ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без продолжения этой работы за рамками школьного урока.
Цель элективного курса “Военная тема в русской литературе конца ХХ – начала ХХI века”:
- приобщение учащихся к богатствам отечественной литературы, открывающей наиболее трагические страницы истории нашей Родины;
- воспитание нравственных качеств личности, патриотических чувств, формирование гуманистического мировоззрения обучающихся;
- создание условий для развития образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- раскрывать своеобразие представления военной темы и изображения русского национального характера в современной литературе;
- выделять мотивы, проблематику и образы изучаемых произведений;
- совершенствовать навыки исследовательской работы;
- развивать творческие способности обучающихся.
Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, и опирается как на книжные, так и журнальные публикации последних десятилетий.
В процессе работы по данной программе учащиеся совершенствуют следующие умения и навыки:
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- определять его тему и идею;
- давать характеристику основным героям;
- знать особенности композиции и сюжета, значение важнейших эпизодов в их взаимосвязи;
- род и жанр произведения;
- особенности авторской речи и речи действующих лиц;
- выявлять авторское отношение к изображаемому и давать произведению личностную оценку.
Активизируется и речевая деятельность учащихся. На занятиях курса закрепляются следующие умения и навыки:
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученных произведений;
- писать сочинение по изученному произведению о героях и нравственных вопросах, поставленных писателем;
- писать отзыв-рецензию на самостоятельно прочитанное произведение, мотивируя личностное отношение к героям и событиям.
Методы работы предусматривают активное включение в процесс познавательной деятельности учащихся. Это исследовательский, эвристический, проблемный, частично-поисковый и др.
Формы занятия данного курса: лекция-презентация, практические занятия, творческие мастерские, литературная композиция, защита творческого проекта и исследовательских работ, устный журнал, просмотр кинофрагментов, интегрированные занятия.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Программа рассчитана на 17 занятий. Режим занятий – 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Количество обучающихся в группе – не менее 12 человек.
Формы контроля в ходе занятий курса могут быть различные: творческие проекты, презентации, сочинения-отзывы, сочинения-рецензии, учебно-исследовательские работы.
В результате изучения курса обучающиеся должны знать:
- содержание изученных произведений писателей и поэтов;
- характеристику героев;
- жанровые особенности произведений;
Обучающиеся должны уметь:
- формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
- анализировать и интерпретировать художественный текст; устанавливать связи произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
- писать отзыв о прочитанном произведении;
- работать со справочной и критической литературой.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение. Тема войны в русской литературе. (1 ч)
Тема войны – одна из сквозных тем русской литературы. Основные проблемы, поднимаемые авторами от летописей до наших дней. Человек на войне. Нравственные истоки подвига. Основные художественные приёмы, используемые авторами, способы мощного, глубинного воздействия на читателя.
“Остаться человеком в пламени войны” (1ч)
Углубление темы Великой Отечественной войны в современной литературе. Суровая правда о войне К. Воробьева: “Это мы, Господи!” и “Убиты под Москвой”. Повесть Г.Бакланова “Навеки – девятнадцатилетние” - реквием героическому молодому поколению военных лет. Неприятие войны в повести В.Астафьева “Пастух и пастушка”. Повести В.Закруткина, Б.Васильева, С.Алексиевич о женщинах на войне.
Проза о Великой отечественной войне (3 ч)
- В.Астафьев. “Весёлый солдат”. Новый взгляд на войну, “человеческий масштаб” ее восприятия, размышления о “цене Победы”, трагизм этических коллизий, в которых оказывается человек на войне.
- Г.Владимов. Психологический роман “Генерал и его армия”. Генерал Кобрисов, военачальник мудрый и справедливый, не желающий платить “Россией за Россию”, как центр повествования. Противопоставление кобрисовского понимания победы жуковскому. Скрытая полемика с романом В.Гроссмана “Жизнь и судьба”.
