ЭПИГРАФ УРОКА
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.И, как зари румянец дальний
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?
Афанасий Фет “Бал”
ЦЕЛИ:
- Частичное погружение обучающихся в атмосферу бала 19 века, чтобы более чётко осознавался контраст с событиями, описанными Л.Н.Толстым во второй части рассказа “После бала”.
- Выявление степени эмоционального воздействия произведения на обучающихся.
- Развитие устной и письменной речи, формирование монологических и диалогических навыков.
- Формирование отношения к человеку как высшей ценности.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Портрет писателя
- Плакат-бюллетень, кратко рассказывающий об авторе
- Эпиграф записан на доске
- С. Прокофьев “Вальс из кинофильма “Война и мир”
- Мазурка
ТИП УРОКА: урок-мастерская
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Сообщение темы, целей урока. Вступительное слово учителя перед мастерской:
Каждый из вас в 14-15 лет отличается от взрослых тем, что о вас ещё трудно с уверенностью сказать: кто ты. Человек или человечек, можно на тебя положиться в трудную минуту или ты предашь, а может быть, просто не заметишь чужой беды, стоит тебе улыбнуться при встрече или лучше пройти мимо, отведя взгляд в сторону. Многие из вас ещё делают выбор: быть настоящим или казаться таковым. Каждый мечтает, размышляет, думает и выделяет “своё важное”, “своё главное”. Сегодня на уроке я предлагаю вам поразмышлять об одном, а вот выводы каждый сделает свои.
Л.Н. Толстой... Я хочу вам немного рассказать об этом писателе. (Знакомство с плакатом-бюллетенем, кратко рассказывающим о писателе).
(Начинает звучать музыка С. Прокофьев “Вальс из К/ф “Война и мир”)
Лев Николаевич Толстой – необычный писатель, для него очень важно показать героя не только внешне, но и изобразить состояние души, описать внутренний мир персонажа.
Попытаемся и мы окунуться в атмосферу одного из его произведений,
понять поступки героев.
- Какое настроение создаёт звучащая музыка? (Атмосферу праздника)
Перенесёмся в 19 век на один из блистательных балов.
Чтение учителем эпиграфа к уроку.
БАЛ и рассказ Л.Н. Толстого “После бала” - тема нашего разговора на уроке
1. ИНДУКТОР
Запишите слово “БАЛ”, подберите к нему слова-ассоциации, подчеркните наиболее важные с вашей точки зрения. Рисуйте, если возникнет желание, используй любую цветовую гамму. (Музыка звучит немного громче во время работы учеников.)
(Из записей учеников
Бал – вальс, ночь, огни, дамы, шикарные платья, свет от улыбок, брильянты, шампанское, веер, легкое кружево.(Анищенко Ирина)
Бал – музыка, веселье, вальсирующие пары.(Шилов Дмитрий)
Бал – красивый дворец, пышные платья, мерцающие огни, фонтаны, кареты, веселье, волшебная музыка, радость звёзды, шампанское, красивые цветы.(Чайкина Вера)
Бал – Золушка, волшебство взгляда, кавалер, танцы, музыканты.(Волгина Наталья)
Бал – ощущение сказки, торжественность, цветы, гости, новые знакомства, романтика, свечи, радость, приятные знакомства.)
2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ
Учащиеся читают сначала в группах (все учащиеся), потом в классе (заслушиваются лучшие работы), показывают рисунки, объясняют, что подчеркнули, дополняют “бальные ассоциации”. Получается набор слов и выражений гораздо богаче, точнее, эмоциональнее.
3. НАПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ.
На основе записанных ассоциаций обучающиеся создают сочинение-миниатюру “Однажды я попал(а) на бал...”
4. СОЦИАЛИЗАЦИЯ – обмен опытом.
(Работы обучающихся читаются в группах, а потом группа выбирает лучшую из прочитанных работ и выносит на суд коллектива только одно сочинение.)
5. АФИШИРОВАНИЕ
Чтение сочинений классу.
Из записей учеников:
Однажды я оказалась на балу.
