Цель: показать воздействие фольклора на развитие русской литературы, принципы использования устного народного творчества писателем.
Задачи:
- Углубить знания учащихся по теории литературы (традиции, новаторство, обряд, сказка), формировать умение выявлять взаимосвязь мировоззрения и творчества писателя (на основе анализа текста).
- Развитие читательских умений по средствам изучения особенностей поэтической манеры автора. Формирование умений находить в авторском творчестве фольклорные элементы. Развитие навыков выразительного чтения и ассоциативного мышления учащихся.
- Пробудить интерес учащихся к личности и творчеству А.Н.Островского. Воспитывать интерес к исследовательской работе.
Методы и формы:
По источнику получения знаний | словесно-иллюстративный |
По уровню активности познавательной деятельности | исследовательская работа в группах, репродуктивный анализ |
По технике | коллективная мыследеятельность |
По функциям | моделирование, преобразование языкового материала |
Наглядность и оборудование урока: портрет А.Н.Островского, материал для рисования и моделирования, карточка Консультации к уроку, карточки-задания, информационно-справочный материал. (Словарь В.И.Даля. Сборник “Русские народные сказки А.Н.Афанасьева”. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение Абая “Зима”. Сопроводительные листы).
На столах таблички: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.
Русская словесность: фольклор и литература. Учебник 5 класс, - Алматы, 2001.
Примечание: Тема урока достаточно широка и требует большой специальной подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Готовясь к уроку, ребята заранее распределяются по группам, назначаются руководители групп, перечитывается необходимая литература. Учителю необходимо распечатать дидактический материал: карточку Консультации, стихотворение Абая “Зима”, пригласить Ученый Совет (2-3 увлеченных литературой старшеклассников).
Ход
Организационный момент урока
Представление отделов: отдел фольклористики №1, отдел фольклористики №2, отдел ономастики, отдел теории литературы, отдел искусств.
Представление Ученого Совета.
Запись в тетрадь темы урока. Ученикам предлагается внимательно прочитать тему урока, информацию на карточке Консультации. Пропустить через себя тему и попытаться определить задачи урока (карточка Консультации на столах каждого отдела).
Карточка КОНСУЛЬТАЦИИ
Традиция – культурно-художественный опыт прошлых эпох, воспринятый и освоенный писателями в качестве актуального и непреходяще ценного, ставшего для них творческим ориентиром. (Литературно-энциклопедический словарь. – М., 1987 г.) Традиция – это обращение к “опыту”, причем к лучшему. Но следует заметить, что писатель наследует прежде всего то, что ему близко, соответствует его принципам, взглядам на жизнь.
Новаторство – обновление и обогащение как содержания, так и формы литературы новыми художественными достижениями и открытиями: новые герои, прогрессивные идеи, новый творческий метод.
Дети формулируют задачи, делается запись на доске и в тетрадях.
- ПОКАЗАТЬ ВЛИЯНИЕ ФОЛЬКЛОРА НА ПЬЕСУ-СКАЗКУ А.Н.ОСТРОВСКОГО “СНЕГУРОЧКА”.
- ПОНЯТЬ, В ЧЕМ А.Н.ОСТРОВСКИЙ СЛЕДОВАЛ ТРАДИЦИЯМ ФОЛЬКЛОРА, В ЧЕМ ПРОЯВИЛОСЬ НОВАТОРСТВО ПИСАТЕЛЯ.
Учитель: Сегодня на уроке мы поиграем. Представьте, что вы – сотрудники НИИ. Вам пришло задание: анализ пьесы-сказки А.Н.Островского “Снегурочка”. Отделы получают задания.
Задание Ученому Совету:
- изучите все задания;
- какие вопросы вам показались самыми легкими, самыми трудными, самыми интересными, самыми важными?
В ходе конференции постарайтесь оценить каждое выступление, отметьте лучшее, обоснуйте свое мнение.
- В чем вы видите пользу от такого урока-игры для учащихся 6 класса? Чего, на ваш взгляд, было сегодня больше – учебы или игры?
Исследовательская работа в группах
Отдел фольклористики №1
- Дать определение обряду. Какие обряды вы знаете? (Русская словесность 5 класс, с. 26-35).
- Лирическая пьеса-сказка А.Н.Островского “Снегурочка” - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное представление о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни. Поэтому “Снегурочка” - “многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение”. Докажите, что в пьесе-сказке используются разные фольклорные обряды. Наблюдения оформите в виде таблицы. (Таблицы оформляются на сопроводительном листе).
Внес ли А.Н.Островский новое в трактовку обряда?
