Цель: создание оптимальных условий для формирования гражданина России, любящего свою Родину, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой, чувствовать её красоту.
Задачи
- Образовательные: духовное обогащение личности обучающихся через знакомство с образом Родины в русской поэзии и музыкальных произведениях.
- Развивающие:
- развитие творческих способностей обучающихся;
- развитие у обучающихся способности быть читателем, зрителем, слушателем, способности и желания воспринимать музыку, литературу;
- развитие умения любить и понимать красоту родного края;
- создание условий для самовыражения, самореализации каждого члена коллектива.
- Воспитывающие:
- формирование активной гражданской позиции;
- формирование любви к Родине, потребности бережно относиться к природе, беречь и охранять её;
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному.
Метапредметные задачи:
- Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять рефлексию по результатам проделанной работы.
- Познавательные: использовать различные способы поиска (в справочных источниках и в сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
- Коммуникативные: излагать свое мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его; организовывать работу в паре, группе, коллективе; развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
- Личностные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства; воспитывать готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к расширению знаний по теме, формировать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.
Предметная область: литература, изобразительное искусство, музыка.
Практическая значимость. Литературно-музыкальная гостиная способна решить ряд актуальных проблем, стоящих в настоящее время перед обществом: проблему бездуховности, отсутствия культуры, проблему равнодушного, потребительского отношения к природе, отсутствия способности видеть прелесть окружающего мира, его красоту и величие.
Адресат: сценарий литературно-музыкальной гостиной рассчитан на обучающихся 5-11 классов. Он может быть использован учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами-организаторами.
Состав участников. В таких мероприятиях принимает участие большое количество обучающихся. Коллектив участников гостиной разновозрастный, что способствует организации сотрудничества и развитию чувства ответственности. Состав основной группы постоянный, но предусматривает использование в работе неограниченного числа желающих из числа школьников, учителей, родителей.
Время работы над проектом: 1 месяц.
Используемые методы и педагогические технологии: метод стимулирования занимательным содержанием; педагогика сотрудничества (командная, групповая работа), информационно-коммуникационные технологии, личностно-ориентированные технологии, системно-деятельностный подход.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, программа гостиной.
Сценарий гостиной
Звучит песня «Выйду ночью в поле с конем» (cлова А.Шаганова, музыка И.Матвиенко) в исполнении хора учащихся a cappella.
Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем,
Мы пойдем с конем по полю вдвоем, мы пойдем с конем по полю вдвоем.
1 чтец
Звучит вокализ песни «Выйду ночью в поле с конем»
В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.
В. Чижов
Звучит песня «Выйду ночью в поле с конем» в исполнении хора учащихся a cappella.
Ночью в поле звезд благодать, в поле никого не видать,
Только мы с конем по полю идем, только мы с конем по полю идем.
Сяду я верхом на коня, ты неси по полю меня,
По бескрайнему полю моему, по бескрайнему полю моему.
2 чтец
Звучит вокализ песни «Выйду ночью в поле с конем»
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
А. Смирнов
Звучит песня «Выйду ночью в поле с конем» в исполнении хора учащихся a cappella.
Дай-ка я разок посмотрю, где рождает поле зарю.
Ай брусничный след алый, да рассвет, али есть то место или его нет.
Ведущий 1 Природа всегда была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования и вдохновения. И сегодня наш праздник посвящен Году экологии в России. Природа щедра, но она не прощает ошибок, и только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле.
Ведущий 2 К.Г. Паустовский утверждал: « Любовь к родной стране невозможна без любви к природе». В произведениях русских писателей природа – это источник лирического вдохновения, она обладает большой силой эстетического воздействия на читателя. Картины природы, описанные писателями, заставляют душу встрепенуться, с необыкновенной остротой всмотреться в себя, в свою жизнь, отчетливо понять, в каком неоплатном долгу мы перед нашей Родиной.
Звучит песня «Выйду ночью в поле с конем» в исполнении хора учащихся a cappella.
Полюшко мое, родники, дальних деревень огоньки,
Золотая рожь да кудрявый лен, я влюблен в тебя, Россия, влюблен.
Будет новый год хлебород, было всяко-всяко, пройдет.
Пой златая рожь да кудрявый лен, пой о том, как я в Россию влюблен.
3 чтец
Все в тающей дымке –
Холмы, перелески…
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки,
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть
Здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Н. Рыленков
Ведущий 1 К.Г. Паустовский особенно дорожил этими лирическими красками родной природы: «Я не знаю страны, обладающей такой огромной лирической силой и такой трогательно живописной – со всей своей грустью, спокойствием и простором, - как средняя полоса России. Величину любви к ней трудно измерить. Любишь каждую травинку, поникшую от росы, каждое деревце над озером, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. Мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы».
4 чтец
«Родина»- мы произносим тихо
И в глазах задумчивых у нас
Медленно качается гречиха
И дымится луч в рассветный час.
Речка вспоминается, наверное,
Чистая, прозрачная до дна,
И сережки светятся на вербе,
И в траве тропинка не видна.
5 чтец
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть-чуть не долетев.
6 чтец
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придется, сердцем защитим.
