Методика обучения литературы переживает сложный период. Изменились цели общего среднего образования, разрабатываются новые учебные планы, новые подходы к отражению содержания посредством не отдельных обособленных дисциплин, а через интегрированные образовательные области. Создаются новые концепции образования, стандарты, в которых описано не только содержание, но и требования к результатам обучения, основанные направления деятельности. Известно, что качество знаний определяется тем, что умеет с ними делать ученик.
Современный дидактический принцип личностно– ориентированного обучения требует учета психофизиологических особенностей обучаемых, использование системного, деятельного подхода, особой работы по организации взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, которая обеспечивает достижение четко спланированных результатов обучения.
В центр внимания работников образования, учителей поставлена результативность обучения. Эта проблема активно разрабатывается на основе использования последних достижений информатики, теории управления познавательной деятельностью.
В своей практике я использую современные компьютерные технологии. С появлением в школах интерактивной доски, мультимедийных дисков по предметам, свободного доступа к сети Интернет появилась большая дополнительная возможность использования компьютерных технологий на уроках языка и литературе. В настоящее время наша школа, как и многие другие, оснащена прекрасным компьютерным классом, информационно– коммуникативные технологии часто используются на уроках.
Все шире на уроках учителя нашей школы применяют теорию критического мышления. Это тоже, на мой взгляд, один из разновидностей современных педагогических технологий. Критическое мышление, по мнению американских педагогов, означает, что человек использует исследовательские методы в обучении, ставит перед собой вопросы и планомерно ищет на них ответы. Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что новое они открыли для себя. особую методику обучения, отвечающую на вопрос: как учить мыслить.
Современной школе важна принципиально новая система обучения, которая в опоре на лучшие традиции учитывала бы индивидуальные особенности учащихся. Вот почему так важно разрабатывать технологии обучения, иными словами организацию учебной деятельности школьников с четко заданной целью и планируемыми результатами.
Цели урока:
1) обучающие:
– познакомить учащихся со своеобразным укладом жизни Запорожской Сечи, с ее
историей и обычаями в повести “Тарас Бульба”, дать исторический комментарий;
– раскрыть мастерство Н. В. Гоголя в изображении природы;
2) развивающие:
– способствовать развитию навыков самостоятельной работы с учебной и
художественной литературой, историческими источниками;
– формировать умение анализировать пейзаж, видеть изобразительно-художественные
средства;
– развивать умение давать оценку литературным явлениям;
– развивать творческие способности;
3) воспитательные:
– воспитывать любовь к природе, развивать интерес к истории, культурным
традициям наших предков, прививать любовь к разным видам искусства, донести до
учеников мечту Гоголя о справедливом, вольном обществе.
– связать с современностью. Проявляется ли товарищество в вашем коллективе?
Тип урока: комбинированный.
Методы:
1) диалогический,
2) объяснительно-иллюстративный,
3) частично-поисковый.
Оборудование: проектор, интерактивная доска, ноутбук,
презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы продолжаем рассуждение по повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба”. А сейчас запишите сегодняшнее число, тему нашего урока. На доске вы видите эпиграф к нашему уроку “Нет святее уз товарищества” Тарас Бульба Остальное мы будем записывать постепенно, по мере прохождения каждого этапа. Слайд 1.
II. Актуализация прежних знаний.
1. Вспомните, как работал писатель, к каким источникам обращался при написании повести.
Николай Васильевич Гоголь родился в селе Большие Сорочинцы, Миргородского уезда, Полтавской губернии. Вторая его книга носит название “Миргород” Эта книга включает в себя легендарную повесть “Тарас Бульба”, Повести “Старосветские помещики”, “Вий”, “”Повесть о том, как поссорился Ивн Иванович с Иваном Никифоровичем”. Слайд 2.
2. Проверка домашнего задания.
Рассказ о Тарасе.
Мы знакомимся с Тарасом Бульбой в мирной домашней обстановке. Его гордость – его сыновья – Остап и Андрий. Тарас Бульба – полковник, один из командиров казачества. Он с уважением относится к товарищам-запорожцам, преданный казак, уважает и ценит обычаи. Слайд 3.
Работа с пропущенными словами.
Ваша нежба – чистое поле да добрый конь.
Сабля – вот ваша матерь.
Запорожье – вот где наука, так наука. Там вам школа.
