1. Триединая дидактическая задача:
- обучение умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
- развитие коммуникативных свойств речи (точности, экспрессивности, выразительности);
- воспитание и формирование у детей гуманистических идеалов.
2. Цели:
- провести урок в форме литературной игры для подведения итога изучения творчества Ф.М. Достоевского в 10 классе;
- формирование у учащихся целостного восприятия проблематики романа на основе сопоставления различных точек зрения;
- развитие умения сопоставлять, анализировать, аргументировать ответ;
- развитие творческих способностей и самостоятельности мнения;
- содействовать воспитанию и формированию гуманистических идеалов.
Словарь:
- Вечность, гуманизм, исповедь, реализм, афоризм, анонс, психологическое состояние.
Методы:
- словесные: рассказ, беседа;
- наглядные: иллюстрации, карточки-информаторы;
- эвристические (проблемно-поисковые);
- исследовательские.
Оборудование:
- ТСО, иллюстрации Д. Шмеринова к роману “Преступление и наказание”, карточки-информаторы
Весь класс делится на две команды, есть жюри.
Ход урока
I. Оргмомент.
Вступительное слово учителя (объявление темы и цели урока).
II. Литературная игра.
1. Конкурс “Петербургские трущобы”.
Петербург в сознании русских писателей и поэтов всегда обладал особой значимостью.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит...
Это Пушкин. Петербург Достоевского не такой. Для Достоевского Петербург всегда оставался “самым угрюмым городом, который может быть на свете”. Писатель рисует петербургские углы, грязные трактиры и подворотни, уродливые дворы-колодцы, тесные коморки и узкие лестницы. Войдём вместе с художником в жилища его героев.
На интерактивной доске показываются иллюстрации Д. Шмеринова к роману “Преступление и наказание”. Мы сможем увидеть комнату старухи – процентщицы, комнату Сони, каморку Раскольникова, квартиру Мармеладовых. Учитель вручает каждой команде карточку с занесёнными на ней элементами интерьера. Задача игроков – определить, жилищу какого персонажа принадлежат данные предметы, а также найти “лишний” элемент, не вписывающийся в интерьер этого жилища. На раздумье – 1 минута. Конкурс оценивается по трёхбалльной системе.
Карточка № 1
Простой тесовый стол, покрытый синенькой скатертью, около стола два плетёных стула, небольшой, простого дерева комод, туалет с зеркальцем в простенке. (Комната Сони Мармеладовой; “лишний” элемент – туалет с зеркальцем в простенке – из комнаты Алёны Ивановны).
Карточка № 2
Три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг, в углу перед небольшим образом – лампада, неуклюжая небольшая софа, когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях. (Каморка Раскольникова; “лишний” элемент – в углу перед небольшим образом – лампада – из комнаты Алёны Ивановны).
2. Конкурс “Достоевский как психолог”
В одной из записных книжек Достоевский, подводя итоги творческого пути, так определял свои художественные задачи: “При полном реализме найти в человеке человека... Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”.
Команды получают листы с текстом отрывка из романа “Преступление и наказание”. В этом отрывке пропущены слова (глагол, существительное, прилагательное, наречие), наиболее выразительно передающие психологическое состояние героев произведения. В течение трёх минут участники игры должны ознакомиться с текстом и восполнить пропуски. Победившей будет считаться команда, представившая жюри вариант, наиболее близкий к оригиналу. Максимальное количество баллов, которые можно заработать в этом конкурсе, - 5 (1 – балл за каждое угаданное слово).
Отрывок из романа “Преступление и наказание”. (Ч.5, гл. 4).
Она не выдержала вдруг (?) заплакала. В мрачной тоске смотрел он на неё. Прошло пять минут.
А ведь ты права, Соня, - (?) проговорил он, наконец.
Он вдруг переменился, вызывающий тон его исчез. Даже голос вдруг (?) – “...это я про Лужина и промысел для себя говорил... Я это прощения просил, Соня... Он склонил голову и закрыл руками лицо. И вдруг странное, неожиданное ощущение какой-то едкой (?) к Соне прошло по его сердцу. Как бы удивясь и испугавшись сам этого ощущения, он вдруг поднял голову и посмотрел на неё, но он встретил беспокойный и до муки (?) взгляд её, тут была любовь...”. (Горько, тихо, ослабел, ненависти, заботливый).
