ТО «Chemistry&Co» в лице учителя химии Бирюковой Л.Ю.,
учителя физики Удодовой А.С. и учеников
9–11-х классов школы
представляет открытый интегрированный урок предметов
естественнонаучного и гуманитарного циклов «Муза естественных наук».
Выражаем благодарность за компетентную поддержку,
круглосуточные консультации и активное участие в создании урока
ведущему научному сотруднику Федерального института развития образования
Министерства образования и науки РФ,
кандидату филологических наук Новицкой Марине Юрьевне.
Цель урока: показать гармонию и единство мира науки и искусства, силу и многозначность слова, доказать это на конкретных примерах с помощью интеграции астрономии, химии и литературы.
Задачи урока:
- Продолжить работу над развитием умения анализировать художественный текст с разных позиций (на примере произведений русских поэтов)
- Создать нестандартные условия для приобретения и закрепления знаний в области астрономии и химии: состав и строение звезд, ядерные реакции, реакции горения на примере окисления угля
- Предоставить возможность обучающимся реализовать творческие способности в коллективном творчестве
- Продолжить патриотическое воспитание
Оборудование: Урок сопровождается авторской компьютерной презентацией; компьютер, мультимедийный проектор, экран, микрофоны; аудитория декорирована работами художниц-учениц нашей школы и шарами, заполненными гелием.
Реактивы: гелий.
Муза естественных наук
«Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?»
В.В. Маяковский
Этап урока |
Содержание |
Слайд |
Ремарки |
Учитель |
Вступительное слово. Добрый день, уважаемые коллеги и ученики! |
Фотографии звездного неба |
|
Учитель физики | Владимир Маяковский "ПОСЛУШАЙТЕ!" Послушайте! Еще в Древнем мире люди задумывались, почему горят звезды. Попросим ученика 10 класса Евгения Панина ответить на этот непростой вопрос. |
Слайд Портрет Маяковского, годы жизни |
Читают дети со сцены |
Почему горят звезды? Выступает ученик 10-го класса Панин Евгений с сообщением «Звёзды. Их загадочный свет хоть и достаточно яркий, но совершенно не греет». О «холодном свете звёзд» можно услышать и в литературе. Но такой ли он холодный?Успехи ядерной физики позволили решить этот вопрос ещё в 30-х годах ХХ века. Источником огромного количества излучаемой энергии являются термоядерные реакции синтеза, происходящие в недрах звёзд при господствующей там огромной температуре – около 10 000 000оС. В результате этих реакций ядра водорода превращаются в ядра гелия, а освобождающаяся энергия медленно истекает через оболочку звезды в космическое пространство. Это исключительно мощный источник. Достаточно сказать, что если один грамм водорода превратить в гелий, энергии этого превращения хватит, чтобы 4 месяца питать Москву и Московскую область. Запасы водорода в звезде ограничены. Что же будет со звездой, когда весь водород превратится в гелий? Так как выделение энергии прекратится, давление в центре звезды уменьшится, и сила тяготения сожмёт звезду. Вследствие того, что звезда сжимается, температура в центре звезды будет увеличиваться, и после определённого уровня температуры гелий начнёт превращаться в бериллий. Бериллий после определённого момента сможет превратиться в углерод и так далее. Но такая звезда становится очень нестабильной, из-за чего из оболочки в пространство истекает много вещества. Образуются туманности, которые мы можем видеть на звёздном небе. А от звезды остаётся только остывающее ядро, которое называют «карликовой звездой». Возможен и другой вариант развития событий. Если звезда имеет большую массу, то в определённый момент горения тяжёлых веществ может произойти взрыв огромной мощности. Учёные называют такой процесс «Вспышка сверхновой», т.к. при этом резко в 8 раз увеличивается яркость звезды. Первая документально зафиксированная вспышка была в 185 году н.