И.И. Аркин в своей книге “Уроки литературы в 5-6 классах” (Издательство “Просвещение”, 1996 г.), предваряя уроки, обращается к учителю литературы с такими словами: “Разумеется, школа, учитель не властны. Но единственное, что в наших силах, - начинать всерьез, профессионально, а не дилетантски учить ребят образовывать их сердце и ум, художественную интуицию и читательский вкус вовремя. А это значит с самого начала, пока они еще талантливы, пока их глазенки загораются в ответ на пушкинские строки, вести их в писательский мир”.
На мой взгляд, правильно построенная работа по внеклассному чтению учащихся помогает раскрыть все богатство мира художественной литературы. Большинство учащихся на сегодняшний день, к сожалению, практически не читают книги, ограничиваются изучением только произведений, входящих в школьную программу. Следовательно, задача учителя – расширить круг прочитанного, привить ребенку любовь к чтению.
Как показывает практика, самостоятельному прочтению произведений художественной литературы способствуют следующие виды работ в 5-6 классах.
1) На первом уроке дается список литературы для внеклассного чтения на учебный год, заводятся читательские дневники. Прочитав произведение, учащийся должен оформить записи в читательский дневник, нарисовать рисунок и составить кроссворд по прочитанному.
2) Один раз в неделю урок литературы начинается с пятиминутки внеклассного чтения. Учитель заранее назначает ответственного за пятиминутку (по списку).
Ученик должен представить прочитанное произведение (краткий пересказ или пересказ эпизода).
3) Уроки внеклассного чтения.
4) В конце учебного года проводится читательская конференция или викторина по всем художественным произведениям, предложенным для самостоятельного прочтения в начале учебного года.
Список литературы для внеклассного чтения составляется учителем с учетом программы, по которой он работает.
На мой взгляд, принципиально важно включить в круг чтения пяти-шестиклассников произведения Ф.М. Достоевского, продолжать знакомство в 7 и 8-м классах и подойти подготовленными читателями к 10-му классу.
Предлагаю примерный конспект урока внеклассного чтения по произведению Ф.М. Достоевского “Мальчик у Христа на елке”.
Урок литературы, 6 класс
Тип: внеклассное чтение.
Тема: Горести и радости рождественской ночи. (Ф. М. Достоевский "Мальчик у Христа на елке".)
Цели:
- приобщение к наследию самого сложного отечественного писателя;
- совершенствовать умение анализа художественного текста; развитие устной и письменной речи учащихся;
- воспитывать подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества;
- глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
Оборудование: запись на доске, текст, иллюстрации к рассказу, портрет писателя, выставка книг Ф. М. Достоевского.
Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
... Близко ли вам слово "рождество"?
Сравните его с однокоренным "рождение".
- Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
- (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение - миниатюру.
Темы:
1) “Волшебство рождественской ночи”.
2) “Рождественский” сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
- Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).
- Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)
...А теперь - иное рождество в рассказе Ф. М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
- Сегодня мы впервые читаем Достоевского - одного из самых "трудных" писателей.
- "Труден" ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).
- Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
- Что поражает в его внешности? (Глаза...)
- Сообщение учащегося о писателе.
Ф. М. Достоевский - великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.
- Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: "Обрести Христа - значит обрести собственную душу". Вот к какому выводу приходит Достоевский.
- А как вы понимаете эти слова?
- Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский - гений, который написал известные во всем мире романы ("Бедные люди", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Идиот", "Братья Карамазовы")
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
"Униженные и оскорбленные" - это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
- Давайте обратимся к тексту рассказа "Мальчик у Христа на елке".
- Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
- Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема "униженных и оскорбленных").
- Посмотрим, как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть "Мальчик с ручкой".
II часть "Мальчик у Христа на елке" (Записать на доске)
- О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
- В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
- Каким обрисован мальчик "с ручкой" в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия "с ручкой", только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
- С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
- Будущее мальчика "с ручкой"?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
- Зачитаем последние строки I части.
- Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть - само по себе законченное произведение.
- Что объединяет обе части? (Тема - детская доля в России).
- Композиционное своеобразие II части рассказа – его кинематографичность.
- Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина - экспозиция "Мальчик в подвале" (хроника быта "углов" и "подвалов").
2 картина - завязка - (Мальчик выходит на улицу).
3 картина - развитие действия "Красивая елка в богатом доме".
4 картина - развязка - "Мальчик у Христа на елке".
(Пересказ каждой композиционной части.)
- Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста ("Я романист", "мерещится мне"; 'Господи, какой город". - городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части - суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние - холод, голод - нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь "пальчики мерзнут").
- Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).
- Анализ эпизода: “Господи, какой город!...”
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
- Основной образ (страшный город, мороз).
- Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
- Стилистика - детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия "звучат": “завывают стаи собак”, “звенят об камни подковы”; уменьшительно-ласкательные формы: “кусочек”, “пальчики”).
- Основной прием - сопоставление: город - откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа - придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
- Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
- Почему писатель разочаровал: оказывается, что "мальчики эти и девочки" давно "замерзли и задохнулись" - мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
- И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
- Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
- И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
- Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: “И зачем же я сочинил такую историю?”.
Вывод: Главный христианский смысл - избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Приложение. (Работа учащегося.)