Цели:
- знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни, бардовской песней, творчеством А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы;
- выявление связей литературы с музыкой, место авторской песни в литературном процессе; совершенствование навыка выразительного чтения;
- развитие познавательных процессов у учащихся;
- побуждение обучающихся к самовыражению через создание собственных произведений;
- создание положительного настроя на учебную деятельность;
- воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе.
Форма проведения: создание литературного альманаха.
Оборудование:
- портреты А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы;
- различные высказывание о бардах, странички альманаха, видеозапись программы “Чтобы помнили…” о В. Высоцком, аудиозаписи песен и высказываний Б. Окуджавы, выставка книг поэтов, гитара.
Ход урока
Организационный момент (создание положительного настроя на работу.)
Учащиеся берутся за руки и произносят слова вслух:
- Я с удовольствием иду на урок.
- Учитель – мой помощник.
- Мне комфортно.
- Я хочу мыслить, творить, работать.
- Я- гений! Я - гений! Я – гений!
Исполнение учащимися песни Олега Митяева “Как здорово!”
Слово учителя
Сегодня мы создаем литературный альманах “Я выбираю свободу…”. В работе будут участвовать: Редактор, Корреспонденты, Биограф, Критики, Музобозреватель, Секретарь.
Открываем 1 страничку, которая называется “Экскурс в прошлое”. И слово предоставляется редактору.
Слово Редактора
Поэтический “бум” времен “оттепели”, всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой “авторской песни”. Название это условно и подразумевает творчество “поющих поэтов”, сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в “авторской песни” является стихотворный текст, которому подчинены музыка и манера исполнения. Словесная сторона принадлежит области художественной литературы. Авторская песня стала общественным движением 50-90-х годов XX века. Существует она и сегодня. Но пиком развития стали именно эти годы “оттепели”, когда в противовес официальной советской песни чуть не вся страна слушала и пела песни неофициальные, соответствующие духу времени, духу романтики, воздуху свободы, песни, обычные по мелодии и глубокие по смыслу, заложенному в стихотворный текст. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Новеллы Матвеевой, Владимира Высоцкого и многих других. Они поются и сегодня в дружеских компаниях, у костра, в походах, в неформальной обстановке. Эта неформальность авторской песни и составляет ее притягательную силу. Авторская песня обращена к каждому, она про каждого. Массовость проявилась в сформировавшемся стихийно целом движении авторской песни: проводились слеты, фестивали, возникали клубы авторской песни. Демократичность этого явления выразилась и в том, что многие стали пробовать себя в качестве авторов, находили способ самовыражения, не претендуя на мировую славу или высокие гонорары. Широкое распространение авторской песни сделало ее лучшие образцы поистине народными - авторов часто не помнили, несколько изменялся текст. Все эти признаки делают авторскую песню близкой к городскому фольклору.
Музобозреватель:
Вторая страничка называется: “Наполним музыкой сердца…”. Авторскую песню называют бардовской. Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое–то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится. Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем необязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах. Расскажу одну притчу:
Еще задолго до Рождества Христова на земле жили люди, которые назывались кельтами. Своих мудрых учителей они называли друидами. Перед знаниями материального и духовного миров друидов преклонялись многие народы. Чтобы получить звание начальной степени друидов, избранные должны были 20 лет обучаться у жреца. Пройдя испытание, обучение, посвящение, избрани к назывался бард. Теперь он имел право идти в народ и петь, вселяя в людей свет и истину своей песней, формируя словами образы, исцеляющие душу.
Бардовскую песню можно воспринять тогда, когда внимание слушателя ничем не отвлекается. Нужно полностью погрузиться в чувственно-образный мир песни, необходимо создать свои образы. Бардовская песня – это язык сердца, души.
Секретарь проводит словарную работу:
Бард – поэт и музыкант, исполнитель своих песен.
Аккорд – сочетание нескольких музыкальных звуков.
Аккомпанемент – музыкальное сопровождение.
