Квест-урок, или Внеклассное мероприятие (литература + русский язык + ИЗО)

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Классное руководство, Экология


Игра между командами одной школы или школ района (дистанционно или очно) в рамках завершения Года экологии. >

Все участники делятся на группы по 4 человека (если урок или классный час) или команды (по 5-6 человек).

Классный час или урок

Возраст: 5-11 класс.

Оборудование для каждой группы: ноутбук, наушники, раздаточный материал, листы чистой бумаги для записей.

Обязательно:

  • Выход в Интернет (если выхода в интернет нет, можно весь материал дублировать на компьютере и в качестве раздаточного).
  • Все задания после завершения работы ВСЕХ групп обязательно обсуждаются.
  • На интерактивной доске транслируются все задания.
  • Задания для всех групп одинаковые. Они раздаются пакетами.
  • Учитель или классный руководитель выполняет роль консультанта-помощника. Может быть равноправным членом одной из групп.

Игра

Возраст: 5-11 класс.

Очно: организуется так же, как урок или классный час; на базе одной школы или ДДТ.

Система проверки и подведение итогов: не должно быть абсолютного победителя – лучше наградить все команды.

Дистанционно: команды работают в своей школе в течение 2 часов. По электронной почте получают пакет заданий (все школы в одно время), работают, заносят ответы в Лист ответов и отсылают на  электронную почту председателя жюри или ответственного за игру (адрес указан).

Обязательно: выход в Интернет, доступ к электронной почте школы.

Система проверки и подведение итогов: присланные работы проверяет жюри как олимпиадные работы)

ПАКЕТ ЗАДАНИЙ

1. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» главный герой (Евгений Базаров) говорит такие слова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Согласны ли вы с ним? Если ДА, то в чем? Если НЕТ, то в чем?

2. Ю.Кузнецов, поэт 20 века, написал такое вот стихотворение:

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад, 
Как Иванушка во поле вышел   
И стрелу запустил наугад. 
                  
Он пошел в направленье полета   
По сребристому следу судьбы.   
И попал он к лягушке в болото,   
За три моря от отчей избы.  

- Пригодится на правое дело! -
Положил он лягушку в платок. 
Вскрыл ей белое царское тело 
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала, 
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
2 февраля 1968 год

А). Как, по-вашему, называется это стихотворение?

Б). Пройдя по ссылке, узнайте, какое название дал стихотворению сам автор. Какой смысл он вложил в него?
http://er3ed.qrz.ru/index.htm?kuznetsov.htm

В). В названии стихотворения есть прилагательное. Выделите в нем корень и попробуйте составить ассоциативные ряды к нему для двух слов: Иванушка и Иван-дурак (если то, что заключено в лексическом значении корня, окажется у каждого из них в руках).

Иванушка      _______________________________

Иван-дурак    ____________________________

3. Прочтите текст

 ПЛАТА ЗА ВЫСТРЕЛ
(По В. Пескову)

Осенью лес молчит. Такая тишина. За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. В предчувствии холодов умолкли птицы. Ни звука. В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

Я долго шел по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. Дятел работал без устали. На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». В бинокль было видно, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине  личинок. Я спрятался за куст, любуясь работой. Дятел косился вниз, но продолжал работать. В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. Из кустов орешника грянул выстрел – дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на желтую траву упала птица. Дятел не успел проглотить личинку  – она так и осталась белеть в окровавленном клюве.

Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. Я не ругался, но парень почувствовал: встреча не сулила ничего хорошего. В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

– Зачем?

– А просто так… Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

Я вспомнил себя пятнадцатилетним мальчишкой... Как знать может, и до сих пор не понял бы я страшных последствий выстрелов ради забавы, если б пятнадцать лет назад не встретился с умным человеком. Он тоже был с ружьём. Он остановился и стал наблюдать, как я подкрадываюсь к чибису. Он дал мне выстрелить, а потом подошёл, оглядел берданку и, размахнувшись, зашвырнул её в озеро.
Охотник был новым человеком в деревне. Я стоял перед ним, не зная, что делать: грозиться или реветь от обиды. А он спокойно поманил собаку и, обернувшись, сказал:

– Вечером заходи. Поговорим... Ружьё не жалей. Если захочешь – можешь моё брать.

Взрослым человеком по-настоящему понимаешь цену учителям.

Скольким обязан я этому человеку! Мы много раз вместе караулили уток и ходили на зайцев. Чаще всего возвращались домой с пустыми руками. Зато какой мир открылся за нашим сереньким лугом! Я узнавал, как дышит трава, в какую зарю ждать вальдшнепов, какие грибы самые вкусные. Открылась вдруг незаметная до этого красота маленького озера с норами ласточек на обрыве. Спрятавшись в тальнике, мы подолгу глядели на беспокойных чибисов, и я с ужасом вспоминал, как год назад сбивал этих красавцев рублеными гвоздями...

Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюбленных в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? Кто должен научить их беречь и любить природу? Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? Кто должен научить их радоваться прилету журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

А). Выделите шрифтом или цветом слова, в которых выражено трепетное отношение автора к природе, ко всему живому и прекрасному в ней.

