Цель: Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
- Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
- Оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Ход мероприятия
Учитель: | Дорогие ребята! Сегодня наше занятие
пройдет не совсем обычно. Оно пройдет в форме
литературной гостиной. Гостиная – это комната,
где принимают гостей. И я приглашаю вас в гости, а
наш класс будет нашей гостиной Когда давным-давно, когда не было телевизоров, телефонов, интернета и люди разговаривали глядя друг другу в глаза, читали книги, вечером они любили собираться в гостях на литературные вечера. В XVIII веке, с развитием культуры и образования, стало традицией организовывать литературные гостиные. В одном месте собирались люди с общими интересами, они разговаривали, общались, делились своими мыслями и идеями, а потом из этих диалогов рождались новые стихи, картины, музыкальные произведения. Они читали стихи, рассказы своего сочинения, или модных тогда авторов, или не модных, но впоследствии ставших знаменитыми. |
(Слайд №1) (Слайд №2) |
В салонах собирались выдающиеся люди
своего времени. Они рассуждали о философии и
литературе, читали свои художественные и
научные сочинения, подтрунивали друг над
другом и вдохновляли друг друга на создание
новых произведений. Многие книги, картины и
музыкальные произведения были написаны
благодаря таким встречам. Такие гостиные
посещали Пушкин, Бальмонт, Поленов, Фет и многие
другие. Мы тоже будем сегодня общаться, разговаривать и, кто знает, может наш разговор подвигнет кого-то написать стихотворение или картину. Какова же тема нашего сегодняшнего разговора Вы узнаете, посмотрев вот этот клип. |
(Слайд № 3), видеоклип “Золотая осень”. | |
Учитель: | Да, тема нашей встречи “Осень – чудная
пора”. Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью. |
Слайд № 4 |
Чтец: | Ласточки пропали... Ласточки пропали, А вчера зарей Всё грачи летали Да, как сеть, мелькали Вон над той горой. С вечера все спится, На дворе темно. Лист сухой валится, Ночью ветер злится Да стучит в окно. Лучше б снег да вьюгу Встретить грудью рад! Словно как с испугу Раскричавшись, к югу Журавли летят. Выйдешь - поневоле Тяжело - хоть плачь! Смотришь - через поле Перекати-поле Прыгает, как мяч. |
Слайд № 5 |
Учитель: | При слове “осень” возникает у каждого свой образ: ранняя или поздняя. Ранняя осень, когда появляются первые разноцветные листья на деревьях, и поздняя, когда завершается листопад и жизнь замирает, готовясь принять белый наряд. Но больше всего мы любим золотую осень. В это время в лесу становится веселее и наряднее. Кроны деревьев расцвечены всеми оттенками от зелёных до пурпурных. Красный, жёлтый, бурый, золотистый ложится на землю лист. По болотам краснеет клюква, кое-где мелькают гроздья брусники. Природа становится пышной, величавой и удивительно красивой. | Слайд № 6 |
Чтец: | Е. Трутнева “Осень” Стало вдруг светлее вдвое, двор как в солнечных лучах — Это платье золотое у березы на плечах. Утром мы во двор идем — листья сыплются дождем, Под ногами шелестят и летят... летят... летят... Пролетают паутинки с паучками в серединке. И высоко от земли пролетают журавли. Все летит! Должно быть, это улетает наше лето. |
Слайд № 7 |
Учитель: | Борис Пастернак сравнивал осень со сказочным чертогом. | |
Чтец: | Золотая осень (Б. Пастернак) Осень.
