Литература
-
"Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" 2005
"Я этой истиной избитой кого сумею поразить?" Урок-мастерская с элементами исследования и использованием компьютерных технологий по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска". Занятие, проведенное вместе с родителями учащихся, приобщает детей к радости творчества, сотворчества, законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности, а также развивает творческое воображение, чувство музыки, цветовое восприятие, формирует навыки применения компьютерных технологий.
-
Урок-исследование с элементами дискуссии: "Возможно ли возрождение человека, оступившегося в жизни?" 2005
Проект данного урока, на наш взгляд, является актуальным, так как здесь можно увидеть динамику формирования сложных надпредметных умений: ставить и решать проблемы, рассуждать по аналогии, работать над образом, делать выводы на основе сравнений и обобщений. Тема позволяет раскрыть внутренний мир ребенка, его нравственные суждения, отношения к тем или иным жизненным событиям. Проект направлен на коррекцию самооценки, на уверенность в себе, на определение выбора действий. Основная цель урока заключается в осмыслении изученного, обобщении, систематизации знаний и умении применять эти знания в жизненных ситуациях. Тип данного урока - исследовательский с элементами дискуссии, что позволяет использовать данный материал на уроке и во внеклассной работе.
-
Урок обучения и систематизации знаний по литературе. 9-й класс. "Проблема образования в русской литературе конца XVIII начала XIX века" 2005
У учеников вечерней школы низкий уровень образованности. Поэтому эффективна схема работы: приращение знаний через интерес к предмету. Почти все цели литературного образования реализуются на обобщающих уроках нестандартного вида. Практика показывает: «сквозные» литературные сюжеты интересны детям. Мнение литературных героев XVIII - XIX вв. об образовании в России оказалось актуальным для учеников «Свободный микрофон» позволяет ученику разрешить себе полет мысли и чувства: представить себя на месте литературного героя, говорить от его имени, используя текст произведения.
-
Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая" 2005
Урок рассчитан на учащихся 9-11 классов. Урок внеклассного чтения поднимает актуальную в наше время нравственную проблему межнациональных отношений. Основная задача урока - подвести детей к пониманию того, что не бывает плохих народов, а межнациональные конфликты основаны на ложных идеях превосходства одних людей над другими, межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию и жертвам. Решая воспитательную задачу, учитель совершенствует литературоведческие навыки учащихся по анализу художественного текста (определение основной мысли отрывка через подбор эпиграфа, повторение понятий положительный и отрицательный вопрос, время и пространство художественного произведения).
-
Разработка урока по творчеству Марины Цветаевой: "Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись!" 2005
Урок знакомит учеников с основными этапами жизни М.И. Цветаевой и определяет основные черты личности поэта, знакомит с лирическими стихотворениями поэта.
-
Краеведение на уроках русской литературы в 8–11-х классах якутской школы 2005
Включение материалов литературных связей и краеведения в уроки преследует не только образовательную, но и воспитательную цель. На занятиях должны иметь место примеры, отражающие интернациональные устремления русской литературы, свидетельствующие о красоте личности писателя, связанного с родным краем учащегося, сведения о великой роли русской литературы в зарождении и развитии якутской литературы, о значении отдельных русских писателей в становлении творческой индивидуальности многих якутских авторов. Все это способствует воспитанию чувства любви и уважения к русской литературе, чувства патриотизма и интернационализма. Министерство образования Республики Саха (Якутия) Вилюйский улус Кыргыдайская средняя общеобразовательная школа. Краеведение на уроках русской литературы в 8-11 классах якутской школы. (тезис) Васильева В.Д.— учительница русского языка и литературы Кыргыдайской СШ. 2005 г.
