Цели урока:
- Деятельностная цель: определить особенности жанра «травелог», выполнить комплексный анализ текста, создать презентацию.
- Образовательная цель: расширить знания о жанрах литературы, познакомить с жанром травелог и его особенностями.
- Развивающая цель: создать условия для речевой и мыслительной деятельности учащихся.
Ход урока
Организационно-мотивирующий этап
Наглядно представлены карты. Маршрут Транссиба и карта тракта от Санкт-Петербурга до Москвы во второй половине XVIII века.
- Что объединяет эти две карты? (Дорога, путь)
- Назовите однокоренные слова к этим существительным. (Путешествие)
- Что является необходимым, обязательным атрибутом путешествия? (Маршрут, транспортные средства, дороги)
- Что может оставить впечатления в путешествии?
- Как оформить эти впечатления? (Фотографии, видеофильмы, записи)
- Для записей какие жанры используем? (Путешествия, очерки, хождения, рассказы)
- Какой стиль приемлем для изложения? (Публицистический)
- Что изображено на карте № 1? (Путь Радищева) - Что на карте № 2? (Транссибирская магистраль)
Опора на знания по ранее изученному материалу
Основные идеи "Путешествия из Петербурга в Москву".Основной идеей Радищева при написании "Путешествия" было: показать все ужасы и проблемы России второй половины XVIII века. Дата опубликования произведения – май 1790 года. Сколько лет прошло?
Жанр «Путешествие» - путешествие в форме путевых заметок. Композиция – последовательное построение глав. Каждая глава – новая станция на пути героя.
Мы это произведение изучили, рассмотрели социальные проблемы. На каких ещё проблемах мы могли заострить внимание, если сегодня на уроке нас два учителя и карты? (Дорога, транспорт) На чём отправляется в путешествие рассказчик? (Кибитка) Возникают сложности, в чём? Запись на доске: частая смена лошадей, долгое время в пути, опасность на дорогах, неудобство в пути, отсутствие связи… Это прошлое.
Радищев, в своём роде, оказался одним из тех, кто открыл простор для современной литературы. Речь идёт о новейшей литературе, которая существует не только в бумажном виде, но и в электронном виде в сетях Интернета. С помощью интернет-ресурсов можно без преград делиться своими впечатлениями от увиденного, тут же размещая фото или видео, жанр путешествия на сегодняшний день является самым распространёнными жанром в Интернете. С этой позиции о «Путешествии из Петербурга в Москву» можно говорить как об одном из источников современнейшей литературы, которая составляет для человечества реальное пространство его культурной жизни.
В новейшей литературе этот жанр именуется ТРАВЕЛОГ.
Формулирование темы, определение целей и задач
Итак, сформулируем тему и цели урока из того, о чём мы говорили. Жанр. География. Карта.
Тема. (Ученики предлагают и выбирают самостоятельно)
Цели:
- Анализ травелога в качестве новой формы журналистики о путешествиях.
- Анализ текста с точки зрения поднимаемых проблем.
Задачи.
- Выявить жанровую специфику на основе статьи корреспондентов «Комсомольская правда» Владимира Ворсобина и Виктора Гусейнова «Из Москвы во Владивосток на Электричках». https://www.amur.kp.ru/daily/26600.4/3615523/ Анализ части 25.
- Пригодятся ли вам эти знания в будущем?
Это необходимо не только, чтобы определять принадлежность текста данному жанру, но и нужно для того, чтобы правильно составить собственный текст.
Начало работы на уроке по созданию презентации. Далее по ходу урока вносятся все выводы по работе в группах, заключение и предложения.
Новые знания
Анализ статьи «Из Москвы во Владивосток на Электричках», часть 25 «О забайкальских аборигенах, умирающей тайге и главном отличии русских от китайцев».
Определимся с особенностями жанра.
Травелог не является сложным литературным жанром, поэтому у каждого человека, который путешествует, есть шанс его написать. Важно помнить, что это должна быть, прежде всего, личностная история, то есть обязательно с описанием собственных впечатлений и мыслей от встречи с каким-то объектом или местом, а не только перечнем посещенных мест.
Именно это отличает травелог от более утилитарного жанра истории путешествий.
Определимся со значением слова ТРАВЕЛОГ. Личностная история с описанием собственных впечатлений и мыслей от встречи с каким-то объектом или местом.
Признаки травелога: доступность, хронометраж, образ автора, «шоковая терапия», инфогра́фика, периодичность выпусков, современный контекст, разговорная лексика, последовательность событий, концепция, обратная связь, целевая аудитория, стиль монтажа.
