Литература
-
Урок по теме "В Петербурге Ф.М. Достоевского" 2013
Урок помогает учащимся увидеть лик Петербурга – города странного и города страшного, увидеть тупик, в котором оказались герои, жизнь «униженных и оскорбленных», подвести учащихся к осмыслению главного конфликта романа между Раскольниковым и отрицаемым им миром; совершенствовать навыки анализа художественного текста, конспектирования, воспитывать чувство сострадания, милосердия, человеколюбия.
-
Урок-семинар "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве" 2013
Межпредметный семинар комплексно показывает роль декабристов в развитии русской культуры сквозь призму исторических реалий и литературных произведений. Анализ литературного творчества декабристов воплотит учебно-познавательные, эвристические умения и навыки, коммуникативные, творческие способности учащихся.
-
Сценарий литературно-музыкальной композиции на тему "Фронтовые письма" 2013
Подготовка и проведение литературно-музыкальной композиции включает в работу большое количество учащихся. О героях Балашихи они узнают на открытом уроке. Музыкальные видеофрагменты ‒ очень сильное эмоциональное средство воздействия на участников сценария и зрителей.
-
Открытый урок по теме "Ф.И. Тютчев "Чародейкою зимою…"". 5-й класс 2013
Цель урока: кратко познакомить учащихся с биографией и творчеством поэта; доказать, что только вдумчивое чтение поможет проанализировать стихотворение; напомнить о размерах стиха; дать понять на деле, насколько может быть труден творческий процесс, воспитывать уважение к писательскому труду; прививать любовь к родному языку.
-
Конспект урока литературы по теме "Секреты комического" 2013
На уроке учащиеся знакомятся с понятием «комическое», учатся выявлять и распознавать приемы комического. Урок способствует развитию творческих способностей ребенка, живого интереса к чтению художественной литературы и родному языку, воспитанию чувства юмора, подготавливает детей к написанию собственных юмористических рассказов с использованием различных средств создания комического эффекта.
-
Урок литературы по повести А.И. Куприна "Гранатовый браслет" "Великая сила любви" 2013
Цель урока: выявить своеобразие решения любовной темы в творчестве А.И. Куприна; расширить представления учащихся о художественном своеобразии прозы А.И. Куприна; познакомить учащихся с историей создания рассказа "Гранатовый браслет"; на основе непосредственных впечатлений от прочтения рассказа проанализировать произведение, рассмотрев проблематику рассказа, его сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
-
Интегрированный урок "история + литература" по теме "Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения" 2013
Урок дает знания о жизни сословия феодалов-рыцарей, их нравственных ценностях. У учащихся развивается речь, умение работать с историческими источниками, расширяется кругозор, воспитывается чувство патриотизма и интерес к истории.
-
Урок-размышление на тему "Человек и общество" (по рассказу Н.С. Лескова "Старый гений") 2013
Урок пробуждает познавательный интерес у учащихся; подбор вопросов и заданий к уроку развивает умение критически осмысливать полученную информацию в анализе текста. В ходе беседы ученики учатся самостоятельно обобщать и делать выводы.
-
Кабинет русского языка и литературы в средней общеобразовательной школе. Паспорт учебного кабинета 2013
В настоящее время никто из педагогов не сомневается в том, что кабинетная система занятий ‒ новый этап организации образовательного процесса. Кабинет русского языка и литературы помогает словеснику добиваться глубоких знаний, развивать навык самостоятельной работы с книгой, знакомить учащихся с произведениями искусств, формировать стремление к творческой, поисковой деятельности. В статье показан опыт оформления паспорта кабинета русского языка и литературы в сельской школе.
-
Урок литературы по теме "А зачем нам Гамлет?" 9-й класс 2013
Ученикам предлагается логическая последовательность вопросов-размышлений, явственно доказывающая связь современной подростковой культуры и шекспировского наследия. Новизна подхода заключается в отсутствии традиционных методических схем преподавания Шекспира в школе. Внутренняя структура урока базируется на интерактивных технологиях (раздаточный материал, презентация с воспроизведением аудио и видео файлов).
