Бал и «После бала» (Творческая мастерская по рассказу Л.Н. Толстого «После бала»). 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


ЭПИГРАФ УРОКА

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
Афанасий Фет “Бал”

ЦЕЛИ:

  • Частичное погружение обучающихся в атмосферу бала 19 века, чтобы более чётко осознавался контраст с событиями, описанными Л.Н.Толстым во второй части рассказа “После бала”.
  • Выявление степени эмоционального воздействия произведения на обучающихся.
  • Развитие устной и письменной речи, формирование монологических и диалогических навыков.
  • Формирование отношения к человеку как высшей ценности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Портрет писателя
  • Плакат-бюллетень, кратко рассказывающий об авторе
  • Эпиграф записан на доске
  • С. Прокофьев “Вальс из кинофильма “Война и мир”
  • Мазурка

ТИП УРОКА: урок-мастерская

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Сообщение темы, целей урока. Вступительное слово учителя перед мастерской:

Каждый из вас в 14-15 лет отличается от взрослых тем, что о вас ещё трудно с уверенностью сказать: кто ты. Человек или человечек, можно на тебя положиться в трудную минуту или ты предашь, а может быть, просто не заметишь чужой беды, стоит тебе улыбнуться при встрече или лучше пройти мимо, отведя взгляд в сторону. Многие из вас ещё делают выбор: быть настоящим или казаться таковым. Каждый мечтает, размышляет, думает и выделяет “своё важное”, “своё главное”. Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять об одном, а вот выводы каждый сделает свои.

Л.Н. Толстой... Я хочу вам немного рассказать об этом писателе. (Знакомство с плакатом-бюллетенем, кратко рассказывающим о писателе).

(Начинает звучать музыка С. Прокофьев “Вальс из К/ф “Война и мир”)

Лев Николаевич Толстой – необычный писатель, для него очень важно показать героя не только внешне, но и изобразить состояние души, описать внутренний мир персонажа.

Попытаемся и мы окунуться в атмосферу одного из его произведений,

понять поступки героев.

- Какое настроение создаёт звучащая музыка? (Атмосферу праздника)

Перенесёмся в 19 век на один из блистательных балов.

Чтение учителем эпиграфа к уроку.

БАЛ и рассказ Л.Н. Толстого “После бала” - тема нашего разговора на уроке

1. ИНДУКТОР

Запишите слово “БАЛ”, подберите к нему слова-ассоциации, подчеркните наиболее важные с вашей точки зрения. Рисуйте, если возникнет желание, используй любую цветовую гамму. (Музыка звучит немного громче во время работы учеников.)

(Из записей учеников

Бал – вальс, ночь, огни, дамы, шикарные платья, свет от улыбок, брильянты, шампанское, веер, легкое кружево.(Анищенко Ирина)

Бал – музыка, веселье, вальсирующие пары.(Шилов Дмитрий)

Бал – красивый дворец, пышные платья, мерцающие огни, фонтаны, кареты, веселье, волшебная музыка, радость звёзды, шампанское, красивые цветы.(Чайкина Вера)

Бал – Золушка, волшебство взгляда, кавалер, танцы, музыканты.(Волгина Наталья)

Бал – ощущение сказки, торжественность, цветы, гости, новые знакомства, романтика, свечи, радость, приятные знакомства.)

2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Учащиеся читают сначала в группах (все учащиеся), потом в классе (заслушиваются лучшие работы), показывают рисунки, объясняют, что подчеркнули, дополняют “бальные ассоциации”. Получается набор слов и выражений гораздо богаче, точнее, эмоциональнее.

3. НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.

На основе записанных ассоциаций обучающиеся создают сочинение-миниатюру “Однажды я попал(а) на бал...”

4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – обмен опытом.

(Работы обучающихся читаются в группах, а потом группа выбирает лучшую из прочитанных работ и выносит на суд коллектива только одно сочинение.)

5. АФИШИРОВАНИЕ

Чтение сочинений классу.

Из записей учеников:

Однажды я оказалась на балу.

