Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Интегрированный урок: литература + ИЗО. "Портрет Пушкина" 2005

    Авторы: Гурьева Валентина Михайловна, Шестакова Екатерина Александровна

    Данный урок литературы и ИЗО в 6 классе проводится как урок развития речи (2 часа). Урок разработан для класса, где есть группа детей, выделенных для компенсирующего обучения, поэтому для них предусмотрена работа на карточках. Работа в группах позволяет "слабым" ученикам учиться у "сильных" составлять и редактировать предложения. Итогом их работы стали сочинения, написанные на черновиках и прочитанные всему классу для того, чтобы остальные увидели результат.

  • Живопись и музыка на уроках русской классической литературы в IX—XI классах 2005

    Автор: Черникова Лидия Ивановна

    Изучение русской литературы в связи с произведениями других видов искусств обогащает духовный мир человека, расширяет кругозор, воспитывает чувство прекрасного. Мной разработаны уроки, где рассматриваются вопросы взаимосвязи литературы, музыки, живописи в русском искусстве. Развитие навыков самостоятельного общения с книгой, выступлений ученика перед аудиторией - задача моей работы. Выделение главной мысли, умение выразить её последовательно и красиво - еще одна цель работы; поэтому мы постоянно обращаем внимание на составление простого и сложного планов по теме.

  • Урок-путешествие по сказкам Г.Х. Андерсена 2005

    Автор: Кузьменюк Ольга Анатольевна

    Урок-путешествие можно провести после изучения раздела "Сказки" в 5-м классе. Ребята глубже знакомятся с творчеством Г.Х. Андерсена, выявляется их читательский интерес, творческие способности, умение логически мыслить. Необычная форма урока делает его занимательным, способствует формированию навыков групповой работы.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "А счастье было…"(по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005

    Автор: Доценко Наталья Анатольевна

    Урок литературы в 9-м классе был проведен как обобщающий, итоговый. Мне как учителю было важно, чтобы дети поняли, что это не история о несчастной любви и не рассказ о судьбе дворянина-аристократа 20-ых годов XIX века. Проблематика романа гораздо шире - философия потребления мира человеком, которая, в конечном итоге, делает его самого несчастным. При таком прочтении романа поступки героев Лермонтова, Достоевского, Толстого буду г учащимся более понятны. Евгений Онегин не будет воспринят как герой только своей эпохи. В России всегда было превосходство духовного над материальным. Литературные герои будут страдать, пока не осознают это.

  • Анна Ахматова. Жизнь и творчество. Поэма "Реквием" 2005

    Автор: Выборнова Евгения Алексеевна

    Предлагается сценарий-конспект открытого урока, проведенного в 11-м классе и посвященного жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Использовались компьютер и мультимедийный проектор. Урок сопровождался презентацией PowerPoint, включающей 25 слайдов с портретами и фотографиями, документальными материалами, текстами писем и стихов, музыкой Моцарта, Бетховена, подлинным голосом А.Ахматовой. На уроке учащиеся отвечали на вопросы теста и олимпиады по творчеству А.Ахматовой. Файл презентации выложен на сайте автора www.literator.noka.ru.

  • Евангельская символика в поэме А.Блока "Двенадцать" 2005

    Автор: Левандовская Ольга Васильевна

    Основная проблема поэмы религиозно-нравственная. В ней идёт речь о спасении души на фоне стихии народного бунта "с Богом или против Бога". Блок уступил свой голос "глухонемой душе двенадцати безликих людей, в темноте вьюжной ночи вершащих своё дело распада и в глубине тёмного сердца тоскующих о Христе, которого они распинают". Знак креста, мотив крови, символ белых роз в венке Христа и другие евангельские "намёки" создают напряжение между стихийным началом народной жизни в смутное время и сакральными истинами, утверждёнными в вечности.

  • Изучение повести Н.В.Гоголя "Портрет" в 8-м классе 2005

    Автор: Манекина Наталья Николаевна

    В курсе изучения литературы по учебной хрестоматии "В мире литературы" под ред. А. Г. Кутузова одним из наименее рассмотренных в методическом отношении является материал повести Н.В. Гоголя "Портрет". Самой сложной проблемой урока литературы была и остается организация деятельности учащихся, максимально приближенная к тексту.


