Тема:
Мир детства в повестях Льва Толстого “Детство” и Джеймса Олдриджа “Последний дюйм”.
Тема урока:
“Как становятся взрослее…”.
Форма урока:
интерактивное обучение (работа в группах – “круглый стол”, экспертные группы).
Методическая цель:
выработка навыка анализа художественного произведения.
Валеологизация учебного процесса:
- Вход в урок.
- Физкультминутка и зарядка.
- Выступления валеолога.
- Цветопись настроения.
- Домашнее задание “от ученика”, выбор тем.
1. Эмоциональный компонент, мотивирующий деятельность учащихся на уроке (включение школьников в работу).
Дети, посмотрите в окно. Вам нравится это высокое, чистое небо? А теперь крепко потрите руки как бы в предвкушении полета (нельзя потереть руки, не улыбнувшись!). А вот взлететь нам предстоит вместе с вами. Счастливого полета!
Способности и таланты природа разбрасывает не глядя. И все-таки каждый из вас имеет право выбора. Можно стать хорошим человеком, а можно плохим. Нужно только найти для себя верный путь, которым собираешься идти по Дороге жизни. Оглянись вокруг, и ты увидишь, что люди ведут себя по-разному. Если Машу дернули за косичку, Маша сжимает кулаки и дает сдачи, если Таню дернули за косичку, Таня вопит и бежит ябедничать. Если Петя рисует самолет, а получается лягушка, Петя рвет на кусочки рисунок и ломает карандаш, если Вася рисует самолет, а получается лягушка, то он рисует снова и снова.
Обязательно нужно разглядеть себя как следует, честно разобраться – что к чему. Определить форму собственного носа несложно, для этого есть зеркала, но как определить стойкость и силу собственного сердца? К разговору об этом приглашает
Тема урока: “Как становятся взрослее…”
Окунуться в мир детства нам помогут произведения, обладающие огромной нравственной силой, необходимой взрослому человеку. Герои этих произведений - ваши сверстники, и это становится решающим. Поразмышляем о счастье и несчастье детства, о добре и зле, о взаимоотношениях и взаимопонимании взрослых и детей, опираясь на двух очень разных писателей.
Запись на доске:
Лев Николаевич Толстой (“Классы”, “Анна Савишна” из повести “Детство”) |
Джеймс Олдридж (“Отец и сын” из повести “Последний дюйм”) |
За круглым столом - две экспертные группы, в каждой из которых выбран руководитель, и работают “междусобойчики”. Кроме того, как всегда, мы с удовольствием послушаем наших валеологов.
Итак, в повести “Детство” перед нами прошли несколько дней из жизни мальчика. Нарисован мир дворянской семьи XIX века.
2. Беседа с учащимися по вопросам.
Доброжелательность, искренность семьи, теплые отношения между домочадцами, родителями и детьми. Нежная, мягкая, кроткая интонация любви и доброты.
- В какой атмосфере жил Николенька, как относились к нему окружающие?
Это атмосфера любви, радости и счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна. Мальчик окружен любовью, живет в доброй, хорошей семье. Наверное, и жизнь должна быть легкой, беззаботной, счастливой?
- Перелистайте самые радостные, светлые эпизоды в его жизни.
Охота, игры с ребятами, общение с родителями, открытые радости чистых молитв, первая влюбленность, первый детский бал.
- А какие потрясения пережил мальчик?
Угроза расставания с Карлом Ивановичем, разлука с семьей, смерть матери.
- Были ли в его жизни поступки, которых он стыдился? (Эпизод с Карлом Ивановичем, случай со скатертью, гл 13, эпизод на балу, гл.21.)
- Какая мысль объединяет эти эпизоды, что заставляет Николеньку переживать, мучиться, даже плакать?
Он страдает от того, что думает о людях плохо, а они – лучше, добрее его. И самое главное – он винит, казнит себя за недостойные не только поступки, но даже слова и мысли! А ведь это муки чуткой детской совести.
Стыдно вспоминать эпизод с Иленькой Грап. Ложные представления о чести и порядочности. Самонаблюдение, самоуглубление, познание самого себя.
- Каким вы ощутили Николеньку?