э. и была видна даже при дневном свете. Подобный взрыв происходит потому, что из-за гравитационного сжатия звезды происходит коллапс ядра. Из-за ударной волны в наружных слоях происходят сложные ядерные реакции, в результате которых получаются все химические элементы, в т.ч. тяжелее железа. После подобного космического фейерверка остаётся невероятно плотный остаток ядра, который астрономы называют нейтронной звездой. У такой «звёздочки» масса хоть и сравнима с солнечной, но радиус составляет всего лишь около 15 км. Холодный голубой свет излучается, в основном, из-за остывания. Если масса звезды очень велика, то вместо нейтронной звезды может остаться так называемая чёрная дыра. Известно, что это некий объект достаточно большой массы и плотности. Также знаменательно, что чёрная дыра была математически описана до её реального обнаружения. Напрямую визуально наблюдать чёрную дыру невозможно, т.к. даже свету не хватает скорости для того, чтобы преодолеть силу притяжения чёрной дыры. Итак, после смерти звезды ряд тяжелых элементов выбрасывается назад в межзвездную среду, становясь сырьем для формирования следующего поколения звезд. Солнце таким образом - звезда второго или третьего поколения, т.е. состоит из веществ, которые побывали в недрах каких-то других звёзд. Большая часть газа из того облака пошла на формирование самого Солнца, либо была выброшена вовне, но небольшая часть тяжелых элементов смогла собраться вместе и образовать подобные Земле планеты, которые теперь обращаются вокруг Солнца. И золото в наших украшениях, и уран в наших ядерных реакторах – все это остатки сверхновых звезд, которые вспыхнули еще до рождения Солнечной системы! Смело можно сказать спасибо звёздам за жизнь на нашей планете.» |
Презентация автора доклада
|
Выступление Панина Е.,10 класс
|
|
Учитель химии | Является ли звезда физическим телом? Из какого вещества она состоит? В Древнем Египте считали, что на свете существует семь металлов. Аргументировали это мнение просто: «семь металлов создал свет по числу семи планет». Действительно, древние египтяне знали только семь планет. Дошло до конфуза: вновь открытый металл сурьму египтяне отказывались принимать. Нет же восьмой планеты! Внимание на экран! Найдите древнеегипетское соответствие металла планете. |
слайд Золото - Солнце Серебро – Луна Ртуть - Меркурий Медь - Венера Железо - Марс Олово - Юпитер Свинец - Сатурн |
|
Учитель химии | Итак, благодаря горению звезд на Земле появились химические элементы, из них вещества, а затем растительные и животные организмы. В соединениях с азотом и водородом углерод обнаружен в атмосфере Солнца, планет, он найден в каменных и железных метеоритах. Назовите соединения углерода с азотом и водородом. (аммиак, метан) До чего окисляется уголь? (углекислый газ) В каком процессе у растений участвует потом этот газ? (фотосинтез) |
Работа с залом | Читают дети |
Учитель химии |
Ребята, где вы наблюдали этот процесс? Приведите примеры. Горение угля описано Мариной Цветаевой в стихотворении «Угольки» Марина Цветаева "Угольки" В эту ночь он спать не лег, |
Работа с залом
|
Музыка |
Учитель физики |
Почему погас уголек? (варианты ответа: кончился уголь, кислород, скопился угарный газ, температура в печи опустилась ниже температуры воспламенения) Можно ли утверждать, что сгорание звезды и угля – одно и то же явление? Обсудите вопрос с соседями по ряду и аргументируйте свой ответ. Проверим ваши ответы. Дискуссия с залом |
||
Учитель химии
|
Жизнь и смерть – две главные загадки природы, разгадать их пытаются и учёные, и художники. Валерий Брюсов "Звезды закрыли ресницы..." *** |
Читают дети | |
Звездная ночь – немой свидетель переживаний героя стихотворения. Горячие, наполненные энергией жизненные процессы мы с вами сегодня уже обсудили. Как вы думаете, почему в стихотворении Брюсова «звезды закрыли ресницы»? Как могут астрономы объяснить это наблюдение поэта? (вариант ответа: уменьшилась светимость звезды, термоядерное топливо-водородпостепенно исчерпывается, звезда «стареет», меняется ее температура, светимость, химический состав.) Итак, мы с вами обсудили горение звезд и веществ, отражение этих процессов в стихотворениях поэтов. Ребята, подумайте и вставьте пропущенные звенья в цепочке превращений: |
