Литература
-
Интегрированный урок: литература + информатика по теме: "Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина". 9-й класс 2006
Графический анализ текста является одной из форм работы на уроках литературы. Он способствует развитию творческого воображения, образного мышления учащихся и позволяет учителю определить, насколько учащиеся видят внутреннее состояние героя, его характер и детали в тексте. Данный урок является итоговым при изучении I главы романа «Евгений Онегин». Особенностью проведения этого урока является использование современных информационных технологий на уроках литературы.
-
Интегрированный урок: библиотека + литература по теме: "Лишь слову жизнь дана…" (по истории книжности) 2006
Эта фраза принадлежит перу известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина. Письменное или печатное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатлённое в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, прошедшими через века. Давайте же будем любить, читать, беречь это прекрасное творение, которое называется книга.
-
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего" 2006
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Применяются иллюстративные методы обучения. Учащиеся проводят исследовательскую работу в группах. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
-
Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2006
На уроке ученики самостоятельно раскрывают понятие «маленький человек» в литературном произведении, знакомятся с особенностями изображения «маленького человека» в повести А.С. Пушкина. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Экскурсия по музею литературного героя, музыка И. Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» помогает ребятам окунуться в эпоху и лучше понять образ «маленького человека» Самсона Вырина.
-
"И светят созвездья, качаясь, в сознании Польском и Русском…" К.Бальмонт и А.Мицкевич. (Русско-польские литературные связи) 2006
Данная разработка урока предполагает знакомство с одним из стихотворений А.Мицкевича, как в оригинале, так и в переводе К.Бальмонта. Интегрированный урок направлен на формирование новых и закрепление ранее полученных знаний в области польской и русской литератур, литературоведения, переводоведения и польского языка.
-
Конспект урока в 11-м классе по теме: "Анализ стихотворения поэта-футуриста" 2006
Учитель, осваивая с учениками поэзию Велимира Хлебникова, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла стихотворений поэта. Предлагаемый урок помогает глубже изучить особенности стихов В.Хлебникова, способствует внимательному изучению поэзии футуристов.
-
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "Художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета" 2006
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины и помогает усилить практическую направленность урока. Исследовательская работа учащихся на интегрированном уроке имеет широкие возможности для синтеза знаний, формирует умение использовать эти знания в иной отрасли, учит сравнивать и видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности, обобщать и делать выводы, формировать собственное аргументированное суждение.
-
Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс 2006
"Совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее..." (П.Флоренский). Прославление преподобного Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцов и Старцев Оптинских – явление, способствующее восстановлению традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры.
-
Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне Пушкиной 2006
Перед зрителями предстает сама героиня. Из ее уст можно услышать рассказ об истории рода Гончаровых, о детских годах жизни, отношениях с родителями. Звучат фрагменты писем Натали к брату Дмитрию, из которых мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие. Сам первый поэт России вспоминает историю первой встречи с Н.Н. Гончаровой и день венчания в церкви у Никитских ворот. Представлены письма поэта к жене, стихотворения, романсы о Натали, иконография героини. Перед нами предстает создание гения – прекрасный образ русской женщины-матери. Русской мадонны. Сценарий рассчитан на детей среднего и старшего возраста.
-
Сценарий гостиной "Сподобленный такой судьбе…", посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина 2006
Литературно-музыкальная гостиная "Сподобленный такой судьбе" посвящена 110-летию со дня рождения величайшего русского национального поэта XX века С.А. Есенина. Школьникам предоставляется возможность проследить влияние гения русской литературы на творчество С.А. Есенина, выявить внутреннюю связь в их произведениях, увидеть отношение С.А. Есенина к А.С. Пушкину. Материалом для гостиной послужили стихотворения, романсы, исследовательская работа учащегося, народные песни и частушки, инсценировка фрагмента из поэмы Есенина, текст ведущего… Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.
-
Урок литературы для 9-го класса по теме: "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?" "Пролог" 2006
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" и замысел автора через анализ "Пролога" (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия.
-
Урок-игра "В поисках сокровищ" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2006
Знакомство с художественной литературой, с эволюцией её возникновения и развития немыслимо без изучения зарубежной литературы. Однако многие шедевры трудны для восприятия учащихся 4–5-х классов. Поэтому часто на уроках зарубежной литературы я использую ролевые игры, в которых дети с удовольствием участвуют. Данный материал – интегрированный урок-игра, где проверяются знания учащихся по литературе и географии, развиваются творческие способности детей, прививается интерес и любовь к литературе.
-
От смыслопонимания к смыслотворчеству 2006
Задача словесника – научить владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков смысла. Познав тайны творчества, дети начинают ценить шедевры литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, где "все есть и ничего лишнего", создавая собственные.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
ТРИЗ-педагогика на уроках литературы 2006
В 70–80-е годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, решая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
-
Процесс взаимовлияния литературы и фольклора на примере исследования примет в рассказах А.П. Чехова 2006
Исследование примет в произведениях А.П. Чехова является одним из этапов изучения темы "Чехов и народная культура". В наше время одной из важных задач филологической науки признается изучение национального компонента в языке и литературе. Фольклорный материал в виде примет, поверий встречается в рассказах Чехова и выполняет различные функции: в одних случаях фольклорные реминисценции дают толчок для развития сюжета, создают комическую ситуацию ("Не судьба"), в других – помогают создать народно-поэтические образы ("Рано"). В рассказах "Драма на охоте", "Мертвое тело", "На пути", "Именины", "Соседи" Чехов, опираясь на поверья и приметы народно-поэтического календаря, создает картины русской природы, передает нюансы психологического состояния героев.