В результате работы группы должна получиться примерная таблица
Обряд | Пример из текста | Новаторство |
1. Масленица (проводы зимы) Ярилино празднество (победа Лета) Миф: сказка о Снегурочке, которую положил в основу сюжета А.Н.Островский, отражает древний ритуал принесения весенним богам в жертву девушки. Своеобразной жертвой огненному богу Солнца является Снегурочка. |
Вдали крики: “Честная Масленица!” “На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярило …” |
Стилизация мифа. Вместо сюжета об
умирающем боге, со смертью которого силы хаоса
торжествуют, и его воскресении, восстанавлива- ющем упорядоченный и благоприятный людям космос (порядок вещей), А.Н.Островский создает свой вариант мифа: Бог (Ярило) не умирает, а гневается. Природа приходит в упадок, бог мстит, восстанавливает угодный ему порядок и возвращает свою милость людям (сходен с античным мифом о Деметре). |
2. Свадебный обряд. Девичник |
Действие 1 Явление 6 (зачитать). | Ноты тоски, безысходного горя отсутствуют: “Свободный брак не терпит принужденья”. В “Снегурочке” мы видим радость невесты, самостоятельно выбравшей себе жениха. Невеста (Купава), поступками которой должны руководить другие участники обряда, сама ведет обряд. |
Отдел фольклористики №2
1. А.Н.Островский назвал свою пьесу “весенней сказкой”. Н.Римский-Корсаков также называет свою оперу “Снегурочка” весенней сказкой. Докажите, что пьеса построена по законам сказки (по картам В.Я.Проппа). Проследите сказочные мотивы в пьесе. (Русская словесность 5 класс, С.37). Наблюдения оформить в виде таблицы.
В результате работы должна появиться примерная таблица
Элементы сказки | Пример из текста |
1. Чудесное рождение. | Снегурочка – дочь Мороза и Весны. |
2. Волшебные дети спрятаны в темнице, тереме. | “Ни пешему, ни конному дороги и следу нет в ее терем”. |
3. Запрет (предписание). | “Ярило сожжет ее, испепелит, растопит, Не знаю, как, но умертвит. Доколе ж Младенчески чиста ее душа, Не властен он вредить Снегурке”. “Снегурочка, беги от Леля!” |
4. Нарушение запрета. | Снегурочка уходит в мир людей |
5. Свой – чужой мир. | Лес (свой мир) – Слобода (чужой мир) |
6. Испытания. | На долю Снегурочки выпадает испытание
людским равнодушием (старик Бобыль, старуха
Бобылиха, жители Слободы). Испытание Снегурочки любовью. |
7. Волшебный даритель. Волшебный подарок. |
Весна (мать) дарит Снегурочке венок из “привораживающих чарующих цветов”. Согласно сказочному мотиву, Снегурочка полюбила первого встречного – Мизгиря. |
8. “Спаситель”. | Мизгирь: он должен вырвать Снегурочку из плена Мороза и, очевидно, спасти от угрозы Ярилы и его жестоких лучей. Но цель Мизгиря – не избавление Снегурочки, а обладание ею и спасение себя самого. Брак спасет Мизгиря от царского гнева. |
9. Свадьба. | Свадьба не состоялась. Снегурочка погибает. В Снегурочке забилось горячее сердце, но это стоило ей жизни. |
2. Вспомните элементы композиции волшебной сказки. Предложите свой вариант композиции пьесы-сказки. Создайте модель сказочного мира.
Отдел ономастики
1. Вспомните сказки, в которых говорится о царе Берендее. Уточните по словарю В.И.Даля значение слова “берендейка”. Согласны ли вы с мнением, что мир Берендеева царства – это “мир света, торжество добра, красоты, справедливости”.
2. Уточните по словарю В.И.Даля значение имени главного героя “Мизгирь”. Соответствует ли образ Мизгиря данному определению? С каким сказочным образом ассоциируется Мизгирь? (Обратитесь к сказке “Мизгирь” из сборника народных сказок Афанасьева.)
Отдел теории литературы
1. Как жил Мороз на Берендевой земле? Каким вы представляете Мороза? Сопоставьте образ Мороза в пьесе с фольклорным сказочным образом Мороза (“Два Мороза”, “Морозко”).
2. Выявите черты сходства образа Мороза у Н.А. Некрасова (“Мороз, Красный Нос”) и А.Н.Островского. Похож ли Мороз Абая (Аязбабай) на Мороза Н.Некрасова и А.Н.Островского? (Абай “Зима”).
Отдел искусств
1. Нарисовать иллюстрации к пьесе. Объяснить, почему именно нарисованные вами моменты требуют зрительного восприятия.
2. Подготовить отрывок к выразительному ролевому чтению.
Презентация исследований.
Отделы представляют свои исследования. По ходу выступлений отделов ребята задают вопросы.
Подведение итогов урока.
Выступление Ученого Совета.