Литература
-
Интегрированный урок (литература + искусство) на тему «Общечеловеческие ценности в поэме А.А.Кымытваль "Слушая музыку “Болеро” Равеля"». 2017
Чукотка… суровый северный край, но и милое, родное место для проживающих на ней людей, какой являлась Антонина Кымытваль. Урок посвящен первой профессиональной чукотской поэтессе и детской писательнице Антонине Александровне Кымытваль. Прошло чуть больше года как её не стало с нами, именно поэтому в память о ней и её творчестве проводим данный урок. Урок направлен на совершенствование эстетического вкуса детей, понимания чувства красоты, истинных ценностей.
-
Сценарий урока литературы "Чтение с увлечением". 10-й класс 2017
На уроках литературы используются технологии проблемно развивающего обучения, развития критического мышления, творческой мастерской, инициирующие поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности обучающихся. Урок литературы чаще всего является уроком открытия нового знания.
-
Уроки литературы: экология природы и души 2017
Что важнее: экология природы или экология души, «культурная, нравственная экология»? Что может сделать школа в плане духовно-нравственного развития школьников? Автор убежден, что учитель-словесник в школе сегодня выполняет важную миссию – формирует Человека. В статье показан высокий нравственный потенциал уроков, связанных с изучением поэзии. Именно она, по мнению автора, дает автору и читателю духовные крылья, помогает воспитать у взрослых и детей «хорошее сердце и правильную душу».
-
Урок доброты (по повести Г.Н.Троепольского "Белый Бим Черное ухо") 2017
Данный урок заставляет учащихся задуматься об отношении к «братьям нашим меньшим», воспитывает умение отличать добро и зло, не быть равнодушными людьми.
-
Технологическая карта межпредметного урока (история + литература) на тему «Влияние крепостного права на персонажей поэмы Н.В.Гоголя "Мертвые души"». 9-й класс 2017
Интегрированный открытый урок позволит учащимся выявить взаимосвязь литературы и истории, сопоставив реалии крепостнической России середины девятнадцатого века и проблем, связанных с произволом людей, наделенных властью, к которым относятся помещики и чиновники. Также анализ текста поэмы помогает оценить бесправность крестьян, лишенных возможности действовать в своих интересах.
-
Урок литературы "Мог ли Герасим поступить иначе?". 5-й класс 2017
Цели урока: углубить знания учащихся об эпохе крепостного права; привлечь их внимание к судьбе Герасима; учить художественному пересказу, рецензированию; способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.
-
Урок обучения грамоте "Знакомство с буквой П,п" 2017
Цели урока: познакомить учащихся с буквой П,п. Задачи: научить правильно употреблять термины и понятия по теме, выполнять звуковой анализ слов «печка», «пушка», соотносить свои действия с используемыми эталонами; способствовать формированию и развитию навыка чтения слогов, слов, предложений с изученными буквами, развитию связной речи, фонематического слуха, творческого воображения.
-
Урок литературы по теме «Уроки нравственности в рассказе К.Г.Паустовского "Телеграмма"». 8-й класс 2017
Цели урока: ввести учащихся в мир рассказа Паустовского «Телеграмма», помочь увидеть глубину содержания рассказа, выйти на понимание смысла названия рассказа; активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся (оценка героев и их поступков, роль пейзажа в повествовании); формировать коммуникативные умения, необходимые для построения текста (синквейны, письмо), умения правильно выражать свои мысли.
-
Человек и природа в творчестве М.Пришвина 2017
Произведения М.Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться.
-
Урок "Мир, в котором мы живем" (по рассказу Е.Носова "Кукла") 2017
Урок в 7-м классе по рассказу Е.Носова «Кукла» сопровождается презентацией. На этом уроке решаются вопросы добра, нравственности, бережного отношения человека к родной земле, природе, к миру, в котором он живёт.
-
Литературно-музыкальная композиция "У войны не женское лицо" 2017
Мероприятие посвящено неоценимому вкладу женщин в победу в Великой Отечественной войне.
