Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления материала и его закрепления.
Цели урока:
образовательные
- способствовать формированию представления об особенностях внутреннего мира героя;
- совершенствовать навыки работы в форме чтения-анализа;
- подготовиться к сочинению;
- углубить представление учащихся о творчестве писателя;
развивающие
- развивать навыки работы с художественным текстом (анализировать, обобщать, выделять главное);
- развивать культуру устной и письменной речи;
- развивать умение грамотно и аргументированно выражать свою точку зрения;
воспитательные
- способствовать развитию патриотических чувств;
- способствовать формированию нравственных ценностей;
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок развивающего обучения с элементами мастерской.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, эвристический, проблемного изложения, наглядный (кадры видеофильма, репродукции), практический (работа с текстом.)
Формы организации познавательной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Используемые технологии: ТРКМ.
Дидактические средства
обучения: портрет писателя, иллюстрации; листы с заданиями (отрывки из произведения);
чистые листы для выполнения задания;
фрагменты к/ф “Судьба человека”;
музыкальное оформление;
книжная выставка; толковые словари.
Структура урока
Этапы урока. | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов. | Формируемые УУД |
1. Орг. момент. | Приветствует студентов, отмечает отсутствующих, проверяет готовность к уроку, наличие у каждого учебного места, создаёт определённый психологический климат для работы. | Приветствуют преподавателя, проверяют готовность и учебное место к уроку. | Личностные: - самоопределение |
2. Актуализация. | Организует фронтальную работу студентов, используя приём “Верные и неверные утверждения”. | Выполняют задания преподавателя. | Коммуникативные: - формулировать собственное мнение. Познавательные: - выбор критериев для сравнения объектов |
3. Целеполагание и мотивация. | Обращает внимание студентов на
значимость изучаемой темы. Подводит студентов к
формулировке темы и целей урока. Подводит итог:
сегодня на уроке вы: - определите… - разберетесь… - поймёте… - узнаете… - ответите на проблемный вопрос. |
Беседуют с преподавателем, приходят к выводу о значимости темы урока в подготовке к итоговой аттестации. Осознают цели, записывают тему в тетрадь. | Регулятивные: - самостоятельно ставить учебные цели и задачи Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и ребятами. |
4. Первичное усвоение учебного материала. | Опережающее задание было
прочитать рассказ М.А.Шолохова “Судьба
человека”. Задает вопросы: - какое впечатление произвел на вас рассказ? - какие чувства вызвал у вас? - как вы понимаете слово “характер”? Предлагает работу с ассоциациями к слову. Подводит их к словарной работе. |
Отвечают на вопросы, делятся впечатлениями. Работают с ассоциациями, со словарём. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - осуществлять сравнение; - определение понятия; - строить логическое рассуждение. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - аргументировать свою точку зрения |
5. Осознание и осмысление учебного материала. | Организует работу в группах. Даёт задание каждой группе, памятки, раздаточный материал. Определяет задачи группам. Предлагает объявить полученные результаты и оформить презентацию. Оценивает работу групп. | Работают в группах. Обращаются к памятке. Выполняют задания, используя раздаточный материал, находят ответы на вопросы в тексте, выразительно читают отрывки, оформляют презентацию своих работ и афишируют их. | Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации; - осознанное построение речевого высказывания в устной форме; - строить логическое рассуждение; - анализировать объекты Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - аргументировать свою точку зрения |
6. Систематизация знаний и умений. | Побуждает учащихся ответить на проблемный вопрос, объяснить смысл названия рассказа. | Отвечают на проблемный вопрос, объясняют смысл названия рассказа. | Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные (когнитивный компонент): - знание терминов “тема”, “проблема”, “основная мысль”; - знание текстов художественных произведений, изобразительных средств (ценностный и эмоциональный компонент): - воспитание культуры умственного труда, уважительного отношения к языку и литературе; коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - аргументировать свою точку зрения |
7. Подведение итогов занятия. | Подводит итог занятия. Дает анализ и оценку успешности достижения целей урока, объявляет оценки. | ||
8. Информация о домашнем задании. | Преподаватель дает разъяснения по выполнению домашнего задания. | Записывают домашнее задание: проанализировать финал рассказа, написать эссе по рассказу. | |
9. Рефлексия. | Мобилизует учащихся на
рефлексию: - что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным? Предлагает ответить на вопрос в жанре “Приятная записка”. Благодарит за работу. |
Устно отвечают. Определяют каждый для себя значимость занятия в жанре “Приятная записка”. Анализируют свою работу. | Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию - использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей. |
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
- Все присутствуют, готовы к работе, начнем наше занятие.
2. Актуализация.
- Творчество какого писателя изучаем?
- Что узнали о М.А Шолохове?
- Какие ведущие темы творчества писателя?
- Какие произведения Шолохова вы знаете?
- Проверим, как вы усвоили материал прошлого занятия. (“Верные и неверные утверждения”.)
- По часовой стрелке поменяйтесь листочками сверьте свою работу с “Ключом” на доске и поставьте оценку по критериям.
- Поднимите руку, кто получил “4” и “5”. Молодцы!
3. Целеполагание.
- Посмотрите на тему сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чём мы сегодня поведём свой разговор? Что узнаем?
Мотивация.
- Почему этот рассказ значим для нас? Зачем нужно знать его содержание, художественные особенности, образ главного героя?
- Итак, сегодня вы: разберётесь во внутреннем мире героя, поймёте, что двигало его поступками. узнаете, благодаря чему выстоял и выжил герой, ответите на проблемный вопрос.
4. - Вы прочитали рассказ “Судьба человека”. Какое впечатление он на вас произвел?
- Какие чувства вызвал у вас?
- В этом рассказе необычная композиция. (Индивидуальное задание об особенностях композиции – рассказ в рассказе).
- Каким характером должен обладать русский человек, чтобы преодолеть нравственные испытания, посланные судьбой. Что мог сохранить в душе? Об этом поведал М.А.Шолохов в своём рассказе, об этом и наш сегодняшний разговор.
- Как вы понимаете слово “характер”? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? Как толкуется значение этого слова в словаре?
- Какие положительные черты характера мы можем назвать? Можем ли мы сказать, что главный герой рассказа имеет те черты характера, что мы назвали?
Для этого мы проанализируем с вами поступки Андрея Соколова, выявляя тем самым черты его характера.
5. Работа в группах.
- Каждая группа получает текст с эпизодом из рассказа и вопросы к нему.
Ваша задача: выявить те черты характера Андрея, которые показаны в его поведении в данных эпизодах.
(1-ая группа - жизнь Андрея до войны;
2-ая группа - допрос у Мюллера;
3-я группа - “усыновление” Ванюшки. Выдаются тексты.)
(На чистых листах группы оформляют презентацию и озвучивают результаты.)
6. Проблемный вопрос: Почему рассказ называется “Судьба человека”, а не “Судьба Андрея Соколова”? (Значение слова “Судьба”.)
- Демонстрация кадра к/ф “Судьба человека”.
7. Преподаватель зачитывает слова М.Шолохова: “Я хотел бы, чтобы мои произведения помогали людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив.”
- Подведение итогов урока. Объявление оценок.
8. Информация о домашнем задании.
- Напишите эссе, проанализировав финал рассказа.
- Преподаватель обращает внимание учащихся на иллюстрации, на книжную выставку.
9. Рефлексия.
- У каждого листочек. В жанре “Приятная записка” ответьте на вопрос по выбору:
- что оказалось для меня на сегодняшнем занятии самым ценным?
- моё состояние, настроение?
- что сегодня меня особенно взволновало?