Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература


Основной целью современного российского образования является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Именно на это нацеливают нас образовательный стандарт второго поколения, в основе которого лежит Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Ориентированный на новые результаты образования, определяющий в качестве основного системно-деятельностный подход к обучению, Стандарт обеспечивает реальные условия для воспитания обучающихся. Системно-деятельностный подход предполагает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, формирование у школьников умения самостоятельно добывать знания. Когнитивная парадигма в обучении детей уступает место другим моделям образования: компетентностной, личностной. Возникает понятие «универсальные учебные действия», связанное с изменением парадигмы образования: от усвоения знаний, умений и навыков к развитию ЛИЧНОСТИ обучающегося. Думаю, что учебные предметы Русский язык и Литература, как никакие другие, располагают мощным арсеналом возможностей для реализации основной задачи современного российского образования – воспитания гражданина России. Невольно вспоминаются строки из стихотворения Н.А. Некрасова:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Именно достойных сынов Отечества и призваны воспитывать русский язык и литература.

Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, потому что такая деятельность способствует формированию активной и самостоятельной позиции обучающихся в учении, готовности к саморазвитию, социализации, потому что формируют не просто умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, человек, сведущий в вопросах образования, говорил много лет назад: «Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». И сегодня мы вновь обращаемся к толстовской мысли, говоря уже о современном образовании. По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее: проектно-исследовательская деятельность способствует истинному обучению, так как она:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы». Есть определённые наработки, прочитано и изучено много литературы по данной теме.

Формирование исследовательской позиции обучающихся – задача нелегкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, всегда помня, что в стенах школы «не мыслям надобно учить, а учить мыслить». Что же такое учебный проект? Учебный проект, с точки зрения обучающихся, - это возможность сделать самому что-то интересное, индивидуально или в группе; это деятельность, которая позволяет проявить себя, заявить о себе, попробовать свои силы и показать публично достигнутые результаты. Учебный проект, с точки зрения учителя, - это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. Учебный проект, с точки зрения родителей, - это уникальная возможность сотрудничества со своим ребёнком, активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

Организация проектно-исследовательской деятельности имеет следующую структуру: мотив, проблема, цель, задачи, методы и способы, план, действия, результаты, рефлексия. Необходимо через различные формы организации (урок, элективный учебный предмет, групповую, индивидуальную работу, работу в парах) формировать у обучающихся навыки проектно-исследовательской деятельности. Такие занятия для обучающихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности.

Обозначу вопросы, которые в течение этих лет для меня были важны:

  • как организовать уроки исследовательской направленности;
  • как найти тему для исследования;
  • какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и, самое главное,
  • как сделать занятия увлекательными и плодотворными?

Какие учебные проекты, существующие в образовательной практике, я использую в работе с детьми?

Исследовательский проект Ярким примером проекта такого рода были работы моих пятиклассников, защищавших свои проекты по теме «Профессиональное древо моей семьи» на уроке русского языка по теме «Профессиональные слова». Готовились к защите проекта обучающиеся в течение полутора месяцев. С учениками активно работали и родители, которые с гордостью любовались своими детьми, когда ребята выносили на суд зрителей свои творения.


Проект «Профессиональное древо моей семьи» защищает Выскрибенцев Виталий


Проект «Профессиональное древо моей семьи» защищает Чернышёв Максим


Проект «Профессиональное древо моей семьи» защищает Золотин Дмитрий


Участники проекта «Профессиональное древо моей семьи»


Проект «История моего имени» защищает Кулакова Кристина


Проект «История моего имени» защищает Орлова Татьяна


Проект «История моего имени» защищает Анпилогова Наталья

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления на широкой аудитории. К этой группе относятся проекты обучающихся, когда собранная ими информация о жизни писателя, или о языковом явлении, или о словаре русского языка была представлена на электронном носителе (или на бумажном и электронном) в виде слайдовой презентации.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов: альманахи театрализации, видеофильмы. Старшеклассники активно используют названные формы работы: издают альманахи (группами и индивидуально, кому какое задание) по темам: «Пушкин и его эпоха», «Жизнь А.С.Пушкина», «Женщины в жизни А.С. Пушкина»; пытаются оформлять свои мысли в исследовательские статьи. Например, при изучении творчества А.Н.Островского в 10 классе было задание написать исследовательскую работу на тему «Произведения Островского моими глазами и глазами литературных критиков». Ценно в этом не столько то, какая статья получилась у школьника, сколько то, что ему приходилось дополнительно читать, думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, в результате чего, бесспорно, формировались познавательные универсальные учебные действия. На то же было нацелено и другое творческое задание: представить театрализовано творчество великого драматурга. И дети справились: на уроке было представлено несколько отрывков из произведений великого драматурга, причем с соблюдением требований театрального искусства. При изучении басен И.А.Крылова в 5 классе детям было предложено не просто выучить басню, а поработать в группах и, распределив роли, проинсценировать её. Согласитесь, каждому ребёнку было бы легче просто выучить произведение и «оттарабанить» его на уроке. Но творческое задание преследует несколько иную цель: детям надо поработать в паре или группе с кем-то, распределить роли, продумать незамысловатые костюмы. Проект? Пусть мини, но всё-таки проект. Так постепенно и начинаем учиться работать самостоятельно, а басня – это только средство для достижения поставленной цели – научить детей самостоятельно выстраивать свою работу, формируя тем самым у них коммуникативные универсальные учебные действия.


