Литература
-
«Памятник самой беззаветной и безответной любви». Урок внеклассного чтения «Фотография Пушкина» А.Г. Битова». 9-й класс 2015
В ходе беседы, дискуссии и анализа избранных эпизодов повести А.Г. Битова «Фотография Пушкина» учащиеся составляют портрет Пушкина, делают вывод о его живом характере, чувстве юмора, мудрости, способности к гениальному прозрению судеб. Урок подводит учеников к мысли, что всеми поступками главного героя повести руководит любовь к поэту. Любовь и уважение к Пушкину водит и пером самого А.Г. Битова.
-
«Собака бывает кусачей…» По рассказу Л. Андреева «Кусака», урок литературы. 7-й класс 2015
Для работы на уроке используется рассказ Л. Андреева «Кусака». В ходе урока учащиеся приобретают навыки анализа художественного текста.
-
Внеклассное мероприятие по литературному краеведению «Экскурсия по литературным местам Волгограда». 5–6-е классы 2015
Цель мероприятия: знакомство с местами Волгограда, связанными с литературной деятельностью писателей, поэтов и общественных организаций; формирование знаний и представлений о культуре родного города у учащихся лицея.
-
Литературная игра «Олимпиада в созвездии муз». (Внеклассное мероприятие для учащихся средних и старших классов) 2015
Литературная игра – часть общешкольной игры по станциям, посвященной олимпийским играм. Ее можно проводить как самостоятельное внеклассное мероприятие. Литературная игра в игровой форме расширяет знания учащихся о творческих состязаниях, которые проводились в Древней Греции. Игра по станциям включает в себя вопросы в тестовой форме, а также более сложные задания второй части с выбором ответа, где нужно применить знания и эрудицию.
-
Развитие метапредметных компетенций на уроках русского языка и литературы 2015
В формировании метапредметных компетенций учащихся очень эффективен метод исследования. Элементы проблемных, поисковых, исследовательских методов делают процесс обучения эффективным. В качестве примера приводится такая форма работы, как урок-суд при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Ученики готовят выступления судьи, прокуроров, адвокатов, свидетелей и самого Раскольникова.
-
Федор Михайлович Достоевский – писатель и мыслитель 2015
Презентация рассчитана на 2 учебных часа. Цель урока: пробудить желание учащихся глубже познакомиться с жизнью и творчеством писателя. Презентация не только знакомит с фактами жизни Достоевского, но и создает представление о личности и творческой деятельности писателя, показывает его индивидуальность, выявляет особенности мировоззрения на различных этапах жизненного пути.
-
Мысль семейная в русской литературе XIX века. Итоговое повторение в конце года 2015
Приемы работы на уроке: диспут, презентация, доклад. Урок связан с годовым проектом «Книга в кино», на уроке выступают ученики 11-го класса (3–4 человека), которые написали исследовательские работы по произведениям программы 10-го класса. Ученикам дается на дом сочинение по русской литературе XIX века.
-
Повесть Дины Рубиной «Высокая вода венецианцев» 2015
В ходе анализа повести и наблюдения за поведением героини выявляются особенности характера доктора Лурье, роль интерьера, пейзажа, лексических средств языка в создании характера; художественные приемы, используемые автором; определяется отношение к жизни героини; показывается, в чем состоит нравственно-философский итог повести; взгляд автора на человека и его возможности; формируются навыки целенаправленного отбора и изложения материала.
-
Лирическая страница химии (химические элементы и их соединения в произведениях А.С. Пушкина). Интегрированный урок химии и литературы 2015
Интегрированный урок химии и литературы показывает лирическую страницу химии,а именно: химические элементы и их соединения в произведениях А.С. Пушкина. В такой нетрадиционной форме урок расширяет представления о специфике естественно-научного знания, его осмысление с точки зрения исторического развития и осознание прикладного характера естественно-научных знаний.
-
Муса Джалиль: жизнь и творчество 2015
Урок посвящен жизненному пути и творчеству Мусы Джалиля.
-
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Литературная игра 2015
Обобщающий урок по роману Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» проводится после знакомства с произведением. Занятие построено в форме литературной игры. Выполнение конкурсных заданий потребует от учащихся детального знания текста романа, смекалки, умения работать в команде, творчества. Игра формирует познавательную активность, развивает интерес к культуре страны изучаемого языка.
-
Сочинение-рассуждение публицистического стиля в формате ЕГЭ по тексту Б. Васильева «В списках не значился…» 11-й класс 2015
Урок развития речи предполагает комплексный анализ повести Б. Васильева «В списках не значился», учит писать сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ, составлять и отбирать необходимые материалы.
-
Программа элективного курса «Творчество поэтесс» для профессионального обучения в 11-м классе (татарская литература) 2015
Программа элективного курса для профильного обучения по татарской литературе. Цель курса: знакомство с особенностями и секретами профессии писателя в творчестве знаменитых татарских поэтесс; формирование творческой личности учащегося; развитие познавательного интереса к татарскому языку и литературе. Программа написана на татарском языке.
-
Урок-исследование по теме «Внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина» 2015
К уроку учащиеся должны выполнить несколько практических исследовательских заданий. Свои результаты они представляют наглядно: в виде проекта или презентации. Обсуждая результаты своей работы, учащиеся должны доказать, что внешняя и внутренняя красота в произведениях А.С. Пушкина несоизмеримы: внешне красивый человек не всегда красив внутренне. Полученные выводы учащиеся должны попытаться найти в ситуациях в ходе моделирующего упражнения.
-
В городе богини Афины 2015
Урок расширяет знания учащихся 5-го класса о культуре и архитектуре Древней Греции, формирует понятия о мифе как памятнике мировой культуры. Виртуальное путешествие по Афинам, одному из самых красивых древнегреческих городов, делает урок интересным, ИКТ расширяют кругозор учащихся, повышают наглядность.