-
Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо". Образ главного героя 2013
Цель: урока через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои и эстетические ценности учащихся.
-
Сценарий историко-литературного альманаха "Перебирая наши даты…" 2013
Цель альманаха: сохранение памяти о героическом подвиге нашего народа, наших отцах, дедах и прадедах, защитивших страну от страшной угрозы фашизма. Занятие показывает абсурдность и трагедию войны, помогает взглянуть на нее глазами солдат как советских, так и немецких.
-
Бинарный урок "история + литература" по теме "Семейные традиции в XIX веке. Из прошлого в настоящее" 2013
2012 год в Республике Башкортостан объявлен Годом укрепления семейных ценностей и благополучного детства. Бинарный урок формирует уважительное и бережное отношение к семье, семейным праздникам и традициям. Предмет исследования ‒ семейные традиции XIX века, религиозные и светские праздники (их взаимопроникновение и взаимозаменяемость), творчество Ф.М. Достоевского ("Мальчик у Христа на елке").
-
Создание единого интегративного урочного и внеурочного пространства для формирования общекультурных компетенций учащихся на основе проектного метода 2013
В статье рассматривается история метода проектов в обучении, называются основные принципы метода. Дается пример метода на уроке литературы в 9-м классе.
-
Урок по повести В.Быкова "Дожить до рассвета" 2013
Урок по повести В.Быкова «Дожить до рассвета» может быть проведен накануне Дня Победы в 7‒8-х классах по любой из действующих программ. Цель: воспитание у учащихся чувства гордости за тех безымянных героев, павших в безвестных боях, честно выполнивших свой долг перед родиной.
-
Мастер иронического стиха Д.А. Пригов 2013
Литература конца XX века в школьной программе практически не изучается. На нее отводится всего лишь 3 часа. Тем не менее этот пласт русской литературы очень разнообразен и интересен, назван постмодернизмом, включает в себя несколько течений: концептуализм или соц-арт и необарокко. Ярчайшим представителем концептуализма следует считать мастера иронического стиха – Дмитрия Александровича Пригова.
-
Внеклассное мероприятие "Наш край" (75 лет Иркутской области) 2013
Вечер, посвящённый 75-летию Иркутской области, был подготовлен и проведён педагогом вместе с учащимися 9–10-х классов для учащихся 5–8-х классов. Предварительная работа состояла в следующем: ученики под руководством педагога искали материал из истории образования Иркутской области, сведения о крупных городах, входящих в состав области, а также о выдающихся людях нашего края.
-
Обобщающий урок по теме "Сказки". 5-й класс 2013
Сказки - это, пожалуй, самый читаемый жанр литературы. Дети любят не только слушать сказки и смотреть поставленные по ним художественные фильмы и мультфильмы, но и читать их самостоятельно. Обобщающий урок в игровой форме позволяет заинтересовать ребят, поднять их читательский уровень, а инсценировки, используемые на уроке, способствуют развитию актёрского мастерства, умению чувствовать сказку и давать свою интерпретацию прочитанного.
-
Урок литературы по теме "Мир семьи и духовные заветы в рассказах Бориса Шергина". 6-й класс 2013
Цель урока: раскрыть нравственный смысл рассказов Бориса Шергина, вошедших в его первую книгу северных сказаний, раздел "Отцово знание". Учащиеся совершают заочную экскурсию по Архангельску начала ХХ века, ставят перед собой учебные задачи, формулируют тему урока, а затем в процессе работы с текстом раскрывают особенности мира семьи автора, нравственный смысл духовных заветов его родителей.
-
Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) 2013
Занятие по художественной литературе в старшей группе формирующее представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской. На занятии дается представление о былине, былинных героях – Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, с целью вызвать интерес к языку былин, преданий; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским войнам, желание им подрожать.