Актуальность темы
Анализ анкетирования о пользовании железнодорожным транспортом для перемещения по Амурской области.
Вопросы:
1. Есть ли у вас друзья, знакомые, родственники в Амурской области?
2. Навещаете ли Вы их? Да. Если «НЕТ», укажите причину (нет надобности/отсутствие транспорта).
3. Вид транспорта, используемый вами для поездки по Амурской области.
4. Почему не пользуетесь транспортом РЖД. (Поезд не останавливается на близлежащих станциях. Неудобное время для прибытия и отъезда. Прочее…)
Применение полученных знаний. Работа в группах по выявлению признаков жанра и анализ текста.
- На дом вы получили текст для ознакомления с содержанием. О чём этот текст? Краткий пересказ. Для достижения поставленных целей поработаем в группах.
Работа с текстом и видеоматериалами.
Работа в группах. Филологи. Признаки жанра
1. Личностная история. Впечатления.
2. Доступность.
3. Хронометраж. Цель поездки.
4. «Шоковая терапия».
5. Периодичность выпусков.
6. Современный контекст.
7. Разговорная лексика. Целевая аудитория.
Оценка работы в группе.
Группа Аналитики. Проблемы, затронутые в тексте.
Железнодорожное сообщение по Амурской области очень грустное. Грустно оно большим количеством деревень с заброшенными домами.
Группа А 1. Проблемы населенных пунктов, расположенных на магистрали (из личных наблюдений):
- неблагоприятная экологическая обстановка из-за близкой активно эксплуатируемой магистрали;
- высокий уровень шума;
- трудности при переходе шоссе с одной стороны деревни на другую;
- плохое освещение;
- отсутствие безопасных дорожек для жителей деревень, что приводит к смертельным случаям при движении по обочине.
Оценка работы в группе.
Прошло два века. Но, к сожалению, проблемы маленьких деревень существуют и по сей день.
Группа А 2. Социальные проблемы жителей населённых пунктов, расположенных на магистрали по тексту:
- упадок сельского хозяйства;
- безработица, повлекшая отток молодого населения;
- нищета, которая вынуждает торговать рыбой, ягодами, грибами;
- нарушение экологии от использования природных ресурсов фирмами из Китая;
- отсутствие транспортного сообщения между станциями при наличии железной дороги.
Оценка работы в группе.
Группа Социологи. Транспортное сообщение. Положительные стороны:
- современная железная дорога;
- комфортабельное путешествие;
- безопасность;
- наличие персональных средств связи.
Оценка работы в группе (с учётом анкетирования).
Итоги оценивания 1 этапа урока. Эталон на слайде.
Транспортно-географическое положение является основополагающим для развития территории. Несмотря на то, что проблема «дороги» России была описана еще Радищевым, эта тема актуальна и для современных исследований. Изменения транспортно-географического положения территории, влечет за собой перемены во всех сферах жизни: экономической, культурной, социальной.
Этап урока проводится учителем географии
- Богатство природных ресурсов
- Население
- Транспорт
- Экология
Вывод
- Цели урока и результат работы.
- Вывод по тексту корреспондентов.
«Разрывы движения электропоездов на Транссибе по Амурской области:
Могоча – Ерофей Павлович – 200 км;
Магдагачи - Архара - 610 км.
Здесь не просто не ходят электрички – власти обрекают эти районы на вымирание. Без дешёвого транспорта городки пустеют, деревни исчезают. И свою экспедицию мы согласны признать удачной – если правительство России снова свяжет русские регионы электричками, не допуская транспортного развала страны. Если эти разрывы исчезнут, тогда наша безумная затея удалась. А пока подождём радоваться».
Просмотр созданной презентации
Домашнее задание. Написать статью в жанре «травелог» о посещении залов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского.
Использованные ресурсы
1. https://interneturok.ru/literatura/9-klass/literatura-xviii-veka/zhanrovye-osobennosti-i-ideynyy-smysl-puteshestviya
Жанровые особенности и идейный смысл «Путешествия…». Видеоурок.
2. https://studfiles.net/preview/5866276/
Авторы: Н. А. Никитина, Н. А. Тулякова. Жанр травелога: когнитивная модель.
3. http://mydocx.ru/10-127078.html
Путевой очерк в публицистике XX и XXI века.
4. https://www.amur.kp.ru/daily/26600.4/3615523/
Авторы: Владимир Ворсобин, Виктор Гусейнов «Из Москвы во Владивосток на Электричках».