-
Открытый урок по литературе. Литературная игра "Что? Где? Когда?" (Жизнь и творчество И.С. Тургенева) 2005
Данная игра дает возможность выявить уровень знаний учащихся о жизни и творчестве И. С. Тургенева - великолепного мастера слова. Задача состоит в том, чтобы помочь учащимся почувствовать атмосферу ХIХ века, чтобы они могли увидеть и услышать в произведениях Тургенева личные переживания автора, его душевную силу, с какой искренностью и честностью он описывал свою эпоху. Такие уроки необходимо проводить не только в старших классах, но и в 5-6-х классах. В процессе обучения на таких уроках они получают навыки актерского мастерства, совершенствуют умения в работе с дополнительной литературой. Развивается познавательный интерес учащихся к творчеству писателя, а также индивидуальная активность, инициативность. Данную разработку можно использовать как на уроке литературы после изученной темы, так и на уроке внеклассного чтения и внеклассного мероприятия.
-
Урок литературы по теме: "Мир сатиры" (по рассказам М. Зощенко), 6-й класс 2005
Очень часто, работая с художественным текстом, ребята сталкиваются с различными трудностями. Игра помогает им почувствовать себя свободными и независимыми. Цель данного занятия через игру научить детей работать с текстом, выделять в нем главное, основное; научить их быть внимательными читателями. Работа с лексикой и составление своего текста приобщает детей к творческой деятельности. На уроке используются различные виды деятельности, что переключает внимание детей и быстро снимает усталость.
-
Урок — выпуск альманаха "История информатики" 2005
В течение спаренного занятия учащиеся получают возможность создать тематический альманах, используя ранее подготовленный материал (из Internet) и представленный в виде текстового документа - если в школе нет постоянного доступа в Internet, и непосредственный поиск информации, если имеется постоянный допуск в Internet. Альманах выполняется с помощью макета "Быстрая публикация" MS Publisher.
-
Открытый урок по литературе на тему: "Жизненный подвиг А.С. Грибоедова" 2005
Урок проводится с целью знакомства с жизнью русского писателя и предусматривает предварительную подготовку учащихся, чему предшествовала их самостоятельная работа с монографической и энциклопедической литературой. Работая в творческих группах, ребята получают представление о личности Грибоедова, о его трагической судьбе, развивают умение выстраивать биографию жизни и творчества писателя. Показать многогранность его таланта, широту его знаний в области музыки, истории, иностранных языков, дипломатии помогают высказывания современников Грибоедова, литературоведческий материал о нём, музыка, живопись, поэзия.
-
Дорогами жизни Солженицына 2005
Весна 2004 года. Усадьба предков великого русского писателя, лауреата Нобелевской премии, действительного члена РАН А.И. Солженицина попала в сводку скандальных новостей. А.И. Солженицын. По страницам романа "Август четырнадцатого"( История семьи). Прожить жизнь праведно – как просто и как невозможно трудно. Спираль жизни А.И. Солженицына. Лето 2004. Новая жизнь знаменитой усадьбы. Здесь будет православный храм, музей, библиотека!
-
Урок литературы по теме: «"Тема семьи в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"» 2005
На уроке используется презентация, выполненная в Power Point, демонстрируемая с помощью медиапроектора. Урок построен с учетом психологических особенностей учащихся. По результатам диагностики упор сделан на такой вид деятельности, как зрительная работа с текстом (большинство детей либо визуалы, либо смешанного типа визуал-кинестетик, либо с хорошо развитыми тремя каналами восприятия. На уроке использован методический принцип Е.Н. Ильина «Деталь – вопрос - прием», что в системе позволяет сделать литературу предметом, формирующим человека.
-
Урок литературы по творчеству В.П. Астафьева в 11-м классе по теме: «"Концепция войны в повести В.П. Астафьева "Пастух и пастушка"» 2005
В. П. Астафьев писал: "Что бы мне хотелось видеть в прозе о войне? - Правду. Всю жестокую, но необходимую правду, без которой нельзя понять смысл подвига советского солдата". Одно из самых трагедийных и философских произведений о войне, повесть В. П. Астафьева "Пастух и пастушка", поможет читателю понять авторскую концепцию.
-
Любовная лирика В.В. Маяковского 2005
В статье приводится разработка урока по теме: "Любовная лирика В.В. Маяковского". Цель урока: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, закрепить умение анализировать лирическое произведение; уметь обобщать, заставить учащихся задуматься о том, что значит для них это чувство, как они сами его понимают, каким оно должно быть.
