Литература
-
Метод проекта на современном уроке литературы 2016
К процессу изучения романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» каждый учитель ищет свой путь. Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте. Он поможет учителю построить систему уроков так, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем и сюжетных линий в одно целое. Учащиеся смогут выбрать задание по желанию, а приобретение новых знаний станет для них увлекательным занятием и насущной потребностью.
-
Технологическая карта урока литературы на тему "Уроки доброты и взаимопонимания" (по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья") 2016
Технологическая карта урока литературы «Уроки доброты и взаимопонимания» (по повести В.Г. Короленко «Дети подземелья») может быть использована на уроке обобщения и систематизации знаний, завершая изучение данного произведения в 5-м классе. Цели урока - совершенствование навыков анализа художественного произведения, развитие монологической речи учащихся, воспитание чувства сострадания, любви к ближнему. Урок способствует формированию нравственных основ жизни, воспитывает искренность и доброту.
-
Интегрированный урок (литература + МХК) "Античность. Сны наяву" 2016
Неотъемлемой частью культуры являются философия и архитектура. Древнегреческая архитектура повлияла на облик г.Октябрьского, созданного архитекторами Весниными. Искусство Древней Греции - значительное явление МХК, вдохновлявшее великих творцов. Начиная с эпохи Возрождения, они черпали сюжеты для своих произведений из сказаний древних эллинов. Культура - цепь традиций, где начальное звено - античность, за ней - богатейшее наследие последующих поколений.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Поэтический альбом "А можно ль душу рассказать?" по творчеству М.Ю.Лермонтова" 2016
Чтение каждого конкурсного стихотворения предваряется миниатюрой-историей от имени самого поэта или его современников, обыгранной на сцене учениками старших классов. Каждое конкурсное стихотворение не только оценивается профессиональным и детским жюри, но и заставляет школьную аудиторию вдумываться в мир чувств лирического героя. Каждый из участников мероприятия открывает для себя новое и удивительное в знакомых стихотворениях талантливого русского поэта.
-
Перечитываем роман И.А.Гончарова "Обломов" 2016
Цель урока: обобщение и контроль знаний учащихся; развитие аналитических способностей десятиклассников. Методические приёмы: учащимся заранее были даны на дом индивидуальные задания-карточки. В начале урока ученики рассаживаются по группам в соответствии полученных карточек, обмениваются мнениями 7–10 минут. Затем начинается работа по обсуждению вопросов. Кто же такой Обломов? В чём трагедия жизни героя романа Гончарова «Обломов»?
-
Диагностика сформированности метапредметных умений и навыков в 7-м классе 2016
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС.
-
"Неожиданный Есенин". Лингвокультурологический анализ поэтического текста на примере стихотворения С.А.Есенина "Береза" (из опыта работы). 11-й класс 2016
Предлагаемые вашему вниманию материалы представляют собой разработку одного из уроков литературы в 11-м классе по творчеству С.А.Есенина. Материалы подготовлены с учётом требований ФГОС. При подготовке урока желательно участие самих школьников. Они могут сделать подборку иллюстраций к стихотворению, подготовить презентацию об образе Березы в др. произведениях С.А.Есенина или в русской литературе, в фольклоре.
-
Л.Н.Толстой «После бала». Столкновение романтического мировосприятия и правды жизни 2016
Цели урока: воспитать личность, имеющую представление о творчестве Л.Н.Толстого, о композиции рассказа «После бала», об особенностях использования приема контраста; умеющую анализировать произведение, работать в группе, высказывать свое мнение, аргументировать ответ, слушать и слышать.
-
Заключительное занятие по роману Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание". Тема: "Не сделал выбора" 2016
Статья посвящена заключительному занятию по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». На уроке решаются вопросы о том, как оценивает Достоевский злодейство, и как наказано зло в романе. В конце занятия предлагается дискуссия в аквариуме для разрешения вопросов: «Раскольников – жертва или преступник», «К чему привела теория Раскольникова».
-
Работа с художественным текстом. Л.Н.Толстой "Старый дед и внучек" 2016
Цель урока: познакомить детей с биографией и творчеством Л.Н.Толстого, продолжить работу по воспитанию нравственных ценностей человека.