Живой, наблюдательный ребенок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
- Что больше интересует Толстого: внешние события или еще что-то?
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя. Душа главного героя Николеньки открыта всем впечатлениям детства, и в то же время он умеет анализировать свои поступки, страдать из-за совершенных проступков. Выстрадав, стать лучше, чище душой.
Особого разговора требуют главы “Классы” и “Наталья Савишна”. Перед вами вопросники. Через несколько минут группы, посовещавшись и обсудив, расскажут о герое, опираясь на материал своей главы.
3. Работа “Круглого стола”.
Работа I группы – глава “Классы” из повести Толстого “Детство”
- Как Николенька наблюдает за поведением взрослых?
- Насколько остро чувствует их отношение к себе? Чем отвечает им?
- Какое горькое открытие делает для себя ребенок? (когда подслушал)
- Мы узнали истину о положении матери в доме. Кто это “иные люди”?
- Как реагирует мальчик на услышанное?
Ощущение горя, горячее желание помочь Карлу Ивановичу. (Он любит его одинаково с отцом!) Желание согласия между всеми людьми и стремление им помочь. Страдает, видя детскую несправедливость не к себе лично, а к другим людям.
- Какой урок жизни извлекает Николенька из этой истории?
И близкие и родные люди могут быть, с одной стороны, несчастными, с другой – жестокими.
- Как характеризуют героя раздумья о Карле Ивановиче и об отце?
Отмечаем умение тонко чувствовать, любить, переживать.
- Найдите в тексте “незаслуженно забытые” слова и обороты речи.
Понятны ли они вам?
У доски работает ученица.
Слова, которые все реже употребляются нами в разговорной речи: не в духе, вытвердить урок, учился порядочно, вымолвить, несправедливость, бескорыстный, привязан (к кому-то), потакать во всем, льстить, восстановить согласие…
Учитель: чаще обращайтесь к языку Толстого, это обогатит ваш словарный запас.
4. Сообщение валеолога.
Сейчас было названо немало добрых чувств: нежность, доброжелательность, ласка… Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Запомни: ты злой – у тебя всегда будет болеть кишечник; ты много плачешь – будут болеть почки; очень неспокойный, позволяешь себе неразумные выходки – пострадает печень, желудок, разрушится защитное поле, которое бережет тебя от простуды. А какой вред твоему здоровью наносит сквернословие!
ВЫВОДЫ: Детство у Толстого не так уж безоблачно и счастливо. Это произведение о разрушении детской души, здоровой и добродетельной от природы, под влиянием среды и воспитания. Вот и происходят “несчастья” детства.
5. Работа второй группы над главой “Наталья Савишна”.
Вся жизнь её была любовь и самопожертвование.
Л.Н. Толстой
- Какой он вспоминает Наталью Савишну?
Перед нами проходит трудная, исполненная лишения, страданий жизнь простой крепостной женщины. Жестоко обошлась с ней судьба. Но с истинно христианским терпением, не жалуясь на судьбу, несет она свой крест.
- Что главное в героине?
У нее нет мужа, но как богата ее жизнь, каким высоким светом любви она одарена. Главное в ней – любовь к людям. Неистощимое трудолюбие, крестьянский ум, чувство собственного достоинства, гордость. Наталья Савишна озарена внутренним светом души любящей, страдающей.
- Какой след она оставила в душе Николеньки?
Высокую мудрость, истинную любовь к людям, бескорыстие, честность, доброту.
- Какой эпизод главы поразил вас более всего?
- На чьей стороне автор? А читатель?
- Как приходит к герою раскаяние?
- Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?
Важно рассуждение писателя о том, какое значение имели чувства, переживания в детстве. И какой глубокий след оставили они в душе.
6. Выразительное чтение наизусть.
“После обеда я в самом веселом расположении духа. Нет, это ужасно!” (из учебника 7 кл.)
Выводы: Вот они, контрасты детства. Сталкиваются такие противоположные чувства! Радости и огорчения. Счастья и обиды. А понять это помогают интонация повести и лексика противоположных настроений и чувств.
7. Ученик у доски – словарная работа.
Задание: закончите предложения.
Николенька безмятежен и… (встревожен).
