Литературная композиция по произведениям В.В.Бианки

Разделы: Литература, Начальная школа, Классное руководство


Цели: стимулировать желание детей читать и повышать интерес к лучшим произведениям детской литературы; способствовать развитию их социальной активности.

Оборудование: карточки с изображением клювов птиц, их гнёзд, кормушка, корм для птиц, упоминаемый в тексте композиции; шапочки птиц для детей (любые, но обязательно должен быть костюм сороки).

Литературная композиция

Виталий Валентинович Бианки. Любые его произведения, будь то сказки, или рассказы, основаны на глубоком научном знании. Писатель учит нас не только наблюдать за природой, но и стремиться познать ее красоту, а также беречь естественные богатства, столь нужные человеку, особенно в наше непростое время.

Природа полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, искать и находить новое в уже известном, виденном  помогают нам произведения Виталия Валентиновича Бианки. О самом неказистом воробье писатель  мог так рассказать, что мы только удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова, которые «расколдовали» таинственный лесной мир. Побываем с вами в мире птиц у нашей кормушки. (пение птиц) <Приложение17>

- А вы знаете, кто чем поёт?

- Да, да, помним: Лягушки надули пузыри за ушами: "Ква-а-а"; аист затрещал одной половинкой клюва о другую - трещётка трещит деревянная; цапля набрала в клюв воды и дунула - гул по воде; дятел долбил носом по дереву - барабанная дробь; бекас воздух рассекает, в хвосте пёрышки перебираются - словно барашек блеет. Чем же пел бекас?

- Хвостом!

- Музыку любят все, и петь всем хочется,  только голос не у каждого есть.

- Лучшие певцы наши, прославленные мастера пения: в лесу – дрозды, в полях – жаворонок, в садах и рощах – знаменитый соловей.

- А помните конкурс "Чей нос лучше?"  Давайте попробуем соотнести название носа с его носителем:

- Так чей же нос лучше?

- У каждого нос хорош по-своему, он выполняет определённую функцию и поэтому невозможно ответить, чей нос лучше.

Сорока: Новость слыхали? Воробей на новую квартиру переехал!

- Да, нелегко без рук, без топорёнка построить избёнку. А вот мастерят ведь птицы так, что диву даёшься!

- Лёгкой колыбелькой висит в воздухе гнездо иволги. Оно подвешено к ветке-вилке, и вплетены в него лоскуточки берёзовой кожуры. <Приложение11>

Уютное гнёздышко синицы-ремеза — как рукавичка из травяного пуха. <Приложение12> Шариком — гнёзда подкоренника, зяблика, щегла, чижа. А у пеночки-веснички — шалашик на земле, вход сбоку. <Приложение13>

Лучшие мастера-строители — певчие птицы. Они завивают свои гнёзда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мхов, лишайников, а внутри устилают перьями, конским волосом, шерстинками — для тепла и мягкости. Самец таскает материал, а строит самочка. <Приложение14>
Собственным носом дятлы долбят деревья, выдалбливают в них дупла. <Приложение15> Береговушки-ласточки, красные утки, зимородок роют в берегах глубокие норки. Береговушки устраивают там подстилочку из соломы и перьев  <Приложение16> , утки — из своего пуха, а зимородок — из тонких рыбьих косточек.

Многие птицы сами себе не устраивают гнёзд, а кладут яйца в дятловые старые дупла, в расщелины скал, в разные укромные местечки. Хищники — сокол, ястреб — часто просто отбивают гнёзда у ворон и других птиц.

А есть и такие, что обходятся совсем без гнёзд. Кулики кладут яйца в маленькие песчаные лунки, козодой-полуночник — на землю, а кайра даже прямо на скалу.

Всякая птица старается устроить себе гнездо посохраннее от злых глаз. Кто не умеет спрятать его, маскирует гнездо под то место, где его строит.

Сорока: Недаром и воробей, бывает, совьёт себе гнёздышко в огромном гнезде орла. Орёл на такого малыша и внимания не обращает: воробей для него не добыча. А попробуй-ка хоть кошка сунься к воробьиному гнёздышку! Придётся ей дело иметь с орлом. А с ним кошке не тягаться: мигом разорвёт.

Конец августа. Лето ещё. Тепло. В воздухе много мух, комаров. Но стрижи уже собрались в стаи, каждое утро куда-то далеко улетают от своих гнёзд, только на ночь возвращаются домой. И вдруг совсем исчезли. Теперь их не увидишь до  лета.

Сорока: Многие птицы совсем не улетают от нас на зиму. Из всех  кур одна только перепёлка – перелётная, а рябчики, тетерева, глухари, куропатки живут круглый год на одном месте. Из мелких птичек воробьи никуда не улетают от нас. Остаются с нами овсянки, синицы, дятлы, сойки, сороки. А где есть незамерзающие воды, на них остаются зимовать утки.

Много крох перепадает птицам с человеческого стола. Поэтому зимой птицы жмутся к человеческому жилью. Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Собирайте для корма птицам семена сорняков: конского щавеля, мышиного горошка, лебеды, головки репейника. Собирайте ягоды калины, бузины, рябины. Собирайте арбузные и дынные семечки, семена ольхи и берёзы.

Смешивайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Ребята! Берегите птиц!

Дети исполняют «Воробьиную песенку». <Приложение18>