Цель: выявить концепцию любви И.Бунина на основе образно-звукового анализа текста.
Задачи:
- проанализировать и сопоставить образы и звуковой фон разных фрагментов рассказа «Кавказ», проследить образ чувства, его раскрытие;
- развивать ассоциативность мышления посредством сопоставления и наложения словесного и звукового образов, самостоятельность решения поставленной проблемы, умение составлять развернутое речевое высказывание, коммуникативные умения;
- создать положительный эмоциональный и эстетический фон урока.
Элемент интеграции: определение любви в художественном мире И.Бунина и определение в психологии (наука и искусство).
Медиаоформление: презентация, видеоролик.
Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая-парная (2-3 человека)
Знакомство с новым понятием: импрессионизм
Этапы урока
1. Оргмомент.
2. Обращение к психологическому словарю, сопоставление с пониманием, определением чувства любви учащимися.
3. Формулировка темы и цели урока, постановка проблемы.
4. Решение поставленной проблемы на основе анализа образов, работы с художественным словом, прослушивания звукового фона рассказа (видеомонтаж звуков природы( дождь, водопад, гроза, шум волн, стук вагонных колес и т.д.), сопоставления двух основных фрагментов.
Физминутка.
5. Итог работы: формулировка ответа к поставленной проблеме (поисковая работа в парах ). Ответы.
6. Красочное завершение - «Сердечки с секретом» (у каждого воспитанника и у преподавателя приколото сердечко с «секретом»- высказывание Бунина о любви, сердечки снимаются в финале урока, некоторые высказывания читаются; у преподавателя- пожелание для учащихся)
1. Оргмомент.
2. Обращение к психологическому словарю, сопоставление с пониманием, определением чувства любви учащимися.
Слайды 2, 3, 4
3. Формулировка темы и цели урока, постановка проблемы.
Слайды 5, 6, 7
Введение нового понятия - импрессионизм.
Слайд 10
4. Решение поставленной проблемы на основе анализа образов, работы с художественным словом, прослушивания звукового фона рассказа (видеомонтаж звуков природы( дождь, водопад, гроза, шум волн, стук вагонных колес и т.д.), сопоставления двух основных фрагментов. Физминутка.
МОСКВА В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто. |
КАВКАЗ …Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте... |
Просмотр видеоролика «Живое дыхание рассказа «Кавказ» И.А.Бунина» (автор-Санькова Н.В.)
Слайды 13, 15
5. Итог работы: формулировка ответа к поставленной проблеме (поисковая работа в парах).
Ответы.
Задание: из предложенный понятий выбрать 3-4, наиболее определяющих, на ваш взгляд, содержание бунинской концепции любви.
Сформулировать в 1-2 предложения и записать в таблицу, соотнеся с определением любви из психологического словаря.
- Стихия
- Счастье
- Семья
- Доброта
- Страдание
- Воспоминания
- Душевный покой
- Трагедия
- Близкие взаимоотношения
- Мгновение
- Вершина жизни
- Потрясение
- Поиск
- Сила и красота
Слайды 16, 17, 18
6. Красочное завершение - «Сердечки с секретом» (у каждого воспитанника и у преподавателя приколото сердечко с «секретом» - высказывание Бунина о любви, сердечки снимаются в финале урока, некоторые высказывания читаются; у преподавателя - пожелание для учащихся.