Урок русского языка и литературы с электронными образовательными ресурсами

Разделы: Литература


Урок в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока. Однако современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала.

В нашу жизнь уже прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

Задачи, стоящие перед учителем – словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других учителей – предметников. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Учителю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас учащихся, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются электронные образовательные ресурсы.

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

- Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал).

- Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия).

- Тренажёр.

- Контроль за умениями, навыками учащихся.

- Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. (Приложение 4).

Чего она позволяет достичь на уроках?

- Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций –опорных конспектов, при закреплении материала на уроке.

- Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций.

- Визуализация учебного материала.

- Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой.

- Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету.

- Разнообразие форм предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы.

- Стимулирование воображения школьников.

- Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Примеры использования электронных образовательных ресурсов на уроках

Современный урок литературы нельзя сегодня представить без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно – наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала. В рамках программы Power Point можно организовать на уроке литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и посмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее.

Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими приёмами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок литературы сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом речь не идёт. Живое, эмоциональное слово учителя – словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 20 минут урока.

Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе. (обзор программ).

Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем:

- повысить интерес у учащихся к предмету;

- повысить успеваемость и качество знаний учащихся;

- сэкономить время на опрос учащихся;

- дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях;

- помогают и учителю повысить уровень своих знаний.

Особое внимание заслуживают продукты серии “Уроков Кирилла и Мефодия”, которые используются как на уроках русского языка и литературы.

Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся

Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребёнка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой работе? Минимальная: всё же нашёл, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа всё же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав её, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п.

Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности.

Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде газеты, книжки-малышки, буклета и т. д. Она используется для

- оформления результатов работы,

- выпуска газеты, информационного листка.

Много дополнительного материала можно найти через Интернет, что позволяет создать банк наглядных и дидактических материалов, критических статей, рефератов и т.д.

Таким образом, использование ИКТ на уроках повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересовать учеников изучаемым материалом, развивать творческий подход к окружающему миру, формировать элементы информационной культуры.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя средствами. Не стоит перегибать палку, воспринимая компьютер как панацею от всех бед. Естественно, что использование современной техники на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно. Как бы там ни было, а урок литературы, например, - это прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т.д.

Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Использование ЭОР на уроках литературы как инновационное средство обучения

В настоящее время особое внимание уделяется использованию информационных технологий в учебном процессе. И это вполне оправдано, ведь век нынешний – это век информационный, и новая школа должна формировать современные ключевые компетенции учащихся. (Приложение 1). (Приложение 2).

Развитие новых информационных технологий в учебном процессе привело к появлению электронных образовательных ресурсов, не только предоставляющих знания, но и предлагающих механизмы их освоения и контролирующих результаты обучения.

Сегодня ситуация в гуманитарном образовании под влиянием множества факторов кардинально меняется, перестраиваясь на новую модель образования, которая располагает уже опытом экспериментального внедрения в образовательную практику. Очень важно, что это коснулось методики преподавания литературы.

Поэтому в своей практике использую ЭОР, размещенные на двух федеральных Интернет-порталах: в Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов и в каталоге Федерального центра информационно-образовательных ресурсов. (Приложение 3)

Самая сложная задача, стоящая передо мной – это творческое использование комплекса ЭОР в учебном процессе, ведь необходимо уметь ориентироваться в разнообразных ЭОР, так как каждый ресурс достаточно сложен в использовании.

Электронные образовательные ресурсы использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков.

ЭОР на уроках литературы позволяют существенно разнообразить мне приемы и формы работы с учебным материалом, процесс анализа и интерпретации художественного произведения; способствуют расширению кругозора школьников, развитию их творческих способностей.

Использую статичные и интерактивные ресурсы, аудиоресурсы. Статичные ресурсы (фотографии, иллюстрации, таблицы, тексты) помогают мне создавать презентации для изучения биографии писателей, литературоведческих понятий и фрагментов художественных текстов. На уроках литературы я не просто использую статичные ресурсы, а через их использование создаю проблемные ситуации.

Интерактивные ресурсы (иллюстрации, анимации, теоретико-понятийные таблицы, тексты, учебные словари, видеофрагменты) благодаря технологиям мультимедиа и гипертекста позволяют мне установить оперативную обратную связь учащихся с их содержательными компонентами, позволяют нелинейно, выборочно, порционно подавать учебный материал.

Аудиоресурсы (записи звучащей речи профессиональных чтецов или музыки) предоставляют мне возможность использовать аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии, аудиокниги по произведениям русских писателей.

Использование ЭОР по литературе, несомненно, обогащает уроки: оказывает сильное воздействие на память и воображение, облегчает процесс запоминания, позволяет “погрузить” ученика в обстановку какой-либо исторической эпохи, “приблизить” литературного героя, создать иллюзию соприсутствия, сопереживания, содействует становлению объемных и ярких представлений о прошлом и настоящем человечества.

Применение ЭОР на уроках литературы помогает мне добиться следующих результатов: повысить качество обучения, доходчиво объяснять материал и делать его интересным, рационально распределять время урока, создавать базу, включающую в себя презентации по биографии и творчеству писателей.

Литература

  1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011.
  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах.
  3. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве.
  4. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя.
  5. Публикации в журнале “Цифровое образование”.