Литература
-
Урок литературы в 11-м классе. Устный журнал "Русь моя, светлая Родина" (по поэзии Н.И. Тряпкина) 2006
Разработка урока в форме устного журнала, урока приобщения к поэзии, которому предшествовала большая подготовительная работа, проведенная учащимися.
-
Внеклассные мероприятия по литературе 2006
Работа представляет проект проведения внеклассного мероприятия по литературе в 6-м классе и может быть использована как форма обобщающего урока по творчеству И.А. Крылова. Отдельные виды заданий учитель может предложить учащимся на этапе актуализации знаний.
-
Система уроков по творчеству А.С. Пушкина в 5-м классе с использованием информационных технологий 2006
На уроке используется компьютерная презентация, содержащая портреты и биографические материалы о детстве и лицейских годах А.С. Пушкина, иллюстрации и задания по "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях", фрагмент из мультфильма по данной сказке и фрагмент актерского исполнения сказки.
-
Панорама нетрадиционных способов представления словарных слов на уроках литературного чтения 2006
На уроке литературного чтения во 2-м классе, работающего по системе Л.В. Занкова, представлены варианты организации словарной работы, которые предусматривают активное и осознанное участие детей в представлении нового слова с высокой степенью их заинтересованности, мобилизации внимания, развития мышления. Урок построен с использованием ИТ. Дополнительный материал, содержащийся в рисунках, может служить основой для составления презентации по данной теме.
-
Урок по творчеству С.Есенина на тему: "Звериных стихов моих грусть…". 8-й класс 2006
Среди произведений, выражающих есенинскую концепцию природы и человека, одно из самых видных мест занимают стихотворные новеллы о животных. Цель урока - показать животный мир в стихах С.Есенина как часть живой природы, одушевлённой, разумной, развивать навыки анализа лирического произведения.
-
Урок литературы в 10-м классе по теме: Драма А.Н. Островского "Гроза" в русской критике 2006
Двухчасовое занятие по данной теме является логическим завершением изучения пьесы "Гроза": учащиеся погружаются в атмосферу сложной и противоречивой борьбы развернувшейся вокруг драмы А.Н. Островского, учатся сопоставлять противоположные мнения, для чего глубже осмысливают отдельные положения статей Н.А. Добролюбова "Луч света в тёмном царстве" и Д.И. Писарева "Мотивы русской драмы", а также некоторых современных критиков. Уроки способствуют формированию критического мышления старшеклассников.
-
Конспект уроков по литературе на тему: "Ф.М. Достоевский. Этапы биографии и творчества". 10-й класс 2006
Урок по форме представляет собой мультимедийную экскурсию по этапам биографии и творчества писателя. На наш взгляд, эта форма уроков по данной теме позволяет наглядно, подробно, достоверно показать гениальную личность Достоевского, истоки его творчества, познакомить с мировоззрением писателя.
-
Виртуальная гостиная "Входи, Эпоха!" 2006
Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских" Ермолая-Еразма с применением информационных технологий, а также технологии продуктивного успеха (ТПУ).
-
Игра "Что? Где? Когда? 2006
Игра составлена в соответствии с учебником чтения для 5-го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва ,"Просвещение" , 2004 год. Итоговый урок чтения провела в форме игры "Что? Где? Когда?", цель – повторение и закрепление учебного материала, пройденного за год.
-
Кроссворд по творчеству Г.Х. Андресена (110 слов) 2006
Кроссворд был составлен учащимися 4 "В" класса муниципальной гимназии № 1 г. Стерлитамака под моим руководством к 200-летию со дня рождения писателя и занял первое место на городском конкурсе.
-
Тема урока: "Очерк жизни и творчества А.Н. Островского" 2006
Урок на тему "Очерк жизни и творчества А.Н.Островского" позволяет учащимся 10-го класса познакомиться с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Через данную форму урока учитель формирует у учащихся умение ориентироваться в историко-литературном пространстве.
-
Литературно-музыкальная композиция на тему: "По следам сказок А.С.Пушкина" 2006
Сценарий литературно-музыкальной композиции, созданный по мотивам сказок А.Пушкина.
-
Обучение написанию сочинений различных жанров 2006
В предлагаемом материале представлены уроки развития речи по подготовке к написанию сочинений трех видов: рассказ по сюжетным картинкам (6-й класс); описание с элементами рассуждения (7-й класс); рассуждения проблемного характера (11-й класс).
-
Урок-игра "Что мы знаем о В.И. Дале" 2006
Имя В.И. Даля как составителя "Толкового словаря" хорошо знакомо и взрослым, и детям. Но далеко не все знают, как многогранен был этот великий человек. Датчанин по происхождению, но истинно русский душой и сердцем, Даль был и кадетом морского корпуса, и лекарем, и чиновником, и конструктором, и этнографом, и писателем, и составителем словаря. Жизни и деятельности этого человека и посвящен сценарий лекции-игры.
-
Сценарий историко-литературного праздника "За семью печатями". 7-й класс 2006
В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля культуры и науки, игроки разгадывают его имя. За каждый правильный ответ команда игроков получает печать, и право назвать имя героя предоставляется той команде, у которой окажется больше всего печатей. В данной игре "загадано" имя великого русского ученого М. В. Ломоносова.