  • Система работы по развитию речи учащихся 2005

    Автор: Гришина Алевтина Борисовна

    Ученики не любят писать сочинения, не умеют анализировать прочитанное. Как им помочь? Если у преподавателя словесности есть своя четкая система работы, то дети будут знать, что от них требуют, и как это делать.

  • Заключительный урок по литературе в 10-м классе по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Форма урока — дебаты по формату Карла Поппера "Страдания нужны человеку" 2005

    Авторы: Вареева Лариса Львовна, Есина Елена Витальевна

    Заключительный урок по философскому роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание", который мы проводим в форме дебатов. Перед нами две команды: команда утверждения и команда отрицания. Они подготовили свои аргументы для подтверждения выдвинутых тезисов. Ваша задача - объективно оценить выступления участников команд, выявить победителя с той позиции - чьи доказательства будут наиболее убедительными (даже если выдвинутая позиция расходится с вашими убеждениями).

  • Уроки зарубежной литературы "Параболы Уильяма Голдинга". Урок-презентация повести-притчи лауреата Нобелевской премии У. Голдинга "Повелитель мух" 2005

    Автор: Григорьева Зоя Ивановна

    Феномен творчества У. Голдинга - верность одной теме: исследование противоречивой натуры человека, способной к добру и злу. Повесть "Повелитель мух" - "трагический" урок, предупреждение всем нам. Это книга о зле, что может проснуться в человеке, а также о том, что человек и только человек может обуздать пробуждающееся зло. "У.Голдинг - писатель-параболист. Его параболы (притчи-иносказания) - ветви густого... дерева" мировой иносказательной литературы. Актуальность повести объясняется тем, что, читая У. Голдинга, человек бессознательно обучается и выбирает вечные ценности: добро, любовь, терпимость (толерантность), так необходимые нашему времени.

  • Маяковский продолжается… Стихотворение В.Маяковского "Послушайте!". Восприятие, истолкование, оценка 2005

    Автор: Григорьева Зоя Ивановна

    Образ звезды в мировой культуре - символ вечной духовности. Поэт всматривается в звездное небо... Пришла пора и ему "зажигать звезды". Кавказ - источник вдохновения многих... И Маяковский здесь начинался. Стихотворение "Послушайте!" - это 30 пронзительных строк о человеке, которому нужно, "чтоб каждый вечер ... загоралась хоть одна звезда". Лирический герой и Бог-демократ с "жилистой рукой" поняли друг друга. Эпилог - ликующее утверждение звездного мира в жизни человека. В этом раннем стихотворении уже просматриваются все то, что сделает поэзию Маяковского сугубо индивидуальной.

  • Турнир знатоков кулинарных блюд (по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин") 2005

    Автор: Шалькова Ирина Васильевна

    Данное мероприятие проводилось в 9-м классе после изучения романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Цель занятия - привитие интереса к творчеству поэта посредством художественной детали, расширение кругозора учащихся.

  • Интегрированный урок литературы и английского языка в 5-м классе. Книга М. Твена "Приключения Тома Сойера" 2005

    Авторы: Вострикова Нина Николаевна, Дёминова Людмила Ивановна

    Урок рассчитан на 2 часа и предполагает на основе домашнего чтения анализ текста повести на уроке (групповые задания), аудирование небольших текстов, диалоги и инсценировки на английском языке, а также совместную творческую работу учителей литературы и английского языка.

  • Урок литературы в 10-м классе по теме: "Две бездны"(философская лирика Ф.И. Тютчева) 2005

    Автор: Никитина Светлана Анатольевна

    Обращение к творчеству Федора Ивановича Тютчева помогает решить задачу глубокого проникновения в душу человеческую, задачу обращения к вечным вопросам. Величайшие страницы творчества этого поэта воспитывают истинный художественный вкус. При изучении его творчества внимание обращается не только на особенности содержания его стихов, но и на смыслообразующие элементы их художественной формы.


  • Урок литературы в 7-м классе по теме: "Повесть о Петре и Февронии Муромских" 2005

    Автор: Синягина Светлана Альбертовна

    Читая древнерусскую литературу, мы познаем себя, свою душу, очищая ее, делая жизнь свою более наполненной, познаем смысл в ней, а значит, и находим свой истинный стержень в жизни.