- А.Азольский. Роман “Диверсант”. “Одиссея” юного разведчика Лёни Филатова. Мужская дружба. “Двоемыслие” уроков Чеха. Послевоенная жизнь героя. “Своя” правда о войне.
Афганская проза (6 ч )
“Афганистан болит в душе моей” (1ч)
Тема афганской войны в русской литературе, жанровое разнообразие произведений, авторская песня, тематика и проблематика поэтических произведений.
История войны в Афганистане. Афганская проза. (5 ч)
- Основная черта рассказов К. Таривердиева “Ловушка”, “Перебежчик”, достоверная картина жизни солдата.
- Писательский стиль Б. Горзева в повести “Перевал”, основная мысль произведения.
- Роман О. Ермакова “Знак зверя” в контексте “афганской прозы”.
- “Последний рассказ о войне ” - один из лучших в творчестве О. Ермакова; особенности композиционного построения произведения, его метафоричность; стиль О. Ермакова. “Афганская точка зрения” главного героя, авторская позиция, оценка войны в Афганистане. Анализ основных эпизодов; теория “глобальной” красоты в рассказе; темы природы и вечности в рассказе О. Ермакова. Мотив поколебленного мироздания в рассказе, образы и символы в произведении О. Ермакова.
- Страшная реальность войны: С. Алексиевич “Цинковые мальчики”.
“Их нельзя забывать”.
Памяти погибшим в Чечне посвящается. (1 ч)
Проза о чеченской войне. Стихи и песни, написанные солдатами срочной службы. Документальные фильмы, интернет-проекты.
“В современной войне не бывает победителей” (3 ч)
В. Иванов. Повесть “Вход в плен бесплатный” - откровенная исповедь о 113 днях плена. Особенности сюжета, композиция произведения; реальный и правдивый взгляд на Чеченскую кампанию, анализ ключевых эпизодов произведения, образ главного героя, психология человека, попавшего в плен, переосмысление жизненных ценностей, художественный текст и документальность.
А.Бабченко. Повесть “Алхан-Юрт”, основанная на личных впечатлениях и воспоминаниях. “Забытые солдаты” Чеченской кампании. Понимание воинского долга, армейского товарищества.
Итоговое занятие. (2 ч)
Защита проектных работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела. Тема занятий |
Формы организации учебного занятия | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
Введение | 1 | ||||
1 | Тема войны в русской литературе. | Лекция | 1 | 1 | |
Проза о Великой отечественной войне | 4 | ||||
2 | “Остаться человеком в пламени войны” | Лекция- презентация | 1 | 0,5 | 0,5 |
3 | В.Астафьев. “Весёлый солдат” | Практическое занятие | 1 | 1 | |
4 | Г.Владимов. Психологический роман “Генерал и его армия” | Практическое занятие | 1 | 1 | |
5 | А.Азольский. Роман “Диверсант” | Практическое занятие | 1 | 1 | |
Афганская проза | 6 | ||||
6 | “Афганистан болит в моей душе” | Лекция- презентация | 1 | 0,5 | 0,5 |
7 | Достоверная картина жизни солдат в произведениях К.Таривердиева и Б.Горзева. | Практическое занятие | 1 | 1 | |
8 | Роман О.Ермакова “Знак зверя” в контексте афганской прозы. | Практическое занятие | 1 | 1 | |
9 | “Последний рассказ о войне” О.Ермакова. | Практическое занятие | 1 | 1 | |
10-11 | Правда Афгана в произведениях современной литературы. | Творческая мастерская. | 2 | 0,5 | 1,5 |
“В современной войне не бывает победителей” | 4 | ||||
12 | “Их нельзя забывать”. Памяти погибшим в Чечне посвящается. | Литературная композиция | 1 | 1 | |
13 | В.Иванов. Повесть “Вход в плен бесплатный” | Практическое занятие | 1 | 1 | |
14-15 | “Забытые солдаты” Чеченской кампании в произведениях А.Бабченко. | Лекция-презентация | 2 | 1 | 1 |
16-17 | Итоговое занятие. | Защита проектных работы | 2 | 0.5 | 1,5 |
Всего | 17 | 4 | 13 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для учащихся
- Астафьев В. Посох памяти. М., 1980
- Великая Отечественная война в советской литературе. М., 1983
- Журавлев С.И. Память пылающих лет. М.: Просвещение, 1985.