Авторство – принадлежность произведений автору.
Гитара – струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом в форме восьмерки.
Страничка третья “Я никогда не верил в миражи. В. Высоцкий” начинается с чтения стихотворения наизусть, затем звучит музыкальный отрывок из песни “Я не люблю…”
Биограф:
Он не вошел, а буквально ворвался в искусство в начале 60х. Это было время рождения русской поэзии. Он имел специальное актерское образование. Он был уникальной личностью. Его детство было весьма благополучным. Он родился в семье офицера, какое–то время после войны жил с отцом и мачехой в Германии. Он был любимым ребенком. Высоцкий выдержал конкурс в школу-студию МХАТ, по окончании стал работать в Московском драматическом театре им. Пушкина. В 1964 году открылся театр драмы и комедии на Таганке. Владимир в нем работал до конца жизни. Прошло немного времени, и люди стали ходить в театр “на Высоцкого”. Его роли - Галилей, Гамлет. В 1968 году получает 1 премию за роль Хлопуши в спектакле “Пугачев”. В.Высоцкий снялся в фильмах: “Как царь Петр арапа женил”, “Место встречи изменить нельзя”, “Стряпуха”, “Вертикаль” и других. У Высоцкого был непростой характер. Любил выпить. У него была сложная личная жизнь. В браке со второй женой Людмилой Абрамовой у него родились два сына: Аркадий (закончил ВГИК, работает на телевидении), Никита (актер). Третьей и последней женой была французская актриса Марина Влади, которая помогала ему организовывать концерты и в записи пластинок. Б. Окуджава говорил: “Высоцкий был поэт - со своей темой, своим голосом. В нем много было от природы, от бога, это разрывало его. Страдание было главным в его творчестве, страдание – способ выражения. Он был одаренный человек”
Показ видеофрагмента программы “Чтобы помнили… В. Высоцкий”
Критик:
Владимир Высоцкий в свое время про бардовскую песню говорил: “Искусства настоящего без страдания нет, и человек, который не выстрадал, творить не может. Необязательно, чтобы притесняли его или стреляли в него, мучили или пугали тюрьмой, достаточно, чтобы в душе человек испытывал чувство страдания за людей близких, вообще за ситуацию. Авторская песня – тут уж без обмана, тут будет стоять весь вечер перед вами один человек с гитарой, глаза в глаза. Для авторской песни нужно: ваши глаза и уши, мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать.
Звучит стихотворение наизусть “Мы вращаем Землю”.
Критик:
Из воспоминаний Всеволода Абдулова: “При жизни Владимир увидел напечатанным только одно свое стихотворение и то не полностью, в искаженном виде. Литературный архив Владимира явился подлинным открытием для всех. Это серьезные опыты в прозе, поэма для детей, киносценарии. Настоящей сенсацией стали около двухсот пятидесяти ранее никому не известных стихов. Наступает время серьезного изучения феномена Высоцкого. Природа поэзии не проста – это новаторская форма, новые законы стихосложения, сложнейшие рифмы, виртуозность стихотворной техники. С Володей меня связывала многолетняя дружба, я мог бы говорить о том, каким нежным, добрым, отзывчивым человеком он был. Высоцкий никогда ни в чем не кривил душой.
Сейчас прозвучит “Песня о друге”. Она является идеальной. Тема дружбы, измены, предательства, мужества, трусости занимает важное место в бардовской песне. Слушая эту песню, попытайтесь представить людей, которые есть в вашей жизни, друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации?
Звучит песня “Песня о друге”.
Музобозреватель:
Гитара, как никакой музыкальный инструмент, подходит для бардовской песни. Лирическая, мягкая, задушевная, проникновенная, она хороша и в узком кругу друзей, в туристическом походе, у костра. Гитара - самый интимный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. А в бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.
А мы тем временем открываем четвертую страничку нашего альманаха, которая называется “Александр Галич. Как свеча в потемки…”
Звучит стихотворение наизусть (“Век нынешний и век минувший”).