  • Рождественские посиделки 2005

    Автор: Патрушева Фларида Сагадатовна

    Урок-праздник формирует интерес к истории страны, культуры, духовной жизни народа; развивает познавательный, эмоциональный опыт школьников, воспитывает общую культуру, культуру досуга. Сценарий праздника составлен при творческом взаимодействии учителя и учеников на основе литературных и фольклорных источников. Каждый учащийся играет свою роль. На уроке звучит духовная музыка И. Баха, Ф. Шуберта, П. Чайковского.

  • Групповая исследовательская работа на уроках литературы 2005

    Автор: Шалаева Елена Львовна

    Разработка урока в 10-м классе, с целью осмысления мировосприятия Ф. Тютчева (на творческом уровне) в ходе сопоставительного анализа стихотворений.

  • Нетрадиционные уроки в преподавании литературы 2005

    Автор: Баранова Татьяна Петровна

    В статье приводится конспект основных положений урока-исследования по роману Достоевского "Белые ночи".

  • М.Ю. Лермонтов "Бородино" 2005

    Автор: Ханина Галина Александровна

    На данном уроке продолжаем формировать умение производить структурный анализ текста, определять его тип. Поэтому работа над текстом включает в себя словарную работу, работу с художественно-выразительными средствами языка: эпитетами и метафорами. Главной и наиболее актуальной задачей, встающей перед учителем, является представление учащимся возможностей для активного овладения знаниями и развития навыков самостоятельного анализирования. На наш взгляд, образовательная деятельность только тогда приобретает смысл, когда происходит выстраивание связи между индивидуальными нормами (представление о чем-либо, личным опытом) участников деятельности, возникших в проблемной ситуации, в единое целое, в систему. Это становится возможным только в процессе обсуждения, коммуникации, совместной деятельности по анализу текста, выявлению гражданской позиции каждого обучающегося.

  • Внеклассное занятие в 11-м классе – Литературно-музыкальная гостиная "Великая сила любви" 2005

    Автор: Соколова Оксана Владимировна

    Литературно-музыкальные гостиные салонного типа в системе преподавания литературы на основе технологии личностно ориентированного обучения позволяют решить целый комплекс образовательных, развивающих и воспитательных задач. Включение каждого учащегося в процесс сотворчества по подготовке и проведению мероприятия, уважение к личности через эмоционально-художественные образы и действия способствует приращению новых знаний на уровне каждого субъекта учения.

  • "Русский человек со всем справится…" Интегрированный урок литературы по творчеству Н. Лескова в 6-м и 10-м классах 2005

    Автор: Тулвинская Асия Анасовна

    Урок обобщает знания учащихся по творчеству Лескова, расширяет словарный запас, стимулирует у детей желание ставить перед собой новые общественные вопросы.


  • Урок литературы по теме "Мастерство И.С. Тургенева в создании пейзажа. Роль пейзажа в романе "Отцы и дети", 10-й класс 2005

    Автор: Зеленина Наталья Александровна

    Одно из центральных мест в работе над монографической темой занимает подготовка и написание сочинения. Сами школьники не всегда могут правильно оценить роль пейзажа, понять секреты мастерства писателя. В рамках интегрированного урока-практикума ("Отправляемся на этюды") учитель может успешно решить сразу несколько задач. При выполнении заданий, "погружаясь" в текст романа и тщательно анализируя его (при этом активизируются все виды чтения), ребята могут оценить все многообразие изобразительно-выразительных средств, используемых автором, что способствует более полному пониманию идейных особенностей произведения и позволяет в итоге создать целостную картину изображаемого. Общие же выводы по теме урока и накопленный фактический материал есть не что иное, как черновик сочинения.

  • Стихотворение Н.А. Некрасова "Внимая ужасам войны" (восприятие, истолкование, оценка). Урок-практикум в 10-м классе 2005

    Автор: Маслова Надежда Михайловна

    Урок представляет из себя аналитическую беседу с учащимися по предварительно предложенным вопросам. Цель урока - подготовка к домашнему сочинению и закрепление навыка анализа стихотворения.

