Урок рассчитан на два академических часа
Класс – 11 (общеобразовательный)
Тип урока – обобщение изученного
Тема лингвистическая – комплексный анализ текста
Тема коммуникативная – анализ рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» в ходе беседы, составление публицистического текста на основе анализа текста и беседы.
Технологии урока
- Комментированное чтение.
- Метод критического мышления.
- ИКТ.
- Здоровьесберегающие технологии.
- Работа в парах и группах.
- Дискуссия.
- Беседа.
Средства обучения – текст рассказа А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» (электронный или бумажный вариант), Презентация РР, интерактивный тест и домашнее задание, выполненное на его основе на сайте saharina.ru, критические статьи о рассказе А.Солженицына для подготовки у уроку, учебник истории и иные источники, имеющие информацию о политической жизни Советского Союза в 1930-50 гг. 20 века.
Материальное обеспечение урока – кабинет русского языка и литературы, ММ установка, подключение к Интернету, ноутбук.
Цели |
Компетенции (языковая, лингвистическая, коммуникативная) |
Этапы урока |
Межпредметные и внутрипредметные связи |
Обратная связь |
- Проследить, как противопоставляется подлинная ценность человеческой жизни жестокой бессмыслице, чудовищному надругательству над людьми, над жизнью; - обозначить образ Шухова как собирательный образ русского народа в годы сталинских репрессий; - обозначить широту понятия «сталинские репрессии»; - повторить историю СССР 30-60 гг. 20 века; -повторить жизненный и творческий путь А.Солженицына; -воспитывать уважение и любовь к Родине, ее истории, народу, родному языку и литературе |
- Выразительно читать текст, делая правильное логическое ударение; - строить развернутое высказывание; - совершенствовать умение определять тему, идею, проблемы художественного произведения; - совершенствовать навыки анализа рассказа; - совершенствовать умение создавать публицистические тексты (устные и письменные); - совершенствовать навыки ведения дискуссии, умения аргументированно высказываться, приводить цитаты или фрагменты анализа в качестве доказательств своей точки зрения. |
Оргмомент. Сообщение темы и целей. Вступительное слово учителя. Беседа по материалу домашнего задания (история СССР в 30-50 гг. 20 века. Внутренняя и внешняя политика). Краткое (тезисное) сообщение 1 обучающегося о жизненном и творческом пути А.Солженицына. Беседа с целью выяснения уровня выполнения домашнего задания (тест https://saharina.ru/ Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака). Стадия осмысления (заполнение таблицы). Работа в группах. Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание) Домашнее задание. Итог урока. |
Интегрированный урок, включающий материал уроков истории, литературы, русского языка. Информатики и ИКТ, психологии, философии. |
В ходе беседы проверка уровня прочтения рассказа, предварительного анализа, выполнения домашнего задания, заполнение таблицы
|
Этап урока |
Ход урока |
№ слайда |
Оргмомент. Сообщение темы и целей. |
Добрый день, ребята. Сегодня на уроке мы с вами говорим о рассказе А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», о котором сам писатель сказал, что 50-идесяти миллионам, погибшим в ссылках и лагерях, достаточно было и бугорка его рассказа. |
1 |
Вступительное слово учителя. Беседа по материалу домашнего задания (история СССР в 30-50 гг. 20 века. Внутренняя и внешняя политика).
|
Исторический путь нашей станы был сложен, полон трагедий и драматизма, напряженного труда, нечеловеческих испытаний, но в то же время великих побед и достижений. Мы должны знать эту историю с ее темными и светлыми страницами, но не только как историю государства, а еще и как историю народа, семьи, человечества. И наши уроки, уроки литературы, помогают в том, чтобы у нас сформировалась своя позиция, свое видение тех событий как счастливых, так и трагических. Я не ставлю целью сформировать вашу оценку тех дней, я бы хотела. Чтобы вы смогли увидеть те страницы истории не только с точки зрения историков, но и с точки зрения участников тех событий. Сообщения обучающихся (основные аспекты и события в хронологической последовательности, трагические и радостные события в общей канве, их роль) об особенностях внутренней и внешней политики Советского Союза в 30-50 г.г 20 века. Информация основана на изучении материала домашнего задания. Какова же роль писателя в рамках понимания проблемы связи человека и истории? Согласны ли вы с высказыванием А.И.Герцена: "Литература у народа, лишенного общественной свободы, - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения, своей совести"? Ответы обучающихся о том, что сейчас можно очень четко проследить художественное, историческое, общественно-политическое значение литературного произведения в связи с общественно-политической обстановкой эпохи. Все особенности эпохи отражаются на теме, избранной автором, его героях, художественных средствах. Мы видим трагические или счастливые события страны не в глобальном масштабе, а в жизни отдельных людей, простых людей, обычных граждан страны с их сильными и слабыми сторонами; мы видим, как в этой исторической машине люди ломаются или, наоборот, сохраняют человеческое достоинство. Огромное значение имеют рассказы и повести А.И.Солженицына, в них особо звучит тема репрессированных и безвинно замученных в годы сталинского террора, тема сохранения человеческого достоинства в страшнейших условиях, тема связи личности и истории, поскольку он сам прошел через все эти испытания. |
