Литература
-
Проблема личности и общества в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" 2006
Проблема «Личность и общество» в русской литературе.
-
План-конспект открытого урока по теме: "Война и судьба детей" (сопоставление рассказа М. Шолохова "Судьба человека" и повести А. Приставкина "Ночевала тучка золотая"). 9-й класс 2006
Цель нашего занятия - сопоставить два произведения и выявить, в каком из них, на ваш взгляд, глубже показана трагедия детей. К пониманию трагических ситуаций, в которых оказались герои, мы будем подходить через слово, потому что литература - это, прежде всего, искусство слова. Главной " помощницей" на нашем занятии будет "художественная деталь".
-
Луиджи Да Порто "История двух благородных влюбленных и их скорбной смерти, произошедшей в Вероне во времена синьора Бартоломео Делла Скала" и "Ромео и Джульетта" Уильяма Шекспира 2006
Сравнительный анализ двух произведений, объединенных не только одними героями, но и схожими сюжетами, дабы пробудить интерес учащихся к изучению других, более сложных для восприятия, драматических произведений английского автора. Не следует разбивать уроки на два отдельных занятия, чтобы не нарушить целостности художественного восприятия.
-
Урок-композиция "Поэт ислама" 2006
Эмоционально-образные формы урока многосторонне приобщают учеников к творчеству: это попытка создания сценария композиции, творческое знакомство с критической литературой, отбор стихов и их исполнение, поиски живописных и музыкальных произведений, усиливающих эмоциональное впечатление. Сотворчество, способное сформировать любителей и ценителей искусства, - вот что дает такая работа для школьников.
-
Лабораторная работа "Интерпретация художественного текста" (по рассказу А.Приставкина "Фотографии") 2006
Цели и задачи урока: > познакомить с писателем; научить вдумываться в текст, проникать в авторский замысел, интерпретировать художественное произведение, постигать его смысл, идею и концепцию; > обратить внимание учащихся на важность в жизни человека таких понятий, как «память», «любовь», «забота», «милосердие», «ответственность»; воспитывать культуру эстетических и нравственных чувств.
-
Урок-импровизация по русскому языку как способ творческой самореализации учителя 2006
В Ангарском педагогическом колледже в рамках занятий, педпрактики, конкурса "Студент года" получила распространение практика проведения студентами уроков-импровизаций. Технологию их организации отражает статья и представленные конспекты уроков на темы: "Вводные слова" (5 кл.), "Летописание" (8 кл.); "Словообразование" (6 кл.); "Житие Александра Невского" (8 кл.). В приложении компьютерные презентации к урокам "Вводные слова", "Житие Александра Невского".
-
Инсценирование древнегреческих мифов на занятиях по мировой художественной культуре 2006
В материале представлены подходы к изучению темы "Мифы Древней Греции" на занятиях по мировой художественной культуре в педагогическом колледже через инсценирование мифов: "Орфей и Эвридика"; в приложениях: 1) "Похищение золотого руна"; 2) "Дедал и Икар"; 3) "Борей и Орифия"; 4) "Персей".
-
Мастер-класс "Воспитание гуманистических и нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М. Достоевского и А.И. Куприна" 2006
В колледже получила распространение практика мастер-классов, где педагоги представляют авторские подходы к реализации учебно-воспитательного процесса. Данная статья отражает результаты осмысления путей преподавания дисциплины "Детская литература", обеспечивающих воспитание у будущих педагогов гуманистических нравственных ориентиров через изучение рождественских рассказов Ф.М.Достоевского и А.И. Куприна, и содержит конспект мастер-класса.
-
Урок литературы по теме: "Источники бунта Родиона Раскольникова" 2006
Занятие на тему "Источники бунта Родиона Раскольникова" отражает пути формирования в педагогическом колледже культуротворческой образовательной cреды. Цель занятия - выявить источники бунта Родиона Раскольникова на основе анализа условий жизни, в которых зарождаются античеловеческие теории; подвести будущих учителей к самостоятельному осмыслению конфликта между героями и миром, отрицаемым ими, противостояния циничных теорий и совести.
-
Интегрированный урок: литература + информатика по теме: "Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина". 9-й класс 2006
Графический анализ текста является одной из форм работы на уроках литературы. Он способствует развитию творческого воображения, образного мышления учащихся и позволяет учителю определить, насколько учащиеся видят внутреннее состояние героя, его характер и детали в тексте. Данный урок является итоговым при изучении I главы романа «Евгений Онегин». Особенностью проведения этого урока является использование современных информационных технологий на уроках литературы.