- Кузьмичев И. Боль памяти. Горький, Волго-Вятское книжное издательство, 1985.
- Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: “Вентана-Граф”, 2006.
- Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002
Литература для учителя
- 1.Аннинский Л. Спасти Россию ценой России // Новый мир, 1994 № 10
- Белокурова С. П., Друговейко С. В. Русская литература. Конец ХХ века. Уроки современной русской литературы: Учебно-методическое пособие.- СПб.: “Паритет”, 2001.
- Вуколов Л.И. Современная проза в выпускном классе .:Просвещение,2002
- Коган А. Поражение и победа генерала Кобрисова // Литературное обозрение. 1995. № 3
- Русская литература. Конец XX века. Уроки современной русской литературы: учебно-методическое пособие – СПб.: Паритет, 2001
- Современная русская литература; учеб. пособие для старшеклассников и поступающих в вузы, /под ред. Б.А. Ланина, М.: “Вентана-Граф”, 2006.
- Сохряков Ю.И. Нравственно-философский потенциал военной прозы.//Литература в школы. 2006. № 5
- Трубина Л.А. Русская литература XX века. М.:Флинта, 2002
Тексты: “Журнальный зал”: http://magazines.russ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1.
Вопросы для обсуждения по теме занятия “Остаться человеком в пламени войны” (занятие № 2) .
- Кого мы называем героем?
- Как проявляются героические качества того или иного человека?
- Почему военные события в истории человечества всегда меняют судьбы народов?
- Агрессивное и милосердное в человеке: как эти феномены проявляются в условиях войны?
- Традиции классической литературы в современной военной прозе.
- Герои современных произведений о войне.
Приложение 2.
Вопросы для обсуждения по теме занятия “В.Астафьев. “Весёлый солдат” (занятие № 3).
- Какие эпизоды из послевоенной жизни солдата запомнились вам особенно?
- Изменился ли характер “весёлого солдата” во второй части романа? Какие жизненные эпизоды стали определяющими для становления его личности?
- Сохранились в душе “весёлого солдата” чистота, искренность, человечность? В чём и когда эти качества проявлялись?
Приложение 3.
Вопросы для обсуждения по теме занятия “А. Азольский. Роман “Диверсант” (занятие № 5).
- Сравните воспоминания Лёни о первом убитом им фашисте с воспоминанием “весёлого солдата” В.Астафьева о первом убийстве врага. Чем различаются реакции солдата и Лени Филатова?
- Как изменяется внешность Лёни Филатова? Насколько эти изменения соответствуют его мужанию, взрослению?
- Что поддерживает в “страшном мире” героя-диверсанта?
- Считается, что проза А.Азольского - мужская, а женщины в его произведениях – только служебные персонажи. Так ли это в “Диверсанте”? Аргументируйте ответ.
- Какую композиционную роль в романе выполняет история семьи Бобриковых?
Приложение 4.
Вопросы для обсуждения по теме занятия “Забытые солдаты” Чеченской кампании в произведениях А.Бабченко” (занятие № 14-15).
- Найдите кульминационный момент в повести А.Бабченко “Алхан-Юрт”. Каким предстает перед читателем Артём?
- Чем отличается описание солдат в этой повести от известных вам произведений о войне?
- Сравните рассказ О.Ермакова “Крещение” и повесть А.Бабченко “Алхан-Юрт”. Что общего между главными героями этих произведений? Изменилось ли понимание воинского долга, армейского товарищества, воинской дружбы?