Технологическая карта и конспект интегрированного урока литературы, истории, русского языка в 11-м классе «Нравственность есть Правда» – В.Шукшин. По рассказу А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Разделы: Литература


Урок рассчитан на два академических часа

Класс – 11 (общеобразовательный)

Тип урока – обобщение изученного

Тема лингвистическая – комплексный анализ текста

Тема коммуникативная – анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в ходе беседы, составление публицистического текста на основе анализа текста и беседы.

Технологии урока

  • Комментированное чтение.
  • Метод критического мышления.
  • ИКТ.
  • Здоровьесберегающие технологии.
  • Работа в парах и группах.
  • Дискуссия.
  • Беседа.

Средства обучения – текст рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (электронный или бумажный вариант), Презентация РР, интерактивный тест и домашнее задание, выполненное на его основе на сайте saharina.ru, критические статьи о рассказе А.Солженицына для подготовки у уроку, учебник истории и иные источники, имеющие информацию о политической жизни Советского Союза в 1930-50 гг. 20 века.

Материальное обеспечение урока – кабинет русского языка и литературы, ММ установка, подключение к Интернету, ноутбук.

 

Цели

Компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная)

Этапы урока

Межпредметные и внутрипредметные связи

Обратная связь

- Проследить, как противопоставляется подлинная ценность человеческой жизни жестокой бессмыслице, чудовищному надругательству над людьми, над жизнью;

- обозначить образ Шухова как собирательный образ русского народа в годы сталинских репрессий;

- обозначить широту понятия «сталинские репрессии»;

- повторить историю СССР 30-60 гг. 20 века;

-повторить жизненный и творческий путь А.Солженицына;

-воспитывать уважение и любовь к Родине, ее истории, народу, родному языку и литературе

- Выразительно читать текст, делая правильное логическое ударение;

- строить развернутое высказывание;

- совершенствовать умение определять тему, идею, проблемы художественного произведения;

- совершенствовать навыки анализа рассказа;

- совершенствовать умение создавать публицистические тексты (устные и письменные);

- совершенствовать навыки ведения дискуссии, умения аргументированно высказываться, приводить цитаты или фрагменты анализа в качестве доказательств своей точки зрения.

Оргмомент. Сообщение темы и целей.

Вступительное слово учителя. Беседа по материалу домашнего задания (история СССР в 30-50 гг. 20 века. Внутренняя и внешняя политика).

Краткое (тезисное) сообщение 1 обучающегося о жизненном и творческом пути А.Солженицына.

Беседа с целью выяснения уровня выполнения домашнего задания (тест https://saharina.ru/
lit_tests/test.php?name=
test10.xml )

Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака).

Стадия осмысления (заполнение таблицы). Работа в группах.

Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание)

Домашнее задание.

Итог урока.

Интегрированный урок, включающий материал уроков истории, литературы, русского языка. Информатики и ИКТ, психологии, философии.
Изучение исторических особенностей времени (учебник истории и иные источники), описанного А. Солженицыным;
выполнение интерактивных тестов на сайте saharina.ru   в рамках подготовки к уроку, выполнения домашнего задания;
анализ языковых средств выразительности литературного произведения;
работа над созданием устного или письменного публицистического текста;
анализ психологических аспектов личности; понимание причин, направивших человека на тот или иной жизненный путь;
анализ таких философских и нравственных понятий как жизнь и смерть, любовь и ненависть, прощение и месть, основы религиозных знаний, честь и бесчестие, человечность, преданность и предательство и др.

В ходе беседы проверка уровня прочтения рассказа, предварительного анализа, выполнения домашнего задания, заполнение таблицы

 


Этап  урока

Ход урока

№ слайда

Оргмомент. Сообщение темы и целей.

Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами говорим о рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», о котором сам писатель сказал, что 50-идесяти миллионам, погибшим в ссылках и лагерях, достаточно было и бугорка его рассказа.
В качестве эпиграфа я предлагаю вам высказывание Василия Шукшина: "Нравственность есть Правда. Ибо это мужество, честность, это значит — жить народной радостью и болью и думать, как думает народ, потому что народ всегда знает Правду".
Как вы думаете, почему эта цитата, на мой взгляд, близка теме сегодняшнего урока?
(ответы обучающихся на основе прочитанного материала – рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - связь с темой, идеей и проблематикой произведения)

1

Вступительное слово учителя. Беседа по материалу домашнего задания (история СССР в 30-50 гг. 20 века. Внутренняя и внешняя политика).

