Цели урока: определение сквозных тем Петербургских повестей на примере повести «Невский проспект», формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие читательской культуры.
Задачи:
- образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»;
- развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию;
- воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики.
Ход урока
I. Лекция учителя с элементами беседы
1. Тема Петербурга в повести.
- Назовите героев повести «Невский проспект».
(Обратить внимание, что повесть не только о Пискареве и Пирогове, что она начинается и заканчивается описанием Невского проспекта, олицетворяющего в повести Петербург, т. е. Невский проспект – это еще один герой повести и герой самый главный.)
- Каким Гоголь изображает Петербург в повести «Невский проспект»?
Петербург Гоголя противоречив. В нем соседствуют роскошь и беднота, нищета. Люди, жители Петербурга, разъединены. Гоголь объединяет их лишь по признакам социальной принадлежности.
Гоголь активно использует приём обезличивания. Человек, теряя свою индивидуальность, сливается с безликим множеством таких же, как он, людей. Петербург лишает людей человеческих качеств, человеческого лица. Невский проспект – выставка «всех лучших произведений человека»: щегольской сюртук, греческий нос, пара хорошеньких глазок, шляпка, перстень, галстук, усы и т.д. Не люди, не лица, а детали одежды, лица. Перед нами проходит своеобразный парад частей тела и деталей одежды вместо людей.
- Как называется этот прием и зачем автор его использует? (Метонимия помогает показать бездуховность обитателей проспекта).
Такая отделенность деталей от их носителей создает ощущение фантастичности, фантасмагоричности Петербурга. Невский проспект – парадная часть города – представляет весь Петербург.
Справка. Фантасмагория – нечто нереальное, причудливые видения, бредовые фантазии.
Фантастика, фантасмагория сочетаются в повестях с реалистическими деталями. Гоголь – основоположник критического реализма, «натуральной школы» с ее пристальным вниманием к мельчайшим деталями. В Петербургских повестях причудливо смешиваются, переплетаются реальное и фантастическое, грустное и юмористическое, сатирическое.
- Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?
(Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий все ее части. Он незримо присутствует на протяжении всего повествования как начало всех похождений и злоключений героев).
(Учащиеся делают вывод, что одна из основных тем Петербургских повестей - тема Петербурга. Петербург не просто место действия, а самостоятельный организм, подчиняющий себе жизнь людей. Петербург Гоголя обманчив, лжив, враждебен людям Реальность Петербурга – иллюзорность, призрачность.)
2. Тема «маленького человека».
Эта тема, как и тема Петербурга, развивает пушкинскую традицию.
- Как Н.В. Гоголь раскрывает в повести тему «маленького человека»?
Бедный художник Пискарев унижен и бесправен. Они существуют в несправедливом мире, осуществить свои желания и мечты в котором невозможно. Отсюда – комплекс социальной и психологической неполноценности. Избавиться от этого комплекса можно лишь в иллюзиях. Пискарев приближается к своей мечте под воздействием опиума. Человек старается быть не тем, что он есть, потому что не хочет, не может, не должен быть ни чем. В иллюзиях же личность отрицает свое реальное отрицание.
- Как Гоголь относится к своим героям и как вы об этом догадались?
(Учащиеся делают вывод о том, что авторское повествование о Пискарёве сопровождается грустью, о Пирогове - иронией, сатирой.)
Гоголь возвеличил «маленького человека», поставил проблему его трагического положения в мире. Петербургские повести проникнуты сочувствием, жалостью - в этом гуманистический пафос Гоголя.
3. Тема искусства.
- Почему Гоголь выбрал для своих героев такие профессии?
(Пискарёв – художник, мечтатель. Реальную жизнь он не видит, не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась. А офицерский чин Пирогова олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.)
- Почему Пискарев страдает?
(Так полюбить и так страдать, как Пискарёв, мог только художник, человек тончайшей, возвышенной натуры. Вот тут-то и открывается смысл гоголевского творения: «Он лжёт всякое время, этот Невский проспект». Невский проспект обманул Пискарёва, посмеялся над его мечтами.)
Герой «Невского проспекта», художник Пискарев, свято предан искусству, живет в идеальном мире, созданном его воображением, и гибнет при столкновении с реальной действительностью, с циничным и продажным миром.
Вопрос о месте, роли и судьбе искусства в продажном мире решается Гоголем разными средствами, в том числе сатирическими (вспомним, например, однофамильцев писателей Шиллера и Гофмана)
4.Тема соотношения идеала и действительности и разлада между ними.
