Интеллектуальная игра "День воинской славы России", 6-й класс

Разделы: История и обществознание, Литература, Внеклассная работа

Класс: 6


Оборудование: мультимедийная установка; столы для 2-х команд, стол для жюри, места для болельщиков; рисунки, буклеты, постеры участников игры могут быть использованы в качестве оформления классной доски; на столах российские флажки, листы бумаги, маркеры, фломастеры, карандаши, карточки с цифрами и с именами полководцев (Приложение 1). Начинает звучать музыкальная композиция и постепенно затихает.

Ход мероприятия

Вступительное слово учителя: 2012 год – Год Российской истории, год 200-летия Бородинского сражения, и в нашей школе идёт Неделя гуманитарных наук, посвящённая именно этому событию. В течение этой недели вы, ребята, уже приняли участие в различных мероприятиях, конкурсах, у вас состоялись встречи с сотрудниками детской городской библиотеки «Первоцвет», которые многое рассказали вам и об Отечественной войне 1812 года, и о её героях, и о книгах, посвящённых этому событию. Вы, конечно, ещё не изучали на уроках истории Бородинское сражение, но в течение этой недели вы узнали очень многое и даже получили задания (Приложение 2) перед нашей интеллектуальной игрой. Остаётся надеяться, что вы к ней серьёзно подготовились.

Неделя гуманитарных наук ещё продолжается, а у нас сегодня интеллектуальная игра «День воинской славы России». А сколько всего дней воинской славы в России? (17). Вот разминка и состоялась, команде 1 балл, и так в течение всей игры – по 1 баллу за каждое правильно выполненное задание. Позвольте представить членов жюри: это старшеклассники, которые знают об Отечественной войне 1812 года всё! (Представление жюри). А теперь, команды, ваша очередь представиться! (Команды озвучивают своё название, представляют капитанов) Команды готовы. Реквизит готов. Поднятые флажки будут означать готовность команды давать правильный ответ.

Итак, начинаем интеллектуальную игру «День воинской славы России», посвящённую Году Российской истории и 200-летию Бородинского сражения. Игра будет состоять из восьми этапов:

1 этап (история): Приготовьте карточки с цифрами и внимание на экран (Приложение 3).

1. Когда французские войска перешли границу Российской империи?

  1. 20 августа 1812 года
  2. 24 июня 1811 года
  3. 24 июня 1812 года

2. Кто был главнокомандующим русской армии в Отечественной войне 1812 года?

  1. М.И.Кутузов
  2. П.И.Багратион
  3. Н.Н.Раевский

3. Когда произошла Бородинская битва?

  1. 24 октября 1812 года
  2. 8 сентября 1812 года
  3. 12 декабря 1812 года

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

2 этап (история): Приготовьте карточки с именами героев войны 1812 года. Внимание на экран. Узнай героя по его портрету:

  1. Кутузов Михаил Илларионович
  2. Багратион Пётр Иванович
  3. Барклай-де-Толли Михаил Богданович
  4. Раевский Николай Николаевич
  5. Давыдов Денис Васильевич

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

3 этап (история): 1. О ком из героев войны 1812 года эти слова? Вам вновь помогут карточки с именами героев войны 1812 года.

  1. Многие его современники считали, что немыслимо, преступно даже вести разговоры о сдаче Москвы. Какую же смелость надо было иметь, чтобы издать приказ о сдаче Москвы во имя спасения Армии. (Кутузов М.И.)
  2. Внезапно он упал с лошади. Осколок разорвавшейся гранаты попал в него и раздробил ему ногу. Рана была тяжелой, и героя-командира вынесли с поля боя. Перед лицом наседавших французов он приказал: «Умирать всем, ни шагу назад!» (Багратион П.И.).
  3. Его предки – выходцы из Шотландии. В начале Отечественной войны 1812 г. он занимал пост военного министра России. (Барклай-де-Толли М.Б.)
  4. И тогда он взял своих сыновей, младший, Александр, держался за руку отца, по другую сторону был старший, Николай, со знаменем Смоленского полка. Втроем они побежали навстречу противнику, шедшему в штыки. (Раевский Н.Н.)
  5. Он командовал первым батальоном Ахтынского гусарского полка. У лихого гусара зародилась мысль о создании партизанских отрядов из казаков и гусар, которые бы наносили внезапные удары по французским тылам. (Давыдов Д.В.)