-
Литературно-историческая игра «Древняя Русь». 6-й класс 2015
Цель литературно-исторической игры «Древняя Русь: обобщение и систематизация материала по теме, обогащение литературного, исторического и эстетического кругозора учащихся; развитие умений самостоятельно пополнять знания; формирование нравственных идеалов и вкуса.
-
Информационно-коммуникационные технологии и цифровые образовательные ресурсы на уроках русского языка и литературы. «И.А. Крылов – великий русский баснописец» 2015
Любая проблемная задача в зависимости от содержания обучения и дидактических целей может быть спроектирована веб-технологиями и погружает в проблему, поиск дополнительных ресурсов для решения проблемной задачи, исследовательскую и познавательную деятельность.
-
Внеклассное занятие по литературе к 70-летию Великой Победы «У войны не женское лицо…» 8-й класс 2015
Внеклассное мероприятие по литературе с опорой на знания детей выявляет, какую роль сыграли женщины в годы Великой Отечественной войны. Мероприятия развивает познавательный интерес, потребность в расширении кругозора и углублении знаний о Великой Отечественной войне; воспитывает человечность, милосердие, уважение к женщине, патриотизм. Занятие посвящено 70-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
-
Урок-вернисаж «Прелести твоей секрет» 2015
Урок-вернисаж знакомит учащихся с выдающимися шедеврами живописи, литературы и музыки, посвященными образу женщины. Какие тайны воплощены выдающимися русскими художниками различных эпох в женских образах? Какой идеал женской красоты и гармонии воспевали поэты?
-
«Живая душа народа». Аналитическое чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» 2015
Урок аналитического чтения строится по законам драматургического действа. Цель: истолкование рассказа на основе целостного восприятия текста и понимания идеи произведения, развитие умения характеризовать и оценивать главного героя рассказа, объяснение значения деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета, исследование позиции автора.
-
Техника формирования сюжетного поля урока «Презентация на каждый день» 2015
Создание сюжетного поля урока – важнейший элемент формирования учебной мотивации и рефлексивной компетентности, основной эффект которого – создание единого эмоционального фона, ценностно-смыслового пространства образовательной деятельности. На уроках литературы это особенно значимо в силу глубокого нравственно-этического потенциала дисциплины.
-
Урок на тему "Детства прекрасная пора" по повести Л.Н.Толстого "Детство" 2015
Разработка вводного урока по повести Л.Н. Толстого «Детство» в 6-м классе. Цель: определение роли темы детства в творчестве Л.Н. Толстого. Задачи: рассмотреть дефиницию лексемы «детство», составить ассоциативный ряд, синквейн, поиск и последующий анализ пословиц в словаре пословиц и поговорок, самопрезентация фотографий в детском возрасте, проанализировать успешность и пользу урока. Формирование навыка выразительного чтения, умения работать с текстом.
-
Урок литературы по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (глава «Бэла») на тему «Печорин как представитель "портрета поколения"». 9-й класс 2015
Урок сочетает классические и инновационные формы работы, на материале произведения формирует духовные ценности, активную жизненную позицию подростков. Цель: научить характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к окружающим, авторской оценке; помочь увидеть незаурядность характера героя; развивать умение ориентироваться в тексте, умение работать в группе.
-
Программа элективного курса по русскому языку и литературе "Творческие работы разных жанров" 2015
Программа курса развивает навыки устной и письменной речи, логическое мышление учащихся, учит анализировать художественный текст (как прозаический, так и поэтический), интерпретировать его в совместной творческой деятельности учителя и учащихся
-
Урок литературы "Повесть о житии и храбрости благородного великого князя Александра Невского". 8-й класс 2015
Урок знакомит с древнерусским жанром литературы – житием; сравнивается облик героя как исторического деятеля и как святого; развивается умение анализировать факты из истории страны; формируются навыки работы с текстом.
-
Урок литературы «В лермонтовских Тарханах». 9-й класс 2015
Цель заочного путешествия: познакомить учащихся с фактами биографии поэта; ввести в особый эмоциональный мир, оживить воспоминания, создать своеобразный «эффект присутствия»; развивать творческое мышление, умение выбирать из огромного литературного материала наиболее важную информацию, делать выводы; воспитывать чувство толерантности, ответственности, коллективизма в групповой работе.
-
Внеклассное чтение по повести В.О. Богомолова «Иван». 6-й класс 2015
Урок внеклассного чтения по повести В. Богомолова «Иван» позволяет учащимся проникнуть в атмосферу описываемых событий. Они работают с текстом произведения. Урок формирует познавательную активность учащихся, воспитывает чувство патриотизма, гордость за тех, кто отстоял Победу, развивает навыки связной речи, самостоятельности, умения отстаивать свою позицию.
-
Урок литературы «Обсуждение повести В. Кондратьева "Сашка"». 11-й класс 2015
Урок литературы посвящен обсуждению повести В. Кондратьева «Сашка» с целью вызвать у детей размышления о прочитанном, переживания, душевный отклик; совершенствовать умение анализировать текст.
-
К. Паустовский «Заячьи лапы». Что чувствуют и переживают герои 2015
На уроке формируются представления о человеческих качествах, чувствах, переживаниях, навыки работы с текстом, в группе; отрабатываются навыки работы с источниками, систематизации информации, взаимопроверки, взаимопомощи, построения логического рассуждения, самооценки своей работы.
-
Две истории любви в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» 2015
Анализируя эпизоды, учащиеся приходят к пониманию психологического портрета героев Тургенева, внутренних и внешних конфликтов героев. Ученики размышляют над вопросом: как меняется внутренний мир героев после испытания чувством любви.