Литература
-
Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" 2017
Мероприятие посвящено неоценимому вкладу женщин в победу в Великой Отечественной войне.
-
И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. 5-й класс 2017
Представленная методическая разработка помогает обучающимся проследить и осмыслить изменения, произошедшие в душе главного героя рассказа - Герасима, раскрыть трагизм судьбы крепостного. В ходе урока ребята сопоставляют текстовую информацию и художественный образ, оценивают поступки героя через эмоциональное восприятие, совершенствуют навыки анализа произведения.
-
Интегрированный урок «Реки России» 2017
Цель урока: показать связь географии с художественными образами, созданными в произведениях литературы.
-
Обсуждение книги Роберта Кормье "Шоколадная война". 8-й класс 2017
Урок является продолжением цикла уроков по внеклассному чтению произведений современной литературы зарубежных авторов. Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Шоколадная война» с точки зрения проблемы свободы – проблемы нравственной и философской. Обращается внимание на такие ключевые понятия, затронутые автором произведения, как коллектив; личность; совесть, сочувствие; выбор человека; свобода; насилие, жестокость и др.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) о творчестве С.Я.Маршака и переводе с английского на русский язык 2017
Цели урока: расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака; прививать интерес к чтению, пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность; развивать актерские качества у детей, умение дарить себе и зрителям радость.
-
Интегрированный урок (литература + география) на тему «Особенности изображения людей и природы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"». 7-й класс 2017
Цели и задачи: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту, как автор изображает степи, какие изобразительно-выразительные средства при этом использует; выявить особенности изображения человека в повести; продолжить формирование понятия о природных комплексах и природных зонах на примере зоны степей.
-
Совмещенный урок (математика + литература) "Басни + уравнения + задачи на части". 5-й класс 2017
Представляю вариант совмещения уроков математики и литературы в 5-м классе по программе «Школа 2100» по темам «Басни» и «Задачи на части». В распечатках указываются номера страниц учебника математики С.А. Козлова, А.Г. Рубин, но и педагогам, работающим по другим программам, данный материал может служить отправной точкой для построения собственных разработок.
-
Интеллектуальный турнир "Путешествие в Страну Сказок". 5-й класс 2017
Сценарий турнира построен на материале сказок как русских народных, так и литературных. Проведение мероприятия по данному сценарию позволит окунуться в мир волшебства и добрых сказочных чудес. Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.
-
Урок "Чтение – мое хобби. Британские писатели шотландского происхождения" 2017
Урок предназначен для студентов библиотечного отделения техникумов. Тема занятия тесно связана с их будущей профессией. Мы упоминаем о литературных жанрах, составляем вопросы для интервью “Молодой читатель в библиотеке: его интересы и приоритеты в чтении”. Вторая часть занятия посвящена жизни и творчеству великого шотландского поэта Роберта Бернса.
-
Повесть А.С.Пушкина "Метель". Особенности композиции, авторская ирония, символика образа метели 2017
“Повести Белкина” А.С. Пушкина вызывают живой интерес у школьников. Учителю нужно так организовать работу над повестями, чтобы интерес у ребят не пропал, чтобы у них возникала потребность вновь и вновь перечитывать эти произведения.
-
Научить человека быть человеком – главная задача преподавания русского языка и литературы в школе (из опыта работы) 2017
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины.
-
Урок на тему "Бог – поэт – народ" (сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Пророк" и М.Ю.Лермонтова "Пророк") 2017
Цели и задачи урока: представить литературу как явление развивающееся: лирика Пушкина, с одной стороны, поэтически обобщает идейно-художественные открытия русской литературы 18 века, отражая религиозно-философскую направленность; с другой стороны, оказывает влияние на развитие литературы, предвосхищая поэзию Лермонтова с её психологическими изысканиями; осознать место поэтов в этом процессе, увидеть самобытность личности поэтов, своеобразие их мировосприятия, оригинальность поэтических образов.
-
Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс 2017
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л.Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
-
Взаимосвязь темы, идеи и композиции в рассказе В.Г.Распутина «Век живи – век люби» 2017
Интеграция помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений, погрузиться в духовный мир героев. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. Для более удачного проведения интегрированный урок должен быть продуман всеми участниками: учителями-предметниками, учениками.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Строки, опаленные войной…." 2017
Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей. Интегрированный урок повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассмотрения понятий, которые используются в разных предметных областях, например в нашем случае «патриотизм» и другие.
-
«Как наше слово отзовётся…» 2017
Как сделать так, чтобы подрастающее поколение могло познать это самое русское слово, понять его весомость и невесомость, его богатство и его уязвимость, его красоту и неповторимость! Пытаюсь научить детей уметь «чувствовать» произведения, уметь «вживаться» в роль героев. Каждый день от урока к уроку доказываем с ребятами, что язык русский – живой! И значит относиться к нему надо бережно! А ещё уважительно! Потому что это язык Родины, язык предков, язык классики, язык нашей истории…
-
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов "Невольник чести беспощадной" 2017
Сегодня мы поговорим о поэте, который всем своим творчеством доказал светоносность и неугасимость звезды великого русского поэта. Это Николай Доризо. Более четверти века он посвятил изучению творчества Пушкина. Все эти годы Доризо писал стихи об А.С.Пушкине, о людях, которые его окружали, о его жене, которую долгое время обвиняли в прямой причастности к гибели поэта.
