Инструкция для учащихся. Комплексная контрольная работа содержит задания по русскому языку и литературе. Для выполнения заданий нужно прочитать текст.
М.В. Ломоносов
Никто не знает, когда он родился. Никаких документов о рождении Ломоносова не сохранилось. В начале 20 века, когда понадобилась точная дата к 200-летию Михаила Васильевича, взяли на вскидку – 19 ноября, т.к. по церковному календарю, 21 ноября – день Михаила Архангела.
Михайло Ломоносов родился в деревне Мишанинской, расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии.
В декабре 1730 года Михаил тайно ночью покинул дом и отправился вместе с рыбным караваном в Москву. Путешествие до Москвы заняло три недели. До пожалования Ломоносову дворянского титула в 1747 году, он считался беглым крестьянином и жил с просроченным паспортом.
К этому времени Михаил Ломоносов уже был вполне грамотен, чтобы поступить в Московскую славяно-греко-латинскую академию. В приемной комиссии он соврал, что он сын холмогорского дворянина.
В 1736 году, в возрасте 25 лет, Ломоносов в числе лучших учеников академии по государственной программе отправился в Германию для дальнейшего обучения. Это время он посвятил не только естественным наукам – химии и физике, но и прикладным наукам – металлургии и горному делу, а также изучению европейской литературы и даже переводам стихотворений.
Ломоносов с легкостью владел 12 языками, а разговаривать мог на 19.
Современный русский язык страдает от засилья аббревиатур. А ведь ввел их в обиход Ломоносов. Именно ему первому пришла в голову мысль заменять отдельные фразы начальными буквами этих фраз. Правда, применительно только к одной сфере – учебному процессу в академической гимназии. Например, «НУ» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не знал урока», а «ББ» объясняло, что данный юноша «был болен». Тогда в 18-м веке, идея не прижилась, зато в 20-м расцвела новыми красками…
«Российская грамматика» - основы и нормы русского языка, в которой Ломоносов разработал понятия о частях речи, правописание и произношение того или иного слова. Орфоэпические рекомендации «Российской грамматики» опираются на специфику «московского наречия»: «Московское наречие не только для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается». Ломоносов ввел понятие художественно-выразительных приемов. Разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей».
М.В. Ломоносов осуществил вместе с В.К. Тредиаковским силлабо-тоническую реформу («Письмо о правилах российского стихотворства»), причем именно опыты Ломоносова были восприняты поэтами в качестве образцовых. Создал по немецкому образцу классический русский четырехстопный ямб.
Ломоносов впервые ввел в русский язык и науку множество новых научных терминов, которые большей частью закрепились и в быту. Часть из них явилось транскрипцией и транслитерацией устоявшихся или только еще вводимых в научную лексику терминов: атмосфера, микроскоп, минус, полюс, селитра, формула, горизонт, диаметр, радиус, пропорция, барометр, метеорология, оптика, эфир и тому подобных.
Научные труды не уменьшили физической силы Ломоносова и его крутого нрава, чему есть много свидетельств его современников. Такой исторический анекдот связан с литературными талантами Ломоносова. В 1748 году Ломоносов написал оду в честь годовщины восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны. За это он был награждён двумя тысячами рублей, но в казне на тот момент были только медные деньги, и награда была выдана именно ими. Чтобы получить «литературную награду», Ломоносову потребовалось два воза, куда он и погрузил медные деньги.
Талантливый человек во всем талантлив – это выражение полностью соответствует необыкновенному дарованию Ломоносова. Универсальный человек, многогранная личность, гордость и пример.
А.С. Пушкин писал о нем: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Задания базового уровня
Задание № 1
Где можно опубликовать данный текст:
1) в сборнике рассказов
2) в энциклопедии
3) в газете
Ответ _______________________________________
Задание № 2
На какой вопрос нельзя ответить, используя информацию в тексте?
1) Когда родился М.В. Ломоносов?
2) Где родился М.В. Ломоносов?
3) Когда М.В. Ломоносов отправился в Москву?
4) Где учился М.В. Ломоносов?
Ответ _______________________________________
Задание № 3
Проанализируйте глаголы из 2 абзаца. Что их объединяет? Какой опознавательный признак говорит об этом объединении?
Ответ _______________________________________
Задание № 4
Найдите в тексте, какие научные термины, введенные Ломоносовым, являются транскрипцией и транслитерацией других слов. Проанализируйте их. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Ответ _______________________________________
Задание № 5
В каком труде М.В. Ломоносов дал орфоэпические рекомендации?
Ответ _______________________________________
Задание № 6
Ниже приведены суждения. Соответствуют ли суждения содержанию текста? Напишите, верно или неверно суждение.
Суждение | Верно/неверно |
1.Однажды Михаил Васильевич Ломоносов соврал, что он сын холмогорского дворянина. |
|
2. Ломоносов знал более 12 языков. |
|
3. В академической гимназии «Н» напротив фамилии гимназиста означало, что он «не был на уроке». |
|
Задания повышенной сложности
Задание № 1
М.В. Ломоносов разработал стилистическую систему русского языка – «теорию трех штилей». К «высокому штилю» он относит героические поэмы, оды, трагедии. К «среднему штилю» - драмы, сатиры, эклоги, дружеские письма, элегии. К «низкому» - комедии, эпиграммы, песни, басни.
Найдите в тексте название произведения, написанного М.В. Ломоносовым, которое по своему жанру относится к «высокому штилю».
Ответ _______________________________________
Задание № 2
Перед вами фотографии памятников М.В. Ломоносову. Что можно рассказать о М.В. Ломоносове, посмотрев на фотографии? Сделайте подписи под картинками и выпишите из текста подходящие строки.
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
Задание № 3
Перед Вами отрывки из стихотворных произведений. Определите их размер. А затем выпишите те строки, которые соответствуют размеру, который создал М.В. Ломоносов.
1)
Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
(А.С. Пушкин)
2)
Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
(А.С. Пушкин)
3)
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц.
(Н.А. Некрасов)
Ответ _______________________________________
Задание № 4
Какой вклад внес М.В. Ломоносов в развитие русского языка? Запишите ответ.
1) ___________________________________________
2) ___________________________________________
3) ___________________________________________
Ответы и критерии
№ задания | Ответ |
Критерии оценивания |
|
Задания базового уровня |
|
1 |
2 |
1 балл |
2 |
1 |
1 балл |
3 |
Все глаголы стоят в прошедшем времени (родился, жили, выходили, служил, начал помогать), опознавательный признак – суффикс –л-. |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
4 |
Пропорция, метеорология |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
5 |
«Российская грамматика» |
1 балл |
6 |
1. Верно |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
|
Задания повышенной сложности |
|
1 |
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елизаветы Петровны» |
1 балл |
2 |
Фото 1 Фото 2 |
По 3 балла за подпись к памятнику (в зависимости от полноты ответа). |
3 |
1) Хорей, 2) Ямб, 3) Амфибрахий. Мой дядя самых честных правил, |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
4 |
1) М.В. Ломоносов ввел в обиход аббревиатуры. |
По 1 баллу за каждый правильный ответ. |
|
|
За работу можно набрать 24 балла. |