-
Урок литературы в 9-м классе по повести М.Ю. Лермонтова "Фаталист""Pet aspera ad Astra" 2005
Этот урок, путем проблемного размышления над фрагментами повести с точки зрения философских категорий диалектики (случайность и закономерность) поможет учащимся в становлении активной позиции по отношению к своей судьбе. Создание жизненных планов и самовоспитания своего образа "Я" способствует личностному самоопределению в подростковом возрасте.
-
Разработка урока по теме «Нравственная суть взаимоотношений Васи с "детьми подземелья"» (по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2005
Данная работа представляет конспект урока по произведению В.Г. Короленко "Дети подземелья". Главное на уроке литературы - исследовать и анализировать текст, развивая при этом эмоционально-нравственную сферу учащихся.
-
Итоговый урок-викторина в 5-м классе по сказкам "Что за прелесть эти сказки!" 2005
Основная цель урока - вспомнить сказки, которые вместе прочитали, обсуждали на уроках; выяснить, насколько дети были внимательны при чтении.
-
Урок-детектив: "Кем убит и отчего…"(По стихотворению А.С. Пушкина "Ворон к ворону летит"), 5-й класс 2005
Урок поможет развить память, внимание, формирует умение правильно оценивать речевую ситуацию и участвовать в ней. Урок по форме напоминает игру, она поможет снять эмоциональные перегрузки у учеников, создаст благоприятную атмосферу для самостоятельной исследовательской работы. Коммуникативное лидерство учителя на уроке снижено за счет самостоятельной работы учащихся и их повышенного интереса к "расследованию преступления".
-
Педагогическая мастерская "Татьяны милый идеал…" в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" (9-й класс) 2005
Данный урок организован по технологии педагогических мастерских и сочетает в себе мастерскую по построению знаний и мастерскую по обучению письму. Мастерская представляет комплекс заданий, выполняя которые учащиеся 9 класса подойдут к пониманию внутреннего мира Татьяны Лариной. Предполагаются разнообразные по форме и содержанию задания для учащихся.
-
Экпрессивные возможности частиц не-ни в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пескарь" 2005
Основные цели урока - показать, как используются экспрессивные возможности частиц НЕ и НИ в сказке Салтыкова-Щедрина; попытаться понять некоторые особенности взглядов (мировоззрения) Салтыкова-Щедрина, погрузившись в его язык; развивать творческие способности учащихся.
-
Интеллектуальные игры на уроках русского языка 2005
Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Интеллектуальная игра - одна из форм досуговой деятельности, оказывающей на человека определенное просветительное и воспитательное влияние. Интеллектуальная игра направлена на развитие в детях познавательных интересов, тесно связывается с учебным процессом. Формирование интереса к учению - важное средство повышения качества обучения. Чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно пополнять свои знания, необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях. Интеллектуальная игра вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. Цели интеллектуальных игр: 1. Поднять престиж знаний, способствовать интеллектуальному развитию личности. 2. Воспитывать личность через развитие интереса к знаниям и разнообразные интеллектуальные игры. Коллективная форма воспитания, формирует чувство ответственности, внедряет демократические принципы, исходя из этого определяются следующие задачи: 1.Формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия). 2. Развитие образного и логического мышления. 3.Развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. 4. Развитие речи (умение обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения). 5. Формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам. Особенную пользу игра приносит слабоуспевающим детям, так как в процессе подготовки у ребенка появляется повышенная учебная мотивация. Подготовка не является скучной и однообразной работой по сбору необходимых сведений по предметам. Дети заранее делятся на команды и распределяют свои роли при помощи учителя. При формировании команд необходимо учитывать уровень учащихся внутри группы и между ними, чтобы распределить равномерность сил. Необходимо построить игру так, чтобы каждый ученик сумел проявить свои способности. Высокую эффективность приносят интеллектуальные игры, если они проводятся не от случая к случаю, а в системе.