Сказочный чертог, |
Слайд № 8 |
Учитель: | У многих поэтов осень была любимым временем года. Известный русский поэт А.С.Пушкин в своём стихотворении “Осень” признаётся в своей любви к этому времени года. "Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса ", - так сказал о золотой осени А. С. Пушкин. | |
Чтец: | “Осень”: Унылая пора! очей
очарованье! |
Слайд № 9 |
Учитель: | - А знаете ли вы объяснить значение
слов “очей очарование”, “багрец”? Словарная работа (“Очи” - глаза; “очаровать” - произвести неотразимое впечатление на кого-то, подчинить своему обаянию; “природы увядание”; “багрец” - багровый, тёмно-красный). |
Слайд № 10 |
Учитель: | Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой. | |
Чтец: | Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора ... А.С.Пушкин |
Слайда №11 |
Учитель: | У А.С.Пушкина много стихотворений посвящено осени. “ Октябрь уж наступил...” | |
Чтец: | Октябрь уж наступил — уж роща
отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад — дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы. |
Слайд № 12 |
Учитель: | Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной " Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы. | Слайд № 13 |
Чтец: | Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера... Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь, И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле... |
|
Учитель: | Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем “осень веет тоской, осень веет разлукой” ” (И.Бунин) | |
Чтец: | Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой... |
Слайд № 14 |
Учитель: | Говоря об осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта “серебряного века” Сергея Есенина. | |
Чтец: | Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось. Ах, и сам я в чаще звонкой Увидал вчера в тумане: Рыжий месяц жеребенком Запрягался в наши сани. |
Слайд № 15 |
Учитель: | Послушайте в исполнении девочек романс на стихи С. Есенина “Отговорила роща золотая” | Слайд № 16 |
Учитель: | Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж ". | |
Чтец: | Люблю дорожкою лесною, Не зная сам куда, брести; Двойной глубокой колеею Идешь - и нет конца пути... Кругом пестреет лес зеленый; Уже румянит осень клены, А ельник зелен и тенист; - Осинник желтый бьет тревогу; Осыпался с березы лист И, как ковер, устлал дорогу... Идешь, как будто по водам, - Нога шумит... а ухо внемлет Малейший шорох в чаще, там, Где пышный папоротник дремлет, А красных мухоморов ряд, Что карлы сказочные, спят... Уж солнца луч ложится косо... Вдали проглянула река... На тряской мельнице колеса Уже шумят издалека... Вот на дорогу выезжает Тяжелый воз - то промелькнет На солнце вдруг, то в тень уйдет... И криком кляче помогает Старик, а на возу - дитя, И деда страхом тешит внучка; А, хвост пушистый опустя, Вкруг с лаем суетится жучка, И звонко в сумраке лесном Веселый лай идет кругом. |
Слайд № 17 |
Учитель: | Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. | |
Чтец: | Осень Кроет уж лист золотой Влажную землю в лесу... Смело топчу я ногой Вешнюю леса красу. С холоду щеки горят; Любо в лесу мне бежать, Слышать, как сучья трещат, Листья ногой загребать! Нет мне здесь прежних утех! Лес с себя тайну совлек: Сорван последний орех, Свянул последний цветок; Мох не приподнят, не взрыт Грудой кудрявых груздей; Около пня не висит Пурпур брусничных кистей; Долго на листьях, лежит Ночи мороз, и сквозь лес Холодно как-то глядит Ясность прозрачных небес... Листья шумят под ногой; Смерть стелет жатву свою... Только я весел душой И, как безумный, пою! Знаю, недаром средь мхов Ранний подснежник я рвал; Вплоть до осенних цветов Каждый цветок я встречал. |
Слайд № 18 |
Учитель: | Осень в России всегда была порой,
которую воспевали многие писатели, поэты,
художники и музыканты. В ней видели и
неповторимые красоты русской природы, которая
осенью одевается в золотой убор, переливаясь
своим пышным многоцветием. Но, были и другие
моменты осени - это унылый пейзаж, осеннее
