Литературная гостиная "Осень – чудная пора"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Цель: Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.

Задачи:

Образовательные:

  • Изучить произведения русских поэтов;

Развивающие:

  • Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
  • Развивать коммуникативные навыки учащихся;
  • Развивать выразительное чтение учащихся;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
  • Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
  • Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.

Подготовительная работа:

  • Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
  • Оформить выставку книг и портретов русских поэтов.

Ход мероприятия

Учитель: Дорогие ребята! Сегодня наше занятие пройдет не совсем обычно. Оно пройдет в форме литературной гостиной. Гостиная – это комната, где принимают гостей. И я приглашаю вас в гости, а наш класс будет нашей гостиной

Когда давным-давно, когда не было телевизоров, телефонов, интернета и люди разговаривали глядя друг другу в глаза, читали книги, вечером они любили собираться в гостях на литературные вечера.

В XVIII веке, с развитием культуры и образования, стало традицией организовывать литературные гостиные.

В одном месте собирались люди с общими интересами, они разговаривали, общались, делились своими мыслями и идеями, а потом из этих диалогов рождались новые стихи, картины, музыкальные произведения. Они читали стихи, рассказы своего сочинения, или модных тогда авторов, или не модных, но впоследствии ставших знаменитыми.

 

 

Презентация

(Слайд №1)

(Слайд №2)

В салонах собирались выдающиеся люди своего времени. Они рассуждали о философии и литературе, читали свои художественные и научные сочинения, подтрунивали друг над  другом и вдохновляли друг друга на создание новых произведений. Многие книги, картины и музыкальные произведения были написаны благодаря таким встречам. Такие гостиные посещали Пушкин, Бальмонт, Поленов, Фет и многие другие.

Мы тоже будем сегодня общаться, разговаривать и, кто знает, может наш разговор подвигнет кого-то написать стихотворение или картину.

Какова же тема нашего сегодняшнего разговора Вы узнаете, посмотрев вот этот клип.

(Слайд № 3), видеоклип “Золотая осень”.
Учитель: Да, тема нашей встречи “Осень – чудная пора”.

Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.

Слайд № 4
Чтец: Ласточки пропали...
Ласточки пропали,
А вчера зарей
Всё грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.
С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.
Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.
Выйдешь - поневоле
Тяжело - хоть плачь!
Смотришь - через поле
Перекати-поле
Прыгает, как мяч.
Слайд № 5
Учитель: При слове “осень” возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой. Слайд № 6
Чтец: Е. Трутнева “Осень”

Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах —
Это платье золотое у березы на плечах.
Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят и летят... летят... летят...
Пролетают паутинки с паучками в серединке.
И высоко от земли пролетают журавли.
Все летит! Должно быть, это улетает наше лето.

Слайд № 7
Учитель: Борис Пастернак сравнивал осень со сказочным чертогом.  
Чтец: Золотая осень (Б. Пастернак)

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озёра.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой
.

Слайд № 8
Учитель: У многих поэтов осень была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении “Осень”  признаётся в своей любви к этому времени года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ", - так сказал о золотой осени А. С. Пушкин.  
Чтец: “Осень”:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С.Пушкин

Слайд № 9
Учитель: -  А знаете ли вы объяснить значение слов “очей очарование”, “багрец”?

Словарная работа (“Очи” - глаза; “очаровать” - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; “природы увядание”; “багрец” - багровый, тёмно-красный).

Слайд № 10
Учитель: Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.  
Чтец: Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора ...
А.С.Пушкин
Слайда №11
Учитель: У А.С.Пушкина много стихотворений посвящено осени. “ Октябрь уж наступил...”  
Чтец: Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.
Слайд № 12
Учитель: Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной " Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы. Слайд № 13
Чтец: Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...
 