Б). Найдите самое страшное, по-вашему, слово (или словосочетание), которое выражает наше бездушие и преступное отношение к природе.
В).  В каком фрагменте текста, на ваш взгляд, заключается его главный смысл? Что вы думаете об этом?

Г). Пройдите по ссылке, прослушайте песню. Есть ли что-то общее в ней с прочитанным вами текстом?
http://www.bosonogoe.ru/blog/sovetskie-pesni/17.html

Д). Найдите в припеве песни и в тексте В. Пескова слова-синонимы или выражения-синонимы, отражающие наше бездушное отношение к природе.

4. На уроках литературы я использую такой вид работы: «Снимается кино». Создается творческая группа, берется небольшой фрагмент текста, пишется сценарий, выбираются актеры… Словом, все – как в кино.

Сейчас я предлагаю вам такую работу. Фильм (мультфильм) уже снят. Положен на музыку. Но вот текста нет. Просмотрите мультфильм и выполните задание:

А) Запишите свое впечатление от увиденного, сначала используя только имена существительные, потом – только имена прилагательные, потом – глаголы (условно – три столбика по 5-6 слов (не более 10) в каждом).

Б) Напишите любой из вариантов текста: бегущая строка, титры, текст за кадром. Текст должен быть ярким, образным, душевным – соответствующим содержанию мультфильма. Можно просто фрагмент текста.

Имена существительные

Имена прилагательные

Глаголы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Природа и человек.

А) Посмотрите и подумайте:

  • Что мы делаем с нашей планетой?

https://yandex.ru/images/search?text=природа%20в%20опасности&noreask=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.fotokonkurs.ru%2Fuploads%2Fphotos%2Fcontests%2F2011

  • На какой планете мы хотим жить?

http://www.greenplaneta.ru/node/1657

  • Что мы, каждый из нас, можем сделать, чтобы природа жила, а значит, жили бы и мы?

http://orgsmi.ru/news/blagoustroistvo/?item=2687

Б) Создайте две творческие работы-синквейны, в которых нашли бы отражение ваши чувства и мысли при просматре материала по различному отношению человека к природе.

http://deti-club.ru/doshkolnoe-obrazovanie-neskolko-shagov-k-razvitiyu-rechi-doshkolnika-sinkvejny

http://lewe.ru/sostavlenie-sinkvejna-s-primerami/

https://sites.google.com/site/portfoliodydykina/home/zadanie-3-2

6. И последнее задание. Сами, без моей ссылки, найдите продолжение незаконченного стихотворения Ф. Тютчева по его началу:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

Выделите в нем (во всем стихотворении) ключевое слово. И завершите две фразы:

1. «…Потому мы и радуемся, попадая в природу, что тут мы приходим в …………….…»
Михаил Пришвин

2. Экология природы начинается с экологии……………………………….

7. Домашнее задание (если это урок) не обязательно. Но если и давать его, то только – творческое. Мы сделали фотоальбом о природе родного района, написали стихи по теме, выполнили замечательные рисунки (дети, занимающиеся в изостудии), выпустили листовки и буклеты: отнесли их в начальную школу и раздали на улице прохожим… Здесь вариантов огромное множество.

Подарок от учителя: чтение стихотворения и просьба выделить в нем самые важные, добрые, светлые слова по теме урока (классного часа).

Мы обожали бегать босиком
И ели все, что в руки попадалось.
Сирень с пятеркой редкой лепестков,
Акации сомнительную сладость.

Горошек, непременно, со стручком,
Калачики и яблоки зеленые,
Редиску с нежно-розовым бочком
И вместе с вишней косточки вишневые.

В куриный дождик прыгали по лужам.
Зимой сосульками хрустели, как кроты.
Всего хотелось, все нам было нужно.
Всем, что росло, мы набивали рты.

Нас нянчила земля и берегла.
Она играла с нами, баловала.
И угощала с раннего утра
До бархатного ночи покрывала.

Мы косы мыли дождевой водой,
А раны подорожником лечили.
Как хочется вернуться к жизни той.
Туда, где это счастье нам дарили.

Где раскрывала нам ладонь земля,
Наполненную чудными дарами
И угощала щедро и любя,
Пусть пыльными, но чистыми плодами.

Не чистили, не мыли ничего,
А просто ели и остались живы.
Недавно это было...и давно...
Когда большими все деревья были.
Эмма Вадровник

Пояснения: учитель или классный руководитель может сам подобрать сайты с нужным ему материалом, обязательно проверив, открываются ли они в школе, т.к. многие сайты в школе блокируются. Мультфильм нужно предварительно скачать и разместить на ноутбуках, на которых потом будут работать дети.

Я провожу этот урок с детьми одного класса, а классный час, объединяя в группы детей разного возраста. Это не обязательно. Но очень интересно. У них разное мышление, разное восприятие мира и себя в этом мире, разные эмоции и разное их проявление.

В классе есть дети, которым необходимо текст не только считывать с экрана, но и держать в руках. Поэтому я раздаю и отпечатанные тексты.