-
Интеллектуальная игра для обучающихся 4–7-х классов по творчеству Ф.А. Абрамова "Родом из Верколы…" 2013
Предлагаемая методическая разработка воспитательного мероприятия проводится в форме игры по станциям для учащихся 4-7-х классов. Материал может быть использован для закрепления изученного материала по литературе в конце курса «Творчество Федора Александровича Абрамова», для воспитательных мероприятий, КТД, библиотечных уроков. Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса у обучающихся к жизни и творчеству северных писателей.
-
Конспект занятия по литературе на тему «"Война и мир" как роман-эпопея». 10-й класс 2013
Цели занятия: познакомить с историей создания романа, раскрыть его жанровое своеобразие; создать условия для систематизации знаний по теме занятия и усвоения литературоведческих понятий.
-
Урок литературы по теме "Рассказ М.А. Шолохова "Судьба человека" 2013
Цель урока: постижение уникальности художественного мира писателя Михаила Шолохова на материале рассказа "Судьба человека"; показать мужество, несгибаемую волю, стойкость простого русского солдата, выдержавшего все испытания, выпавшие на его долю.
-
"Защита любимой книги". Новое прочтение книги А.П. Гайдара "Тимур и его команда" 2013
Сценарий и презентация созданы для участия в 5-м московском литературном фестивале "Книга собирает друзей", для того чтобы учащиеся проанализировали книгу Аркадия Петровича Гайдара "Тимур и его команда". Работа может быть использована библиотекарями, учителями на уроках литературы, классными руководителями для подготовки внеклассных мероприятий.
-
Урок-обобщение по творчеству 30-х годов А.С. Пушкина. 8-й класс 2013
Отталкиваясь от незаконченного синквейна «Человек», ребята в ходе урока пытаются ответить на вопросы, чем отличаются эти «на мгновенье умер» и «лишь мгновенье жил». Что должно произойти, каким должен быть человек, чтобы «на мгновенье» в итоге умереть? Мы пробуем приблизиться к разгадке тайны Пушкина-человека, выделив лейтмотивные слова ЧЕЛОВЕК, СКАЗКА, САМОСТОЯНЬЕ в его произведениях 30-х гг. Прав ли Достоевский, говоря, что «человек есть тайна…»?
-
Добро и зло в произведении В.Гаршина "Сказка о жабе и розе" 2013
Цель урока: создание условий для анализа произведения, при котором каждый обучающийся сможет осознать социально-практическую личностную значимость в жизни, создание условий для оценки собственных поступков; создание условий для развития ценностного отношения к окружающему миру. Урок литературы построен по опорным картам, которые помогут последовательно проанализировать произведение и привести к выводу о том, что смертные грехи, неслучайно описаны в Евангелие, что они приносят не только горе окружающим, но и разрушают самого человека.
-
Тема урока: "Чем потчевали господина Чичикова…" 2013
Цель урока: собирание и толкование устаревших, непонятных, а также сохранившихся до наших дней предметов еды, их происхождение и толкование.
-
Литературная игра "Мы русские, какой восторг!" (к 200-летию Бородинской битвы) 2013
Сценарий написан для литературной игры, посвященной 200-летию Бородинской битвы. Представлены светское общество, скорбящая жена, потерявшая мужа на Бородинском поле, бравые гусары.
-
Литературная гостиная "В стране литературных героев" 2013
Литературная гостиная по теме знакомит учащихся с прототипами героев зарубежных писателей. На встречу приходят Тартарен, капитан Немо, Мюнхгаузен, Том Сойер и Шерлок Холмс с доктором Уотсоном. Цель: выйти за рамки школьной программы, привить любовь к чтению художественной литературы.
-
Устный журнал "Второй Чадаев, мой Евгений" 2013
Цель мероприятия: познакомить учащихся с личностью П.Я. Чаадаева, человека необыкновенного, известного своим свободолюбием и независимостью суждений, честностью, утонченным аристократизмом и щегольством в одежде, человеком, которому Пушкин посвятил три своих замечательных произведения и который оказался одним из прототипов его романа "Евгений Онегин".