-
Литературная игра по роману Р.Л.Стивенсона "Остров сокровищ". 7-й класс 2016
Данный урок представляет собой литературную игру для 7-х классов по роману Р.Л.Стивенсона «Остров сокровищ». Автором сформулированы цели игры, представлены конкурсные задания, включена презентация. Для победы необходимо пройти пять конкурсов.
-
Тема любви по новелле Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» 2016
Тема любви – одна из самых главных в мировой и русской литературе с момента ее возникновения. Это чувство имеет самые разные определения, но, пожалуй, самым всеобъемлющим является определение евангельское: «Тайна сия велика есть». К пониманию великой тайны Куприн и ведет читателя всей системой образов новеллы «Гранатовый браслет».
-
Внеурочное интегрированное занятие (химия + литература) из цикла "Химики и лирики" по теме "Знакомый незнакомец (личность Д.И.Менделеева)" 2016
ФГОС ставит перед учителем задачу научить учащихся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности. Хорошим инструментом для достижения данных целей является технология модерации, используемая в представленном интегрированном проекте и основывающаяся на самостоятельной работе учащихся при подготовке и проведении занятия.
-
Викторина для учащихся 7–11-х классов "Героические страницы нашей истории" 2016
Основной целью проведения викторины является привлечение внимания молодого поколения к историческим событиям и памятным датам общенационального значения.
-
Формирование логического и художественно-образного мышления 2016
В настоящее время формирование у детей художественного мышления становится чрезвычайно важной задачей педагогов и психологов уже на начальной ступени школьного образования. В ходе решения задачи формулировки принципов художественного мышления использовался метод теоретического анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы – исследований как творческого, так и художественного мышления.
-
Урок-беседа (литература + ОБЖ) воспитания личности безопасного типа на примере романа А.С.Пушкина "Дубровский" 2016
На уроке учащимся предлагается вспомнить сведения о жизни и творчестве А.С.Пушкина и дополнить их; представить картины, изображенные в повести «Дубровский» (устное словесное рисование). Учитель на примере такой беседы может помочь развить личность безопасного типа, расширить знания по освоению безопасного личного и общественного пространства; развить умение обобщать и делать вывод. Беседа может быть использована как на уроке литературы, так и на классном часе.
-
Метод проектов как способ быть полезным обществу. Творческий проект "Вторая жизнь книги" 2016
Работая над творческим проектом «Вторая жизнь книги», ребята не только почерпнули сведения об авторе, познакомились с историей создания произведения, вдумчиво прочитали его, придумали и выполнили эскизы обложек, познакомились с технологией ремонта книг, но и принесли реальную помощь школе: обновили ее библиотечный фонд.
-
Лингвистические способы передачи основного смысла романа Х.Ли "Убить пересмешника" 2016
Интегрированный урок (литература + английский язык) в 11-м классе необходим, чтобы через анализ текста, исследование средств художественной выразительности, изучение синтаксических особенностей прийти к пониманию основной проблемы произведения, повысить качество знаний по английскому языку через перевод оригинального текста. Это один из подходов к анализу литературного произведения: через слово прийти к смыслу. Такой материал поможет учащимся на ЕГЭ по литературе и на олимпиадах.
-
Обучение младших школьников созданию письменных текстов 2016
Статья раскрывает некоторые пути формирования языковой компетентности младших школьников через использование возможностей учебников. Обобщает педагогический опыт работы над связной письменной речью младших школьников. Способствует развитию умения учащихся создавать речевые высказывания в письменной форме через совместную деятельность на уроке. Показывает активное применение письменных высказываний в контексте реальной коммуникативной деятельности.
-
Методика создания литературного клуба для учащихся младших классов 2016
Статья раскрывает особенности создания литературного клуба в начальной школе. Литературный клуб в начальной школе – это сложный организм, создание которого, а главное - удержание и развитие, требует колоссальной энергии. Непринужденная обстановка клуба, дружелюбная атмосфера, располагающая к совместному коллективному творчеству, – обязательное условие каждого заседания. Литературный клуб - это благотворная возможность творческого единения с детьми.