  • Программа факультативного курса "Теория и практика написания сочинений разных жанров". 10-й класс 2005

    Автор: Стульникова Людмила Александровна

    Факультативный курс рассчитанный на 68 часов, предназначен для учащихся 10 класса. Он обеспечивает системное овладение знаниями по теории сочинения, способствует совершенствованию навыков написания сочинений разных жанров, необходим для подготовки учащихся к выпускному экзамену по литературе.

  • Программа элективного курса для гуманитарных классов "История Отечества в русской литературе" 2005

    Автор: Райкина Галина Викторовна

    Программа элективного курса рассчитана на гуманитарные 9, 10, 11 классы. Большое количество предлагаемых программой литературных произведений поможет учителю отобрать материал в зависимости от различной литературной подготовки учащихся и класса, обеспеченности текстами художественных произведений, наглядными пособиями, вспомогательными материалами (фильмы, диафильмы, карты, слайды, кассеты, диапозитивы и другой иллюстративный материал).

  • Тема правильного воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2005

    Автор: Сидулова Ираида Викторовна

    Предлагаемая форма урока, повышающая интерес учащихся к предмету. Представляет собой один из примеров нестандартного проведения урока литературы. В работе нашли отражение важные этапы урока: вызов интереса к теме путем составления кластера со словом "воспитание", осмысление проблемы, размышление над прочитанным, предполагающее написание дневников, работа по содержанию стихотворений с ключевыми словами из отрывка текста. Урок способствует максимальному раскрытию мыслительных и творческих возможностей учащихся.

  • Проблема выбора в новелле В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе" 2005

    Автор: Шевченко Алена Михайловна

    В жизни нас постоянно сопровождает проблема выбора и не всегда легко прийти к правильному решению. Вспомните любую народную сказку: в ней всегда борются силы добра и зла, причем добро и зло всегда очевидны. Разумеется, жизнь человека не всегда оказывается на перекрестке путей этих нравственных начал. Человеку всегда приходилось выбирать, и это - одна из вечных проблем общества. Писатели пытались в своих произведениях обозначить эту проблему и изобразить литературных персонажей, делающих свой выбор. В изученных ранее художественных произведениях мы наблюдали за тем, как героям приходилось делать выбор, при этом не всегда легко было определить, верен ли он, дать однозначную оценку. (Андрий из повести Н.В Гоголя "Тарас Бульба, Дубровский из одноименного романа А.С.Пушкина) Несмотря на все перипетии в судьбах этих персонажей, мы видели, что в их характерах отразились внутренние противоречия, первоначально присущие им, но и являющиеся основой роста, развития личности. Всегда ли так бывает? На этот вопрос мы попытаемся ответить, проанализировав новеллу В. Ирвинга "Легенда об арабском астрологе".

  • Урок развития речи в 5-7 классах. Тема: "Человек делом славен"(о В.И. Дале) 2005

    Автор: Сойка Анна Алексеевна

    Разработка урока, в ходе которого учащиеся узнают о жизни и главном деле В.И. Даля, как собирателе слов, пословиц, загадок и сказок; рассказывают о жизни писателя, анализируют пословицы, читают и анализируют сказку В. И. Даля "Война грибов и ягод".


  • Мотив обмана в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Конспект урока-исследования 2005

    Автор: Маракаева Розалья Габдулловна

    Исследуется характерологическая функция мотива обмана в романе А.Пушкина "Капитанская дочка", рассматривается мотив обмана как средство раскрытия авторского отношения к вечным нравственным ценностям, формируется понятие слова ОБМАН как концепта русской культуры.

  • Зачетная система на уроках литературы в старших классах 2005

    Автор: Кочетова Ида Михайловна

    Успешное обучение состоит в усвоении учащимися правильного и свободного употребления языковых средств в разговоре и на письме, которые приобретаются на уроке. Учащиеся на уроке литературы должны учиться мыслить, рассуждать, высказывать свое мнение, отстаивать его, делать выводы. Чтобы это состоялось, необходимо преодолеть препятствие, которым становится сам урок в его сложившихся дидактических формах. Как же быть? Нужно найти достаточно гибкую творческую форму урока, где бы индивидуальность ученика получила максимальный простор. Переход на зачетную систему поможет решить эту проблему.