-
Интегрированный урок: библиотека + литература по теме: "Лишь слову жизнь дана…" (по истории книжности) 2006
Эта фраза принадлежит перу известного русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина. Письменное или печатное, оно хранится веками и звучит как отголосок Древности, как завет старых поколений новым. Слово, запечатлённое в книгах, является поистине сокровищем, неоспоримым историческим памятником, прошедшими через века. Давайте же будем любить, читать, беречь это прекрасное творение, которое называется книга.
-
Урок литературы с использованием компьютерных технологий по теме: "Взгляд в прошлое из нашего настоящего" 2006
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Применяются иллюстративные методы обучения. Учащиеся проводят исследовательскую работу в группах. Осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ученику.
-
Урок литературы по теме: "Образ маленького человека" в повести А.С. Пушкина "Станционный смотритель" 2006
На уроке ученики самостоятельно раскрывают понятие «маленький человек» в литературном произведении, знакомятся с особенностями изображения «маленького человека» в повести А.С. Пушкина. В качестве наглядного материала используется презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point. Экскурсия по музею литературного героя, музыка И. Шварца к кинофильму «Станционный смотритель» помогает ребятам окунуться в эпоху и лучше понять образ «маленького человека» Самсона Вырина.
-
"И светят созвездья, качаясь, в сознании Польском и Русском…" К.Бальмонт и А.Мицкевич. (Русско-польские литературные связи) 2006
Данная разработка урока предполагает знакомство с одним из стихотворений А.Мицкевича, как в оригинале, так и в переводе К.Бальмонта. Интегрированный урок направлен на формирование новых и закрепление ранее полученных знаний в области польской и русской литератур, литературоведения, переводоведения и польского языка.
-
Конспект урока в 11-м классе по теме: "Анализ стихотворения поэта-футуриста" 2006
Учитель, осваивая с учениками поэзию Велимира Хлебникова, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла стихотворений поэта. Предлагаемый урок помогает глубже изучить особенности стихов В.Хлебникова, способствует внимательному изучению поэзии футуристов.
-
Интегрированный урок литературы и математики по теме: "Художественное своеобразие лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета" 2006
Бинарный урок литературы и математики объединяет две дисциплины и помогает усилить практическую направленность урока. Исследовательская работа учащихся на интегрированном уроке имеет широкие возможности для синтеза знаний, формирует умение использовать эти знания в иной отрасли, учит сравнивать и видеть за отдельными жизненными фактами, явлениями закономерности, обобщать и делать выводы, формировать собственное аргументированное суждение.
-
Тема урока: "Духовник всея Руси". 8-й класс 2006
"Совершенно бесспорно, что духовная культура во всем ее объеме должна идти не мимо Оптиной, а сквозь нее, питаясь от нее..." (П.Флоренский). Прославление преподобного Амвросия в год Тысячелетия Крещения Руси и причисление к лику святых Собора преподобных отцов и Старцев Оптинских – явление, способствующее восстановлению традиционных нравственных ценностей и преемственности нашей культуры.
-
Сценарий гостиной "Чистейшей прелести чистейший образец", посвященной Наталье Николаевне Пушкиной 2006
Перед зрителями предстает сама героиня. Из ее уст можно услышать рассказ об истории рода Гончаровых, о детских годах жизни, отношениях с родителями. Звучат фрагменты писем Натали к брату Дмитрию, из которых мы узнаем, как понимала Наталия Николаевна всю тягость положения Пушкина, как старалась помочь ему, щадя при этом его самолюбие. Сам первый поэт России вспоминает историю первой встречи с Н.Н. Гончаровой и день венчания в церкви у Никитских ворот. Представлены письма поэта к жене, стихотворения, романсы о Натали, иконография героини. Перед нами предстает создание гения – прекрасный образ русской женщины-матери. Русской мадонны. Сценарий рассчитан на детей среднего и старшего возраста.
-
Сценарий гостиной "Сподобленный такой судьбе…", посвященной 110-летию со дня рождения С.А. Есенина 2006
Литературно-музыкальная гостиная "Сподобленный такой судьбе" посвящена 110-летию со дня рождения величайшего русского национального поэта XX века С.А. Есенина. Школьникам предоставляется возможность проследить влияние гения русской литературы на творчество С.А. Есенина, выявить внутреннюю связь в их произведениях, увидеть отношение С.А. Есенина к А.С. Пушкину. Материалом для гостиной послужили стихотворения, романсы, исследовательская работа учащегося, народные песни и частушки, инсценировка фрагмента из поэмы Есенина, текст ведущего… Гостиная рассчитана на детей среднего и старшего возраста.
-
Урок литературы для 9-го класса по теме: "Н.А. Некрасов "Кому на Руси жить хорошо?" "Пролог" 2006
Цель: определить историческую основу поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" и замысел автора через анализ "Пролога" (фольклорные, эпические мотивы, мотив дороги) для дальнейшего целостного восприятия.