-
И.С.Тургенев «Муму». Герасим и Муму. Нравственное преображение Герасима. 5-й класс 2017
Представленная методическая разработка помогает обучающимся проследить и осмыслить изменения, произошедшие в душе главного героя рассказа - Герасима, раскрыть трагизм судьбы крепостного. В ходе урока ребята сопоставляют текстовую информацию и художественный образ, оценивают поступки героя через эмоциональное восприятие, совершенствуют навыки анализа произведения.
-
Интегрированный урок «Реки России» 2017
Цель урока: показать связь географии с художественными образами, созданными в произведениях литературы.
-
Обсуждение книги Роберта Кормье "Шоколадная война". 8-й класс 2017
Урок является продолжением цикла уроков по внеклассному чтению произведений современной литературы зарубежных авторов. Учащимся предлагается осмыслить содержание книги «Шоколадная война» с точки зрения проблемы свободы – проблемы нравственной и философской. Обращается внимание на такие ключевые понятия, затронутые автором произведения, как коллектив; личность; совесть, сочувствие; выбор человека; свобода; насилие, жестокость и др.
-
Интегрированный урок (английский язык + литература) о творчестве С.Я.Маршака и переводе с английского на русский язык 2017
Цели урока: расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я.Маршака; прививать интерес к чтению, пополнять словарный запас учащихся через игровую творческую деятельность; развивать актерские качества у детей, умение дарить себе и зрителям радость.
-
Интегрированный урок (литература + география) на тему «Особенности изображения людей и природы в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"». 7-й класс 2017
Цели и задачи: продолжать работу с текстом, отрабатывать навыки по умению ориентироваться в нем, проследить по тексту, как автор изображает степи, какие изобразительно-выразительные средства при этом использует; выявить особенности изображения человека в повести; продолжить формирование понятия о природных комплексах и природных зонах на примере зоны степей.
-
Совмещенный урок (математика + литература) "Басни + уравнения + задачи на части". 5-й класс 2017
Представляю вариант совмещения уроков математики и литературы в 5-м классе по программе «Школа 2100» по темам «Басни» и «Задачи на части». В распечатках указываются номера страниц учебника математики С.А. Козлова, А.Г. Рубин, но и педагогам, работающим по другим программам, данный материал может служить отправной точкой для построения собственных разработок.
-
Интеллектуальный турнир "Путешествие в Страну Сказок". 5-й класс 2017
Сценарий турнира построен на материале сказок как русских народных, так и литературных. Проведение мероприятия по данному сценарию позволит окунуться в мир волшебства и добрых сказочных чудес. Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов. Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой), другие носят индивидуальный характер, для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.
-
Урок "Чтение – мое хобби. Британские писатели шотландского происхождения" 2017
Урок предназначен для студентов библиотечного отделения техникумов. Тема занятия тесно связана с их будущей профессией. Мы упоминаем о литературных жанрах, составляем вопросы для интервью “Молодой читатель в библиотеке: его интересы и приоритеты в чтении”. Вторая часть занятия посвящена жизни и творчеству великого шотландского поэта Роберта Бернса.
-
Повесть А.С.Пушкина "Метель". Особенности композиции, авторская ирония, символика образа метели 2017
“Повести Белкина” А.С. Пушкина вызывают живой интерес у школьников. Учителю нужно так организовать работу над повестями, чтобы интерес у ребят не пропал, чтобы у них возникала потребность вновь и вновь перечитывать эти произведения.
-
Научить человека быть человеком – главная задача преподавания русского языка и литературы в школе (из опыта работы) 2017
Воспитание гражданственности и патриотизма как нельзя лучше проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Любовь к родной природе - одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины.
-
Урок на тему "Бог – поэт – народ" (сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина "Пророк" и М.Ю.Лермонтова "Пророк") 2017
Цели и задачи урока: представить литературу как явление развивающееся: лирика Пушкина, с одной стороны, поэтически обобщает идейно-художественные открытия русской литературы 18 века, отражая религиозно-философскую направленность; с другой стороны, оказывает влияние на развитие литературы, предвосхищая поэзию Лермонтова с её психологическими изысканиями; осознать место поэтов в этом процессе, увидеть самобытность личности поэтов, своеобразие их мировосприятия, оригинальность поэтических образов.