Поднимаясь по лестнице, я оглядывалась по сторонам. Как всё было красиво!.. Фонтаны, огни, скульптуры, деревья, газоны создавали такую романтическую обстановку, что мне сразу вспомнилась сказка о Золушке... Так захотелось, хотя бы на несколько мгновений, оказаться на её месте. Войдя в залу, я спрятала лицо под изящной маской, чтобы не потревожить эту сказку своим присутствием – за всем хотелось понаблюдать со стороны.
Здесь всё было очаровательно: и дамы, в своих пышных платьях, и кавалеры, стоящие немного в стороне, но необыкновенно красивые, и хрустальные люстры, переливающиеся яркими огнями, и музыка, которая словно подхватывала всех танцующих, кружила в воздухе, а затем, медленно затихая, приближала их к паркетному полу.
Никогда не думала, что это зрелище заворожит меня. Маленькое чудо закружило голову... Но... миг и... всё исчезло!.. Это был сон, всего лишь сон... (Круглова Анастасия)
Однажды я оказалась на балу. Это было просто волшебно. Всё так загадочно интриговало. Вокруг меня мелькали разные лица в военных мундирах и гражданских фраках, шикарные наряды, высокие причёски.
Зал украшали свечи, их свет отражался в зеркалах и глазах окружающих.
Когда раздались первые звуки вальса, сердце готово было выпрыгнуть из груди. Мгновение, и я уже кружусь в вихре танца. Восторг невозможно описать. Всё кружится, кружится, куда-то летит. Но вот вечер закончился.
Какие замечательные ощущения! Этот придуманный бал я не забуду никогда, он останется в моём сердце, ведь о некоторых его встречах я умолчала, пусть они спрячутся в недрах моей души... (Волгина Наталья)
Думаю, нам теперь намного понятнее состояние героев рассказа Л.Н.Толстого “После бала”. Предлагаю сейчас поспешить на бал в сопровождении героев и войти в дом “губернского предводителя, добродушного старичка, богача-хлебосола и камергера” и его жены.
6. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА В ГРУППАХ.
Выпишите слова и словосочетания, которые передают настроение Ивана Васильевича на БАЛУ и ПОСЛЕ БАЛА. Обратите внимание на звуки, цветовую гамму. (1-2 минуты звучит мазурка и барабанная дробь, затем школьники работают в тишине)
7. СОЦИАЛИЗАЦИЯ И АФИШИРОВАНИЕ РАБОТ
Выступает 1 человек от группы. Остальные работы проверяются учителем. По результатам работы каждый ученик получает оценку.
8. РЕФЛЕКСИЯ
- Какие задания для вас были самыми трудными и важными?
- Какие чувства вы испытываете сейчас?
- О чём вы задумались?
- Чем вы взволнованы?
Из ответов учеников:
Сегодня я как бы погрузилась в атмосферу, которая царила на балу, узнала какие чувства испытывали герои. (Алексеенко Ангелина)
Мне понравилось на уроке, было очень интересно. Мы разговаривали с классом не просто ни о чём, а о важном, о человеке, его выборе. Мы рисовали, отвечали на вопросы, писали сочинение, высказывали свою точку зрения... Думали... Оценивали... классно... (Работенкова Люба)
Сегодня на уроке все пытались отвечать. Здорово. (Травкин Никита)
Сегодня я понял, что душевная боль может повлиять на всю жизнь человека, может всё перевернуть с ног на голову. Нельзя доверять первым впечатлениям о человеке, главное – нельзя делать поспешных выводов. Меня потрясла жестокость, описанная в рассказе. Жестокий человек?... А человек ли это вообще? (Андропов Никита)
Я испытывал какое-то непонятное волнение. Но уверен: такие уроки развивают быстроту мышления, учат творчеству, и в конце концов, ОБЩЕНИЮ. (Кутилина Варвара)
9. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Перечитайте рассказ Толстого Л.Н. “После бала”. Нарисуйте дорогу, которую проходит Иван Васильевич от дома губернского предводителя до дома Вареньки Б. (подберите необходимые краски, прорисуйте важные на ваш взгляд детали, предметы).