Основываясь на технологии личностно-ориентированного развивающего обучения и элементов проблемной технологии, создаются условия для самоопределения ученика, для его места в образовательном мире. Современность и актуальность моего педагогического опыта обусловлены использованием педагогической технологии развивающего обучения, деятельного подхода в изучении русского языка и литературы. Данная система позволяет предоставить свободу каждой личности в проявлении своих способностей, решение проблемы развивает умение самостоятельного мышления. Методика способствует формированию качеств человека, способного не только адаптироваться в современном мире, но и целостному развитию личности ученика, его объективных позиций. Продуктивность такой деятельности личности заключается в самостоятельной, познавательной мыслительной активности, саморазвитии, самоорганизации, самопознании.
Работая над темой “Развитие речи учащихся на уроках русского языка и литературы на основе личностно ориентированного, деятельного подхода”, в практической деятельности большое внимание уделяю развитию и культуре речи учащихся,
В основе своего опыта я рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а также отслеживанию результатов и достижения поставленной цели.
К сожалению, многие наши ученики не только не могут грамотно оформить свою мысль, но и попросту не умеют мыслить, поэтому целью уроков развития речи является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста; формировать умение создавать устное публичное выступление, анализировать текст.
Чтобы реализовать требования государственной программы формировать коммуникативную компетенцию учащихся, необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи. Я предоставляю своим ученикам возможности:
- думать много и свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать свободно, эмоционально.
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речемыслительные умения. Школьная практика вызвала к жизни такой тип урока, как урок коммуникация. Наши упражнения имеют цель – в первую очередь – создать речевую ситуацию, которая естественным образом рождает мысль и требует её реализации в речи.
Это требует строго организованной учебной системы, в которой все участники начинают с постановки цели и помнят о ней до конца беседы, придерживаются определённых правил обсуждения (не кричать, не перебивать, не обижать), следят за оформлением своих высказываний, заканчивают сравнением полученного результата с поставленной в начале урока целью и восстановлением хода рассуждений, т.е. фиксацией способа получения результата.
В процессе анализа текста обучающиеся выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Здесь мы решаем ещё одну задачу: анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств делают понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы. Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, мы начинаем и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5–7 классах дают колоссальный качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Богатые возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, эмоциональные кульминации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.
Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же используются речетворческие тренинги, которые развивают образное мышление учеников, активизируют работу ассоциативной памяти, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые рецензируются, совершенствуются.
Своими уроками стремлюсь разбудить творчество, являющееся самым мощным импульсом в развитии ребёнка. Меня радуют живые работы моих учеников, где есть желание осмыслить мир по-своему.
Большое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.
Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с текстом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Учу сравнивать свой текст с образцом.
Результатом такой работы является умение учащихся правильно
выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретают собственный стиль речи.
В целях расширения кругозора учащихся старших классов, формирования у них эстетического вкуса, повышения культуры речи, развития умения пользоваться справочной литературой, обогащения словарного и фразеологического запаса, предупреждения ошибок в собственных письменных работах и при выполнении заданий на ЕГЭ, способствованию формирования у школьников интереса к работе исследования языка, повышению интереса к гуманитарному образованию и к занятиям лингвистикой как наукой был разработан и внедрён в практику в 10-11 классах элективный курс “Тайны слова. Лексика и фразеология русского языка”. Курс был полностью востребован, так как в процессе его прохождения решались задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствовались навыки употребления лексических, грамматических средств языка в текстах различных стилей, что помогло выпускникам подготовиться к написанию сочинений, творческих работ, выполнении на ЕГЭ части С.
Благоприятная эмоциональная атмосфера, повышенная учебная мотивация помогли достичь стабильных показателей качества образования.
Результаты ЕГЭ по русскому языку
2009-2010 | 2010-2011 | 2011-2012 |
% обученности | % обученности | % обученности |
100 | 100 | 100 |
Радует, что у моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
- учащиеся умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу;
- умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
- активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог;
- а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Подтверждением всего вышеизложенного является то, что многие мои ученики – активные участники, призёры и победители конкурсов, олимпиад и фестивалей различных уровней (приложение № 1):
Уровни | 2009-2010 уч. год | 2010-2011 уч. год | 20-2010 уч. год |
Результаты | Результаты | Результаты | |
Всероссийские | Благод. письма - 3, дипломы участников |
II место – 1 дипл., III место - 4 дипл., сертификаты уч. - 5 |
I место - 2 дипл., II место - 3 дипл., III место - 2 дипл. |
Региональные | Сертификат участника | I место - 2 дипл., II место - 1 дипл., III место - 1 дипл. |
|
Муниципальные | I место - 2 дипл., II место - 1 диплом, благод. письма - 4 |
I место - 2 дипл., II место - 2 дипл., III место - 1 дипл. |
Гран-При, I место - 2 дипл., III место - 1 дипл. |
Межпоселковые | III место - 1 | I место - 1 дипл., II место - 1 дипл., III место - 1 дипл. |
Признание моей работы - следующие достижения:
- в 2011 году – грамотой начальника Управления образования и молодёжной политики администрации Октябрьского района за высокие достижения в обучении и воспитании подрастающего поколения, инициативу и творчество в совершенствовании образовательного и воспитательного процессов, за добросовестный и плодотворный труд по итогам работы за 2011 год;
- в 2008-2010 годах награждена почётными грамотами образовательного учреждения за добросовестный труд, творчество в совершенствовании образовательного и воспитательного процессов;
- в 2010 году – грамотой администрации сельского поселения Малый Атлым за многолетний и добросовестный труд;
- в 2010-2011 годах - благодарственными письмами и Дипломами за активное участие в организации и проведении Всероссийских дистанционных викторин;
- в 2011-2012 году – дипломом лауреата издательского дома “Первое сентября” конкурса “Портфолио”.
Используемая литература
1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2006. - 214 с.
2. Гац, И.Ю. Методический блокнот учителя русского языка [Текст] / И.Ю. Гац - М.: Дрофа, 2009. - 120 с.
3. Загвязинский, В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент. Методическое пособие [Текст] / В.И. Загвязинский, М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 198 с.
4. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / А.В. Мережковский [и др.]; - Ростов н/Д.: Феникс, 1996. - 173 с.
5. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат [и др.]: Издательский центр "Академия", 2007. - 223 с.
6. Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Работаем по новым стандартам [Текст] / К.Н. Поливанова. - М.: Просвещение, 2011. - 192 с.
7. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / И.А. Ушакова [и др.] - ГОУ ДПО "СарИПКиПРО". 2008. - 32 с.
8. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система задани: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]; - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2011. - 159 с.