Кому принадлежат эти слова? (Слова Тараса своим сыновьям.)
Что является главным для казака? (Главное для настоящего казака – чистое поле – воля, добрый конь, который никогда не бросит своего хозяина, сабля, которая защитит в трудную минуту казака.)
Кто такие казаки? Запорожские казаки? Слайд 4.
(Материал из учебника.) Гоголь обращается к прошлому Украины, изучает жизнь и быт казачества. Крестьяне убегали на юг, построили укрепление Запорожскую Сечь, а себя назвали запорожскими казаками.
Мы тоже на родном языке употребляем это слово – Казак. Э-э, ты ведь у нас казак! – говорим. Казак – это вольный, ни от кого независимый человек.
Кто населяет Запорожскую Сечь? (Самые разные люди: бывшие преступники, образованные и необразованные, богатые и бедные, любящие воевать.) Слайд 5.
Мирное существование в Сечи – редкость. Обычное состояние – беспрерывные войны.
Что такое степь для казака?
Для казаков родина – это степь бесконечная, вольная, просторная. Таков и характер.
Степные просторы накладывали отпечаток на образе жизни казачества, на характерах казаков. Неслучайно вольная степь, широко разлившаяся река предваряют описание казачьей вольницы. Видеофрагмент фильма.
Условия приема в Запорожскую Сечь:
– статус вольного человека,
– хорошее знание русского языка,
– принадлежность к православной вере.
– наличие специальной подготовки.
Как вы думаете, почему Остап и Андрий сразу были приняты в Сечь?
Наизусть из учебника.
Физкультминутка.
Что такое служба в Сечи? Воинская служба в Сечи – это не принуждение, а добровольное служение своему Отечеству. Здесь свои законы: жестокие наказания за кражу, за невыплату долга, за убийство. Но главная цена человеческой жизни для казаков – товарищество и братство, основанное на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир в Запорожской Сечи. Слайд 6.
Занятия запорожцев: метко стреляли в цель, конные скачки, мало кто занимался ремеслом, гуляние с утра до вечера.
Работа с пропущенными словами.
Так вот она, Сечь! Вот то …, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как …! Вот откуда разливается … и козачество на всю Украйну!
Знакомство с картиной И.Е. Репина “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” Слайд 7.
История создания картины.
В основе картины лежит историческое событие, относящееся к 1676 году. Казаки вольной Запорожской Сечи были оплотом Руси, охраняли ее от польских панов и турок. Турецкий султан Махмуд прислал письмо, в котором предлагалось сдаться без сопротивления. Запорожские казаки написали едкий ответ султану. Этот исторический эпизод взял Репин для своей картины. За столом сидит писарь и строчит письмо султану, а сидящие и стоящие казаки диктуют ему . Картина создавалась долго – 12 лет.
Узнаете в картине Тараса, Андрия, Остапа?
Казаки подчинялись Кошевому – атаману, который выбирался из своих же запорожских казаков. Важнее вопросы решали сообща. Законов было мало, но они были слишком суровыми. Каждый запорожец готов был умереть за товарища и за Отчизну.
Казаки всему учились сами, опытом, в пылу битв. Победить или погибнуть – девиз казаков. Девиз писали на своем оружии. Воля, непритязательный быт, разгульные обычаи и строгие законы закаляли казаков. Казаки, глядя постоянно смерти в глаза, старались не упускать выпавшую на долю их радость. Для них нет закона, кроме боевого товарищества.
О товариществе. Ученик. Видеофрагмент фильма “Тарас Бульба. Речь Тараса.
Считались ли законы жестокими?
Приемлимы ли они сейчас? Какие современные фильмы боевом товариществе знаете? А у вас проявляется товарищество?
(Ответы-рассуждения учащихся.)
Эпилог к уроку:
“Узы этого братства, – писал Гоголь о казаке в статье “О Малороссийских песнях”, – для него это выше всего, сильнее любви… Умирающий казак лежит среди девственной природы и собирает все силы, чтоб не умереть, не взглянув еще раз на своих товарищей. Увидевши их, он насыщается и умирает”.
Написать сочинение-миниатюру “Плюсы и минусы Запорожской Сечи”
Прочитать отрывок из сочинения.
Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке? Что вас удивило, поразило?
Домашнее задание: Перечитать главы, нарисовать герб Запорожской Сечи.
Оценки за урок.