3. Конкурс “Достоевский и религия”
“Я скажу Вам про себя, что я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (Я знаю это) до гробовой крышки, - признавался Достоевский в письме своему большому другу Наталье Дмитриевне Фонвизиной. – Каких страшных мучений стоила и стоит мне теперь эта жажда верить, которая тем сильнее в душе моей, чем более во мне доводов противных”.
“... Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть”.
Этот конкурс пройдёт в форме символической исповеди. Представители команд должны будут перевоплотиться в персонажей романа “Преступление и наказание” и ответить на ряд вопросов “исповедника” (учитель), связанных с христианским вероисповеданием. В течение одной минуты, пока длится обдумывание, игроки, надевшие “маски” литературных героев, могут посовещаться со своей командой. Жюри оценивает результаты по пятибалльной системе.
Карточка № 1
1. “...Он был замечательно хорош собою, с прекрасными глазами, темно – рус, рост выше среднего, тонок и строен (...). Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу”. (Раскольников Родион Романович).
2. Последний раз зайдя к Соне, перед тем как идти в полицейский участок, вы с порога заявляете: “... я за твоими крестами, Соня...”. “Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его надела ему на грудь (?) крестик”. Какой крестик из двух надела Раскольникову, то есть вам, Соня? Почему именно этот?
(По этому поводу Раскольников даёт самому себе такое объяснение: “Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! И точно, я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный, медный – медный это Лизаветин, себе берёшь... так на ней был... в ту минуту?”).
Далее герой продолжает: “Я знаю тоже подобных два креста...”. О чём здесь идёт речь? (“... серебряный и образок. Я их сбросил тогда [после т.е., после убийства] старушонке на грудь”). (Ч.6, гл.8).
3. На каторге герой переживает духовное возрождение, это касается и вероисповедания, меняется отношение героя к религии. “Под подушкой его, - отмечает автор, - лежало Евангелие (...). Эта книга принадлежала ей [т. е. Соне], была та самая (...). Он сам попросил его у неё незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор и не раскрывал...”. “Он взял его машинально...”. Чем знаменательно это Евангелие? Почему писатель говорит “та самая книга”? Какие главы Священного Писания стал теперь читать Раскольников? (“Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплёте”. Это Евангелие попало к Соне от Лизаветы, впоследствии убитой Раскольниковым. Эта книга “... была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря”. Второй вопрос провокационный, т. к. “он не раскрыл её и теперь, но одна мысль промелькнула в нём: “Разве могут её убеждения не быть теперь и моими убеждениями?...”). (Эпилог, гл. 2).
Карточка № 2
1. “Была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами". “Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девочку, со скромной и приличной манерой, с ясным лицом”.(Софья Семёновна Мармеладова).
2. Раскольников поинтересовался однажды, часто ли вы бываете в церкви. Ответьте, пожалуйста, на вопрос героя, когда в последний раз вы ходили туда? (“ - Я... не ходил. А ты часто ходишь?
- Н – нет, - прошептала Соня.
- Понимаю... И отца, стало быть, завтра не пойдёшь хоронить?
- Пойду. Я и на прошлой неделе была... панихиду слушала.
- По ком?
- По Елизавете. Её топором убили”). (Ч.4, гл.4)
3. Во время первого своего визита Раскольников просит вас прочесть с ним из Евангелия. Вот как изображает Достоевский этот эпизод: “Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило её. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, то что читала”. Какое место из Евангелия вы читали наизусть в этот момент? Почему данным строкам Священного писания вы придавали такое значение? (Соня читала Раскольникову главу о Воскресении Лазаря. Последнему стиху евангельской легенды она придавала особое значение при чтении: “При последнем стихе: “Не мог ли ей, отверзший очи слепому...” - она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют... “И он, он – тоже ослеплённый и неверующий, - он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! Сейчас же, теперь же”, - мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания”). (Ч. 4, гл.4)
4. Суперблиц
Для участия в конкурсе команды выделяют из своего состава по одному суперзнатоку, который должен будет ответить на три вопроса подряд, на обдумывание каждого вопроса даётся двадцать секунд. (Без права обсуждения с командой).