-
Сценарий историко-литературного праздника "За семью печатями". 8-й класс 2006
В процессе игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного деятеля культуры и науки, игроки разгадывают его имя. За каждый правильный ответ команда игроков получает печать, и право назвать имя героя предоставляется той команде, у которой окажется больше всего печатей. В данной литературно-исторической игре "загадано" имя замечательного американского писателя Марка Твена (в 2005 году мы отметили 170 лет со дня его рождения и 95 лет со дня его смерти).
-
Конспект урока литературы в 11-м классе по теме: "Поэзия Владимира Высоцкого" 2006
В статье дана характеристика жанра авторской песни, раскрывается своеобразие песенного творчества В.Высоцкого, дан их биографический характер, политический подстекст.
-
Литературно-музыкальная гостиная "Любовь — это пятое время года". 11-й класс 2006
ЛЮБОВЬ... Она с равной силой окрыляла и мучила великих и безвестны. О ЛЮБВИ невозможно говорить простыми земными словами. Это под силу только поэзии и музыке. Литературно-музыкальная гостиная - это душевный, порой откровенный разговор о самом необыкновенном из человеческих чувств, это исследование любви, эстетическое и нравственное.
-
Пушкинская викторина (к 170-летию со дня гибели поэта) 2006
Данный материал может быть использован как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях. Викторина может проводиться в различной форме. Это может быть брейн-ринг, клуб знатоков, игра "Кто хочет стать миллионером?", "Умники и умницы" и т.д. Мероприятие может быть оживлено инсценировками фрагментов из произведений А. С. Пушкина, отрывками из музыкальных произведений, репродукциями картин.
-
Тема урока: "Путешествие в Сказкоград" 2006
Внеклассное чтение среди учеников начальных классов проходит в виде урока путешествия по сказкам.
-
Урок литературы по теме: "Природа глазами М.М. Пришвина в повести "Кладовая солнца" 2006
Из всех писателей выбрала Пришвина, так как тема природы волнует каждого. Это связано с красотой родного края. Необходимо учить детей анализировать произведение, выделять основную мысль, прививать бережное отношение к природе.
-
Индивидуализация речи героев комедии "Горе от ума" А.С. Грибоедова посредством пословиц, поговорок и "крылатых" слов 2006
Основная задача урока - проследить новаторские приёмы А.С. Грибоедова в индивидуализации речевых характеристик героев комедии "Горе от ума".
-
Краеведческая игра-викторина: "Я город свой знаю, ведь в нем я живу" 2006
Игра-викторина проводится в рамках факультатива в гуманитарных классах и посвящена истории и исскуству Астраханского края.
-
Интегрированный урок по творчеству В.П.Астафьева (математика и литература) 2006
Помимо проведения традиционных уроков по творчеству В.П.Астафьева можно провести урок-экскурсию, урок-диспут, и др. В 6-м классе мы провели интегрированный урок, который соединил в себе на первый взгляд два несовместимых предмета - математику и литературу. Перед учениками открывается целый мир новых эмоций, красота родной природы, которую можно увидеть и изобразить не только словами, но и методами математики.
-
Нестандартный урок литературы. "Брейн-ринг" по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2006
"Брейн-ринг" - это эффективная форма контроля ЗУН учащихся, которая сочетает принцип научности и занимательного литературоведения, повышает интерес к изучаемому предмету и позволяет педагогу систематизировать знания учащихся.
-
Рассказы А.П. Чехова на уроках литературы в 10-м классе. Обучение композиционному анализу прозаического текста 2006
Представлены фрагменты уроков в 10-м классе, на которых дети учились композиционному анализу прозаического текста А.П. Чехова.
-
Конспект урока на тему: "Ода Горация в переводах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина" 2006
Начиная с XVII века тема поэта и поэзии, образ музы, становятся традиционными темами лирики и получают развитие в XIX веке. В 1802 году к данной теме обращается А.Х. Востоков, известный поэт и лингвист, в 1836 году - А.С. Пушкин. Развивается тема и в XX веке.
-
Русская стихотворная пародия второй половины XIX века на уроках в 10-м классе 2006
Знакомя учеников с историко-литературным процессом и его этапами, учитель не может не обратить внимание на вопрос о литературной борьбе между двумя направлениями русской поэзии второй половины XIX века: демократическим и так называемым "чистым искусством". Уроки, отведенные изучению русской стихотворной пародии этого периода и ее роли, помогут сформировать у школьников представление о многообразии русской поэзии, позволят показать не недостатки и "ошибки", а художественные открытия, сделанные поэтами каждого из противоборствовавших лагерей.
-
Разработка открытого занятия по теме: "Творческое эссе" 2006
На занятии будем работать над развитием навыка написания творческого эссе, опираясь на собственные ассоциации, впечатления и раздумья, кроме того, расширим знания о жанре эссе, и научимся культуре общения в совместной творческой работе.
-
М.В.Ломоносов — патриот и гражданин, поэт и учёный 2006
Данная работа представляет подробную разработку урока по теме "Литература XVIII века. Классицизм". Материал содержит интересные сведения, позволяющие познакомиться с филологической деятельностью М.В. Ломоносова и его одической поэзией. Разнообразные методы и приёмы урока позволяют изучить эту сложную тему увлекательно и доступно.