-
Урок-игра "В поисках сокровищ" (по роману Р.Л. Стивенсона "Остров сокровищ") 2006
Знакомство с художественной литературой, с эволюцией её возникновения и развития немыслимо без изучения зарубежной литературы. Однако многие шедевры трудны для восприятия учащихся 4–5-х классов. Поэтому часто на уроках зарубежной литературы я использую ролевые игры, в которых дети с удовольствием участвуют. Данный материал – интегрированный урок-игра, где проверяются знания учащихся по литературе и географии, развиваются творческие способности детей, прививается интерес и любовь к литературе.
-
От смыслопонимания к смыслотворчеству 2006
Задача словесника – научить владеть русской речью, видеть безграничные возможности слова в выражении оттенков смысла. Познав тайны творчества, дети начинают ценить шедевры литературы, узнавать приемы создания произведения, видеть совершенство, где "все есть и ничего лишнего", создавая собственные.
-
Формирование у учащихся навыков лингвистического анализа художественного произведения на уроках словесности 2006
Тяга к воссозданию особого мира чрезвычайно велика у подростков. Однако тенденциозная заданность школьных сочинений иссушает и желание выразить свое состояние словами и вкус к сочинительству, которое активно проявляется в создании устных небывальщин про себя, про любимого героя. Испытание в серьезном жанре помогает и вернуть это состояние, и обрести вдохновение. Cвободу творчества могут дать интегрированные уроки литературы и русского языка, в которых формируются навыки лингвистического анализа текста.
-
ТРИЗ-педагогика на уроках литературы 2006
В 70–80-е годы XVIII века вопросы крепостного права, служения отечеству, воспитания и нравов были очень злободневны. Сатирические журналы и художественная литература много внимания уделяли этим вопросам, решая их по-разному, в соответствии со взглядами авторов. Фонвизин тоже не остался в стороне от этих проблем.
-
Процесс взаимовлияния литературы и фольклора на примере исследования примет в рассказах А.П. Чехова 2006
Исследование примет в произведениях А.П. Чехова является одним из этапов изучения темы "Чехов и народная культура". В наше время одной из важных задач филологической науки признается изучение национального компонента в языке и литературе. Фольклорный материал в виде примет, поверий встречается в рассказах Чехова и выполняет различные функции: в одних случаях фольклорные реминисценции дают толчок для развития сюжета, создают комическую ситуацию ("Не судьба"), в других – помогают создать народно-поэтические образы ("Рано"). В рассказах "Драма на охоте", "Мертвое тело", "На пути", "Именины", "Соседи" Чехов, опираясь на поверья и приметы народно-поэтического календаря, создает картины русской природы, передает нюансы психологического состояния героев.
-
Урок литературы в 11-м классе. Анализ стихотворения Федора Сологуба "В тихий вечер на распутьи двух дорог…" 2006
Один из уроков в теме "Многообразие поэтических индивидуальностей в поэзии Серебряного века", знакомящий учащихся с творчеством одного из ярких представителей поэзии символизма. На уроке подробно анализируется стихотворение "В тихий вечер на распутьи двух дорог..."
-
Урок литературы в 11-м классе по произведениям А.Платонова и Ф.М. Достоевского "Рай на земле" 2006
Урок литературы в 11-м классе "Рай на земле" на основе творчества А.Платонова и Ф.Достоевского способствует формированию у учащихся своей точки зрения на существование категории рая на земле, учит находить решение стоящих перед ними задач, способствующих развитию общечеловеческих ценностей и гражданского долга.
-
Тема урока: "Подвиг поэта" 2006
При изучении литературы о Великой Отечественной войне представляется особенно важным не ограничиваться декларативными, дежурными восклицаниями о величии нашей Победы, ее всемирно-историческом значении, а попытаться дать учащимся прикоснуться сердцем к ее живым истокам, "примерить на себя" и героизм, и трагизм тех дней.
-
Тема урока: "Хранитель сокровищ русского языка" 2006
Владимир Иванович Даль – яркий светила нашей культуры, внесший бесценный вклад в самый ее фундамент, в основу всех других пластов отечественной науки – в науку о русском языке. Во всех произведениях Даля чувствуется его предельно бережное, трогательное отношение к русскому языку. Урок, проведенный по творчеству Даля, знакомит учащихся с составителем "Толкового словаря живого великорусского языка", способствует обогащению их словарного запаса, воспитывает у ребят интерес и внимание к слову.
-
Урок-дискуссия в 11-м классе на тему: "Человек — революция — война" (4 часа) 2006
Цель урока: дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой все приходится каждый раз решать заново и за все отвечать самому. Задача: обогащать нравственно-эстетическое сознание учащихся теми художественными открытиями, которые сделали писатели в поисках ответов на извечные и неразрешимые вопросы...