М. Пляцковский
Ведущий 2 Отечество - единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и то место на земле, где человек родился и рос. «Образ Родины всегда конкретен. Он не может быть расплывчатым, общим. Любят родной край, где родился и вырос. У одного это неоглядные степные просторы, у другого - горы, рисующие ломаную линию на фоне неба. У одного - палящее солнце над головой, у другого - холодные вспышки северного сияния. У одного это тишина деревенского полдня, у другого - разноголосица городской улицы», – утверждал писатель и публицист Виктор Пекелис.
7 чтец
Отечество себе не выбирают.
Оно одно, другого в мире нет.
Взгляни вокруг и, сколько глаз хватает,
Увидишь мир особенных примет.
Какой простор раскинула природа:
Полей, лесов и рек ее не счесть,
Живут в сердцах и совести народа
Душа России, прошлое и честь.
А. Рест
8 чтец
Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.
С. Васильев
В исполнении хора учащихся звучит песня «Расцветай, моя Россия!» (слова И.Филимонова, музыка А.Петряшевой).
Над рекой разлит покой, кони ходят над рекой,
И просторные леса зелены.
И деревни и поля – это русская земля,
Я тебе хочу признаться в любви.Припев:
Я люблю тебя, мой край золотистый
Самой искренней любовью и чистой,
Расцветай, моя родная Россия,
Величава, добра и красива.Много горького в судьбе испытать пришлось тебе,
Беды ранами на сердце легли.
Но в любые времена Русь героями полна,
За тебя отдали жизни они.Сколько б ни было тревог, сколько б ни было дорог,
Все пути меня в Россию ведут.
Крепко связаны с тобой мы навек одной судьбой,
Здесь меня родные любят и ждут.Колокольный в небе звон – он как связь былых времён,
От него моя светлеет душа.
Разливается окрест величавый благовест –
Ты, родная сторона, хороша.
Ведущий 1 Родина. Отчизна. Край родной. Родная земля. Все эти задушевные слова не исчерпывают полной глубины чувств, которые мы вкладываем в это святое для каждого человека понятие. Откройте глаза, оглянитесь вокруг, посмотрите, как она прекрасна, Россия наша! Ульяновский поэт-лирик Владимир Дворянсков о природе родной страны сказал так: «Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!» Любовь к природе, умение наслаждаться ее дарами, забота о ней и бесконечная благодарность за все, что она создала, – вот главное нравственное качество настоящего человека.
9 чтец
Что такое Россия? Это жаркое лето,
Когда много цветов на зелёном лугу,
Когда брызги на море жемчужного цвета,
Когда хлеб созревает и косят траву.
10 чтец
Что такое Россия? Это чудная осень,
Когда в небе, курлыча, летят журавли,
Когда шишки созревшие падают с сосен,
Когда кружатся листья до самой земли.
11 чтец
Что такое Россия? Это зимняя сказка,
Когда снег серебристый лежит на земле,
Когда мчатся мальчишки с горы на салазках,
Когда виден узор на оконном стекле.
12 чтец
Что такое Россия? Это полная жизни,
Счастья, бодрости, радости, света весна,
Когда дождик прохладный на землю вдруг брызнет,
Когда лес зашумит, отошедший от сна,
Когда ветер траву молодую волнует,
Когда птицы поют снова в нашем краю.
Я Россию свою, мою землю родную,
Словно мать дорогую, очень нежно люблю!
В. Духанин
Ведущий 2 Дорогие друзья! Что может быть милее, бесценнее родного края! Надо сегодня, сейчас, трудиться, чтобы не скудели недра Родины, и никогда не носились черные бури над полями, и чистыми глазами смотрелись наши озера и реки в синеву неба. Известный советский писатель, Леонид Леонов, автор романа «Русский лес», в котором призывает бережно относиться к богатствам страны, утверждал: «Гражданин не может состояться в человеке, оторванном от корневой системы своего народа. И потому всё воспитание молодых… надо пронизать действенной хозяйской привязанностью к Родине и её природе, ко всему, что составляет дедовское наследие, на чём лежит отпечаток мечты и золотых рук наших гениев».
13 чтец
Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России –
Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
П. Синявский
Ведущий 2 Автор поэтического сказания «Слово о погибели земли Русской», написанного примерно в 13 веке, с любовью и гордостью воссоздает картины природы. Родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Её мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа.
Приложение Звучит композиция в исполнении ансамбля «Казачий круг»: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озёрами многими славишься, реками и источниками месточтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селеньями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена земля Русская…»
Ведущий 1
Любите родную природу –
Озера, леса и поля,
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе,
Мы к ней относиться добрей!
Участники читают (по одной строчке) стихотворение:
Берегите Землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите
Вместе
Берегите Землю, берегите!
М. Дудин
В исполнении хора учащихся звучит песня «Берегите Землю» (автор слов и музыки О.Кормухина)
На лугах по утрам за рекой туман,
От росы отряхнулся тяжелый шмель,
И планета, как жизнь нам одна дана
Среди тысяч миров и чужих земель.
Здесь сосновые иглы колючих звезд,
Акварели морей и молчанье льдин,
Ты под пение птиц на планете рос,
Здесь однажды рассветы увидел ты.Припев
Взгляни на эту землю с высоты,
Прозрачна даль и синева чиста
Мы за нее в ответе я и ты,
Не забывай об этом никогда.Здесь на синих вершинах лежат снега,
И дождям подставляет ладони клен,
И плывут в небесах облака-века
Над землей, где себе ты поставил дом.
Семицветные радуги на заре
Перекинули в завтрашний день мосты,
И с тебя начинается новый день
В том единственном доме, где счастлив ты.