 

Исторический путь нашей станы был сложен, полон трагедий и драматизма, напряженного труда, нечеловеческих испытаний, но в то же время великих побед и достижений. Мы должны знать эту историю с ее темными и светлыми страницами, но не только как историю государства, а еще и как историю народа, семьи, человечества. И наши уроки, уроки литературы, помогают в том, чтобы у нас сформировалась своя позиция, свое видение тех событий как счастливых, так и трагических. Я не ставлю целью сформировать вашу оценку тех дней, я бы хотела. Чтобы вы смогли увидеть те страницы истории не только с точки зрения историков, но и с точки зрения участников тех событий.

Сообщения обучающихся (основные аспекты и события в хронологической последовательности, трагические и радостные события в общей канве, их роль) об особенностях внутренней и внешней политики Советского Союза в 30-50 г.г 20 века. Информация основана на изучении материала домашнего задания.

Какова же роль писателя в рамках понимания проблемы связи человека и истории? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена: "Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения, своей совести"?

Ответы обучающихся о том, что сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Мы видим трагические или счастливые события страны не в глобальном масштабе, а в жизни отдельных людей, простых людей, обычных граждан страны с их сильными и слабыми сторонами; мы видим, как в этой исторической машине люди ломаются или, наоборот, сохраняют человеческое достоинство.

Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема репрессированных и безвинно замученных в годы сталинского террора, тема сохранения человеческого достоинства в страшнейших условиях, тема связи личности и истории, поскольку он сам прошел через все эти испытания.
Что же мы знаем о А.И.Солженицыне?

2

 

 

 

Краткое (тезисное) сообщение 1 обучающегося о жизненном и творческом пути А. Солженицына.

Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области).  Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей.
Другие его произведения: роман «В круге первом», повесть «Раковый корпус», очерки «Бодался теленок с дубом», киносценарии, пьесы, рассказы, публицистика и фундаментальный труд «Красное колесо» (к 1991 г вышло 10 томов). Таков нелегкий жизненный путь писателя. Его творчество вернулось на Родину. Хорошо, что это произошло при жизни Александра Исаевича.

3

Беседа с целью выяснения уровня выполнения домашнего задания (тест https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test10.xml )

 

Дома вы должны были выполнить интерактивный тест по рассказу «Один день Ивана Денисовича» и составить краткую лекцию по прочитанному произведению.

Беседа по вопросам к лекции:

  • Исторические основы рассказа
  • Особенность названия, первое издание произведения
  • Какие проблемы ставит в рассказе А. Солженицын?
  • Какова композиция рассказа?
  • Кто такой Иван Денисович Шухов?
  •  Какие качества на протяжении рассказа можно в нем увидеть?
  • Почему бригадир Тюрин, смеясь, говорит Шухову: "Ну как тебя на свободу отпускать? Без тебя ж тюрьма плакать будет!" "Кто два дела руками знает, тот - еще и девять подхватит".
  • Какой же образ главного героя перед нами предстает? Почему из номера Щ-854 он превращается для нас в живого человека, на долю которого выпали страшнейшие испытания? Почему, спрашивая «За это? А я при чем?», он не страшен в гневе или в состоянии безысходности, а вызывает уважение?
  • Какому толстовскому образу из романа-эпопеи «Война и мир» близок образ Ивана Денисовича? Почему вы так думаете? (Платон Каратаев)
  • Почему даже те, кто сломался, упал морально и нравственно, вызывают, в первую очередь, жалость?

Анализ слайда после ответов обучающихся, основанных на анализе и цитировании. Важно привести детей к мысли, что образ Шухова – это собирательный образ русского народа в годы сталинских репрессий; образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором в ВОВ и никогда не сидевшего, общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. Кроме того, важно понимать, что сталинские репрессии – это дело не одного человека, это система власти.

 

 

 

4

Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака).

 

А теперь приступим к более глубокому осмыслению рассказа. Перед вами на слайде вопросы, на которые вы должны ответить. Работать можете в парах или индивидуально.

