Проектные технологии на занятиях филологического цикла в СПО

Разделы: Русский язык, Литература


Переход на ФГОС СПО нового поколения актуализировал рассмотрение проблемы применения проектных технологий в образовательном процессе в ключе формирования общих и профессиональных компетенций.

Тенденции развития современной информационной среды требуют от преподавателя пересмотра подходов к образовательному процессу. По мнению М.Е. Бершадского “едва ли не ведущей целью современного образования должно стать повышение уровня информационной компетентности учащихся на всех его ступенях”. Анализируя публикации по данной проблематике, М.Е. Бершадский пришел к выводу о том, что информационная компетентность трактуется на сегодняшний день неоднозначно. Мое понимание информационной компетентности базируется на рекомендациях Европейского парламента и совета: “информационная компетентность подразумевает уверенное и критическое использование технологий информационного общества для работы, досуга, общения. Она дополняется основными умениями относительно информационно-компьютерных технологий: использования компьютеров для нахождения, оценки, хранения, производства, представления и обмена информацией, для общения и участия в сотрудничающих сетях через Интернет”.

Рассмотрение данного понимания информационной компетентности и соотнесение его с ФГОС нового поколения привело к формулировке рабочего определения, которое используется мной в профессиональной деятельности: информационная компетентность – одна из составляющих ключевых компетентностей личности, обеспечивающая целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных информационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий.

На мой взгляд, наиболее оптимальным средством формирования информационной компетентности являются проекты, выполненные с использованием информационно-коммуникационных технологий.

Тематика проектов определяется, как правило, с учетом интересов студентов. Содержание выходит за рамки учебной программы, таким образом, качественно организованная проектная деятельность способствует расширению кругозора студентов, развитию социокультурной и информационной компетентности.

Учебные проекты рассчитаны на 3–4 учебные недели; предусматривают как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. Учебные мероприятия проходят в несколько этапов:

1-й этап – введение в проблему, формулировка вопросов, направляющих проект, распределение на группы (1 учебное занятие);

2-й этап – организация и осуществление самостоятельной работы студентов по сбору необходимой информации в течение 1 учебной недели;

3-й этап – оформление студентами результатов исследования (1 учебная неделя);

4-й этап – подготовка к защите проекта, публичное представление результатов исследования, анализ, рефлексия (1 учебное занятие)

Для работы над проектом студентам необходимы определенные начальные знания, умения, навыки:
– умение работать с программами Microsoft Office;
– умение работать в поисковых системах;
– умение размещать информацию в Wiki среде, то есть умение создавать гипертексты;
– умение оформлять результаты своего исследования;
– умение тезисно формулировать ведущие идеи исследования;
– знать основные определения по предмету.

Изучив возможности современных Интернет-ресурсов, я пришла к выводу, что огромным образовательным потенциалом обладает Wiki-среда.

Реализация проекта в Вики – среде – это:

1) оптимальное решение организации самостоятельной работы студентов,
2) развитие мотивационной сферы обучающихся,
3) оптимизация образовательного процесса (использование Анкетёра, интерактивного кроссворда);
4) практическое освоение будущими учителями ИКТ, которые востребованы в современной школе.

Портфолио таких проектов традиционно включает в себя следующие компоненты:

– визитная карточка, содержащая в себе описание проекта:
– стартовая презентация педагога, направленная на выявление интересов студентов; презентация должна содержать в себе направляющие вопросы (основополагающий вопрос, проблемные и учебные вопросы);
– публикация педагога (адресатом в данном случае могут быть любые участники образовательного проекта);
– дидактические материалы;
– критерии оценивания;
– исследовательские работы студентов.

На протяжении двух лет мною организовывалась проектная деятельность студентов, обучающихся на специальности 050303 “Иностранный язык” в рамках курсов “Введение в языкознание”, “Литература страны изучаемого языка (английская литература)”.

Наибольший интерес у студентов вызвал проект по языкознанию English forever, или Восхождение английского языка”

Содержание данного проекта соприкасается с несколькими темами:

  1. Классификации языков мира. Генеалогическая классификация языков.
  2. Основные закономерности развития языков.
  3. Историческое развитие языка на разных языковых уровнях.
  4. Понятие о национальном языке.

Изучение данных тем в рамках курса поможет студентам рассмотреть:
– историю развития английского языка,
– определить какие именно изменения происходили на каждом языковом уровне на определенном этапе развития,
– определить место английского языка среди всех языков мира.