Критик:
Стихи и песни Александра Галича живут и всегда жили на родной земле, тогда как поэта вынудили покинуть отчий дом. За несколько месяцев до отъезда, он до последнего дня надеялся, что этого не случится. Он пережил это событие в стихах:
Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом.
Золотой мой недолгий век.
Но все то, что случится со мной потом
Все отсюда берет разбег..
Всё – это детство в доме, где когда-то Пушкин впервые читал друзьям “Бориса Годунова”, а столетие спустя Галич, мальчишкой, видел и слышал великих Мхатовских актеров Качалова и Леонидова. И первые стихи, расхваленные Э.Багрицким. И учеба в студии у самого Станиславского. И легендарный спектакль “Город на заре”, где Галич был не только актером, но и соавтором пьесы. В 1958 году он начинает писать совсем другие стихи:
Чтец читает стихотворение “Памяти Пастернака”.
Эти песни, как скажет сам поэт, стали “началом моего истинного, трудного и счастливого пути. И нет мне смирения, ни гордыни, а есть спокойное и радостное сознание того, что впервые в своей долгой и запутанной жизни я делаю то, что положено мне сделать на этой земле”. Эти песни Варлам Шаламов назвал “энциклопедией нашей жизни”. Жанровые песни Галича полны юмора и сочувствия к их незадачливым героям, которые хотя и вполне вписывались в тогдашнюю социальную действительность, но почему-то каждый переживал свою драму. Это наиболее известные песни: “Леночка”, “Баллада о прибавочной стоимости”. Цикл “Литературные мостки” звучит как трагическое размышление о судьбах Ахматовой, Зощенко, Пастернака. Александр Галич открыто произнес правду о нашей жизни в годы, названные потом застойными. Это было потрясением.
Биограф:
Его дальнейшая судьба – запрет петь песни, которому он не подчинился, изгнание и смерть – на время заслонила Галича – поэта трагической фигурой Галича – гражданина. К нам возвращается поэт Галич, и, быть может, его лирические стихи помогут ощутить немного иначе и его сатиры, в которых все-таки главное – боль, любовь и надежда. Александр Галич (настоящая фамилия Гинзбург) – русский драматург, поэт. Написал сценарии к фильмам “Вас вызывает Таймыр”, “Верные друзья”, “На семи ветрах”. С начала 1960 года неофициальное признание как автор и исполнитель песен – новелл в основном трагикомического содержания. С 1974 года жил и работал за границей.
Звучит стихотворение “Последняя песня”.
Биограф:
Следующая страница нашего альманаха: “Булат Окуджава. Надежды маленький оркестрик”
Звучит песня “Песенка о ночной Москве”(на фоне мелодии Биограф говорит)
Наверное, в нашей стране нет человека, который не слышал песен Окуджавы. Они появились в середине 50-х годов. Булат Окуджава происходил из семьи крупного партийного работника. Детство прошло в Москве, затем в Магнитогорске. В 1937 году отец был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в лагерь, а мальчик отправлен в детский дом. В 1942 году из 9 класса он ушел добровольцем на фронт. Там произошло его становление как поэта.
Стихотворение наизусть “Четыре года”.
На тему Великой Отечественной войны написано много стихотворений, некоторые положены на музыку.
Песня из кинофильма “Белорусский вокзал” в исполнении класса под фонограмму.
Чтение стихотворения “Песенка веселого солдата”.
В Москву Окуджава вернулся в 1956 году. Были написаны песни для фильмов: “Приключения Буратино”, “Белое солнце пустыни” (песня Верещагина), “От зари до зари” (“Бери шинель, пошли домой”) и другое. Поэт говорил: “война – противоестественное состояние человеческих отношений, ибо она разрушает, губит, опустошает души от постоянного созерцания людского горя.
Звучит песня “Второе послевоенное танго”.
