Урок чтения по теме "Спешите делать добро". 5-й класс коррекционной школы 2013
На данном уроке в игровой форме повторяется и обобщается материал по изученному разделу. Учащиеся участвуют в различных видах деятельности. Развивается познавательная активность, речь, внимание учащихся, умение работать в группах, реализовывать имеющиеся знания путём активизации логического мышления в различных ситуациях. Стимулирование познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету. Урок – воспитывающий, развивающий, обучающий.
-
Урок литературы по теме "Знакомство с творчеством Иосифа Уткина". 6-й класс 2013
Урок по литературе для 6-го класса по программе «Писатели Восточной Сибири», на котором ребята знакомятся с некоторыми фактами из жизни иркутского писателя Иосифа Уткина, а также с его произведениями. Урок сопровождается слайдовой презентацией. Также на уроке звучит песня на стихи И.Уткина.
-
Педагогический проект "Работа с текстом на уроках русского языка и литературы как средство формирования и развития коммуникативной компетенции учащихся" 2013
Новые реалии образования увеличивают сложность профессионально-педагогической деятельности, связанную с интеллектуальным и эмоциональным напряжением, преодолением психологических затруднений. Изменения в сфере образования сопровождаются расширением профессиональных функций учителя, “репертуар” поведения которого дополняется выполнением функций консультанта, проектировщика, исследователя, создателя условий становления ключевых компетенций обучающихся.
-
Литературно-музыкальная композиция "Блокадный Ленинград" 2013
Литературно-музыкальная композиция одной из своих основных задач ставит воспитание чувства патриотизма, гордость за свою Родину и граждан, которые ценою своей жизни готовы были спасти свой любимый город. При подготовке к данному мероприятию студенты знакомятся с кинохроникой военных лет, документами, изучают героико-патриотическую литературу, что дает возможность ещё больше погрузиться в историю родного города. При подготовке сценария использованы материалы из различных интернет-ресурсов.
-
Урок литературы по главе "Тамань" романа "Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова. 9-й класс 2013
Урок строится на основе использования технологии развития критического мышления. В ходе урока, после сопоставления образов-синквейнов девушки и Печорина (глава "Тамань") и сравнения с ранее уже составленными синквейнами героев баллады "Морская царевна", определяется философский конфликт главы.
-
Уроки нравственности в повести В.Ф. Тендрякова "Ночь после выпуска", или Как становятся взрослыми? 2013
Урок внеклассного чтения для учащихся 11 класса. Идея урока заключается в том, чтобы помочь старшеклассникам извлечь нравственные уроки из художественного произведения, предостеречь от жизненных ошибок, совершенных их ровесниками, героями повести. Предварительно учащиеся получают индивидуальные и групповые задания. Урок можно провести в конце 11-го класса, накануне выпуска.
-
Проблемное изучение романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Тема: "Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…" ("Тамань") 2013
Урок литературы по теме Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» изучается в 9 классе. По программе рассчитан на 6 часов. Урок изучается по технологии проблемного изучения, где выдвигается концепция, основная мысль и учебные проблемные ситуации. Предложенные уроки изучаются по 3 и 4 главам.
-
Внеклассное мероприятие "Экологичность народов, живущих вокруг Байкала" 2013
Внеклассное мероприятие проводится в форме игры. Дети отзывчивы к таким мероприятиям, в которых можно путешествовать, играть, соревноваться. Мультимедийная презентация, отражающая красоту русской природы, и буклеты служат прекрасным дополнением к игре.
-
А.П. Чехов. Рассказ "О любви" как история об упущенном счастье 2013
Занятие с целью расширения знаний о писателе. Выявление философского смысла рассказа.
-
Урок-исследование "А посмотрим на это с другой стороны" (по сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца") 2013
Этот урок является третьим из четырёх в изучении сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (6 класс, по программе В.Я.Коровиной)). Урок помогает изучить новый материал на высоком уровне, когда художественный текст не просто воспринимается учащимися, а становится для них самостоятельно добытым знанием.
-
Урок литературы "Ю.С. Рытхэу и его рассказ "Хранитель огня". 6-й класс 2013
Особенность урока состоит во включении в содержание урока вопросов и заданий, направленных на создание мотивации у обучающихся, предоставляющих возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, формулировать свою позицию и доказывать её. Тщательно осуществлён выбор содержания урока: факты биографии, творчества и характеристика личности Ю.С. Рытхэу; характеристика героев его произведений, жителей Чукотки; рассказ «Хранитель огня» как иллюстрация жизненных устоев людей северных народов.
-
Разработка внеклассного мероприятия по теме "Унылая пора! Очей очарованье" 2013
Основная цель организации и проведения внеклассной работы по литературе - развитие у школьников интереса к родному языку и литературе и воспитание потребности изучать их. Внеклассные мероприятия способствуют развитию творческой инициативы учащихся, повышают общую языковую культуру, воспитывают толерантность, уважительное отношение друг к другу, развивают умение общаться в коллективе.
-
Сравнительно-сопоставительный анализ переводов сонетов У.Шекспира 2013
Каждый автор, который переводит сонеты У.Шекспира, отличается яркой индивидуальностью и отдает частичку своего таланта этим произведениям, поэтому каждый перевод того или иного сонета по сути является самостоятельным художественным произведением. Представленный реферат – это попытка исследования нескольких вариантов перевода сонетов Уильяма Шекспира и сопоставления их с оригиналом, чтобы показать, насколько отличаются переводы от первоисточника и друг от друга.
-
Интегрированный урок (литература + немецкий язык + английский язык) "Перевод поэтического текста - это благо или вред?" 2013
Данный урок проведен в русле технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - модель "Интегрированные занятия". В ходе урока учащиеся читают стихотворения А.С. Пушкина "Я Вас любил" и Г. Гейне "Лорелей" на трех языках, сопоставляют и анализируют поэтические тексты, строят умозаключения, аргументируют, отстаивают свою позицию.