Поднимаясь по лестнице, я оглядывалась по сторонам. Как всё было красиво!.. Фонтаны, огни, скульптуры, деревья, газоны создавали такую романтическую обстановку, что мне сразу вспомнилась сказка о Золушке... Так захотелось, хотя бы на несколько мгновений, оказаться на её месте. Войдя в залу, я спрятала лицо под изящной маской, чтобы не потревожить эту сказку своим присутствием – за всем хотелось понаблюдать со стороны.

Здесь всё было очаровательно: и дамы, в своих пышных платьях, и кавалеры, стоящие немного в стороне, но необыкновенно красивые, и хрустальные люстры, переливающиеся яркими огнями, и музыка, которая словно подхватывала всех танцующих, кружила в воздухе, а затем, медленно затихая, приближала их к паркетному полу.

Никогда не думала, что это зрелище заворожит меня. Маленькое чудо закружило голову... Но... миг и... всё исчезло!.. Это был сон, всего лишь сон... (Круглова Анастасия)

Однажды я оказалась на балу. Это было просто волшебно. Всё так загадочно интриговало. Вокруг меня мелькали разные лица в военных мундирах и гражданских фраках, шикарные наряды, высокие причёски.

Зал украшали свечи, их свет отражался в зеркалах и глазах окружающих.

Когда раздались первые звуки вальса, сердце готово было выпрыгнуть из груди. Мгновение, и я уже кружусь в вихре танца. Восторг невозможно описать. Всё кружится, кружится, куда-то летит. Но вот вечер закончился.

Какие замечательные ощущения! Этот придуманный бал я не забуду никогда, он останется в моём сердце, ведь о некоторых его встречах я умолчала, пусть они спрячутся в недрах моей души... (Волгина Наталья)

Думаю, нам теперь намного понятнее состояние героев рассказа Л.Н.Толстого “После бала”. Предлагаю сейчас поспешить на бал в сопровождении героев и войти в дом “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера” и его жены.

6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.

Выпишите слова и словосочетания, которые передают настроение Ивана Васильевича на БАЛУ и ПОСЛЕ БАЛА. Обратите внимание на звуки, цветовую гамму. (1-2 минуты звучит мазурка и барабанная дробь, затем школьники работают в тишине)

7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АФИШИРОВАНИЕ РАБОТ

Выступает 1 человек от группы. Остальные работы проверяются учителем. По результатам работы каждый ученик получает оценку.

8. РЕФЛЕКСИЯ

- Какие задания для вас были самыми трудными и важными?

- Какие чувства вы испытываете сейчас?

- О чём вы задумались?

- Чем вы взволнованы?

Из ответов учеников:

Сегодня я как бы погрузилась в атмосферу, которая царила на балу, узнала какие чувства испытывали герои. (Алексеенко Ангелина)

Мне понравилось на уроке, было очень интересно. Мы разговаривали с классом не просто ни о чём, а о важном, о человеке, его выборе. Мы рисовали, отвечали на вопросы, писали сочинение, высказывали свою точку зрения... Думали... Оценивали... классно... (Работенкова Люба)

Сегодня на уроке все пытались отвечать. Здорово. (Травкин Никита)

Сегодня я понял, что душевная боль может повлиять на всю жизнь человека, может всё перевернуть с ног на голову. Нельзя доверять первым впечатлениям о человеке, главное – нельзя делать поспешных выводов. Меня потрясла жестокость, описанная в рассказе. Жестокий человек?... А человек ли это вообще? (Андропов Никита)

Я испытывал какое-то непонятное волнение. Но уверен: такие уроки развивают быстроту мышления, учат творчеству, и в конце концов, ОБЩЕНИЮ. (Кутилина Варвара)

9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

Перечитайте рассказ Толстого Л.Н. “После бала”. Нарисуйте дорогу, которую проходит Иван Васильевич от дома губернского предводителя до дома Вареньки Б. (подберите необходимые краски, прорисуйте важные на ваш взгляд детали, предметы).