В современном обществе существует потребность в активных, творческих людях, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию.
Перспективной для изучения русского языка и литературы в настоящее время представляется исследовательская деятельность учащихся по овладению оперативными знаниями, умениями и навыками. Одним из ведущих методов исследовательской деятельности является проектная технология обучения.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности,
Нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации. Проектной деятельности может предшествовать “мозговой штурм”, в процессе которого обозначатся новые интересные проблемы для учащихся. В процессе проекта учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска, интегрируют информацию смежных дисциплин. Ищут более эффективные пути решения задач проекта, общаются друг с другом. Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблем учащимися. За определенное время (от одного урока до нескольких месяцев) учащиеся решают познавательную, исследовательскую, конструкторскую либо другую задачу. Необходимо получить новые знания в ходе решения учебно-познавательной проблемы.
Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
Проектная технология позволяет реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиапрезентация, творческий отчет и т.д.
Метод проектов позволяет формировать личностные качества. Которые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности.
В первую очередь, можно выделить такие качества, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответственность, ощущать себя членом команды.
Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны – целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.
Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, требуется владение большим объемом знаний и определенным умениями:
1) интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);
2) творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);
3) коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).
Приоритетной формой взаимодействия на уроках с использованием проектной деятельности является “учитель – группа”.
В основе проектной деятельности лежит коллективная работа над решением жизненных, самими учащимися поставленных практических задач. Поэтому в настоящее время особенно актуальным может стать изучение отдельных тем русской орфографии или морфологии в старшей школе при подготовке всего необходимого для их решения материала.
При изучении русской литературы проектная деятельность приобретает особенно жизненный характер, так как влечет за собой объединение многих тем и предметов гуманитарного цикла. Решенные задачи ставят на очередь смежные, с ними связанные, то есть ведут к комплексированию всей школьной работы. Литература – единственный предмет, который вскрывает закономерности развития не общества и природы, а человеческой души. В соответствии с этим целью образования становится формирование творческой личности, способной к полноценному восприятию литературного произведения в контексте духовной культуры человечества и подготовительной к самостоятельному общению с искусством слова.
Значительная часть проектной деятельности – собирание материалов, применение на практике добытых результатов, главнейшие моменты, на которых ученики познают жизнь и учатся применять к ней свои знания, - происходит вне стен школы. Лабораторией для проектного метода является вся окружающая жизнь, а учебным пособием – все окружающие предметы и явления, подлежащие изучению в связи с намеченным заданием. Навыки в работе, в том числе и учебные, приобретаются в самом процессе работы и тем быстрее и прочнее, чем больше заинтересованы учащиеся в достижении намеченной цели.
Проектное обучение базируется на самостоятельной активности учащихся, так как истинное обучение идет через деятельность. Учитель должен не столько учить, сколько подавать мысль, и не столько излагать, сколько наводить, не столько навязывать, сколько отвечать на призыв к руководству. Метод проектов совершенно уничтожает казенное отношение к делу, позицию учеников, приходящих в класс, чтобы послушать определенные темы в изложении учителя. Внимание учащихся все время держится напряженным, от них требуется постоянная активная работа, они должны сами намечать себе программу занятий и интенсивно выполнять ее для того. Чтобы. Успешно проработав одно задание, приниматься за другое. Таким образом, использование проектной деятельности позволяет сблизить учебную работу с исследовательской.
Проекты различаются по характеру доминирующей деятельности (поисковой, исследовательский, творческий, ролевой, прикладной, ознакомительно-ориентировочный); по предметно-содержательной области (монопроект, межпредметный); по количеству участников (индивидуальной, парный, групповой, коллективный, массовый); по продолжительности (краткосрочный, длительный); они могут осуществляться в пределах одного класса, школы, города, региона, страны, всего мира.
Основные этапы работы над проектом
1.Подготовительный или вводный этап (погружение в проект).
1.1. Выбор темы и ее конкретизация (определение жанра проекта).
1.2. Определение цели, формулирование задач.
1.3. Формирование проектных групп, распределение в них обязанностей.
1.4. Выдача письменных рекомендаций участникам проектных групп (требования, сроки, график, консультации и т.д.)
1.5. Утверждение тематики проекта и индивидуальных планов участников группы.