Работа с залом
Цепочка на слайде |
|
|
Учитель физики |
А сейчас творческое задание залу: прослушайте и проиллюстрируйте стихотворение Самуила Яковлевича Маршака. Самуил Маршак "Звезды в окне" *** |
Текст на слайде
Текст на слайде |
Читают дети
музыка |
Творческое задание залу |
На огненное черчение у вас 3 минуты (раздать листы ватмана, маркеры или мелки). Рисунки показываем всем, просим авторов объяснить своё художественное решение. |
|
|
Учитель химии |
Перейдем от наблюдения и анализа природы к синтезу её законов. Прослушайте стихотворение Марины Цветаевой. Марина Цветаева "Стихи растут, как звезды и как розы" *** Ребята, попробуйте и вы сформулировать закон звезды и записать формулу цветка. Это могут быть цифры, графики, уравнения, слова, цитаты или рисунки. У вас 3 минуты (раздать бумагу и карандаши) |
закон звезды формула цветка
|
|
Учитель физики
|
Названия звезд и созвездий имеют интересную историю. Наблюдатели неба давали им имена мифических героев и животных: Геркулес, Телец, Райская птица… Определены 88 групп звезд – созвездий, но не все они яркие и заметные. Послушаем стихотворение Александра Блока, в котором поэт называет некоторые звезды. |
Музыка | текст на слайде |
Александр Блок "О край небес — звезда омега..." *** Какое созвездие не являетсязодиакальным? (варианты ответа: Лев, Орион, Скорпион, Козерог) Сириус является одной самых ярких звезд на небе. В каком созвездии он находится? (ответ: Большой Пес) |
Портрет Блока, музыка |
Читают дети |
|
Учитель физики |
Внимательно прослушайте стихотворение Сергея Есенина и назовите СИЛУ, о которой идет речь в этом произведении. Сергей Есенин "Звёздочки ясные, звёзды высокие..." *** |
Портрет Есенина |
Читают дети |
Учитель физики |
Разгадайте ребусы Cозвездие Змееносец Созвездие Кассиопея |
ребусы |
|
Учитель химии |
«Звёзды, таящие мысли глубокие», пленяют души, и люди дают им прекрасные имена, сравнивают с ними своих возлюбленных и прекрасных женщин. Отрывок из стихотворения Иннокентия Анненского прочитает … Анненский Иннокентий "Среди миров, в мерцании светил..." *** |
Портрет И.Анненского |
Читают дети |
Учитель химии
|
Звёзды вдохновляют не только влюбленных, но и освещают лучшие человеческие поступки. Звезда – слово многозначное. |
Высоцкий |
Звезда Героя РФ |
Золотая Звезда героя – высшая награда страны. Герой Советского Союза, а сейчас – Звезда героя Российской Федерации — высшая степень отличия, Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий, а также и в мирное время. Первыми, кто был удостоен звания Героя Советского Союза, стали 20 апреля 1934 года полярные лётчики Николай Каманин, Михаил Водопьянов и другие за спасение терпящих бедствие пассажиров и членов экипажа парохода «Челюскин». Первое присвоение звания Героя Советского Союза за воинские подвиги состоялось 31 декабря 1936 года, когда награды удостоились семнадцать командиров Красной Армии — участников гражданской войны в Испании. Примечательно, что почти все они были лётчиками. Прошу зал встать. Владимир Высоцкий "Песня о звёздах" *** |
Презентация с фотографиями лётчиков ВОВ, исполнение песни автором
|
|
|
Учителя
|
Заключение. Что же можно назвать Музой естественных наук? (природу) Послушаем и мнение Михаила Лермонтова. |
Отвечают дети из зала | |
Михаил Лермонтов "Небо и звёзды" *** |
Портрет Лермонтова | Читают дети | |
И мнение Николая Гумилева Николай Гумилёв "Природа" *** |
Портрет Н.Гумилева | Читают дети | |
Вот так энергия ядерных звездных реакций становится энергией творчества, энергией созидания, которая преобразуется в прекрасные образы в искусстве поэтического слова! Внимание на экран! Желаем вам, ребята, успешного синтеза прекрасных идей в дальнейшей жизни, освещаемой звездой по имени Солнце! |
Видеофрагмент из фильма «Люди в черном» |
|