-
Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…" 2006
Один из уроков в теме "Многообразие поэтических индивидуальностей в поэзии Серебряного века", знакомящий учащихся с творчеством одного из ярких представителей поэзии символизма. На уроке подробно анализируется стихотворение "В тихий вечер на распутьи двух дорог..."
-
Урок литературы в 11-м классе по произведениям А.Платонова и Ф.М. Достоевского "Рай на земле" 2006
Урок литературы в 11-м классе "Рай на земле" на основе творчества А.Платонова и Ф.Достоевского способствует формированию у учащихся своей точки зрения на существование категории рая на земле, учит находить решение стоящих перед ними задач, способствующих развитию общечеловеческих ценностей и гражданского долга.
-
Тема урока: "Подвиг поэта" 2006
При изучении литературы о Великой Отечественной войне представляется особенно важным не ограничиваться декларативными, дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, ее всемирно-историческом значении, а попытаться дать учащимся прикоснуться сердцем к ее живым истокам, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней.
-
Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка" 2006
Владимир Иванович Даль – яркий светила нашей культуры, внесший бесценный вклад в самый ее фундамент, в основу всех других пластов отечественной науки – в науку о русском языке. Во всех произведениях Даля чувствуется его предельно бережное, трогательное отношение к русскому языку. Урок, проведенный по творчеству Даля, знакомит учащихся с составителем "Толкового словаря живого великорусского языка", способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает у ребят интерес и внимание к слову.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа) 2006
Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому. Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы...
-
Урок литературы в 6-м классе по теме: "Преданья старины глубокой…" (Мифы, легенды и сказки как отражение мифологических представлений ненцев) 2006
Урок внеклассного чтения в 6-м классе. В основе данного урока - работа групп учащихся, получивших разные по сложности задания. Основная задача урока - рассмотреть мифологические представления ненцев в контексте мировой мифологии.
-
Урок-исследование: "Голос скрипки в пустоте". В. Набоков "Облако, озеро, башня" 2006
Предлагаемый урок - продолжение знакомства с творчеством Владимира Набокова, одного из интереснейших представителей Серебряного века и литературы русского зарубежья.
-
Элективный курс "Словомейкерство. Дань моде или творчество" 2006
В данной работе представлена программа элективного курса, основу которого составляет изучение видеом и видух (визуальный образ стихотворения) А. Вознесенского. Ценители его творчества утверждают, что это «не бездумная игра в словеса, а постоянный, молодой порыв к смыслу, к сути». К этой статье прилагаются некоторые видеомы А. Вознесенского и задания к ним, а также работы учеников.
-
А.И. Куприн "Поединок": нравственные и социальные проблемы, гуманистическая позиция автора 2006
Открытый урок обобщения и систематизации знаний с использованием различных форм и приемов работы по анализу идейно-художественного своеобразия повести А.И. Куприна.
-
Программа курса предпрофильной подготовки по литературе с ориентацией на гуманитарный профиль для учащихся 9-х классов на тему: "Художественное моделирование прошлого и будущего" 2006
Элективный курс по литературе поможет девятиклассникам в условиях профильной школы не только познакомиться с произведениями писателя-фантаста И.А. Ефремова, но и даст возможность самим, используя алгоритм писателя, "смоделировать" свой рассказ.
-
Современный урок литературы — единство интеллектуального и нравственного содержания 2006
Урок литературы должен включать аспекты и нравственного, и интеллектуального развития. В современных условиях для активизации учебной деятельности есть масса возможностей: разноуровневые задания, групповые формы, проблемные ситуации, практикумы, семинары. Реализацию вышеизложенных аспектов включает предлагаемая разработка урока литературы в 8-м классе на материале произведений А.С. Пушкина.
-
Анализ стихотворения Ю.Кузнецова "Атомная сказка". Материалы к уроку "В творческой мастерской" (по учебнику под редакцией А.Г. Кутузова "В мире литературы"). 8-й класс 2006
Об уроке, как воспитании, обучении, развитии ученика.
-
Анализ рассказа А.П. Чехова "Студент". 9-й класс 2006
Урок литературы в 9-м классе с целью познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа А. Чехова. На уроке учащиеся учатся подводить иоги, обобщать факты, формулировать выводы о связи времен, нравственной преемственности поколений.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний". 10–11-й класс 2006
В статье представлен урок внеклассного чтения по рассказу Г.Я. Бакланова "Нездешний", текст заставляет учащихся ещё раз задуматься о том, что любая война страшна. И не только потому, что гибнут люди, но и потому, что молодые солдаты получают серьёзные психологические травмы. А это не менее страшно, чем смерть. Больно сегодня видеть двадцатилетних ребят, пытающихся в вине забыть страшные чеченские "видения". Нам очень непросто понять и принять то, что происходит в стране. Почему одни наслаждаются жизнью, другие же её "отдают"? Все эти и многие другие вопросы поднимает рассказ современного писателя.