2
|
Краткое (тезисное) сообщение 1 обучающегося о жизненном и творческом пути А. Солженицына. |
Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в Кисловодске. В том же году отец его, подпоручик военного времени (добровольно ушедшего на войну из студентов Московского университета), погиб от несчастного случая на окоте. Мать, в войну кончавшая высшие голицынские курсы в Москве, после революции стала стенографисткой и поселилась с сыном в Ростове-на-Дону. Там Солженицын кончил среднюю школу, затем физмат университета (еще успев до войны пройти заочно два курса филфака МИФЛИ). С осени 1941 - в армии, осенью 1942 закончил ускоренный курс 3-го ЛАУ в Костроме. Затем назначен командиром разведывательной звукобатареи, и в этой должности прослужил непрерывно на разных фронтах до своего ареста на передовой в Восточной Пруссии в феврале 1945. Осужден по ОСО к 8 годам лагерей, а по окончании срока в марте 1953 сослан навечно в Казахстан (Кок-Терек Джамбульской области). Там преподавал математику, физику и астрономию. В 1956 ссылка была с него снята, возвратился в Среднюю Россию, преподавал во Владимирской области в сельской школе, а затем в Рязани - до конца 1962 года, когда был напечатан "Иван Денисович". После 1965 года Солженицына уже в СССР не печатали, он подвергался резким нападкам властей и газет; в 1974, после появления 1-го тома "Архипелага ГУЛАГа", обвинен в измене родине и выслан за границу. Женат, трое сыновей. |
3 |
Беседа с целью выяснения уровня выполнения домашнего задания (тест https://saharina.ru/lit_tests/test.php?name=test10.xml )
|
Дома вы должны были выполнить интерактивный тест по рассказу «Один день Ивана Денисовича» и составить краткую лекцию по прочитанному произведению. Беседа по вопросам к лекции:
Анализ слайда после ответов обучающихся, основанных на анализе и цитировании. Важно привести детей к мысли, что образ Шухова – это собирательный образ русского народа в годы сталинских репрессий; образ Ивана Денисовича сложился из образа солдата Шухова, воевавшего с автором в ВОВ и никогда не сидевшего, общего опыта пленников и опыта автора. В Особом лагере Солженицын работал каменщиком. Остальные лица - все из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. Кроме того, важно понимать, что сталинские репрессии – это дело не одного человека, это система власти. |
4 |
Стадия вызова (парная или индивидуальная мозговая атака).
|
А теперь приступим к более глубокому осмыслению рассказа. Перед вами на слайде вопросы, на которые вы должны ответить. Работать можете в парах или индивидуально.
В ходе дискуссии ребята приходят к определенным выводам, основываясь на своих размышлениях, на знании исторических фактов того периода, на повторном прочтении фрагментов рассказа. |
5 |
Стадия осмысления (заполнение таблицы). Работа в группах. |
Объединение в группы по 4-6 человек для заполнения таблицы по проблемам рассказа на основе анализа текста. Во время работы в группах обучающиеся могут пользоваться текстами произведения в электронном или бумажном формате и иными справочными материалами. |
Отключение проектора |
Стадия рефлексии (дальнейшее целеполагание)
|
Беседа с представителями групп (защита выполненных таблиц):
! После обсуждения каждая группа выставляет себе бальную оценку за все этапы работы с таблицей (от 0 до 3 баллов). |
6 |
Домашнее задание |
В ходе анализа произведения с позиции выявления проблематики и заполнения таблиц, мы с вами выявили некоторые недочеты в вашей работе. Поэтому вашим первым д/з будет доработка таблиц, а основным заданием – написание публицистического сочинения на тему «Проблемы, поднятые А.И.Солженицыным в его произведении «Один день Ивана Денисовича» (в формате задания № 25 ЕГЭ по русскому языку). Задание выполнить на листах А4. |
7 |
|
В конце урока мне хотелось бы вновь обратиться к словам А.Солженицына: «А едва развеяна будет ложь - отвратительно откроется нагота насилия - и насилие дряхлое падет».
! Оценки за урок выставляются за правильность ответов во время дискуссии, за работу в группах по результатам самооценки и выявления самых активных участников групп. Таким образом, результат работы на уроке будет оценен у каждого обучающегося. |
8 |
Технологическая карта для работы в группе.
Урок составлен с использованием материалов
- А.И. Солженицын. Повесть "Один день Ивана Денисовича".
- http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/16/konspekt-uroka-po-tvorchestvu-aisolzhenitsyna-analiz-rasskaza
- https://urok.1sept.ru/articles/414841/