Он охвачен умилением, но вдруг его сердца коснулись…(горечь, сожаление).
Тревога и даже… (мучительное раскаяние).
Спокойная и светлая интонация повести незаметно сменяется… (щемящей печалью).
8. Пожелание валеолога.
Если у вас плохое настроение, возьмите в руки “Детство” Толстого. И прочитайте хотя бы это: “Так ты меня очень любишь? Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь её? Не забудешь, Николенька? – она еще нежнее целует меня”.
Выводы по работе групп:
“Сладкие грезы детского воображения” - главная мысль повести. Умиление, кротость, доброта – воплощение мира семейного, не потревоженного покоя и счастья детской души. Но становление характера происходит через испытания. Герой проявляет стойкость и силу сердца, становясь взрослей. Через испытания проводит своего десятилетнего героя и другой писатель Джеймс Олдридж.
9. Отец и сын (работа над главой по тексту).
- Почему автор так назвал свою повесть? Что он хотел сказать этим названием?
- Почему бухта была названа акульей? (встреча Бена с акулами).
- Как ведут себя отец и сын в экстремальной ситуации?
- Чем интересны размышления Бена и автора: “Единственная надежда…”
Трудная проблема взрослых и детей решается в повести.
Прочитать:
1 группа – диалог отца и сына в самолете.
- Что поняли?
2 группа – диалог перед погружением отца в море.
- Что почувствовали?
- Почему автор так подробно описывает каждую секунду в самолете? Чего достигает этим описанием?
- Чем интересны характеры Деви и Бена? Только ли родственные отношения сближают отца и сына в полете и после него? (суровые, жестокие отношения)
- Почему ситуация, в которой оказались герои, помогла им понять друг друга? (отец спасает сына, сын - отца)
- Что потребовалось, чтобы пришло взаимопонимание?
О взаимоотношениях взрослых и детей говорит нам писатель, а мы делаем для себя выводы.
Как ни различны оба писателя, они близки друг другу по силе своей любви к человеку, особенно маленькому, любви к языку!
Рано или поздно каждому придется понять простую истину: нельзя быть хорошим или плохим в безвоздушном пространстве. И то и другое проверяется только в отношениях с другими людьми.
Человек годится для всего: для работы, радости, для грусти и любви. Пожалуй, одиночество – единственное состояние, на которое человек не рассчитан.
Вместе они обретают друг друга, преодолевая человеческие трудности, выходя из экстремальной ситуации победителями. Экстремальная ситуация способствовала выявлению лучших черт характера: мужества, смелости, деликатности, способствовала установлению взаимопонимания между взрослым и ребенком.
10. Вернемся к теме урока.
“Как становятся взрослее ”
Какой знак препинания нужно поставить? Экспертные группы предлагают свои варианты. Первая группа считает правильным поставить знак вопроса, вторая - многоточие.
- Какое это имеет значение? Как меняется смысл?
Учитель:
Закрыты последние страницы повестей. Над чем можно поразмышлять?
Над чем задуматься?
11. Задание на дом.
Поразмышляйте над одной из предложенных тем.
Что такое любовь в жизни человека? (к матери, к девочке, к девушке, к женщине, к нищему, к старику, ко всем людям, к ближним и далеким, к Богу);
- Что есть добро? (жизнь матери, Натальи Савишны, Карла Ивановича);
- Что есть зло, неизбежно ли оно в жизни?
- Что есть страдание и можно ли прожить без них?
- Что есть счастье? В чем “несчастье” детства?
- Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
- Как могут проявляться характеры в минуты обиды, опасности?
- Что бы вы могли сказать о себе, если бы вам предстояли подобные испытания?
- Опишите дом своего раннего детства.
12. Рефлексия (валеолог).
Краски, как звуки в музыке, как слово в литературе, могут быть и радостными и печальными. Настроение и цвет – явления взаимосвязанные. Каждая цветная полоска в цветописи – это условный знак настроения.
Интуитивно покажите ваше настроение, созданное нашим уроком, посредством цвета.
Учитель:
Старайтесь делать людям добро, не приносить им боли и страданий. Берегите каждый миг вашего детства, потому что это “счастливая, невозвратимая пора”!