В марте 2012 года в нашей школе была проведена учебно-исследовательская конференция «Воздух, ты моя стихия». Конференция проходила под девизом: «Хочешь быть умным, будь им!». Это мероприятие являлось частью долгосрочного проекта «Четыре стихии». В 2010 году мы уже провели интегрированный урок «Свеча в науке и искусстве», в 2011 - учебно-исследовательскую конференцию «Таинственная сила воды». Соответственно, в дальнейшем мы будем говорить о земле.
Конференция «Воздух, ты моя стихия» носила метапредметный характер и рассматривала воздух как объект исследования с точки зрения физики, химии, биологии, географии и литературы. Мы использовали метод проектов, так как считаем, что он наряду с другими типами творческих работ способствует интеллектуальному и нравственному развитию личности, формирует критическое и творческое мышление, умение работать с информацией в различных знаковых системах. Нам было очень важно, чтобы проекты затрагивали различные предметные области, так как знания наших учащихся имеют мозаичную структуру, построенную из предметных фрагментов, однако окружающий мир не разложен на подобные кусочки. Когда один и тот же объект рассматривается с разных точек зрения, происходит усвоение общих законов диалектики, у ребят формируется целостная картина мира.
В ходе конференции учащиеся представляли свои проектные работы. Все работы включали в себя практическую часть и информационно - аналитическую. Учащиеся самостоятельно выращивали кристаллы из разных растворов, фотографируя их на различных стадиях роста, исследовали влияние разных составов воды на рост и декоративные свойства растений, анализировали стихотворения японских поэтов.
Наиболее запоминающимися были признаны следующие проекты: «Тайны городского снега», «Озоновый щит Земли», «Электромагнитные атмосферные явления: молния и северное сияние», «Ветер во фразеологизмах», «Воздухоплавание», «Только пять минут не дышать», «Кислотные дожди» и «Горячее лето 2010».
Учащиеся получили много новой информации о необычных свойствах воздуха. Слушатели в зале также являлись активными участниками конференции: задавали вопросы, участвовали в обсуждении представленных работ.
Проведённая конференция ещё раз подчеркнула актуальность проведения подобных мероприятий.
При подготовке к конференции учениками продуктивно были использованы современные информационно – коммуникативные технологии. Докладчики получили опыт выступления перед большой аудиторией. На первое место выходит практическая деятельность учащихся, когда ребята сами выбирают интересующие их темы, проводят теоретические и практические изыскания, делают обобщения и выводы, готовят презентацию своей работы.
Ученики 9 класса Бесчётнов Серафим и Коротков Владимир с работой «Тайны городского снега», которая была представлена на конференции, стали лауреатами на окружном конкурсе «Ты – человек! И ты за всё в ответе!».
Нам было очень важно, чтобы проектные работы затрагивали различные предметные области, так как знания учащихся имеют мозаичную структуру, построенную из предметных фрагментов, однако окружающий мир не разложен на подобные кусочки, а имеет целостную структуру. Когда один и тот же объект рассматривается с разных точек зрения, происходит усвоение общих законов диалектики, у ребят формируется целостная картина мира.
Презентации проектов даны в приложениях.