Суть задания: вставить в предложенную цитату ключевое слово. за каждый правильный ответ присуждается 1 балл. При наличии хотя бы одного неправильного ответа весь конкурс считается проигранным.
Ф. Достоевский вложил в уста своих героев немало афористических высказываний – иногда весьма ироничных, иногда чрезвычайно значительных по глубине мысли и степени обобщения.
Вопросы команде № 1
- Порфирий Петрович проницательно подметил: “Ну, полноте, кто ж у нас на Руси ... теперь не считает”? (Наполеоном).
- Разумихин иронизирует, что “единственная привилегия перед всеми организмами есть ...”. (Враньё).
- Раскольников подытоживает свои раздумья над человеческой природой. “Страдания и боль всегда обязательно для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете...”. (Великую грусть).
Вопросы команде № 2
- “О, низкие характеры! – в сердцах воскликнул Раскольников. – Они и любят, точно ...”. (Ненавидят).
- В разговоре с Соней Раскольников делится своими наблюдениями: “... власть даётся только тому, кто посмеет ...”. (Наклонятся и взять её).
- Свидригайлов в “Преступлении и наказании” утверждает: “... величайшее и незыблемое средство к покорению женского сердца, средство которое никогда и никого не обманет и которое действует решительно на всех до единой, без всякого исключения. Это средство известное - ...”. (Лесть).
5. Преступление и наказание в цифрах
На каком этаже располагалась квартира старухи – процентщицы? (На четвёртом). Сколько шагов сделал герой , пройдя от своего дома до дома процентщицы? (730). Сколько ступенек насчитывала лестница, ведущая в каморку Раскольникова? (13). Сколько этажей было в доме, где жил Раскольников? (5).
Незадолго до преступления Родион Раскольников узнаёт, что вечером старая чиновница Алёна Ивановна остаётся одна. В каком часу это должно случится? (В 7 часов вечера). Сколько получил Раскольников от старухи – процентщицы за серебряные часы? (1 рубль 15 копеек). Какую сумму денег прислала Раскольникову мать? (35 рублей).
6. Достоевский и мировая литература
Перед вами книжная мини – выставка, на которой представлены литературные шедевры разных времён и народов, в том числе и произведение Ф.М. Достоевского. После минутного совещания представители команд должны выбрать в нашем “книжном развале” и показать всем присутствующим книгу, о которой идёт речь в вопросе. За правильный ответ присуждается 1 балл.
1. В “Дневнике писателя” Ф. Достоевский сообщал: “если бы даже и кончилась земля и спросили там, где-нибудь, людей: “что вы, поняли ли вашу жизнь на земле и что о ней заключили”? – то человек мог бы молча подать (название книги): “Вот моё заключение о жизни ...” (...) это книга действительно великая (...) такие книги посылаются человечеству по одной в несколько сот лет ...”.
Какую же книгу, по-вашему, хотел Ф. Достоевский предъявить в качестве итогового “Заключение о жизни”? (“Дон Кихот” М. Сервантеса).
2. Одно из произведений “великого пятикнижья” Достоевского было настольной книгой Л. Н. Толстого в последние годы. Известно, что, уходя из Ясной поляны “в мир”, он берёт с собой две книги. Библию и роман Ф. Достоевского. Как вы думаете, какое из творений Достоевского сопровождало Л. Толстого в последней поездке? (Роман “Братья Карамазовы”).
3. В знаменитой речи на открытии памятника А. С. Пушкину Достоевский заявил, что в русской литературе есть только два произведения, где писателям удалось воплотить удивительной “красоты тип русской женщины”. Какие же произведения имел в виду Ф. Достоевский? (“Евгений Онегин” А. Пушкина – образ Татьяны Лариной, “Дворянское гнездо” И. Тургенева – образ Лизы Калитиной).
III. Подведение итогов викторины
Заключительное слово учителя.
IV. Домашнее задание
- Выписать в тетрадь имена представителей мировой литературы, продолжающих традиции Ф.Достоевского в создании социально-психологических и философских романов.
- Написать анонс к роману “Преступление и наказание”.