Цели:
образовательные:
- создать условия для расширения кругозора учащихся;
- способствовать овладению приемам последовательной работы;
воспитательные: создать условия для формирования активной жизненной позиции, любви к Отечеству, к своим предкам;
развивающие:
- создать условия для развития общеучебных навыков;
- совершенствовать умение речевой деятельности.
Оборудование: иллюстрация «Славяне», таблички: идол, варяги, норманны, государи, Славяне – слава; компьютерная презентация; портрет В. И. Даля; книги: летописи, «История Государства Российского» Н. М. Карамзина, «История в рассказах для детей» А. О. Ишимовой.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Объясните смысл пословицы В. И. Даля «Передний – заднему мост»
(пословица записана на доске)
(Смысл пословицы: всякий человек своим трудом помогает двигаться вперед тем, кто идет следом. Тоже происходило и в детской литературе: каждый автор готовил место для нового, иначе не может быть развития).
Приведите пример такой взаимосвязи.
(Погорельский (Перовский) – К. Толстой
Жуковский – Пушкин
Пушкин – Ишимова)
III. Переход к новой теме.
Когда вы впервые встретились с именем А. О. Ишимовой?
(Во II разделе «У истоков детской литературы»).
Что о ней уже знаем?
(Написала 15 книг для детей; издавала первые в России специальные журналы для девочек: «Звездочка» и «Лучи». Особенно нравилась детям книга «История России…»)
Напомните, пожалуйста, кто в русской литературе положил мостик к «Истории в рассказах» А. О. Ишимовой
(После ответа детей высвечивается слайд – портрет А. С. Пушкина.)
Детские писатели любят говорить, что для детей надо писать так же. Как для взрослых, только лучше. Что это значит? Ответ на этот вопрос можно найти в письме А. С. Пушкина, адресованного А. О. Ишимовой
(высвечивается слайд со словам, учитель читает вслух):
«Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот так надобно писать!»
Это очень высокая оценка литературного труда. Кто же такая А. О. Ишимова?
(Детская писательница)
За что же любили книги А. О. Ишимовой?
(За то, что они были просты в изложении и воспитывали благородство и любовь к Отечеству).
Совершенно верно ребята. Вот мы и подошли к теме нашего урока.
IV. Новая тема.
(Высвечивается слайд А. О. Ишимова «История России в рассказах для детей»)
Мы будем работать с отрывком «Славяне».
В тексте нам встретятся слова (учитель выставляет таблички и читает, дети повторяют: идол, варяги, норманны, государи), значение которых мы узнаем в ходе чтения.
1. Самостоятельное чтение текста учащимися про себя с. 165
Вопросы после чтения:
– Интересно ли вам было читать о славянах?
– Почувствовали ли вы любовь и уважение А.О. Ишимовой к своему народу, к своей
земле?
V. Физкультминутка.
VI. 2. Комментированное чтение текста.
(Вопросы после прочтения каждого абзаца)
1 абзац:
– Как обращается к читателям автор? (Милые дети).
– Что она думает о детях – читателях? (Что им будет интересно узнать не
сказку, а настоящую правду о своих предках).
2 абзац:
– На чем строится следующая часть текста? (На сравнении прошлого и
настоящего).
– Зачем писательница прибегает к такому приему? (Чтобы дети почувствовали
разницу).
– Интересна ли версия происхождения славян? Чем? (Славяне – слава).
3 абзац:
– Какими качествами своих предков гордится писательница? (Храбрость,
гостеприимство, доброта, умение держать слово).
– Что мы узнаем о религии славян? (Не знали истинного Бога, молились
разным идолам).
4 абзац:
– Почему славяне, по утверждению А. О. Ишимовой, «любили войну»? (Каждый хотел отличиться на войне, потому что почитали начальником того, кто отличался на войне).
– О чем жалеет автор? (О том, что до нас не дошли песни, в которых выражается сам народ).
Далее А. О. Ишимова пишет так («История России…» с. 4 – читает учитель):
«Но я могу предложить вам здесь несколько строк, из которых вы все – таки получите понятие о славянах лучшее и подробнейшее, нежели какое может дать вам небольшой рассказ наш. Это отрывок из стихотворения Жуковского».
(Появляется слайд, на нем одна за другой высвечиваются строки из песни барда над гробом славян – победителей, звучит музыка, учитель читает наизусть):
«Ударь во звонкий щит! стекитесь, ополчены!
Умолкла брань – враги утихли расточены!
Лишь пар над пеплом сел густой;
Лишь волк, сокрытый нощи мглой,
Очами блещущий, бежит на лов обильный;
Зажжем костер дубов; изройте ров могильный;
Сложите на щиты поверженных во прах:
Да холм вещает здесь векам о бранных днях,
Да камень здесь хранит могущих след священной!»
(После прочтения стихотворения учитель продолжает читать отрывок из «Истории России», с.4):
«Эта картина из жизни древних славян представлена прекрасно и верно. Смотря на нее, кажется, видишь наших горделивых, воинственных предков»
5–6 абзац:
– Что мешало славянам побеждать своих неприятелей? (Их воинственность, потому что каждых хотел отличиться, а народ не знал, кого слушать).
7–8 абзац:
– Почему варяги жили счастливо? (У них были государи, были законы).
– Что привлекало в этом народе Стариков – славян? (Счастье этого народа,
что у них были законы, умные и храбрые государи).
3. Работа с текстом после чтения:
– Зачем А. О. Ишимова пересказала летописи, труды историка Карамзина, ведь их
можно прочитать в оригинале? И мы с вами читали отрывки.
– Какой мост построила А. О. Ишимова для идущих следом? (Писать надо
интересно, доступно для детского чтения. Воспитывать благородство и любовь к
Родине, побуждать все лучшее, что заложено в человеке от рождения).
VII. Итог урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Ответить на вопросы учебника.
Выучить наизусть второй абзац из отрывка «Славяне».