-
Формирование гражданской ответственности за сохранение Байкала с использованием технологии продуктивного чтения на уроках литературы. 9-й класс 2017
Для формирования гражданской ответственности за сохранение природного наследия Байкала в работе использую материал иркутских поэтов и писателей. Стихотворения Л.Гибадуллиной пробуждают живой интерес к проблемам природы родного края, повышают уровень осознания гражданской ответственности за свою Родину, понимания неблагоприятной экологической ситуации на Байкале и осознания соучастности во взаимоотношении природы и человека.
-
Взаимосвязь темы, идеи и композиции в рассказе В.Г.Распутина «Век живи – век люби» 2017
Интеграция помогает глубже понять произведение, увидеть взаимосвязь представленных в тексте рассуждений, погрузиться в духовный мир героев. Учащиеся всецело проявляют творческие и организаторские способности. Для более удачного проведения интегрированный урок должен быть продуман всеми участниками: учителями-предметниками, учениками.
-
Интегрированный урок (история + литература) "Строки, опаленные войной…." 2017
Важно научить школьников рассматривать не отдельные, изолированные явления жизни, а воспринимать мир во всем многообразии взаимосвязей. Интегрированный урок повышает мотивацию учебной деятельности за счет нестандартной формы урока, рассмотрения понятий, которые используются в разных предметных областях, например в нашем случае «патриотизм» и другие.
-
«Как наше слово отзовётся…» 2017
Как сделать так, чтобы подрастающее поколение могло познать это самое русское слово, понять его весомость и невесомость, его богатство и его уязвимость, его красоту и неповторимость! Пытаюсь научить детей уметь «чувствовать» произведения, уметь «вживаться» в роль героев. Каждый день от урока к уроку доказываем с ребятами, что язык русский – живой! И значит относиться к нему надо бережно! А ещё уважительно! Потому что это язык Родины, язык предков, язык классики, язык нашей истории…
-
Внеклассное мероприятие для учащихся старших классов "Невольник чести беспощадной" 2017
Сегодня мы поговорим о поэте, который всем своим творчеством доказал светоносность и неугасимость звезды великого русского поэта. Это Николай Доризо. Более четверти века он посвятил изучению творчества Пушкина. Все эти годы Доризо писал стихи об А.С.Пушкине, о людях, которые его окружали, о его жене, которую долгое время обвиняли в прямой причастности к гибели поэта.
-
Кино на уроках литературы. "Ветер странствий" (1978) (по мотивам произведений М.М.Пришвина). 11-й класс 2017
Современные дети предпочитают книге изобразительный ряд, поэтому возможно превратить кинематограф из соперника литературы в её союзника. Просмотр фильма не отменяет прочтение оригинала, а только дополняет и расширяет возможности учебного предмета. В статье представлены вопросы, на которые предлагается ответить обучающимся при просмотре фильма. Материал можно использовать также при подготовке к написанию сочинения-рассуждения (позиция 25 ЕГЭ по русскому языку) при подборе аргументов.
-
Урок литературы по теме "Проблема отхода от русской "почвы" в рассказе В.Белова «Бескультурье»". 11-й класс 2017
Через творчество Белова проходит тема малой родины, из которой вырастает наша Великая Родина. В ходе урока понимаем, что обнищавшая русская деревня сохраняла нравственные устои, человечность. Постепенно разрывается связь с землей, культурой предков. Любое развитие, в том числе и культуры, должно соединять в себе старое и новое. В рассказе происходит замещение: новое, пришлое, с трудом приживающееся, вытесняет родное, исконное. К чему приведет культура, прививаемая с помощью милиции?
-
Мещерские рассказы К.Г.Паустовского. Автор и его герои. 5-й класс 2017
Цель урока: способствовать формированию представления о К.Г.Паустовском как талантливом русском писателе, авторе произведений о Мещерском крае, развивать интерес к его творчеству; продолжать знакомить учащихся с жизнью и творчеством К.Г.Паустовского.