Критик:
Авторская песня Окуджавы отличалась неброской мелодией, поскольку главным было содержание. Оно тоже было своеобразным: в песне не содержались ни призывы, ни описания войн, насилия. Песни имели сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, а сам он жил “внутренним эмигрантом”. Первое появление Окуджавы на публике вызвало раздражение не только во властных кругах, но и среди коллег. Композитор Соловьев –Седой назвал мелодии белогвардейскими, Вертинский – песнями для неуспевающих студентов. Его обвиняли в пошлости, прогоняли со сцены. Но его песни пела вся страна. Основной темой его творчества была – любовь к Арбату. Создан сборник “Арбат, мой Арбат”.
Звучит фрагмент выступления Окуджавы перед зрителями.
Чтец выступает со стихотворением “Полночный троллейбус”.
Булат Окуджава и Арбат не разделимы. Дух Арбата царит в стихах и песнях, стали символом чести, гордости за народ. Слушая сегодняшнего Окуджаву, мы слышим неторопливую речь зрелого человека. Умудренный жизненным опытом очень непростых лет, Окуджава не ожесточился к власть имущим, отнявшим у него родителей, не замкнулся в неприятии действительности. О чем бы он ни писал – о веке нынешнем или минувшем, об опыте истории, он размышляет о нашем времени, вере в добро, справедливости.
Секретарь:
Шестая страничка носит название “У Музы под крылом…”
(Учащимся заранее было дано творческое задание сочинить стихотворение или поразмышлять на тему “Я выбираю свободу…”
Примеры работ :
Свобода.
Я выбираю свободу!
И этим сказано все.
Ведь все без нее мы пропали.
Свобода – жизни ядро!
Свобода греет нам душу,
Она излучает тепло.
И жизнь была б без свободы,
Словно нефти пятно.
Темной, мрачной и странной,
Никому, никому не понятной,
Да, - жизнь без свободы – тюрьма.
Можешь кричать, не услышать тебя.
А потому – надо жить свободно,
Не быть марионеткой,
Чтоб жизнь текла рекой,
А не находилась в клетке!
Дмитрий Волков.
Крыши города
Вижу из окна.
Почему –то холодно,
Почему? Не знаю я.
Свободная молния
Приветствует ночь,
Сверкает, безбожница,
Воздуха дочь.
Сегодня похожа
На крылья свободы,
Ударила снова,
Убила невзгоды.
Ударила снова
В соседскую крышу,
Голуби, словно
Боятся, не дышат.
Крыльям хвала!
Голубь свободен,
Лишь для меня
путь не свободен.
Я так хочу
взлететь к небесам.
И я улечу
К далеким краям,
Золотым берегам.
Борис Сычев
Я выбираю свободу…
Что такое человек? “Птица без перьев и хвоста” - так сравнивает древнегреческий философ Сократ человека с птицей, так как птица – это свободолюбивое существо. Каждый человек рождается индивидом с характерными отличительными при знаками, но в то же время человек имеет право на свободу. В моем понимании свобода- это русская деревня. Какая она? Сразу вспоминаю старый дом, запах свежего сена, необъятные поля. Приезжая в деревню, я полностью чувствую себя свободной, так хочется взмахнуть руками, превратиться в маленькую птичку, подняться в небо и долго летать, летать. Я думаю, что каждый человек, не испытывающий этого чувства, позавидовал бы мне.
Марина Короткова.
Музобозреватель:
Каждому свое – каждому времени своя песня. Поэтому когда начинается борьба против шлягеров, пустых любовных песенок, хочется сказать, чтобы их оставили в покое, каждый сам решит, что ему слушать, и всякие песни рождаем мы сами- слушатели. Ведь если бы все ценили, любили и слушали только хорошие песни, то не было бы плохих.
Редактор:
Итак, наш литературный альманах создан. Благодарю за помощь в создании шедевра...
Всем большое спасибо!
Урок заканчивается под мелодию песни Б. Окуджавы “Полночный троллейбус”
Домашнее задание: в тетради составить таблицу “Поэты – песенники”
Поэт | Даты жизни | Особенности лирики | Примеры произведений |