Концепция любви И.А.Бунина в рассказе «Кавказ». 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


Цель: выявить концепцию любви И.Бунина на основе образно-звукового анализа текста.

Задачи:

  • проанализировать и сопоставить образы и звуковой фон разных фрагментов рассказа «Кавказ», проследить образ чувства, его раскрытие;
  • развивать ассоциативность мышления посредством сопоставления и наложения словесного и звукового образов, самостоятельность решения поставленной проблемы, умение составлять развернутое речевое высказывание, коммуникативные умения;
  • создать положительный эмоциональный и эстетический фон урока.

Элемент интеграции: определение любви в художественном мире И.Бунина и  определение в психологии (наука и искусство).

Медиаоформление: презентация, видеоролик.

Формы работы: Индивидуальная, фронтальная, самостоятельная, групповая-парная (2-3 человека)

Знакомство с новым понятием: импрессионизм

Этапы урока

1. Оргмомент.
2. Обращение к психологическому словарю, сопоставление с пониманием, определением чувства любви учащимися.
3. Формулировка  темы и цели урока, постановка проблемы.
4. Решение поставленной проблемы на основе анализа образов, работы с художественным словом, прослушивания звукового фона рассказа (видеомонтаж звуков природы( дождь, водопад, гроза, шум волн, стук вагонных колес и т.д.), сопоставления двух основных фрагментов.
Физминутка.
5. Итог работы: формулировка ответа к поставленной проблеме (поисковая работа в парах ). Ответы.
6. Красочное завершение - «Сердечки с секретом» (у каждого воспитанника и у преподавателя приколото сердечко с «секретом»- высказывание Бунина о любви, сердечки снимаются в финале урока, некоторые высказывания читаются; у преподавателя- пожелание для учащихся)

1. Оргмомент.

2. Обращение к психологическому словарю, сопоставление с пониманием, определением чувства любви учащимися.

Презентация

Слайды 2, 3, 4

3. Формулировка темы и цели урока, постановка проблемы.

Слайды 5, 6, 7

Введение нового понятия - импрессионизм.

Слайд 10

4. Решение поставленной проблемы на основе анализа образов, работы с художественным словом, прослушивания звукового фона рассказа (видеомонтаж звуков природы( дождь, водопад, гроза, шум волн, стук вагонных колес и т.д.), сопоставления двух основных фрагментов. Физминутка.

МОСКВА

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, надвинув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто.
В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шумно лил дождь по крыше. Я немедля опустил оконную занавеску и, как только носильщик, обтирая мокрую руку о свой белый фартук, взял на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть приоткрыл занавеску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы, взад и вперед сновавшей с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей. Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на платформе. Теперь им уже пора было быть. Я смотрел все напряженнее — их все не было. Ударил второй звонок — я похолодел от страха: опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол дивана, рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли устроил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней, крестя ее... Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в оцепенение... Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести ровно, на всех парах... Кондуктору, который проводил ее ко мне и перенес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку...
Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбнулась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку.

КАВКАЗ

…Дальше пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильниками, нестерпимое сухое солнце, небо подобное пыльной туче, потом призраки первых гор на горизонте...
…Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы...
Я просыпался рано и, пока она спала, до чая, который мы пили часов в семь, шел по холмам в лесные чащи. Горячее солнце было уже сильно, чисто и радостно. В лесах лазурно светился, расходился и таял душистый туман, за дальними лесистыми вершинами сияла предвечная белизна снежных гор...
Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте.
На закате часто громоздились за морем удивительные облака; они пылали так великолепно, что она порой ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще две, три недели — и опять Москва!
Ночи были теплы и непроглядны, в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Когда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор, над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем. И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной и той же бесконечной песни.
Недалеко от нас, в прибрежном овраге, спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное существо, пристально смотрела поздняя луна!
Иногда по ночам надвигались с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой черноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки...

Просмотр видеоролика «Живое дыхание рассказа «Кавказ» И.А.Бунина» (автор-Санькова Н.В.)

Слайды 13, 15

5. Итог работы: формулировка ответа к поставленной проблеме (поисковая работа в парах).

Ответы.

Задание: из предложенный понятий выбрать 3-4, наиболее определяющих, на ваш взгляд, содержание бунинской концепции любви.

Сформулировать в 1-2 предложения и записать в таблицу, соотнеся с определением любви из психологического словаря.

  • Стихия
  • Счастье
  • Семья
  • Доброта
  • Страдание
  • Воспоминания
  • Душевный покой
  • Трагедия
  • Близкие взаимоотношения
  • Мгновение
  • Вершина жизни
  • Потрясение
  • Поиск
  • Сила и красота

Слайды 16, 17, 18

6. Красочное завершение - «Сердечки с секретом» (у каждого воспитанника и у преподавателя приколото сердечко с «секретом» - высказывание Бунина о любви, сердечки снимаются в финале урока, некоторые высказывания читаются; у преподавателя - пожелание для учащихся.