  • Как бы вы ответили на простой расчет Шухова: "Не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь еще малость".
  • Как вы понимаете привычку Шухова: «Так и вся жизнь у зэка, только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись».
  • Объясните и расскажите об этом страшном законе лагеря: «Кто кого сможет, тот того и гложет».
  • «И тут чья-то имеющая власть рука сдернула с него телогрейку и одеяло». «Теплый зяблого разве когда поймет?». Сформулируйте свою мысль. Как это вы понимаете?
  • Жена пишет Шухову: «С войны самой ни одна живая душа в колхоз не добавилась: парни все и девки все, кто как ухитрится, уходят повально или в город на завод, или на торфоразработки. Мужиков с войны половина вовсе не вернулась, а какие вернулись -колхоза не признают: живут дома, работают на стороне... Тянут же колхоз те бабы, каких еще с тридцатого года загнали, а как они свалятся - и колхоз сдохнет». Почему Шухову этого-то и не понять никак: живут дома, а работают на стороне?
  • Расскажите о его товарищах по бригаде. Сопоставьте их. Кто остается человеком, а кто не справляется, не имея внутреннего стержня?
  • О каких праздных воспоминаниях не хочется думать Шухову? Почему? «Здешняя жизнь трепала его от подъема до отбоя, не оставляя праздных воспоминаний».
  • За что уважают Ивана Денисовича его товарищи?
  • Кого так жаль Шухову? О ком это говорится: «Разобраться, так жаль его. Срока ему не дожить. Не умеет он себя поставить». «Пока в бараке живешь - молись от радости и не попадайся».
  • Почему в конце рассказа мы понимаем, что на фоне страшных моментов, описанных Солженицыным, день Шухова сложился удачно? Что за «счастливые моменты» произошли за день?
  • Получает ли ответ Иван Денисович на свой вопрос: «Христос тебе сидеть велел, за Христа ты и сел. А я за что сел? За то, что в сорок первом к войне не приготовились. За это? А я при чем?»

В ходе дискуссии ребята приходят к определенным выводам, основываясь на своих размышлениях, на знании исторических фактов того периода, на повторном прочтении фрагментов рассказа.
Краткая беседа по заданным вопросам с цитированием.

5

Стадия осмысления (заполнение таблицы).

Работа в группах.

Объединение в группы по 4-6 человек для заполнения таблицы по проблемам рассказа на основе анализа текста. Во время работы в группах обучающиеся могут пользоваться текстами произведения в электронном или бумажном формате и иными справочными материалами.

Отключение проектора

Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание)

 

Беседа с представителями групп (защита выполненных таблиц):

  • Какие проблемы вы увидели в рассказе? Как их сформулировали? (обращение к правилам постановки и формулирования проблем текста)
  • К каким средствам прибегает А. Солженицын, показывая нам развитие данной проблемы? (способы комментирования)
  • Какие средства художественной выразительности помогают авторы раскрыть тот или иной образ, ту или иную проблему?
  • К какому выводу приводит нас автор по данной проблеме? Каков его взгляд на данный вопрос?
  • Какие произведения помогут вам аргументировать эту точку зрения на заявленную проблему? К какой проблеме у вас пока мало литературного материала для аргументации?

! После обсуждения каждая группа выставляет себе бальную оценку за все этапы работы с таблицей (от 0 до 3 баллов).

6

Домашнее задание

В ходе анализа произведения с позиции выявления проблематики и заполнения таблиц, мы с вами выявили некоторые недочеты в вашей работе. Поэтому вашим первым д/з будет доработка таблиц, а основным заданием – написание публицистического сочинения на тему «Проблемы, поднятые А.И.Солженицыным в его произведении «Один день Ивана Денисовича» (в формате задания № 25 ЕГЭ по русскому языку). Задание выполнить на листах А4.

7

  • Итог урока.

В конце урока мне хотелось бы вновь обратиться к словам А.Солженицына: «А едва развеяна будет ложь - отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет».

  • Как вы понимаете эти слова, исходя из сегодняшней работы?
  • Какие уроки мы можем извлечь из истории? Для чего?
  • Какова роль литератора в сложные периоды жизни страны? Какова его роль в развитии страны? Кто из классиков еще до Солженицына говорил об этом?

! Оценки за урок выставляются за правильность ответов во время дискуссии, за работу в группах по результатам самооценки и выявления самых активных участников групп. Таким образом, результат работы на уроке будет оценен у каждого обучающегося.

8

Технологическая карта для работы в группе.

Урок составлен с использованием материалов

  1. А.И. Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича".
  2. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/16/konspekt-uroka-po-tvorchestvu-aisolzhenitsyna-analiz-rasskaza
  3. https://urok.1sept.ru/articles/414841/