- Почему Пискарёв предпочёл реальную жизнь иллюзиям? Смогли ли иллюзии заменить ему реальную жизнь?
Пискарёв верит в гармонию добра и красоты, чистую, искреннюю любовь, возвышенные идеалы. Он пошёл вслед за незнакомкой только потому, что увидел в ней идеал красоты и непорочности. Но прекрасная незнакомка оказалась проституткой, и Пискарёв трагически переживает крушение идеалов. Очарование красоты и невинности оказалось обманом. Беспощадная действительность разрушила его мечты, и художник бежал из отвратительного приюта, куда привела его семнадцатилетняя красавица.
Пискарёв не в силах перенести того, что красота женщины, дающей миру новую жизнь, может быть предметом торговли, ведь это поругание красоты, любви и человечности. Им овладело чувство “раздирающей жалости”, отмечает автор и объясняет: “В самом деле, никогда жалость так сильно не овладевает нами, как при виде красоты, тронутой тлетворным дыханием разврата. Пусть бы ещё безобразие дружилось с ним, но красота, красота нежная... она только с одной непорочностью и чистотой сливается в наших мыслях”.
Находясь в сильном психологическом напряжении, Пискарёв видит сон, в котором его красавица предстаёт как светская дама, пытающаяся объяснить посещение приюта своей тайной. Сон внушил Пискарёву надежду, которая разрушена жестокой и пошлой стороной жизни: “Желанный образ являлся ему почти каждый день, всегда в положении, противоположном действительности, потому что мысли его были совершенно чисты, как мысли ребёнка”. Поэтому он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир сновидений и иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь.
- Как погиб Пискарёв, почему он неправ в своём безумном поступке?
«Бедный художник не мог пережить, по выражению автора, “вечный раздор мечты с существенностью”. Он не выдержал столкновения с суровой действительностью, наркотик разрушил его психику окончательно, лишил возможности заняться работой, противостоять судьбе. Пискарёв кончает жизнь самоубийством. Он неправ в этом безумном поступке: христианская религия считает жизнь величайшим благом, а самоубийство большим грехом. Также и с точки зрения светской нравственности лишение себя жизни недопустимо — это пассивная форма разрешения жизненных противоречий, ибо деятельный человек всегда может найти выход из самых сложных, казалось бы, неразрешимых ситуаций.» [2]
- Как решается тема столкновения мечты и реальности в повести? Всё же почему гибнет Пискарёв, а Пирогов легко отделался?
Характеризуя Пирогова, автор раскрывает такие его черты, как карьеризм, ограниченность, наглость. Любовь для Пирогова — лишь интересное приключение, “интрижка”, которой можно похвастаться перед друзьями. Поручик, нисколько не смущаясь, довольно пошло ухаживает за женой ремесленника Шиллера. Он нисколько не утруждает себя думами о жизненных проблемах, стремится к удовольствиям.
Образы Пирогова и Пискарёва связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарёва. Человек с высокими идеалами, такой как не знающий жизни Пискарев, гибнет. Выживают Пироговы — люди без иллюзий, без идеалов, без души, без чести, смотрящие на мир без розовых очков.
Осуществить мечту в реальной жизни человек не может. Но действительность слишком пошла, чтобы с ней мириться. Мечта достигается гоголевскими героями во сне, или под действием наркотика, или в бреду сумасшедшего, или за гробом, после смерти.
II. Заключительная часть
Основная тема повести — жизнь Петербурга и судьба “маленького человека” в большом городе с его социальными контрастами, вызывающими разлад между представлениями об идеале и действительностью. Вместе с основной раскрываются темы равнодушия людей, подмены духовности меркантильными интересами, продажности любви.
Справка. Меркантильный — излишне расчётливый, торгашеский (книжн., неодобр.).
Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. С одной стороны, мы увидели бездуховность обитателей проспекта, с другой – трагизм положения человека одухотворённого.
III. Рефлексия
Продолжите предложения:
- Петербург Гоголя ….
- В нем соседствуют …
- В городе царит … атмосфера
- Жители города …
- Петербург лишил их …, каждый человек - …
VI. Домашнее задание
- Прочитайте статью учебника «Петербургские повести Гоголя» (с. 241-246) и составьте ее тезисный план.
- Напишите сравнительную характеристику Пискарёва и Пирогова.
Список литературы
1. Гоголь Н.В. Повести. Драматические произведения. – Ленинград: Художественная литература, 1983.
2. Калганова Т.А. Изучение повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» в 10-м классе. Рабочие материалы для учителя. // Я иду на урок литературы. – №14/2005.