Учитель: Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем “осень веет тоской, осень веет разлукой” ” (И.Бунин)  
Чтец: Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...
Слайд № 14
Учитель: Говоря об осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта “серебряного века” Сергея Есенина.  
Чтец: Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
Слайд № 15
Учитель: Послушайте в исполнении девочек романс на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая” Слайд № 16
Учитель: Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж ".  
Чтец: Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; -
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
Уж солнца луч ложится косо...
Вдали проглянула река...
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека...
Вот на дорогу выезжает
Тяжелый воз - то промелькнет
На солнце вдруг, то в тень уйдет...
И криком кляче помогает
Старик, а на возу - дитя,
И деда страхом тешит внучка;
А, хвост пушистый опустя,
Вкруг с лаем суетится жучка,
И звонко в сумраке лесном
Веселый лай идет кругом.
Слайд № 17
Учитель: Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни.  
Чтец: Осень
Кроет уж лист золотой
      Влажную землю в лесу...
Смело топчу я ногой
      Вешнюю леса красу.
С холоду щеки горят;
      Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
      Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
      Лес с себя тайну совлек:
Сорван последний орех,
      Свянул последний цветок;
Мох не приподнят, не взрыт
      Грудой кудрявых груздей;
Около пня не висит
      Пурпур брусничных кистей;
Долго на листьях, лежит
      Ночи мороз, и сквозь лес
Холодно как-то глядит
      Ясность прозрачных небес...
Листья шумят под ногой;
      Смерть стелет жатву свою...
Только я весел душой
      И, как безумный, пою!
Знаю, недаром средь мхов
      Ранний подснежник я рвал;
Вплоть до осенних цветов
      Каждый цветок я встречал.
Слайд № 18
Учитель: Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели, поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветием. Но, были и другие моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету.

Именно таким увидел это время года композитор Пётр Ильич Чайковский

Грустное это время – осень. “Осенняя песнь” - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе.

Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно ... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт – и снова падение. Ещё, ещё – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью ....И хочется плакать от тоски и непонятной обиды .... Второй голос, более уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает.

Вслушиваясь в “Осеннюю песнь” П. И. Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это ещё и сказочная красота золотого багрянца осени и её таинственная прелесть.

Слайд №19 “Осенняя песнь”

П. И. Чайковский

 

 

 

Слайд №20

Учитель: А сейчас давайте обратимся к творчеству замечательного художника, “певцу русской осени” - это Исаак Ильич Левитан

Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе!”

Левитан очень любил поэзию, называл её “очаровательницей жизни”. Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета.

Слайд №21
Учитель: Осень для Левитана – самая волнующая пора. Осеннее убранство деревьев вызывало у него особое состояние. При одном только взгляде на залитые оранжевыми красками леса он преображался, приходил в своё тревожное, взбудораженное состояние.

Мы знаем множество картин, этюдов, навеянных осенними мотивами. Левитан создал около ста картин осени.

Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создаётся благодаря “бурлению” красок в изображении золота листвы, яркой зелени озимей, тёмной сини неба и реки.

В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом.

В своих произведениях А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, И. И. Левитан открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени.

Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы.

Слайд №22
Чтец: Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.
Слайд №23
Учитель: Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.  
Чтец: Белое небо. Белая мгла.
Поздняя осень в гости пришла.
Стынут деревья. Иней на них.
Нет и в помине звезд золотых.
Тихо в лесу. Тишина на полях.
Белый туман поселился в дубах.
Белое небо. Белая мгла.
Белой колдуньей осень пришла.
С.Таплинская
Слайд №24
Учитель: Подведение итогов.

- Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей  прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. Надо учиться видеть прекрасное, которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. Ведь выразить свои чувства мы можем через стихи, музыку, танцы, рисунки, слова и поступки.

-Ребята, а можем назвать Осень царицей красок? Почему?

А вам нравится осень? Чем она вам нравится?

- Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. Время расставаться. Надеюсь. Что вы узнали для себя много нового.

 

 

 

Слайд №25

 

 

Слайд №26-27

Литература:

  1. Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов – классиков. – М.: Детская литература, 1989.
  2. Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия”, 1995, выпуск 8.
  3. Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия – Бибинформ”, 1998, выпуск 6.
  4. Осокин В. Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963.
  5. Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. – М.: Искусство, 1974.
  6. Прытков В. А. Левитан. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.
  7. Пророкова С. А. И. И. Левитан. – Киев, “Радянська школа”, 1990.
  8. Прибегина Т. А. П. И. Чайковский. – М.: Издательство “Музыка”, 1983.
  9. Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 2003.
  10. http://belle-poque.ru/stati