-
Кино на уроках литературы. "Ветер странствий" (1978) (по мотивам произведений М.М.Пришвина). 11-й класс 2017
Современные дети предпочитают книге изобразительный ряд, поэтому возможно превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника. Просмотр фильма не отменяет прочтение оригинала, а только дополняет и расширяет возможности учебного предмета. В статье представлены вопросы, на которые предлагается ответить обучающимся при просмотре фильма. Материал можно использовать также при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (позиция 25 ЕГЭ по русскому языку) при подборе аргументов.
-
Урок литературы по теме "Проблема отхода от русской "почвы" в рассказе В.Белова «Бескультурье»". 11-й класс 2017
Через творчество Белова проходит тема малой родины, из которой вырастает наша Великая Родина. В ходе урока понимаем, что обнищавшая русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Постепенно разрывается связь с землей, культурой предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное. К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?
-
Мещерские рассказы К.Г.Паустовского. Автор и его герои. 5-й класс 2017
Цель урока: способствовать формированию представления о К.Г.Паустовском как талантливом русском писателе, авторе произведений о Мещерском крае, развивать интерес к его творчеству; продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.
-
Кейс-технология с применением интеграции литературы, русского языка и математики 2017
К какой бы исторической эпохе ни принадлежал человек, он нуждается в истине. Обладание истинным знанием одним людям приносит радость и удовлетворение, другим, наоборот, - горе: сильных истина зовет на подвиг, у слабых парализует волю, приводит их к пессимизму и растерянности. Но, несмотря ни на что, люди стремятся к истине, получению новой информации о мире, в котором они живут. Обладание истиной продвигает всех нас вперед на нелегком пути познания.
-
Тема сиротства в повести Айгиза Баймухаметова «Не оставляй меня, мама!» 2017
Проблема сиротства является не только социальной, но и педагогической. Дети данной категории стали объектом изучения педагогов, психологов, врачей. Также эта проблема отражается и в литературе. В башкирской литературе немало произведений, посвященных теме сиротства. Но в последние годы все рекорды побила книга молодого прозаика Айгиза Баймухаметова «Не оставляй, мама!»
-
Творчество чувашского драматурга Николая Терентьева 2017
Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством писателя-драматурга Н.Терентьева; дать представление о богатом драматургическом опыте Н.Терентьева; познакомить с персонажами и деталями трагикомедии «Пожарная лошадь».
-
Уроки литературы "Обзорное изучение романа Н.Г.Чернышевского «Что делать?»" 2017
Цель урока: познакомить учащихся с романом Чернышевского, продолжить формирование общего представления о русской литературе XIX века как едином процессе.
-
Пути исследования «спорных» произведений школьной программы (на примере романа И.А. Гончарова «Обломов») 2017
Всегда ли в художественном произведении чётко выражена авторская идея? «Положителен» или «отрицателен» персонаж? Как изучать творчество «объективных» писателей? Статья М.В.Осмоловского посвящена проблеме исследования художественных произведений, вызывающих дискуссии. Как выстроить в ходе уроков анализ «спорного» текста, показано на примере романа И.А.Гончарова «Обломов», изучаемого в 10-м классе.
-
Юрий Яковлев «Сердце земли» (опыт анализа эпического произведения) 2017
Предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы.
-
Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы 2017
В статье помещены материалы выступления на областной научно-практической конференции по теме «Исследовательская работа на уроках русского языка и литературы». Одним из ведущих методов исследовательской деятельности является проектная технология. Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.
-
Интегрированный урок по теме «Пока человек чувствует боль – он жив. Пока человек чувствует чужую боль – он Человек…» (по произведениям А.Платонова). 2017
Сегодня мы задумываемся о том, как сделать уроки литературы более эффективными, на какие произведения опираться, ведь только творческое сознательное чтение превращает анализ текста в естественную и непрерывную потребность. Не будем жалеть времени на глубокий анализ произведений писателей-гуманистов. И один из таких писателей – Андрей Платонович Платонов.
-
Урок литературы "А.Платонов «Неизвестный цветок»". 5-й класс 2017
На изучение творчества Платонова в 5-м классе отводится 2 урока «Неизвестный цветок» и «Цветок жизни». Поэтому посчитала, что должна прослеживаться логика перехода от одного произведения к другому. В первый урок должен быть включён и небольшой фрагмент биографии писателя, в котором бы отражалась и основная мысль произведения.
-
Литературная викторина "Умники и умницы" по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" 2017
Урок-игра «Умники и умницы» можно провести после изучения повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» в качестве проверочной работы для учащихся 8-го класса. Ребятам будет интересно вспомнить полюбившиеся страницы повести, подумать над нравственными вопросами, поставленными писателем. Возможно использование материалов данной разработки для проведения внеклассного мероприятия по литературе.