умирание природы и грусть по уходящему лету. Именно таким увидел это время года композитор Пётр Ильич Чайковский Грустное это время – осень. “Осенняя песнь” - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится в первой музыкальной фразе. Но вот зазвучали два голоса. Один – слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно ... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. Тоскливо на душе. Снова взлёт – и снова падение. Ещё, ещё – нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью ....И хочется плакать от тоски и непонятной обиды .... Второй голос, более уверенный, уговаривает, успокаивает, утешает. Вслушиваясь в “Осеннюю песнь” П. И. Чайковского, мы чувствуем, что для композитора это прощание с милыми картинами лета, потому так тихо тает его мелодия. Но это ещё и сказочная красота золотого багрянца осени и её таинственная прелесть. |
Слайд №19 “Осенняя песнь” П. И. Чайковский
Слайд №20 |
Учитель: | А сейчас давайте обратимся к творчеству
замечательного художника, “певцу русской
осени” - это Исаак Ильич Левитан Левитан очень любил русскую природу и не уставал повторять своим ученикам: “Больше любви, больше поклонения природе!” Левитан очень любил поэзию, называл её “очаровательницей жизни”. Он знал наизусть множество стихотворений Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. А. Фета. |
Слайд №21 |
Учитель: | Осень для Левитана – самая волнующая
пора. Осеннее убранство деревьев вызывало у него
особое состояние. При одном только взгляде на
залитые оранжевыми красками леса он
преображался, приходил в своё тревожное,
взбудораженное состояние. Мы знаем множество картин, этюдов, навеянных осенними мотивами. Левитан создал около ста картин осени. Ощущение жизненной полноты, свежести чувств в солнечный осенний день создаётся благодаря “бурлению” красок в изображении золота листвы, яркой зелени озимей, тёмной сини неба и реки. В творчестве Левитана чистая радость соседствует со щемящей душу печалью, тревогой и одиночеством. Художник понимал осень, прежде всего как праздник красок, как прощание с летом. В своих произведениях А. С. Пушкин, П. И. Чайковский, И. И. Левитан открыли нам свою душу, запечатлев в них безграничную любовь к природе России, к прекрасному времени года – осени. Все они по-своему изображают это время года, но все восхищаются красотой осенней природы. |
Слайд №22 |
Чтец: | Славная осень! Здоровый, ядрёный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит; Около леса, как в мягкой постели, Выспаться можно - покой и простор! Листья поблекнуть еще не успели, Желты и свежи лежат, как ковер. |
Слайд №23 |
Учитель: | Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его. | |
Чтец: | Белое небо. Белая мгла. Поздняя осень в гости пришла. Стынут деревья. Иней на них. Нет и в помине звезд золотых. Тихо в лесу. Тишина на полях. Белый туман поселился в дубах. Белое небо. Белая мгла. Белой колдуньей осень пришла. С.Таплинская |
Слайд №24 |
Учитель: | Подведение итогов. - Осень никогда не повторяется. Каждый год она приносит нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. Надо только быть внимательным и суметь увидеть это неведомое. Надо учиться видеть прекрасное, которое нас окружает, учиться чувствовать его и учиться выражать свои чувства. Ведь выразить свои чувства мы можем через стихи, музыку, танцы, рисунки, слова и поступки. -Ребята, а можем назвать Осень царицей красок? Почему? А вам нравится осень? Чем она вам нравится? - Вот и подошла к концу наша встреча в литературной гостиной. Время расставаться. Надеюсь. Что вы узнали для себя много нового. |
Слайд №25
Слайд №26-27 |
Литература:
- Русская поэзия. Сборник стихотворений русских поэтов – классиков. – М.: Детская литература, 1989.
- Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия”, 1995, выпуск 8.
- Читаем, учимся, играем. – М.: “Либерия – Бибинформ”, 1998, выпуск 6.
- Осокин В. Н. Рассказы о русском пейзаже. – М.: Государственное издательство детской литературы Министерства просвещения РСФСР, 1963.
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. – М.: Искусство, 1974.
- Прытков В. А. Левитан. – М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960.
- Пророкова С. А. И. И. Левитан. – Киев, “Радянська школа”, 1990.
- Прибегина Т. А. П. И. Чайковский. – М.: Издательство “Музыка”, 1983.
- Рапацкая Л. А., Сергеева Г. П., Шмагина Т. С. Русская музыка в школе. – М.: Гуманитарный издательский центр “ВЛАДОС”, 2003.
- http://belle-poque.ru/stati