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

4 этап (история): Внимание на экран.

1. Узнай командный пункт

  1. Русская армия и Кутузов М.И.
  2. Французская армия и Наполеон

2. Какие рода войск были в русской армии 1812 года?

  1. пехота
  2. кавалерия
  3. артиллерия

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

5 этап (литература):

Конкурс чтецов (от каждой команды по одному заранее подготовленному чтецу; условие: стихотворение должно быть посвящено Отечественной войне 1812 года). Чтецы тоже приносят баллы своим командам.

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

6 этап (литература):

1. Какими качествами должен был обладать герой Отечественной войны 1812 года, чтобы действительно стать героем? (Запись на листочках определений в течение 5 минут). Дуэль. Побеждает тот, у кого будет последнее определение. Будьте внимательны и не повторяйте уже прозвучавшие определения.

2. Найдите «потерянное» слово из поэмы М.Ю.Лермонтова «Бородино». Слова записываем на листочках и показываем жюри и болельщикам.

1. Да, были люди в наше время,
    Не то, что нынешнее племя

2. Полковник наш рождён был хватом
    Слуга царю, отец солдатам...

3. Изведал враг в тот день немало,
    Что значит русский бой удалый,
    Наш рукопашный бой…

3. «Письмо с фронта…» Девочки пишут письмо на фронт отцу или старшему брату, мальчики – с фронта маме или сестре. (Миниатюра. 5 минут). Выберите по одному письму в команде от мальчиков и от девочек и прочитайте вслух. (Особенность этого конкурса в том, чтобы в письме в той или иной степени содержались посильные учащимся 6-х классов реалии быта того времени (определённая лексика, предметы быта и т.п.) – это инструкция для членов жюри)

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

7 этап (история): Внимание на экран. Узнай памятник:

  1. Храм Христа Спасителя
  2. Триумфальная арка
  3. Памятник Петру Ивановичу Багратиону на Кутузовском проспекте в Москве
  4. Памятник Кутузову в селе Горки
  5. Кутузовская изба

(Жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

Пауза: Внимание на экран: в XIX веке была популярна настольная игра «Наполеон». (Учитель рассказывает об условиях этой игры) Игровое поле состоит из кружков (пунктов), соединенных линиями. Играют четырьмя фишками (или пуговицами). Одна из фишек называется Наполеоном. Она помещается в точке, названной Москвой. Остальные три (другого цвета) под именем «Русские корпуса» помещаются кругом на точках, ближайших к Москве. Начало игры открывается ходом одного из Корпусов, чтобы дать возможность Наполеону сделать ход - покинуть Москву. Игра продолжается поочередным передвижением фишек (по одной за ход) с тем, чтобы Наполеон не мог возвратиться в Москву и был бы загнан на точку, названную Ковно.

8 этап (творчество): Ребята, ваши подготовленные дома постеры, буклеты, рисунки изучает и оценивает жюри, а вы в это время создаёте командой праздничный плакат, посвящённый 200-летию Бородинского сражения.

(Команды работают, жюри подводит итоги и отмечает баллы на доске)

Итак, все этапы пройдены, наша игра подошла к завершению, пришло время подвести итоги. Пока жюри считает общее количество баллов, вы, ребята, и игроки, и болельщики, можете подойти к классной доске и познакомиться с творческими работами, посвящёнными защитникам Отечества 1812 года.

Подведение итогов, вручение диплома команде-победительнице и сертификатов каждому участнику игры.