1.6. Установление процедур и критериев проекта и формы его представления.
Выбор вида проектной деятельности из предложенного руководителем. Знакомство с целями и задачами выбранного вида проектной деятельности: в ходе анализа литературных образцов осознать красоту и величие родной земли, сформировать индивидуальное отношение к героическому прошлому своей Родины.
Материал. Тексты, предложенные в учебнике-хрестоматии. Анализ тематики, проблематики, использование художественно-изобразительных средств. Подбор литературных произведений по данной теме.
Роль учителя. Формулирует цели и задачи. Руководит деятельностью учащихся. Формирует идею проекта, исходя из потребностей и реально доступных ресурсов. Руководит аналитической работой с литературными образцами. Помогает систематизировать материал, сделать выводы о значении и индивидуально-авторском восприятии родной земли
2.Поисково-исследовательский этап.
2.1. определение источников информации.
2.2. Планирование способов сбора и анализа информации.
2.3. Подготовка к исследованию и его планирование.
2.4. Проведение исследование. Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями и жанром работы, подбор иллюстраций.
2.5. организационно-консультационные занятия. Промежуточные отчеты учащихся, обсуждение альтернатив, возникших в ходе реализации проекта.
Лингвистическая работа: подбор эпитетов, сравнений метафор, сочинение стихотворений на заданные рифмовки. Художественно-оформительская работа: выполнение набросков иллюстраций к сборнику
Роль учителя. Контролирует, корректирует выполнение заданий
3.Трансляционно-оформительский этап.
3.1. “Предзащита проекта”.
3.2. Доработка проекта с учетом замечаний и предложений.
3.3 Подготовка к публичной защите проекта:
3.3.1. определение даты и места;
3.3.2. определение программы и сценария публичной защиты, распределение заданий внутри группы (медиаподдержка, подготовка аудитории, видео- и фотосъемка и т.д.);
3.3.3. стендовая информация проекта.
Практическая реализация проекта: подбор материалов, инструментов и приспособлений для исполнения работы.
Самостоятельная работа над созданием литературно-поэтического текста. Создание иллюстративного материала для поэтических текстов. Распределение ролей (художники-оформители, технический редактор) и оформление проекта.
Роль учителя. Консультирует, направляет, стимулирует творческую активность детей
4.Заключительный этап.
4.1. Публичная защита проекта
4.2. Оценка проекта (несколько уровней оценки): самооценка; оценка других групп; оценка учителей; оценка специально созданной группы экспертов.
4.3. Подведение итогов, конструктивный анализ выполненной работы.
Литературная правка: работа с орфографией и пунктуацией, работа со стилистикой и смысловой наполняемостью стихотворного текста.
Роль учителя. Контролирует, координирует, корректирует деятельность учащихся.
Для оценки проекта в сотрудничестве с учащимися разработаны критерии оценки проекта, оценочный лист и шкала баллов.
Основные критерии оценки проекта
1. Значимость и актуальность выдвинутых проблем, обработка полученных результатов.
2. Активность каждого участника проекта в соответствии с индивидуальными возможностями.
3. Необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, владение материалом.
4. Интеграция, привлечение знаний из других областей.
5. Аргументация заключений, выводов, логика изложения.
6. Эстетика оформления.
7. Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.
8. Грамотность, эмоциональность, культура речи.
Оценочный лист проекта
Параметры и критерии оценки проекта | Самооценка | Оценка оппонентов | Оценка учителя |
1 Соответствие содержания заявленной теме 2 Логика изложения (планирование, отбор, систематизация) 3 Уровень самостоятельности 4 Владение материалом 5 Эстетика оформления 6 Грамотность, эмоциональность, культура речи 7 Творческое задание 8 Подготовка компьютерной презентации и раздаточного материала |
Шкала баллов:
Максимальная оценка по каждому критерию – 5 баллов
- “5” - 40-37 баллов
- “4” - 36-32 баллов
- “3” - 31-24 баллов
Ведущая деятельность – проектный метод – на уроках русского языка и литературы и на элективном курсе предполагает, что учащиеся самостоятельно осуществляют поиск, отбор, обобщение и анализ,. синтез и презентацию – защиту проекта. Учителя выступает в роли консультанта.