Вопросы, направляющие проект, были сформулированы следующим образом:

Основополагающий вопрос.

To be, or not to be – сказал один герой.
И сей вопрос нарушил наш покой:
Стремимся мы английский изучить,
А все же – быть ему или не быть?

Проблемные вопросы учебной темы.

  1. Почему знание английского – это слагаемое успеха современного человека?
  2. Даёт ли знание английского языка право на успех современному человеку?
  3. Каковы шансы человечества найти в английском языке общий единый язык?
  4. Перевод и оригинал на английском – что даст мне большее удовольствие при чтении?
  5. Почему на одно произведение английского писателя существует несколько переводов?

Учебные вопросы.

  1. Что такое национальный язык?
  2. Какие виды классификации языков существуют?
  3. На чем основана генеалогическая классификация языков?
  4. Какие языки входят в индоевропейскую семью?
  5. Каковы причины заимствования лексики?
  6. Какие факторы повышают статус языка в мире?
  7. Как исторические события влияют на развития языка?

Подробно с портфолио проекта и работами студентов вы можете познакомиться на сайте www.wiki.iteach.ru

В рамках курса “Английская литература” мы изучаем творчество Шекспира – читаем и анализируем сонеты, комедии, трагедии. Но, к сожалению, не успеваем рассмотреть одну из самых интересных тем – жизнь шекспировских пьес на сцене (от эпохи Возрождения до наших дней). А ведь Шекспир, в первую очередь, драматург, человек, писавший для сцены.

И поэтому нами был реализован проект “Шекспир! И несть ему конца! (О постановках шекспировских пьес). Эпиграфом к проекту послужили слова Бена Джонсона “Шекспир принадлежит не одному веку, но всем временам”.

Интерес к творчеству Шекспира не угасает уже несколько веков. Отечественные и зарубежные режиссеры по-разному интерпретируют его творения, по-разному происходит постановка трагедий Шекспира. В рамках исследования студентам необходимо рассмотреть точки зрения нескольких режиссеров на характер Гамлета, трагедию первой любви Ромео и Джульетты.

Погружение в данную проблему, во-первых, способствует развитию социокультурной компетенции студентов, во-вторых, приобщает к искусству.

Цель проекта: проанализировать сценическую “жизнь” шекспировских трагедий.

Задачи проекта:

  1. дать сравнительную характеристику театра эпохи Возрождения и театра наших дней
  2. определить авторский замысел в трагедиях “Гамлет” и “Ромео и Джульетта”
  3. сравнить взгляды режиссеров на идейное содержание и характеры главных героев в шекспировских трагедиях

Вопросы, направляющие проект, были сформулированы следующим образом:

Основополагающий вопрос:

Читать или смотреть? Вот в чем вопрос.

Проблемные вопросы:

  1. Какие философские проблемы ставит перед нами Шекспир в своих произведениях? Можно ли их назвать общечеловеческими?
  2. В чем сущность характера трагического конфликта у Шекспира и специфика его разрешения?
  3. Почему интерес к шекспировским произведениям не слабеет уже на протяжении многих веков?
  4. Кто из режиссеров при постановки трагедий смог наиболее точно передать авторский замысел?
  5. Кто из актеров смог наиболее точно передать характеры главных героев?
  6. Почему современные режиссеры по-разному интерпретируют шекспировские идеи?

Учебные вопросы:

  1. Что такое трагедия как литературный жанр?
  2. Что такое “Великая цепь Бытия”?
  3. Кто из режиссеров занимался постановкой шекспировских пьес?

Результат работы: вики-страница студентов, содержащая следующую информацию:

  • цель исследовательской работы,
  • этапы работы,
  • основная часть.
  • выводы.

Проект включает в себя следующие материалы, созданные на основе ИКТ:
– диагностирующий материал – опросники по биографии и творчеству Шекспира – Анкетер.ру
– дидактические материалы и методические материалы (программы Microsoft Office):

1) интерактивный кроссворд – Excel,
2) вводная презентация – Power Point,
3) публикации – Publisher,
4) матрицы оценивания – Word.

Ссылка на страницу проекта:

http://wiki.iteach.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82_%22%D0%A8%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80!_%D0%98_%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C_%D0%B5%D0%BC%D1%83_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B0!%22