Творческий проект – инсценированная басня И.А.Крылова «Свинья под дубом» на уроке «Басенный мир И.А.Крылова» (5 класс)


Участники творческого проекта «Инсценированная басня И.А.Крылова»

Хочется отметить, что исследовательская работа начинается с создания проблемной ситуации на уроке, решая которую, школьник должен учиться отстаивать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, давать качественную оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Замечательная возможность для формирования у детей регулятивных универсальных учебных действий, не правда ли? Формировать эту группу УУД помогает и такая формы работы, как работа экспертных групп на уроках. Обучающимся, входящим в экспертную группу, необходимо дать оценку ответов одноклассников и с точки зрения содержания, и с точки зрения речевого оформления. Конечно, быть на уроке экспертами могут не все обучающиеся – такое право предоставляется ребятам, увлечённым предметом. К счастью, такие бывают в каждом классе.

Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений. Неслучайно новый Стандарт предъявляет особые требования к современному учителю, который должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций, владеть разнообразными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ».

В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов.
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений.
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие обучающихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные подходы к анализу явлений искусства и жизни;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Обучающиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.

В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования, после деления на творческие группы начинаем работать с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских творческих групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений. А потом уже провожу индивидуальные консультации с каждой творческой группой по выбранной теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю ребятам поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, рекомендую литературу: что прочитать, законспектировать, откуда сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.

Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации проектно-исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, что требует от обучающихся изучения дополнительной литературы, проведения теоретического или практического исследования.          Ученики 9-11 классов активизируют свой познавательной потенциал при подготовке к читательским конференциям. Например, изучая современную прозу, обучающиеся проводят исследование на тему «Невероятная явь войны в произведениях К.Воробьёва «Убиты под Москвой» и В. Распутина «Живи и помни», в ходе которого проводится сопоставление ситуаций войны, поступков героев. Учитывая загруженность обучающихся старших классов, предлагаю им для исследования небольшие по объёму произведения.

При организации обучения с применением проектно-исследовательского метода широко применяю уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки- исследования, урок - творческий отчёт, урок-защита идей, урок открытых мыслей, урок-конференция.

При практической реализации исследовательского подхода в обучении использую разнообразные формы учебной работы: индивидуальную, групповую, коллективную, фронтальную. Индивидуальная работа представляет собой выполнение учебного задания каждым учеником самостоятельно в соответствии со своими индивидуальными возможностями, без взаимодействия с другими учениками.

Работу по проектированию ввожу постепенно, стараюсь брать интересные темы. Ведь с помощью учебного проекта создаются условия для самостоятельной познавательной и творческой деятельности обучающихся. То есть нужна не просто проблема, она должна быть актуальна с точки зрения ученика и иметь практическую направленность. Например, когда в 7 классе на уроке литературы дети защищали проекты по теме «История военной песни», они единодушно отметили, что песни о войне всегда будут интересовать всех без исключения, потому что в них отражена история великих страданий и Великой Победы нашего народа. Дети были заинтересованы, они подготовили замечательные работы, и защита проектов прошла очень удачно. И практическая направленность налицо: формирование любви к Родине, чувства гордости за своё Отечество и народ.

Деятельность обучающихся в учебном проекте подчинена определённой логике, которая реализуется в последовательности её этапов и завершается презентацией полученных результатов. Условиями успешности проектной деятельности становятся:

  • личный интерес обучающегося;
  • четкость и конкретность постановки цели проекта;
  • определение планируемых результатов;
  • констатация исходных данных.

Исследовательская деятельность, организуемая на уроке, оказывает самое прямое воздействие на внеклассную работу по предмету. Известно, что на уроке не всегда предоставляется возможность обстоятельного и углубленного осмысления фактов, явлений и закономерностей. Логическим продолжением урока или серии уроков по теме может стать какая-либо форма внеклассной работы: предметные недели, научно-практические конференции, викторины, конкурсы, олимпиады, творческие мастерские, конкурсы проектов, материалом к которым служат работы школьников, выполненные ими как самостоятельные исследования.

Активизировать познавательный интерес школьников мне помогает разработанный дидактический материал: разноуровневый раздаточный материал, обучающие таблицы, видеоматериалы с выступлениями обучающихся, а также мультимедийные презентации по темам курса. Это стало возможным благодаря использованию ИКТ при организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Кроме того, мною собран большой интересный материал, который является «конечным продуктом» проектно-исследовательской деятельности моих учеников.

Я глубоко убеждена в том, что, если заинтересовать обучающихся, целенаправленно работать с ними, оказывая помощь в поисках необходимой информации, создать условия для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности, результат не заставит себя долго ждать, и школьники непременно порадуют нас удачными находками и удивят своими открытиями. А разве это не то, к чему мы стремимся и чего ждём? Разве это не то, на что нацеливает нас Стандарт второго поколения.

В организации исследовательской деятельности обучающихся я использую следующий алгоритм работы: после определения проблемы и объекта исследования, после деления на творческие группы начинаем работать с текстом. Для этого сначала провожу несколько занятий исследовательских творческих групп, на которых актуализирую знания обучающихся о методах анализа произведения, о том, как выбор метода связан с поставленной задачей, как фиксировать результаты наблюдений. А потом уже провожу индивидуальные консультации с каждой творческой группой по выбранной теме. Только после того, как будет накоплен и проанализирован необходимый материал, сформулированы самостоятельные выводы, предлагаю ребятам поработать в библиотеке, найти имеющиеся критические статьи, монографии по изучаемой проблеме, рекомендую литературу: что прочитать, законспектировать, откуда сделать выписки. Поскольку непременной частью работы должен стать анализ прочитанного, нужно научить старшеклассников это делать. Следующий этап – повторное обращение к анализу текста и переосмысление его результатов с учётом новых знаний, полученных в процессе освоения научной литературы по проблеме. Именно такая последовательность работы над темой способствует появлению мотивированного интереса к истории вопроса, к суждениям других исследователей, позволяет обучающимся определить собственную позицию, оценить степень новизны своего исследования.