Традиции фольклора в пьесе-сказке А.Н. Островского “Снегурочка” и новаторство писателя. Урок литературы в 6-м классе

Разделы: Литература


Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем.

Задачи:

  1. Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
  2. Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
  3. Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.

Методы и формы:

По источнику получения знаний словесно-иллюстративный
По уровню активности познавательной деятельности исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ
По технике коллективная мыследеятельность
По функциям моделирование, преобразование языкового материала

Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, материал для рисования и моделирования, карточка Консультации к уроку, карточки-задания, информационно-справочный материал. (Словарь В.И.Даля. Сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева”. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение Абая “Зима”. Сопроводительные листы).

На столах таблички: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.

Русская словесность: фольклор и литература. Учебник 5 класс, - Алматы, 2001.

Примечание: Тема урока достаточно широка и требует большой специальной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, перечитывается необходимая литература. Учителю необходимо распечатать дидактический материал: карточку Консультации, стихотворение Абая “Зима”, пригласить Ученый Совет (2-3 увлеченных литературой старшеклассников).

Ход

Организационный момент урока

Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.

Представление Ученого Совета.

Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела).

Карточка КОНСУЛЬТАЦИИ

Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.

Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.

Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях.

- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.

- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.

Учитель: Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы – сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского “Снегурочка”. Отделы получают задания.

Задание Ученому Совету:

- изучите все задания;

- какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными?

В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение.

- В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше – учебы или игры?

Исследовательская работа в группах

Отдел фольклористики №1

  1. Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете? (Русская словесность 5 класс, с. 26-35).
  2. Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому “Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”. Докажите, что в пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. Наблюдения оформите в виде таблицы. (Таблицы оформляются на сопроводительном листе).

Внес ли А.Н.Островский новое в трактовку обряда?

В результате работы группы должна получиться примерная таблица

Обряд Пример из текста Новаторство
1. Масленица (проводы зимы)

Ярилино празднество (победа Лета)

Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка.

Вдали крики: “Честная Масленица!”

“На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …”

Стилизация мифа. Вместо сюжета об умирающем боге, со смертью которого силы хаоса торжествуют, и его воскресении, восстанавлива-

ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре).

2. Свадебный обряд.

Девичник

Действие 1 Явление 6 (зачитать). Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд.

Отдел фольклористики №2

1. А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы.

В результате работы должна появиться примерная таблица

Элементы сказки Пример из текста
1. Чудесное рождение. Снегурочка – дочь Мороза и Весны.
2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме. “Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”.
3. Запрет (предписание). “Ярило сожжет ее, испепелит, растопит,

Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он вредить Снегурке”.

“Снегурочка, беги от Леля!”

4. Нарушение запрета. Снегурочка уходит в мир людей
5. Свой – чужой мир. Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир)
6. Испытания. На долю Снегурочки выпадает испытание людским равнодушием (старик Бобыль, старуха Бобылиха, жители Слободы).

Испытание Снегурочки любовью.

7. Волшебный даритель.

Волшебный подарок.

Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря.
8. “Спаситель”. Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева.
9. Свадьба. Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни.

2. Вспомните элементы композиции волшебной сказки. Предложите свой вариант композиции пьесы-сказки. Создайте модель сказочного мира.

Отдел ономастики

1. Вспомните сказки, в которых говорится о царе Берендее. Уточните по словарю В.И.Даля значение слова “берендейка”. Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства – это “мир света, торжество добра, красоты, справедливости”.

2. Уточните по словарю В.И.Даля значение имени главного героя “Мизгирь”. Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? С каким сказочным образом ассоциируется Мизгирь? (Обратитесь к сказке “Мизгирь” из сборника народных сказок Афанасьева.)

Отдел теории литературы

1. Как жил Мороз на Берендевой земле? Каким вы представляете Мороза? Сопоставьте образ Мороза в пьесе с фольклорным сказочным образом Мороза (“Два Мороза”, “Морозко”).

2. Выявите черты сходства образа Мороза у Н.А. Некрасова (“Мороз, Красный Нос”) и А.Н.Островского. Похож ли Мороз Абая (Аязбабай) на Мороза Н.Некрасова и А.Н.Островского? (Абай “Зима”).

Отдел искусств

1. Нарисовать иллюстрации к пьесе. Объяснить, почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия.

2. Подготовить отрывок к выразительному ролевому чтению.

Презентация исследований.

Отделы представляют свои исследования. По ходу выступлений отделов ребята задают вопросы.

Подведение итогов урока.

Выступление Ученого Совета.