-
Урок литературы "Сергий Радонежский – игумен земли Русской". 8-й класс 2016
Человек, находящийся в непрестанной борьбе со своими пороками и, наконец, побеждающий их – это и есть святой человек. К иконам Сергия Радонежского не случайно приносят свечи, молятся ученики и студенты. Из-за удивительного случая в его жизни он навсегда стал особым покровителем для тех, кто учится. Сергий Радонежский был настоящим духовным предводителем, который смог вдохновить русских воинов на победу в Куликовской битве и примирить русских князей.
-
Характеристика литературного героя (по повести И.С. Тургенева «Муму»). 5-й класс 2016
Цели урока: формирование умений анализа произведения; формирование практических умений и навыков правильного понимания произведения; умение аргументировать свои мысли.
-
Интегрированный урок (история + литература) на тему "Была та смутная пора…". 7-й класс 2016
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову.
-
Мир будущего в произведениях отечественных писателей-фантастов. Сценарий литературно-музыкального вечера по произведениям отечественных писателей-фантастов 2016
В этом году отмечается юбилейная дата - 55 лет со дня полёта в космос первого человека – Ю.А.Гагарина. Этому событию посвящен литературно-музыкальный вечер. Фантастика – это один из самых интересных жанров литературы. Он уводит в глубины космоса, переносит в далёкоё будущее, развивает воображение, заставляет сопереживать смелым и отважным героям. А что мы знаем, помним из книг наших фантастов? Какими были их представления о будущем – далёком и близком?
-
Тема жизни и смерти в рассказе И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» 2016
Цели урока: формирование гуманистического мировоззрения; воспитание любви и уважения к творчеству И.А.Бунина; развитие читательской культуры и понимания авторской позиции по вопросу о жизненных целях; овладение умениями чтения и анализа художественного текста.
-
Тема любви по стихотворению Ф.И.Тютчева «К.Б.» 2016
Стихотворение посвящено Амалии Крюденер (1808–1888) в девичестве графине Лерхельфельд. Стихотворение «Я встретил вас» создано поэтом в 1870 году, когда ему исполнилось 67 лет. Но душа поэта так взлетела, захваченная чувством любви, что разрушила все возрастные пределы, став гимном любви всех времен и возрастов.
-
Тема любви к ближнему по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Молитва» (1837 г.) 2016
Общая эмоциональная окраска стихотворения и грустная, и торжественная одновременно. Молитва – лирическое стихотворение духовного содержания. В стихотворении автор создает лирического героя, предмет его любви к Матери Божией. Как в любой молитве, в художественной ткани произведения есть обращение к Матери Божией, есть восхищение ее щедростям и святости. Милосердие Матери Божьей создается перифразой: «Матерь Божия», «перед твоим образом», «Ярким сиянием», «теплая заступница мира холодного».
-
Поэзия родной природы в русской литературе 19 века. А.С.Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю.Лермонтов «Осень», Ф.И.Тютчев «Осенний вечер». Поэтическое изображение родной природы 2016
Цели урока: знать содержание стихотворений поэтов XIX века о родной природе; развивать умение выразительно читать наизусть стихотворения и выполнять их устный и письменный анализ; воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
-
Методическая разработка «Истоки русского реализма» 2016
Методическая разработка представляет собой лекционный материал, отражающий зарождение, становление и развитие русского реализма от истоков до первой четверти XIX века. Лекция состоит из теоретического курса, разработанного преподавателем и включенного в программу изучения отечественной литературы на втором курсе по специальности «Библиотековедение».
-
Материалы открытого урока по теме «Святочные рассказы в русской литературе» 2016
Цели урока: познакомить с историей и особенностями жанра святочного рассказа, произведениями Ч.Диккенса «Рождественский обед», А.Куприна «Миллионер», В.Набокова «Рождество», А.Грина «Новогодний ужин отца и маленькой дочери», Н.Ключаревой «Юркино Рождество», стихотворением Б.Пастернака «Рождество». Найти единую нравственную составляющую, связывающую эпохи; создать атмосферу предстоящего праздника, пересмотреть понятие «подарок».