-
Урок внеклассного чтения в 7-м классе по повести Б. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" 2005
Учитывая своеобразие видов искусств, опираясь на умение учеников работать над эпизодомхудожественного текста, учить сравнивать текст и эпизоды видеофильма, помочь утвердиться в том, что художественное произведение даёт более глубокое пониманиебогатства внутреннего мира героев через художественно-выразительные средства, подтекст, стилистические приёмы, художественные детали.
-
Урок развития речи на тему: «"Подготовка к написанию рецензии на повесть Б. Васильева "А зори здесь тихие"», 9-й класс 2005
Основные задачи урока: отработать навык написания рецензии, научить видеть отличие рецензии от отзыва. Учить анализу произведения: определение темы, идеи, художественно-выразительных средств, приемов. Результаты текстового анализа ввести в предстоящую работу. При помощи аудиовизуальных средств развивать ассоциативное мышление, помогать более глубокому восприятию образов, идеи произведения, учить созданию киносценария. Воспитывать чувство любви к Родине.
-
Вера и духовность в русской литературе XIX и XX вв. 2005
В статье представлен опыт работы по изучению некоторых произведений русской литературы XIX и XX веков, которые свидетельствуют о тесной связи нашей литературы с жизнью человека, его мыслями и переживаниями, мучительными поисками истины (" Отцы пустынники и жены непорочны..." А.С. Пушкина; "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского; "Иуда Искариот" Л.Андреева; "Вошь" Е.Н. Левшова). Указанные произведения в числе многих других, используемых в повседневной урочной практике и на факультативных занятиях, помогают обрести участникам веру в себя, в собственные силы, утвердить в душе законы любви и красоты.
-
Урок-пролог к курсу литературы в 9-м классе 2005
Данный урок представляет собой своеобразную панораму, цель которого - выработка у учащихся одно из главных умений - умение думать, отстаивать свою позицию в дискуссиях, выковывать собственное мнение, видеть взаимосвязь прошлых и настоящих событий. Цель уроков- прологов - ввести учащихся в мир литературы, наметить ведущие проблемы русской литературы и некоторые возможные пути их разрешения, представляя произведения русских писателей.
-
Литературная гостиная "Моей любви чудесные напевы…" 2005
Цель мероприятия: познакомить учащихся с судьбами прекрасных и удивительных женщин, их взаимоотношениями с А.С. Пушкиным; показать многочисленность и разнообразие чувственных переживаний любовной лирики поэта.
-
Урок чтения в 3-м классе по теме: «С. Аксаков "Снег", К. Бальмонт "Снежинка"» 2005
Представлен урок, на котором учащиеся третьего класса учатся отличать рассказ от других литературных жанров.
-
Использование опорных конспектов на уроках литературы 2005
Опорные конспекты представляют собой особую организацию материала в виде графического изображения. Требования при составлении опорных конспектов: 1)Единообразие и лаконичность;2)Употребление минимального количества слов;3)Использование известных условных обозначений и т.д. Предназначение схем на уроках литературы иное: они должны помочь разобраться в содержании, проблематике, философии художественного текста, ни в коем случае не заменяя работы над самим произведением. Важно отметить систематичность и преемственность при работе с учениками 5-11-х классов.
-
Виды и формы работ на уроках русского языка и литературы при подготовке к комплексному анализу текста 2005
Тема отражает опыт работы автора с учащимися при подготовке к анализу текста на уроках русского языка и литературы. Она излагается как обзор видов и форм при подготовке к анализу эпизода, стихотворения и текста части С ЕГЭ по русскому языку. Каждая форма и вид работы проиллюстрированы примерами из опыта учителя, работающего в рамках ЕГЭ с начала эксперимента. Автор надеется, что данная разработка сможет оказать практическую помощь учителям при организации работы по речеведческому анализу текста, особенно в тех регионах РФ, где ЕГЭ как форма экзаменационная является новшеством.
-
Литературный вечер, посвященный Т.Г. Шевченко 2005
Литературный вечер дает представление о личности и творчестве Т.Г. Шевченко, как литератора, так и художника, формирует интерес к личности и творчеству Т.Г. Шевченко. Может быть применено на факультативных занятиях по литературе, для проведения классных часов и библиотечных мероприятий.